Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глобализацию мировой экономики можно разбить на три этапа:



1. 1944–1976 гг. Первый этап ознаменовался формированием новой мировой валютной системы (Бреттон-Вудской) и созданием наднациональной организации, наделенной правом следить за функционированием мировой валютной системой — МВФ.

2. 1976–1991 гг. На смену Бреттон-Вудской пришла Ямайская валютная система, впервые вводится в оборот термин «глобализация» (1983 г.), перестает существовать биполярный мир

3. С 1991 г. — по настоящее время. В мире остается одна «сверхдержава» — США, укрепляют свои позиции ТНК и ТНБ, стремительно увеличивается международное движение капитала.

 

9. Теории глобализации: К. Поппера, Ж. Аттали, И. Валлерстайна, З. Бжезинского.

Теория «открытого общества» (К. Поппер)

Идея открытости стран для западной модернизации, для такой формы глобализма как вестернизация. «Открытое общество», по его мнению, есть тип социальной организации, в рамках которого утверждаются и развиваются институты, содействующие свободе». Образцом такого общества К.Поппер и считал Западное общество, несущее всему миру, с его точки зрения, «институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды».

 

Жак Аттали

Выделил в человеческой истории три эпохи (строя) религиозную, завоевательную и торговую. Первая из них выдвинула культ Бога, вторая культ Силы и третья культ Денег. Если высшим олицетворением религиозного строя стал священник, а завоевательноговождь (король, царь, правитель), то торгового финансист или торговец, высшим проявлением которых станет «новый кочевник», т.е. человек, кочующий по миру как гражданин мира. Две первые эпохи в развитии общества, по мнению Ж.Аттали, следует рассматривать как неудачные попытки глобализации, стирания границ между государствами. Так, в религиозную эпоху христиане пытались объединить человечество под эгидой своего Бога, а мусульмане своего. В эпоху же завоеваний подобная попытка предпринималась великими полководцами (например, Александром Македонским или Чингисханом). Однако глобализационный потенциал религии и вооруженной силы оказался недостаточным, чтобы довести объединение человечества до конца. Третья попытка глобализации человечества будет осуществлена представителями финансовой элиты, которых Ж.Аттали называет «новыми кочевниками». Они провозвестники новой формы торгового строя, нового мирового порядка. Они подлинные граждане мира, лишенные каких-либо национальных или культурных предрассудков. Финансисты, по мнению Ж.Аттали, в конечном счете возвысятся над миром как его надгосударственная и наднацинальная элита, превратившись в мировое правительство. Используя современные информационные технологии, они превратят нашу планету в единое финансово-экономическое пространство, в котором в товар превратится даже сам человек, а о его достоинствах будут судить только по одному критерию количеству денег в его кошельке. Впрочем, сами деньги приобретут форму магнитных карточек.

 

Иммануил Валлерстайн

Если К.Поппер поделил все общества на два противоположных типа закрытые и открытые, то Иммануил Валлерстайн разбил их на три типа «минисистемы», «мировые империи» и «мировые экономики». Первые представляют собою маленькие общества, для которых характерно единство культуры, а вторые мировые империи, в рамках которых оказывались разные культуры. Под последним же типом общества («мировой экономики») И.Валлерстайн имел в виду в своей работе «Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества» не что иное, как капитализм («капиталистическую систему»). Капитализм охватил, по мнению И.Валлерстайна, весь земной шар уже к концу ХІХ века. И в начале ХХI столетия опять существует та же одна историческая система на земном шаре. И.Валлерстайн верит, что будущее человечество не будет жить при капитализме, ему на смену, с его точки зрения, должна прийти более совершенная «историческая система». Но в данный период великого всемирного беспорядка, кризиса современной миросистемы, исторического капитализма человечество пойдет вперед, считает И.Валлерстайн, только в том случае, если будет в состоянии ясно рассмотреть всю картину. Это будет период двойной борьбы борьбы за сиюминутное выживание и борьбы за оформление грядущей исторической системы, которая в конце концов возникнет из нынешнего системного хаоса. Те, кто пытаются создать новую структуру, повторяя ключевую черту существующей системы иерархическое неравенство, сделают все для сосредоточения внимания человечества на проблеме сиюминутного выживания, чтобы мы не смогли выдвинуть исторические альтернативы их проекту поддельной, поверхностной трансформации мира.

 

Збигнев Бжезинский

Наиболее последовательно и четко принцип вестернизациив объединении его с финансово-экономической составляющей обосновывает в своей концепции глобализма Збигнев Бжезинский. Его главная работа, где изложено его видение и понимание глобализационной картины мира «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» (1997). Под «великой шахматной доской» имеется в виду весь мир, а под малой «шахматной доской» Евразия. «Евразия, заявляет ее автор во введении является «шахматной доской», на которой продолжается борьба за мировое господство, и такая борьба затрагивает геостратегию стратегическое управление геополитическими интересами». З.Бжезинский склонен думать, что финансово-экономический и культурный центр нового мирового порядка сохранится на бесконечное будущее за единственной и бесспорной сверхдержавой США. В качестве же главных «агентов влияния» этого порядка он мыслит транснациональные корпорации, возглавляемые финансовой олигархией. Они и должны превратить нашу планету в единый финансово-экономический и культурный организм, сердцем которого станут США, а ее мозгом наднациональное финансовоолигархическое правительство. «Очертания мира завтрашнего дня», рисуемые З.Бжезинским, как видим, больше всего гармонируют с глобалистской картиной мира Жака Аттали. З.Бжезински, вместе с тем, видит свою цель не в прорицании «общества кочевников», а в установлении американского гегемонизма во всем мире вообще и в Евразии в особенности.

 

10. Концепция и теории международной торговли: Меркантелистов, А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера-Б.Олина, В. Леонтьева.

Меркантелизм - учение о приоритетности торговли в отношениях между странами. Согласно ему торговля есть источник богатства, который берется из сферы обращения; богатство - это золото и драгоценности. Является одним из первых глобальных экономических систем взглядов.

Основные принципы:

1. протекционизм - защита национальных интересов (административные меры);

2. фритрейдерство - свободная торговля, экономическая открытость границ (экономические меры).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь