Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Урок № 3. Взаимообучение 1. Технологическая карта урока



Вызов Осмысление Рефлексия
Игра «Верите ли вы в то, что...» Зигзаг Сводная таблица

Стратегия «Зигзаг».

Шаг 1. Разбейте учебную группу на подгруппы и распределите мате0 риал.

Вся группа делится на четверки. Каждому члену четверки достается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу (т.е. первый член группы отвечает за первую часть текста, второй - за вторую и т.д.)

Шаг 2. Экспертные группы изучают материал и готовят его презентацию.

Экспертные группы объединяют учащихся, которым дан для изуче0 ния один и тот же материал. Партнеры - эксперты читают и изучают свой материал сообща, планируют эффективные способы его преподать и за0 тем проверить, как его поняли их товарищи в первоначальных четверках.

Шаг 3. Вернитесь в первоначальные группы для взаимообучения и проверки.

Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом. Задача команды: чтобы каждый овладел всей темой целиком.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.

Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее член овладел всем мате0 риалом. Отдельных членов группы могут затем попросить продемонст0 рировать свои знания самыми разными способами (к примеру, написав письменную проверочную работу, ответив устно на ряд вопросов, дав презентацию материала, которому их обучили товарищи по группе).

Сравнительная таблица

  Необходимая подготовка Стабильность работы Уровень заработка Моральное удовлетворение
Художник Сравнительно про0 должительная: учеба и долгая практика для обретения мастерства Низкая: можно предвидеть затяж0 ные «голодные» периоды Неопределенный Высочайшее
Фабричный рабочий Менее продолжи0 тельная Средняя: переме0 ны, сокращения Средний Может быть сов0 сем небольшим

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________45

Сравнительная таблица. Этот прием предполагает сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблицу можно строить так: по горизонта0 ли то, что подлежит сравнению, а по вертикали - различные черты и свой0 ства, по которым это сравнение происходит. К примеру, в концептуаль0 ной таблице может сравниваться несколько различных профессий.

План урока

Тема: «Развитие городского транспорта в Санкт0Петербурге на рубе0 же ХIХ-ХХ веков».

Задание 1. Обсудите в рабочей группе вопросы0высказывания и со0 гласитесь или опровергните предложенную информацию.

Задание 2. Разойдитесь по экспертным группам, изучите предложен0 ный отрывок текста, подготовьте его презентацию.

Задание 3. Вернуться в рабочую группу, каждому презентовать отры0 вок, осмысленный в экспертной группе, сгруппировать информацию, за­полнив сводную таблицу.

Необходимый комментарий

Очевидно, что на уроке используется групповая форма организации. Прежде чем привести примеры проведенных по этому и похожему плану уроков, необходимо, на наш взгляд, напомнить основные особенности групповой работы.

«Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического об0 щения». Бахтин М.М.

Групповая форма организации учебного процесса вырастает из об0 щей потребности человека к активному обмену информацией, необхо0 димой для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения зна0 ний. Не секрет, что ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или пере0 дает другим. Знания в этом случае актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются. Еще в «Великой дидактике» Ян Амос Каменский оценил обращенную речь как катализатор мышления. Он со0 ветовал ученику искать того, кому можно было бы объяснить изучаемое. Л.Выготский указывал на то, что интеллектуальный рост является продук0 том как внутренних, так и внешних, то есть социальных, процессов. Он предположил, что более высокий уровень мышления возникает из взаи0 моотношений, диалога между людьми. Реальная практика подтверждает эти идеи.

46_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, все0 гда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каж0 дым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помога0 ют друг другу, несут коллективную ответственность за приобретаемые знания. Происходит индивидуальное обобщение знаний каждого учени0 ка, ориентированное на коллективный интеллект класса.

Процесс обучения при групповой работе в значительной степени индивидуализируется за счет регулирования темпа продвижения при обу0 чении, индивидуальной помощи от учителя, учеников0консультантов, од0 ногруппников.

Таким образом групповая работа в обучении, как правило, использу0 ется в качестве средства для активизации деятельности учащихся в про0 цессе усвоения ими определенного учебного содержания, являясь одно0 временно средством обучения взаимодействию. При групповой работе учащиеся работают над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдви0 нуть оригинальное решение. Среди ведущих идей групповой работы мож0 но назвать:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов (вербализация мысли);

- обмен способами действия (в своем мышлении мы, как правило, эго­центричны, считая, что все мыслят также, как мы);

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Процесс организации работы в группах складывается из следующих элементов:

1. Подготовительный этап, который включает такие шаги: точное осоз0 нание целей использования данной технологии, определение пробле0 мы, подбор форм групповой работы согласно целям, подготовку ос0 нащения. Оснащение состоит из: учебного материала, заданий, крат0 кой и четкой инструкции, точного расчета времени, расположения групп в пространстве класса, выбора принципа формирования групп, плана распределения групповых интеллектуальных ресурсов.

2. Выполнение учебного задания, которое начинается с распределения исполнительских ролей.

На этапе обучения роли могут распределяться учителем, затем учи0 тель обозначает лишь ролевые функции. Возможны такие роли: органи0

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________47

затор (лидер, ведущий), «расширитель» словарного запаса, иллюстратор, связной (ищет и устанавливает связи между текстом и окружающим ми0 ром, находит параллели), фиксатор (тот, кто записывает идеи), репортер (тот, кто излагает классу), таймер (хронометрист).

На этом же этапе учащимся необходимо напомнить правила работы в группе. Например, такие:

- свободный обмен мнениями (каждый имеет право вносить свои мне­ния, предлагать свои варианты, выдвигать гипотезы и идеи, каждо­му предоставляется право на ошибку, на первом этапе работы вво­дится запрет на критику);

-уважение к мнению каждого участника (мнение, высказанное участ­ником дискуссии, не должно остаться без внимания, должно быть ус­лышано);

- терпимость к критике (поощрять критику, касающуюся существа дела, но не критику личности).

Преподаватель на этом этапе обеспечивает режим « саморегуляции», старается не вмешиваться в работу групп, но при необходимости прихо0 дит на помощь тем, у кого возникли вопросы. 3. Затем следует презентация результатов, общий вывод из результатов,

рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы

и своего участия в ней.

При групповой работе школьники усваивают элементы организаци0 онной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступления в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптируются к производственному, жизненному ритму. Способность строить конструк0 тивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущее успешное вхождение во взрослую жизнь. Если необходимые умения не приобрета0 ются, ребенок оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовы0 ми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым. Коммуникатив0 ные способности человека проявляются во владении средствами коммуни0 кации, в использовании таких средств, в построении процесса общения, в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной ком0 муникации. То есть коммуникативные способности формируются на сты0 ке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого общения.

В результате группового взаимодействия учащиеся должны познако0 миться с основными условиями конструктивного общения:

48_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

- способность анализировать ситуации межличностного взаимодей­ствия, вычленяя причины и следствия своей реакции и реакции парт­нера;

- способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходи­мый для успешного общения в дальнейшем;

- способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.

Однако для интеллектуально одаренных детей такая форма работы не всегда оправдана, так как в подростковом возрасте они склонны к ин0 дивидуальной работе, для них мнение интеллектуального взрослого важ0 нее мнения сверстников, которых они, как правило, опережают в разви0 тии.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования кучите-лю, осуществляющему управление классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, регулировать взаимодействие учащихся. Учитель должен помнить, что в школе ребенок восходит к самому себе, учась понимать других и окружа­ющий мир, раскрывая в себе способности и таланты, обретая реальные ценности сознательной жизни и умения их достигать. Навыки взаимо­действия, которые получает ребенок в школе, обеспечат ему всесторон­нюю социализацию в мире взрослых людей: свободно вступать в диалог, четко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым, к замечаниям. По словам О Мандельштама: «Каждый че­ловек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с дру­гими».

Технология развития критического мышления имеет богатый выбор приемов и стратегий, которые авторы проекта называют «Учение сообща». В предложенном уроке используются «Зигзаг» и «Сводная таблица».

Как мы уже говорили, целью стратегии «Зигзаг» является изучение и систематизация большого по объему материала. Учитель предваритель0 но разбивает текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количе0 ство отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Напри0 мер, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в рабочих группах - 5 человек.

Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных при0 емов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________49

На стадии осмысления класс делится на экспертные группы. Каждой группе выдаются тексты различного содержания. Учащиеся работают с текстом, либо выделяя главное, либо составляя опорный конспект, либо используют одну из графических форм (например, «кластер»), составля0 ется общая презентационная схема рассказа по теме. По окончанию ра0 боты учащиеся переходят в свои рабочие группы.

На стадии размышления в рабочих группах оказываются специалис0 ты по каждой из предложенных классу тем.

Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В груп0 пе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. В нашем уроке это заполнение сводной таблицы.

Основной смысл использования приема «Сводная таблица» в техно0 логии развития критического мышления заключается в том, чтобы выя0 вить «линии сравнения», характеристики или критерии, по которым уча0 щиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее. Для того чтобы в какой0нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, мож0 но предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все пред0 ложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их опреде0 лить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Катего0 рии сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его про0 чтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, воп0 росов, восклицаний, цитат и так далее.

Предлагаем вам план0конспект урока истории, проведенного учите0 лем гимназии № 177 С.Петербурга Муштавинской И.В.

На стадии вызова учитель использует прием «Верите ли вы?», т.е. про0 сит учащихся (они размещены по 6 человек в группе) ответить на вопро0 сы и обосновать свое мнение.

Верите ли вы в то:

- что уже в конце XIX века Городская дума рассматривала вопрос о стро0 ительстве метрополитена, был даже утвержден проект строительства первой линии метро?

- что первый в мире трамвай пошел в Санкт0Петербурге?

- что в начале века стать извозчиком было непросто, необходимо было сдать экзамены по французскому языку и астрономии?

50_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

- что в первых правилах дорожного движения автомобили не должны были превышать скорость 12 верст в час в черте города?

- что трамвайные линии были проложены в зимнее время по льду Невы?

- что самый популярный вид городского транспорта назывался «сорок мучеников»?

- что одним из популярнейших видов транспорта был водный? Обсуждение ответов идет в группах, затем группы последовательно

отвечают на вопросы для всего класса. А можно каждой группе предло0 жить для обсуждения и озвучивания один0два вопроса.

На стадии осмысления участникам предлагается разойтись в экспер0 тные группы (6 групп по количеству текстов) с тем, чтобы прочитать текст, обсудить его, разработать алгоритм презентации для членов ра0 бочей группы.

Варианты текстов:

ТЕКСТ 1: «ИЗВОЗЧИКИ»

До 1847 года извозчики представляли собой единственный вид наземного городского пассажирского транспорта, существовавший в Петербурге наря0 ду с частными каретами и колясками. Извозчики появились уже вскоре пос0 ле основания города. По мере того, как рос город, непрерывно росло их ко0 личество. Например, в 1750 году их было около 3000, в 17900м - 4600; а в 1900 году было выдано жестяных знаков: для ломовых - 22 752, для дышловых и троечных запряжек - 1897, для дрожек - 13 666 и для саней - 15 989. Наибо0 лее многочисленны были одноконные пролетки. Извозчиков на них презри0 тельно называли «ваньками». Работали они по большей части «от хозяина», которому принадлежали как лошадь, так и экипаж. В любую погоду - в про0 ливной дождь или в зимнюю пургу - выезжали они на тощей лошаденке, зап0 ряженной в далеко не первоклассную пролетку, - в лучшем случае ее колеса были на литых резиновых шинах. Извозчик, в армяке, подпоясанный крас0 ным кушаком, восседал на козлах. Он медленно проезжал по булыжным ули0 цам, останавливался в дозволенных местах и с нетерпением ждал зова: «Эй, извозчик!» Но были и другие извозчики - лихачи на щегольских экипажах с сытыми, великолепными рысаками. И колеса у экипажей были на дутых ши0 нах, и сбруя у лошадей отличная, и электрические фонари на оглоблях, и сзади на поясе у извозчиков часы для удобства пассажиров. И сами они, в синих добротных тулупах, в шапках «под бобра» и непременно с традицион0 ной окладистой бородой, картинно сидели на козлах. А когда с ветерком про0 носились мимо неказистых пролеток, с издевкой бросали: «Па0ди, берегись!» И там, где «ванька» свезет за четвертак и еще рад будет, эта братия брала си0 ненькую (пять рублей), да с таким видом, будто делает одолжение. Более 200 лет жили в городе извозчики всех рангов - от скромного «ваньки» до лихача0 «аристократа». Окончательно этот вид городского транспорта исчез в 19300х годах.

В 1901 году в газете «Новости» была помещена статья, рассказывающая о пер0 вом выпуске «ученых извозчиков», которые в течение двух с половиной лет посещали специально созданные курсы. «Испытание, - писалось в ней, -производилось публично в зале Городской думы, а на улице перед зданием

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)________________51

Думы стояли извозчичьи пролетки нового типа, обязательного отныне для всех извозчиков и извозопромышленников в Петербурге. На курсах извоз0 чиков обучали географии Петербурга и его окрестностей, французскому язы0 ку, управлению лошадьми, новой извозчичьей таксе, астрономии (специаль0 но для ночных извозчиков) и хорошим манерам. Успешно выдержали испы0 тание и признаны окончившими курс пятьдесят пять извозчиков... шестиде0 сяти ученикам назначена переэкзаменовка по французскому языку, двадца0 ти - по географии и пятнадцати - по астрономии».

ТЕКСТ 2: «ОМНИБУС»

Быстрый рост города требовал реформ в области городского транспорта. В 1847 году появились маршрутные омнибусы, то есть общественные кареты. Омнибус по0латыни значит «для всех». В 1843 году по улицам Петербурга от Невского проспекта до Полюстрова проехала первая общедоступная обще0 ственная карета, названная омнибусом. Первый опыт оказался неудачным. Только через три года, в 1847 году, когда дело общественного транспорта воз0 главил директор Первого кадетского корпуса Шлиппенбах, на улицы города вышли красивые экипажи с надписью по бортам: «Карета Невского проспек0 та». Первый маршрут этого вида транспорта прошел от Знаменской площади (ныне площадь Восстания) по Невскому проспекту к Английской набереж0 ной. Вскоре он был продолжен до Тучкова моста. За проезд в один конец пассажир платил 10 копеек. Теперь уже петербуржцы по достоинству оцени0 ли этот достаточно демократичный и сравнительно дешевый вид транспор0 та. Однако за дешевизну приходилось расплачиваться большими неудобства0 ми. Пассажиров набивалось так много, что омнибусы тут же окрестили «Об0 нимусь» и «Сорок мучеников». Но это нисколько не помешало ни их попу0 лярности, ни стремительному распространению. В 1851 году было уже четы0 ре маршрута омнибусов. При этом кареты каждого маршрута окрашивались в определенный цвет. Расписание движения омнибусов по Гороховой улице обычно согласовывалось с часами прибытия и отправления поездов Царс0 косельской железной дороги. Омнибусы пользовались популярностью у пе0 тербуржцев, так как стоимость проезда в них была меньше, чем оплата из0 возчика. Но все же для большинства населения 10 копеек представляли зна0 чительную сумму, и многие вынуждены были ходить пешком. С развитием конно0железных дорог, а затем и трамваев омнибусы стали терять свое зна0 чение и к 1910 году окончательно исчезли с петербургских улиц.

ТЕКСТ 3: «КОНКА»

В 1862 году создается «Акционерное общество конно0железных дорог», кото0 рое обязалось проложить три линии для нового вида городского транспорта - конок. 27 августа 1863 года открылось движение конок по Невскому про0 спекту. Затем они стали ходить по маршрутам: Дворцовая площадь - 60я ли0 ния Васильевского острова и по Садовой улице от Гостиного двора до Ни0 кольского рынка. С каждым годом становилось все более очевидным, что конки помогут быстрее разрешить транспортную проблему пассажирских перевозок. И в течение 187401877 годов открывается движение конок по 26 маршрутам, протяженность которых составила 84 версты. Конка представ0 ляла собой темно0синего цвета металлический вагон длиной около восьми метров. Внутри вдоль вагона шли две скамьи. С задней площадки на импери0 ал, то есть крышу, где также стояли две скамейки спинками друг к другу, вела винтовая лесенка. Стоимость проезда внизу составляла 5 копеек, на импери0 але - 3 копейки. В вечернее время в вагоне зажигались керосиновые фонари.

52_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Конка двигалась по рельсам с помощью двух «лошадиных сил». Управлял ло0 шадьми вожатый, сидевший впереди вагона, на небольшой площадке. В ру0 ках он держал вожжи и кнут. Часто, освободив одну руку, он брался за привя0 занную тут же рядом веревку. Удары колокола предупреждали пешеходов, беспечно гулявших по проезжей части улицы. Хотя на площадке находился ручной тормоз, вожатый редко им пользовался и, когда нужно было, оста0 навливал лошадей обычным «тпр0рр0у!». В «Правилах пользования конно0же0 лезными дорогами», например, говорилось: «В предупреждение несчастных случаев господа пассажиры приглашаются входить и выходить из вагона толь0 ко на местах остановки или тихого хода вагонов, причем соскакивать нужно обязательно по направлению вагонов... Кондукторам вменено в обязанность помогать входить и сходить из вагона лицам женского пола, детям, больным и престарелым, уменьшая при этом в случае необходимости ход вагона...» В «Правилах» говорилось также и о том, что кондукторы, кучера и контролеры «обязаны подпискою быть вежливыми и предупредительными с публикой, не допуская в то же время безнаказанно наносить себе оскорбления со сто0 роны публики». Конные железные дороги довольно скоро стали массовым видом городского транспорта. Только в 1893 году конками на всех маршру0 тах было перевезено 57 781 582 пассажира. Лишь при появлении трамвая в начале нашего века конки постепенно стали уступать место этому более со0 вершенному и прогрессивному виду транспорта. Из временных правил для пассажиров, едущих в вагонах конно0железных

дорог:

- В вагоне полагается для сидения 22 внутренних места и 24 наружных на вер0 ху вагона.

- Пассажир, занявший место в вагоне, уплачивает кондуктору за каждое место внутри вагона 5 копеек, а за место снаружи вагона - 3 копейки, оплата эта производится мелкой монетой.

На верхние места не допускались:

- женщины;

- дети моложе 14 лет;

- пассажиры, оказавшиеся в нетрезвом виде или непристойно себя ведущие и тем обеспокоивающие пассажиров, приглашаются кондукторами или конт0 ролерами к немедленному оставлению вагона, причем уплаченные деньги им не возвращаются.

- Брать в вагон собак и других животных не дозволяется.

- Во время движения вагона пассажирам не дозволяется входить и выходить на переднюю платформу, а равно стоять на ступеньках платформы лестни0 цы вагона.

- Курить в вагонах запрещается.

ТЕКСТ 4: «ТРАМВАЙ»

Первый в мире трамвай появился в СПб в 1880 году. Газеты писали об этом событии: «22 августав 12 часов дня на Песках на углу Болотной и Дегтярного переулка г. Пироцким в первый раз в России двинут вагон электрическою силою». Хотя первые испытания отечественного трамвая инженер0изобре0 татель Ф. А. Пироцкий провел именно в Петербурге еще в 1880 году, трамваи раньше появились в других городах России. Например, в Киеве - в 1892 году, Нижнем Новгороде - в 18960м, Курске, Екатеринославе, Витебске, Севасто0 поле, Орле - в 18980м, Москве, Житомире, Казани - в 18990м. В столице же трамваев все еще не было. Это объяснялось тем, что частное товарищество, ведавшее конными железными дорогами, не желало расторгать выгодный

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________53

контракт, заключенный с Городской думой. Вот почему первые линии элект0 рического трамвая начали с 1895 года прокладывать не по улицам, а в зим0 нее время по льду Невы, так как условия договора Думы с акционерами рас0 пространялись только на городскую землю, но не касались водных прото0 ков. Трамваи проходили по маршрутам: Сенатская площадь - Васильевский остров; Сенатская площадь - Мытнинская набережная Петербургской сторо0 ны; Суворовская площадь у Марсова поля - Выборгская сторона. В «Петербургской газете» за 1887 год была опубликована заметка известного бытописателя северной столицы Анатолия Бахтиарова о «каталях» - пере0 возчиках0конькобежцах. Они прокладывали через Неву свои собственные дороги: от Сената на Васильевский остров, от Гагаринской набережной на Петербургскую и Выборгскую стороны, а с Выборгской - на Охту. Поливая водою, превращали их катали в длинный и гладкий каток, отмеченный по краям утыканными в снег елочками... Садился пассажир, а то и два, в легкие финские саночки, перевозчик брался за ручки на их спинке - и только конь0 ки на валенках сверкали. До 100 каталей ежедневно работали зимой на Неве: «днем на хозяина», ночью «на себя», делая до ста ездок и накатывая около двух рублей.

Наконец 16 сентября 1907 года вступила в строй первая линия электрическо0 го трамвая, проложенная по суше. Вот ее маршрут: Адмиралтейская площадь - Конногвардейский бульвар - Николаевский мост (ныне мост Лейтенанта Шмидта) - Большой проспект Васильевского острова. Инициатор этой до0 роги, ее проектировщик и строитель Г.О.Графтио провел по маршруту пер0 вый вагон. Впоследствии Г.О.Графтио стал академиком; строил также гидро0 электростанции на Волхове и Свири. В октябре 1907 года открылась линия по Садовой улице - от Невского до Покровской площади (ныне площадь Тур0 генева), а в декабре того же года и по Невскому проспекту - от Адмиралтей0 ства до Николаевского (ныне Московского) вокзала. Первые трамвайные ва0 гоны поставлялись из0за границы. Это были небольшие двухосные вагоны с полуоткрытыми площадками, вместимостью до 42 пассажиров. Водитель должен был работать стоя. В 1917 году в городе уже имелось 19 трамвайных маршрутов, а протяженность путей составляла 146 километров. Трамваю вы0 пала долгая жизнь. И в наши дни это один из основных видов городского транспорта. К1990 году общая протяженность одиночного трамвайного пути в нашем городе составила около 700 км.

ТЕКСТ 5: «АВТОБУС»

Хотя вопрос об открытии автобусного движения в Петербурге обсуждался Городской думой еще в 1900 году, первые автобусные маршруты появились лишь в 1907 году. Автобусное движение было организовано частным пред0 принимателем инженером0технологом Б.А.Ивановым, получившим на это специальное разрешение от Петербургской думы. Первоначально существо0 вали два маршрута: Адмиралтейский проспект - Вознесенский проспект -Измайловский проспект - Балтийский вокзал и Адмиралтейский проспект -Гороховая улица - Витебский вокзал. Моторы первых автобусов не отлича0 лись большой мощностью. Поэтому не раз бывало так, что следующий по Гороховой улице переполненный автобус не в силах был преодолеть подъем на Каменный мост через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). В таких случаях «уважаемых господ» просили покинуть машину. А когда авто0 бус въезжал на мост, пассажиры усаживались на свои места. В 1910 году авто0 бусный парк насчитывал 14 автобусов, в числе которых наряду с закрытыми машинами были и открытые, с шестью рядами сидений.

54_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

В начале 20 века Петербург уже был обеспечен общественным транспортом. Невский проспект, которому исполнилось в те времена уже 2 века, превра0 тился из центрального проспекта столицы, украшенного дворцами и строй0 ными ансамблями в респектабельную главную магистраль большого буржу0 азного города. Движение по Невскому проспекту стало в ту пору уже столь интенсивным, что в начале ХХ века Городской думе было даже представлено несколько проектов создания под Невским проспектом первой в Петербурге подземной железной дороги. Тоннель должен был соединять Адмиралтейство с Николаевским вокзалом, однако Городская дума не смогла в то время осу0 ществить этот план.

ТЕКСТ 6: «ТАКСИ»

В 1908 году на улицах Петербурга стали появляться таксомоторы, которые развозили пассажиров наряду с извозчиками. В газете «Новое время» от 29 апреля 1909 года сообщалось следующее: «С 1 мая в Петербурге открывает свою деятельность новое общество под названием «С.0Петербургский таксо0 мотор». Такса, установленная новым обществом: 40 коп. верста... Во время остановки взимается 1 р. в час... Все таксомоторы с американскими машина0 ми «Форд»... Шоферы одеты по французскому образцу...» В 1913 году общее количество легковых машин в городе было 2585, из них казенных - 221, так0 сомоторных - 328, остальные принадлежали частным лицам, а также част0 ным фирмам, сдававшим машины в прокат. В эту пору стало сокращаться количество легковых извозчиков. Если в 1909 году их числилось в городе 16 600, то к началу 1914 года - около 13 тысяч. Все они были оборудованы счет0 чиками и имели опознавательные знаки: желтую полосу на кузове и надпись на дверцах. Первые государственные таксомоторы начали курсировать по улицам Ленинграда в 1929 году.

Первые «Правила уличного движения» были утверждены Городской думой в 1901 году. Автомобилистам разрешалось развивать скорость, не превышав0 шую 12 верст в час (немногим более 13 километров в час). Один раз в год шоферы должны были проходить испытания, а машины -технический осмотр.

В «Правилах» напоминалось, что при езде по улицам города автомобили не должны «выпускать ... ни дыма, ни пара», а также говорилось, что «в случае изобретения и одобрения» предохранителей от разбрасывания резиновыми шинами грязи владельцы машин должны будут немедленно приобрести та0 ковые.

Некоторые данные о состоянии транспортных путей к 1 января 1913 года: в Петербурге электрической тягой уже действовало 14 маршрутов. Общее про0 тяжение городских железных дорог примерно 187 верст, из них 112,3 версты приходилось на линии с электрической тягой, 65,7 версты - на линии с кон0 ной тягой, а 8,8 версты - на линии с паровой тягой. В 1912 году пассажиров было перевезено на трамвае 252 млн. человек, на конке - 21,6 млн. человек, паровой тягой - 8,4 млн. человек, водными видами транспорта - 5,6 млн. человек.

На стадиирефлексииучащимся предложено вернуться в рабочие груп0 пы, обменяться информацией, полученной в экспертной группе, и запол0 нить сводную таблицу, выделив линии сравнения по теме «Транспорт». Таблица заполняется на листе ватмана. Последним этапом работы станет презентация таблицы.

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)                       55

 

Извозчик Конка Омнибус Линии сравнения Трамвай Автобус Таксомотор
      Маршруты      
      Популяр0 ность      
      Внешний вид и т. д.      

Конечно, заполнить такую таблицу учащимся младших (да и средних) классов сложно. Наибольшая трудность у них возникнет при определе0 нии линий сравнения. Согласитесь, что без предварительной подготовки такая работа для этих ребят почти невыполнима. В младших классах можно предлагать для заполнения менее объемную таблицу, заране оговорив линии сравнения, то есть использовать сводную таблицу как концепту­альную. Например, на уроке географии по теме «Открытие Южного по0 люса» (учитель Ходакова И.А., гимназия № 70 С.Петербурга) заполнение такой концептуальной таблицы стало ведущей стратегией.

Ход урока.

На стадии вызова учитель выписывает на доске ассоциации, которые возникают у учащихся в связи с понятием «Южный полюс».

Например, снег, холод, сияние, чернота, опасность и т.д

Далее учащиеся работают группами. Учитель просит учащихся пред0 ставить, что они собираются в дальнее опасное путешествие, например, на полюс. Что бы понадобилось для этого путешествия? Предложения уча0 щихся записываются в графу «Линии сравнения» заранее заготовленной таблицы.

Например, команда, животные, хорошие карты, снаряжение, опыт, удача и т.д.

На смысловой стадии учащимся предлагается два текста о путешествии Р.Ф.Скотта и Р.Амундсена. Задача - сравнить два этих путешествия по па0 раметрам, которые были предложены на стадии вызова, дополнить «ли0 нии сравнения», если необходимо.

Тексты:

РОБЕРТ ФАЛ КОН СКОТТ

15 июня 1910 года английский пароход «Терра0Нова» вышел из лондонского порта Кардифф и взял курс на Антарктику. Начальник экспедиции морской офицер Роберт Скотт уже был известен своими путешествиями и исследова0 тельскими зимовками на берегах ледового континента. Его команда состоя0 ла из 65 малознакомых полярников. Поэтому экспедиция чувствовала себя не очень уверенно.

56_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

И вот зимний лагерь разбит, команда направляет все силы на то, чтобы про0 двинуть как можно дальше на юг склады с провиантом. Главную ставку Скотт делает на маньчжурских пони и моторные сани. Но теплолюбивые живот0 ные страшно страдали от холода: на стоянках приходилось сооружать снего0 вые валы, чтобы защитить их от леденящего ветра. Да еще бедные животные постоянно проваливались в снег, приходилось их вытаскивать. Не говоря уже об огромном запасе сена, который приходилось вести на нартах. Моторные сани сразу вышли из строя. Остается только одна собачья упряжка. Ко всем возникшим просчетам прибавляется неожиданная новость о норвежской эк0 спедиции, которая становится соперником англичан. По окончанию зимы, на 22 дня позже, чем Амундсен, экспедиция Роберта Скотта в количестве 12 человек отправляется к южному полюсу. Уже в начале экспедиции моторные сани сломались, и пришлось их бросить. Да и несчас0 тные 11 пони не оправдали себя в таком суровом климате, чтобы сохранить силы людей Скотт принимает решение убить животных. Через несколько недель, видя, что некоторые участники экспедиции совсем ослабели, отправ0 ляет их на собачьей упряжке обратно в лагерь. С тех пор как группа сократи0 лась, груз на санях пришлось увеличить, скорость передвижения замедли0 лась и стала 20 км. в день. Скотт знал, что ведет борьбу не на жизнь, а на смерть, но сдаваться не хотел. Он никому не хотел уступать возможного три0 умфа, прежде чем не сделал все возможное. Боязнь, что они придут слишком поздно, лишает людей сна. Но если бы он знал, что давно проиграл!.. И вот в сумерках 18 января 1912 года настает решающий день. Надежда при0 дает силы смертельно уставшим людям, еще несколько часов, и тогда... Но подойдя к заветной южной точке, они увидели палатку с норвежским фла0 гом. Ровно за месяц до них полюс был покорен. «Норвежцы нас опередили! Ужасное разочарование! И мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть». Водрузив английский флаг, экспедиция отправилась в обратный путь.

Люди быстро теряли силы. Неожиданно умирает самый молодой из них -Эванс. Он отморозил руки и ноги, понимая, что он стал обузой для других, на одной из ночевок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть. Трое остав0 шихся в живых надолго застряли в пути из0за жестоких метелей. До ближай0 шего вспомогательного склада, где их ждала пища, тепло, было 11 км, всего 11 из 1600! Которые они полностью прошли в оба конца. Но их на веки оста0 новила нескончаемая пурга. Тела Бауэрса, Уилсона и Скотта, спустя 8 меся0 цев (!) обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа.

РАУЛЬ АМУНДСЕН

21 июня 1910 года из гавани Осло вышел знаменитый корабль «Фран», руко0 водит которым норвежец Рауль Амундсен. Он уже зимовал на судне в антарк0 тических водах в конце XIX века и также успел прославиться в Арктике. Друж0 ная команда состояла из 19 опытных, закаленных в путешествиях моряков с сильным характером, которые хорошо знали и верили в незаурядного и це0 леустремленного капитана.

Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта: на целых 100 км ближе к полюсу, чем Роберт Скотт. Норвежцы на лыжах про0 ложили маршрут, оставляя продовольственные склады, последний из кото0 рых был найден ближе к южному полюсу на 270 км, чем у англичан. Попутно они запасли 60 тонн тюленьего мяса, так что их стая гренландских собак (116 штук) была обеспечена кормом на всю зиму. Долгая полярная ночь ис0 пользовалась для проверки и ремонта снаряжения.

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________57

И вот 20 октября при температуре - 20 градусов по Цельсию, 52 отборные лайки тянули четверо нарт со снаряжением и пятью отважными полярника0 ми. На своем пути люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей.

«И вот, наконец, 16 декабря 1911 года, в три часа дня все дружно закричали «Стоп! Ура! Ура!». Мы внимательно следили за дисками счетчиков и приборы показывали ту точку, где по расчетам, должен быть наш полюс. Цель достиг0 нута!». Пятеро закоченевших на морозе рук подняли древко с норвежским флагом на самой южной оконечности земли.

Рауль Амундсен со своими друзьями совершил для своей маленькой Родины еще один великий подвиг. Норвежский отрядик осуществил поход туда и об0 ратно за 99 дней, то есть в более сжатые сроки, не выйдя из пределов антарк0 тического лета! И здесь можно лишь снова и снова воздать должное органи0 затору экспедиции, его таланту искусного штурмана.

На стадии размышления учащиеся презентуют свои таблицы.

Линии сравнения Роберт Фалкон Скотт Рауль Амундсен
Команда    
Снаряжение    
Опыт    
Погода    
Удача и т.д.    

Дома предложено выполнить творческое задание - написать «Стра0 ничку из дневника путешественника».

Прием «Концептуальная таблица» был предложен авторами пособия Ч.Темплом, С.Уолтером, К.Меремитом. Авторы предлагают учащимся на смысловой стадии или стадии размышления работать с таблицей, линии которой и по вертикали и по горизонтали уже заполнены. Действитель0 но, можно начинать знакомство с табличными формами и с подобной работы.

Урок № 4. Дискуссия1 1. Технологическая карта

Вызов Осмысление Рефлексия
Толстые вопросы Перекрестная дискуссия Эссе

1 Подробнее смотрите в книге 2.

58_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Толстые вопросы - это проблемные вопросы, требующие неоднознач0 ного ответа.Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть исполь0 зована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации воп0 росов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация по0 нимания пройденного. Выглядит она так:

? (Толстые) ? (Тонкие)
Дайте 3 объяснения, почему...? Кто?
Объясните, почему...? Что?
Почему Вы думаете...? Когда?
Почему Вы считаете...? Может...?
В чем различие...? Будет...?
Предположите, что будет, если...? Могли...?
Что, если...? Как звать?
  Было ли?
  Согласны ли Вы?
  Верно ли?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (Например: В каком году про0 изошла Куликовская битва? Кто автор рассказа «Злоумышленник»?). В ле0 вой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Как правило, это проблемные вопросы.

Перекрестная дискуссия - это разговор с самим собой (ниже мы рас0 скажем об этом приеме подробнее).

Пятиминутное эссе. Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изу0 ченной теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно учащихся просят выполнить следующие два зада0 ния: написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при пла0 нировании следующего урока.

План урока

Тема: Пьер Безухов в 1 томе романа Л.Толстого «Война и мир».

Задание 1. Составить по 102 толстых вопроса (индивидуальная рабо0 та), познакомить с ними группу, обсудить значимость для разговора на уроке, выбрать наиболее актуальный, озвучить выбранный для класса.

Итог: выбирается один вопрос для всего класса.

Задание 2. Провести перекрестную дискуссию (индивидуальная рабо0 та), обменяться идеями, обобщив аргументы, сделать вывод.

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________59

Итог: полемика по теме перекрестной дискуссии. Задание 3. Написать эссе по теме перекрестной дискуссии.

Необходимый комментарий

Несколько слов об организации дискуссий.

Одна из задач современной школы - обучение демократическим и гуманистическим принципам деятельности. Для этого используются раз0 личные методы и технологии, в частности те, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.

В этой связи одно из заметных мест принадлежит учебной дискуссии, как групповому, так и двустороннему диалогу. С одной стороны, диалогу с конкретным содержанием, где учащиеся осознают глубину обсуждаемой проблемы, актуализируют и переосмысливают полученные ранее знания, с другой - диалогу с партнерами в классе (группе). В результате организа0 ции взаимодействия, выполнения коллективной задачи вырабатывается общий подход, согласование, формируется навык соблюдения принятых правил и процедур совместной деятельности. Цель дискуссии не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить ее. В одной из своих работ Библер В.С. пишет, что диалог только тогда состав0 ляет сущность мышления, когда идет не по пустякам, а по проблемам и вопросам, которые могут быть разрешены, устранены, «сняты» при даль0 нейшем развитии теории, введены в монологическое русло.

В результате применения учебной дискуссии:

- происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлек0 сивное мышление, создаются необходимые условия для общего раз0 вития интеллекта;

- расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, за счет несовпадения мнений;

- формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;

- формируется уважение к праву каждого человека иметь свою пози0 цию, свое мнение;

- обогащается эмоциональный опыт, так как группа - это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений;

- ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которо0 го огромна для всей его последующей жизни;

- ребенок может сопоставить свое «Я» с другими (самодиагностика). Именно в группе формируется индивидуальность ребенка.

60_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Тема учебной дискуссии должна быть спорной, неоднозначной, дол0 жна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог, в обсужде0 ние. При этом участники должны иметь определенные знания по теме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной. Тема должна соответствовать дидактическим и воспитательным задачам. Дискуссия и диалог возможны только тогда, когда соблюдены определенные условия:

- наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодей­ствия;

- готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точ­ки зрения;

- наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;

- наличие возможности высказаться;

- развернутая, корректная аргументация своей позиции;

- наличие возможности задавать вопросы.

При организации дискуссии нельзя забывать о правилах ведения и правилах поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискус0 сии М.В.Кларин называет следующие:

1. Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (веду0 щего), повторные выступления могут быть только отсроченными, не0 допустима перепалка между участниками.

2. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами.

3. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.

4. Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмот0 рены.

5. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навеши0 вать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п. Правила взаимодействия (процедура или регламент дискуссии) мо0

гут быть сформулированы самими учащимися. Важно, чтобы было под0 черкнуто уважение к мнению каждого участника, свободный обмен мне0 ниями, терпимость к критике.

В результате дискуссии не обязательно приходить к единому мнению. Результатом может быть достижение согласия в том, что решение имеет несколько вариантов или противоречие неразрешимо.

Важным этапом являются рефлексивное осмысление каждым участ0 ником проделанной работы и оценка степени активности личности в про0 цессе дискуссии. Ю.Н.Кулюткин предлагает следующие показатели:

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)6 1

- инициатива;

- поддержка инициативы других, создание благоприятной атмосферы для совместной работы;

- согласие на участие в работе;

- пассивность в работе, подчинение требованиям группы;

- отказ от работы, противопоставление себя другим. Проведенная учебная дискуссия позволяет учителю диагностировать

состояние культурного кругозора, общего развития учащихся, их интеллек0 туальную находчивость, умение слушать, соблюдать правила спора. Пос0 ле дискуссии можно оценивать работу команд по следующим критериям:

- умение слушать и выслушивать;

- умение понять собеседника;

- доброжелательный или оценочный подход к товарищам;

- организованность и умение объединяться для групповой деятельности;

- умение встать на точку зрения партнера или оппонента;

- умение склонить собеседника к своей точке зрения.

Технология развития критического мышления предлагает такие стра0 тегии и приемы ведения дискуссии.

Совместный поиск.

Обязательным этапом работы над любым (художественным и неху0 дожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнения0 ми. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулиро0 вать вопросами, охватывающими три направления:

- На что обратили внимание в тексте?

- Что запомнилось больше всего?

- Как думаете, почему?

- Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

- Какие чувства испытали?

Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, кото0 рые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дис0 куссия «совместный поиск», когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска мо0 жет заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащих0 ся в результате обмена мнениями о прочитанном.

Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает

62_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформули0 ровать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только актив0 ную, мотивированную часть класса.

Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся об0 меняться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос.

По ходу диалога желательно вести «регистрационный журнал», в ко0 тором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли «регистраци0 онного журнала» может выступать классная доска.

Если дискуссия «Совместный поиск» затрагивает один из аспектов текста, то «Перекрестная дискуссия» позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы. Именно перекрестная дискуссия создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и харак0 теров героев и т.п. Это очень важные умения для современной жизни. Во0 первых, дети в силу возрастных особенностей, воспитания категоричны в своих оценках. Они видят очень конкретные полярные явления (плюс0 минус, черное0белое, добро0зло). К сожалению, у некоторых этот детс0 кий максимализм сохраняется надолго, что, безусловно, значительно ус0 ложняет им жизнь. Между тем в окружающем мире мы не встретим од0 нозначных, плоскостных явлений. И добро может быть «с кулаками», и зло «во благо», и красота уродлива, а уродство красиво. Смотря кто, как и зачем смотрит, делает, говорит и т.п. Все великие открытия совершают0 ся тогда, когда «открыватель» подвергает сомнению установленное мне0 ние. Так Коперник, подвергнув сомнению общепринятое мнение, что звезды и планеты движутся вокруг Земли, смог увидеть Солнце как центр системы.

Перекрестная дискуссия интересна еще и тем, что помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение от0 стаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собствен0 ным суждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль взаимо0 действия. «Я опровергну то, что вы сказали, но я буду до смерти защищать Ваше право говорить это», - писал Вольтер. Эта мысль должна быть веду0 щей при проведении любой, а не только перекрестной дискуссии. Важно внимательно слушать не только единомышленников и нельзя слышать только себя.

Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя не0 сколько этапов: - формулировка вопроса;

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________63

- вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблем­ным, и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записы­вается посередине страницы;

- составление схемы для перекрестной дискуссии. Она выглядит так:

Вопрос - проблема.

Аргументы за (да) Аргументы против (нет)
1. 2. 3. 1. 2. 3.

Вывод (краткий):

- Да, потому, что...;

- Нет, потому что...

Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов «за» и «против».

На этом этапе могут возникнуть сомнения у учителей и учащихся: нравственно ли, имея твердое убеждение, доказывать противоположную точку зрения. В этом случае можно предложить записать свои аргументы и предположить, предугадать аргументы оппонентов.

Алгоритм работы таков:

- Когда каждый набрал некоторое количество аргументов, можно обсу0 дить их в группе, обменяться идеями.

- Озвучивание аргументов для всего класса. Сначала «за», затем «про0 тив». Предлагаем учащимся внимательно слушать друг друга, не по0 вторять уже высказанную мысль, записывать наиболее понравивши0 еся аргументы одноклассников. (Этот этап необязателен, если учитель хочет организовать в классе полемику.)

- Заканчивается урок индивидуальной работой.

Просим каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргу0 менты и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.

Ответ может быть кратким или развернутым, можно предложить со0 чинение0размышление. Отдельным учащимся можно предложить схему письменной работы:

- Моя позиция.

- Краткое обоснование.

- Возможные возражения.

- Аргументы в пользу моей позиции.

- Заключение.

64_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Планируя включение дискуссии в урок, необходимо, прежде всего, ясно осознать цель этого включения.

Вот как включен прием перекрестной дискуссии на уроке литературы в 5 классе по рассказу А.Чехова «Толстый и тонкий».

После чтения рассказа просим учащихся обсудить вопрос: - Смешную ли историю рассказал А.Чехов? Каждый учащийся заполняет таблицу в своей тетради. Например:

Да, смешную Нет, не смешную
   

Затем предлагаем обсудить вопрос в классе, озвучивая свои записи. А можно предложить проанализировать собственные аргументы, выслушать чужие и записать свой вывод. Остается только привлечь к своей позиции сторонников другой точки зрения. Для этого проводится полемика. Важ0 но не столько то, к какому мнению придут пятиклассники, а то, что они решают очень важный литературоведческий вопрос. Конечно, учитель бы мог спросить одного0двух учащихся, дождаться «правильного» ответа или навязать свое мнение учащимся. Был бы этот ответ принят и услышан? Опыт показывает, что нет. Дискуссия же помогает включить в работу всех и каждому придти к своей обоснованной точке зрения.1

Прием перекрестная дискуссия успешно применяется и при работе с информационными текстами для обсуждения проблемных вопросов.

Учитель может не проводить обсуждение таблицы в классе, то есть как таковой «громкой» дискуссии может и не проводиться. Тогда запол0 ненная учеником таблица будет хорошим подспорьем для создания пись0 менного текста.

1 Мы хотели бы обратить внимание учителей на то, что на уроке0дискуссии не может быть правильной или неправильной точки зрения. Это связано с тем, что человек, опираясь на различные аргументы, высказывает свое личное мнение, которое может быть более или менее убедительным. Поэтому учитель, поддерживая дискуссию, должен помнить, что ее участники имеют дело не с фактами, которые однозначны, а с мнениями, которые могут не совпадать. Такая педагогическая позиция помогает взращивать культуру толерантнос0 ти, уважение к человеческому достоинству.

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________65

Урок № 5. Письмо

Технологическая карта

Вызов Осмысление Рефлексия
Инвентаризация Составление чернового текста. Правка Редактирование. Издание

2,3. Необходимый комментарий и планы уроков

Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития кри0 тического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание».

Письменная речь вырабатывается в глубине понимания: пишущий фиксирует какую0либо мысль, затем изучает ее записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль возникает новая, еще более интересная.

Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как чтобы зафиксировать что0либо, надо его изучить, узнать о нем больше.

Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.

При обучении письменной речи необходимо показать учащимся, как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого про0 цесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное зна0 чение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность.

Что необходимо тем, кто хочет научиться писать?

1. Регулярная возможность писать.

Это дает возможность зафиксировать рождающиеся идеи, обдумать их, сформулировать новые мысли, а также помогает преодолеть психоло0 гический барьер при выполнении письменного задания.

2. Интересные темы.

Интересные темы - это такие, которые мы выбираем сами, увлекаем0 ся ими. Безусловно, они должны пробуждать любопытство и мотивацию познавательной деятельности.

3. Образцы.

Это тексты, созданные другими, более опытными. Созданное други0 ми может служить авторам образцом того, что они могли написать сами. Учить письму лучше на примерах.

66_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Слово «образец» может иметь еще один смысл.

Когда кто0то пишет на ваших глазах, рассказывает об этом, показы0 вая, что даже у профессиональных авторов процесс создания текста со0 пряжен с творческими мучениями, с множеством замечаний и неоднок0 ратной серьезной правкой.

4. Читательская аудитория.

Бумага помогает нам делиться мыслями, переживаниями. Идеями, которые иным способом мы, может быть, никогда бы не смогли передать. При этом каждый хочет быть услышанным и понятым, хочет услышать отклик на свое творение.

5. Привычка править.

Как утверждают бывалые авторы, «писание - это переписывание». Черновой текст - бесформенная словесная масса, с которой нужно рабо0 тать и работать.

Приобрести же такую привычку нелегко, но только тогда можно на0 деяться на успех.

6. Помощь других.

Несмотря на то, что создание текста - процесс максимально индиви0 дуализированный, дети, любящие писать стихи и рассказы, объединяют0 ся в литературные кружки и студии. Им необходимо делиться написан0 ным, обсуждать трудности и радости, передавать опыт, просить и полу0 чать помощь.

Алгоритм создания письменного текста

При создании большинства содержательных текстов автор проходит три основных этапа:

1. Инвентаризация.

Эта работа по сбору информации и собиранию мыслей. На этом эта0 пе происходит смотр тех идей, которые имеются у нас по данному вопросу.

2. Составление чернового текста.

Эта работа по перенесению своих мыслей на бумагу. Такая работа носит предварительный, экспериментальный характер. Пока составляет0 ся черновой текст, не следует критически оценивать свои идеи, обращать внимание на их форму, правописание и почерк. Этот этап еще можно назвать «Свободное письмо» (письмо на время, без остановки, не задумы0 ваясь о правильности). Нередко во время такого письма на бумаге возни0 кают неожиданные идеи, образы.

Если пользоваться свободным письмом как приемом «инвентариза0 ции», можно сделать «опись» своих мыслей по должному предмету, а по0

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________67

том составить новый черновой текст, в котором будут использованы са0 мые удачные идеи, возникшие в ходе свободного письма.

Чтобы боязнь сделать ошибку не мешала возникновению образов и идей, достаточно крупными буквами озаглавить лист словом «Черновик».

3. Правка.

Это улучшение текста, стремление четко и грамотно изложить мысли, соотнести содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике. Тексты, которым предстоит быть опубликованными, проходят еще через два этапа:

4. Редактирование.

На этапе правки могут быть вычеркнуты или добавлены целые абза0 цы или даже страницы, теперь же необходимо подготовить его к изда0 нию.

Навыки редактирования состоят из трех моментов:

- забота о том, чтобы текст был непротиворечивым;

- умение видеть фактические, стилистические и иные ошибки;

- умение исправить ошибки.

5. Публикация.

Созданные тексты могут публиковаться и в письменной, и в устной форме. Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается произведение окружающими, познакомиться с тем, что получилось у других. Хорошие идеи заразительны. Творение (идеи) коллег могут вызвать творческий импульс, поток новых мыслей.

Издание можно провести в различных формах: стендовая публика0 ция, публикация в сборнике, читка в «писательском кресле». Для этого необходимо выбрать один стул (если нет кресла), который будет служить центром аудитории, и на котором будет сидеть доброволец, зачитываю0 щий свое сочинение (обратите на это внимание, так как читать вслух свои сочинения ребята должны по желанию).

Письмо как рефлексия

Письменное творчество - это всегда рефлексия. Кроме прочих значе0 ний, в английском языке слово reflection имеет также значение «отраже0 ние». Когда в своем сознании вы задумываетесь о чем0то, вы как бы воз0 вращаетесь к этому, пересматриваете, переоцениваете, переосмысливае0 те. Вот способ, при котором можно использовать собственные мысли в качестве зеркала. 1. Выберите тему. Можно ту, о которой думать хочется (актуальную для

вас), а можно нейтральную (о которой думать или не думать - все

68_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

равно). Темы, например, могут быть такими: погода, природа, любовь, дружба, работа, город, красота и т.д.

2. В течение десяти минут займитесь сосредоточенным свободным пись0 мом. Это значит, что вы должны неотрывно писать на выбранную тему. Старайтесь писать, не останавливаясь, не исправляя написанное, не выясняя, верные ли, правильные ли слова вы подобрали. То есть в те0 чение десяти минут, пока вы пишете, не оценивайте написанное, фик0 сируя то, что приходит в голову.

3. Когда закончите писать, используйте свои записи в качестве зеркала, в которое обычно смотрите. Попробуйте, глядя в это «зеркало», про0 анализировать: что рассказала эта запись о вас? Можете использовать такие вопросы:

- Почему я взял эти две идеи?

- Почему я вспомнил те события, места, людей?

- Почему процесс письма застопорился, когда я дошел до этого места?

- Что я чувствовал, когда писал об этом?

- В каких местах текста я нахожу свое отражение? В каких не нахожу? Если вы нашли какие0либо удивляющие вас утверждения в написан0

ном, можете задать себе следующие вопросы:

- Что я подразумеваю под этим?

- Почему я сказал это?

-То ли я хотел сказать, что записано в тексте?

- Что я имею в виду, когда использую это слово?

- Откуда я это знаю?

Начните размышление о своих десяти минутах свободного письма с составления списка собственных вопросов. Подумайте о том, как бы вы на них ответили. Отвечайте, не торопясь, вдумчиво, искренне. Только тог0 да работа будет полезна для рефлексии.

4. Кратко напишите, что вы увидели в этом написанном зеркале, чего раньше никогда не замечали за собой. Не правда ли, таким образом можно совершить важное открытие, увидеть себя со стороны. Возмож0 но, вы увидите в тексте какие0либо характерные детали. Это может натолкнуть на размышление об устойчивости, закономерности про0 явления определенных черт характера.

Иногда неплохо провести такой диалог с самим собой, сделать паузу в жизненном беге, задуматься о себе, узнать и познать себя. Полезна такая работа и для развития письменной речи, так как это реальная возмож0 ность оценить свой лексический багаж, умение ясно выражать мысль.

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________69

Ясность мысли.

Очевидно, что речевые и стилистические ошибки при письме (зафик0 сированные на бумаге) заметнее, нежели в устной речи. Конечно, и в по0 вседневной жизни необходимо избегать неясности мыслей, вызванной неосознанностью, пытаться увидеть все смыслы слова, словосочетания, прежде чем его употребить. Хорошая тренировка в ясности при высказы0 вании мысли - это сочинение инструкции. Инструкция - это пошаговое описание процесса (как посадить цветы, как собрать велосипед, как ис0 печь пирог с яблоками и т.д.). С такими инструкциями мы встречаемся часто, но читаем их только один раз, когда впервые столкнулись с про0 цессом. Часто мы совершаем действия не задумываясь, автоматически (чистим зубы, гладим белье, покупаем в магазине продукты и т.д.). А если задуматься и попробовать пошагово эти действия описать? Попробуйте написать сочинение0инструкцию на одну из тем:

- Как есть мороженое в жаркий день.

- Как идти по заледенелой улице.

- Как надуть шарик.

Можете продолжить список тем.

Будет ли ваше сочинение серьезным или юмористическим, выбирай0 те сами. В любом случае оно доставит истинное удовольствие тем, кто прочитает его.

Очень интересно выполнять предложенные в инструкции действия именно так, как они зафиксированы на бумаге.

Признак хорошего мышления - это наличие своей точки зрения на что0либо. Человек, научившийся вырабатывать свою точку зрения, умеет уважать и позицию другого, даже если не согласен с ней. Чтобы потрени0 роваться, поищите в газетах и журналах публикации, с которыми вы не согласны. Выберите аспект, по которому у вас возникло наиболее силь0 ное желание возражать. Напишите небольшой отрывок в защиту своего мнения.

Предлагаем вам прием, позволяющий развивать навыки письменной речи.

Очерк на основе интервью. 1. Подумайте о человеке, у которого вам придется взять интервью. До

того как будете писать вопросы, узнайте как можно больше об этом

человеке. Это поможет вам понять его, определить тему интервью,

сформулировать вопросы, на которые действительно стоит получить

ответ.

70_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

2. Составление списка вопросов.

Вопросы, которые вы сформулируете, должны показать действитель0 ную заинтересованность и знание предмета обсуждения. Если вы не за0 интересованы в предмете или ничего о нем не знаете, трудно задавать хорошие вопросы. Нельзя забывать, что только на интересный вопрос можно получить интересный ответ (помните народную мудрость: «Каков вопрос - таков ответ»?).

3. Интервью.

При интервью старайтесь меньше прерывать респондента и помни0 те: люди, как правило, смущаются, когда их слова открыто фиксируются на листе бумаги. Лучше максимально запоминать ответы, конечно, делая небольшие пометки в блокноте.

4. Письмо на время.

Вопросы заданы, а ответы получены. Можно изложить свои мысли, эмоции, впечатления, факты на бумаге. В течение 20 минут из разрознен0 ных ответов вы «складываете» текст. Это свободное письмо (мы рассказы0 вали о нем выше), поэтому не спишите корректировать написанное. Не забывайте, что это ЧЕРНОВИК.

Учитель тоже пишет свой текст (предположим, интервью он взял у кого0либо до занятия). Писать желательно на большом листе бумаге или на пленке кодоскопа.

5. Когда время, отведенное на письмо, закончено, учитель показывает, как усовершенствовать написанное, как осуществлять правку текста. Текст, предложенный учителем, должен хорошо передавать мысль, но отличаться невыразительным языком, который сообщает, а не изоб0 ражает. Демонстрируя это сочинение, спросите, что ребятам нравит0 ся в нем, что и как, на их взгляд, можно изменить. По ходу разговора вносим фломастером необходимые изменения.

6. Правка.

Только после того, как учащимся показан принцип, алгоритм правки, можно предложить зачитать друг другу свои работы, чтобы услышать за0 мечания, критику. Работы читаются поочередно. В начале анализируется содержание, композиция, а затем стилистика, язык. Дополнение или уточ0 нение автор вносит сразу в текст.

На этом этапе возможна и групповая форма работы. Сотрудничество при создании текста позволяет «направить работу по верному пути», уп0 ростить процесс, сделать его радостью, а не мукой творчества.

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)7 1

7. Редактирование.

Все составляют улучшенные варианты своих сочинений, учитывая пожелания партнера (с которым, кстати, можно и не соглашаться, соблю0 дая авторское право). Учащимся легче редактировать свой текст после того, как они отметили сильные и интересные стороны, задали вопросы, по0 зволившие автору увидеть слабые моменты.

Этот и предыдущий этап можно «проигрывать» несколько раз.

8. Публикация (издание).

Желающие (!) читают свои сочинения, сидя в «авторском» кресле. Ос0 тальным предлагаем найти в услышанном тексте что0то, что им очень по0 нравилось. Это хорошо для совершенствования навыка письменной речи. Заканчивая работу, можно предложить подарить свою работу тому чело0 веку, который дал тебе интервью.

Рекомендации.1

1. Учителя русского языка и литературы могут использовать этот прием для объяснения жанровых особенностей очерка. Тогда после прочтения сочинения (п.8) необходимо сообщить учащимся, что текст, написан0 ный ими, представляет собой очерк. Совместно с учителем ученики на0 ходят характерные черты жанра, приводят примеры, дают определения.

2. Можно спланировать интервью с какой0нибудь знаменитой чем0то исторической личностью или с литературным героем. Безусловно, ин0 тересной будет попытка ответить на вопросы так, как, по0вашему, на них ответил бы интервьюируемый.

3. Чтоб «думать» от имени героя, надо хорошо знать этого героя, пони0 мать, чувствовать. Вот почему учитель может использовать прием не только во время письменных работ, но и во время устных обсужде0 ний. В любом случае это будет рефлексия самостоятельного знаком0 ства с героями.

Процесс создания «личностного» текста. Умение максимально детализировать описанное

Письменные тексты охватывают широкий диапазон, от очень личных до общественных. Читателем личного текста является сам пишущий, а создание текстов личного характера может служить «лабораторией для

1 Ученик может выбрать темой интервью то, чем занимается человек, область его интере0 сов. Но может содержательным ядром своих вопросов сделать саму личность, ее своеоб0 разие. В этом случае и автор очерка, и учитель, и аудитория, должны проявить максимум деликатности, потому что, публично обсуждая текст, подростки могут сбиться на обсуж0 дение человека. А этого, с точки зрения педагогических последствий, необходимо избе0 жать. Ведь важно «не оценивать людей, а ценить их».

72_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

воображения»: оно помогает учащимся записывать свои наблюдения, ана0 лизировать глубинные мысли и фантазировать.

Попробуем вглядеться в предмет и описать увиденное. Делается это так.

Выберите что0либо обычное, предмет или событие из вашей повсед0 невной жизни. Вглядитесь внимательно в этот предмет. Не спешите, вгля0 дитесь внимательно, а затем запишите результаты. Возможно, выписы0 вая, вы поймете много вещей, которые раньше не замечали или о кото0 рых не задумывались. Такая работа поможет научиться вглядываться, ви0 деть не только общее, но и детали.

Одна из форм личного текста - дневник или записная книжка. Мно0 гие профессиональные литераторы имеют привычку делать записи в спе0 циальный блокнот или вести дневник, фиксируя в нем интересные фак0 ты, суждения, комментарии.

Мы познакомим вас с приемом, который может научить «включать» воображение, высвечивать в нем отдельные детали по собственному вы0 бору, четко, неспешно изучать эти детали, а затем передавать их словами.

Ход занятия.

1. Организация пространства класса, создание условий. Можно приту0 шить в классе на время яркий свет, предложить ребятам сесть поудоб0 нее, желающие могут закрыть глаза. Чтобы расслабиться, посоветуй0 те сделать три глубоких медленных вдоха.

2. Предложите учащимся вспомнить какой0либо уголок природы, близ0 кий и дорогой сердцу. Именно об этом уголке и будет сочинение. Пусть ребята посидят одну0две минуты молча, представят это место, поду0 мают о нем.

3. Учащимся бывает трудно начать сочинение, подобрать нужные слова. Задача учителя - подсказать эту важную фразу. Продиктуйте первое предложение или зачин, состоящий из нескольких предложений.

Например: «Совершая путешествие на воздушном шаре, я неожиданно для себя посмотрел на землю и увидел знакомую картину». Фраза может быть и короткой: «Еще издали я увидел ...»

4. Когда первая фраза написана, медленно направляйте воображение ребят, давая намеки на возникновение образов, картин, переживаний по принципу: от общего к частному.

Например: 1. Опишите 203 предложениями это место с высоты птичьего по0 лета. Каким вы его увидели?

2. А теперь наш воздушный шар стал снижаться, и какой0то участок местнос0 ти появился более конкретно. Опишите его 203 предложениями. Таким обра0 зом, можно постепенно снижаться, пока мы не очутимся на земле.

КНИГА 1. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ)_______________73

3. Мы на земле, вглядитесь очень внимательно в то, что вас окружает. Что вы видите? Какие звуки слышите? Какой запах ощущаете? Опишите подробно, вглядываясь в детали, какой0либо заинтересовавший вас предмет.

Задача учащихся в процессе письма - подметить как можно больше интересных деталей. Именно детали помогут выстроить целое, и об этом нельзя забывать.

Учитель же должен дать возможность увидеть эти детали, делая паузы для фиксации увиденной, услышанной картины, подробного описания деталей. 5. Заканчиваем сочинение высказыванием причин, по которым это ме0

сто так дорого и близко сердцу. Пусть ребята объяснят, с чем связана

тяга к этому месту.

Далее работаем с текстом по уже известному вам алгоритму: правка -редактирование - читка.

В результате может получиться такой текст:

Перед моим мысленным взором картина. На этой картине я вижу контуры Петропавловской крепости, ее четко очерченную территорию. Кругом вода, но не беспомощно выступают из нее стены Петропавловки. А вот и участок Петропавловки, выходящий на Неву. Лежит снег на бывшем пляже, скамейки, вероятно, слегка покрыты ледяной коркой. Снежный берег единым белым покрывалом сливается с голубоватым льдом Невы. Вот аллея. Каждое дерево - история. И стоят они, хранители, гордыми, прямыми. Тихо падает снег, покрывая их все тем же белым покрывалом. А вот и эта скамейка. Она ничем не отличается от других: серая, грязная, ме0 стами обшарпанная. Кто0то пытался вырезать на ней какие0то буквы, но и они почти слились с этим серым, даже серовато0зеленым цветом. Вид у этой скамейки при этом не несчастный, а скорее капризный. Но для меня она -именно эта скамейка. Теперь я сижу на ней одна, но еще совсем недавно нас было трое: он, я и скамейка, которая и сейчас вызывает, кроме воспомина0 ний, ощущение весеннего восторга, когда вырастают крылья и жизнь только начинает отсчет годов.

Рекомендации.

Конечно, данная работа - сочинение0описание. Описывать можно все, что угодно, переходя от общего к частному (от крупного плана к дета0 лям), можно использовать элементы игры, понятной учащимся (снижать0 ся на парашюте, менять бинокли, бежать, замедляя темп).

Основным при правке должен стать вопрос: Действительно ли твои слова изображают (с яркими подробностями) или просто расплывчато обозначают предмет?

74_______________________УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.44 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь