Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раскрыть теоретические основания прикладной культурологии, её цели, функции (как теоретического знания), принципы.



Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направления, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности. В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества.


Настоящее понимание культурологии сложилось лишь в настоящее время, благодаря многовековому процессу становления единой науки о культуре – культурологии, которая призвана обеспечить комплексное осмысление закономерностей происхождения, развития и функционирования современной культуры, раскрытие структуры и специфики духовного производства и воспроизводства, разносторонний анализ созданных и создаваемых национальных и общечеловеческих ценностей. В рамках этой научной дисциплины, развивается фундаментальная (теоритическая) и прикладная культурологии. Прикладная культурология - отрасль культурологии, раскрывающая методологические основы закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности. Объект прикладной культурологии - человек, личность, индивидуальность; отдельный индивид или социальная общность. Предмет прикладной культурологии - процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных

Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направления, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности. В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества.

Функции прикладной культурологии:

* научно-методическая - методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;

* политико-проективная - правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование;

* культуроохранительная - обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе "человек - природа";

* культуросозидающая - разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;

 * культуротворческая - научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;

* взаимообогащающая - выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения;

* культуроориентирующая - раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности. Принципы прикладной культурологии: - обосновать технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществление такого образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей, основанную на гуманитарной парадигме экологии культуры; - раскрытие механизмов погружения человека в социально-культурную среду через освоение системы научных знаний и ценностей литературы и искусства; - внедрение эффективных методик формирования способности человека включаться в процесс непрерывного образования, постичь информационные технологии XXI века, познать себя, реализовать свои творческие потенции.

 

7. Место и роль «Теории и истории СКД» в системе культурологических знаний.

«Социально-культурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры»

Она занимает одно из главных мест в практическом труде современного социального работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста – менеджера социо-культурной среды. Обладая глубоким гуманитарным содержанием, эта профессия стала неотъемлемой частью образа жизни в большинстве цивилизованных стран.

Социо-культурные деятельность можно разделить на два больших блока:

1. социальная деятельность(деятельность в социальной сфере);

2. культурная деятельность.

Для определения СКД как общественного явления следует немного рассказать о каждом из них.

Итак:
Социальную работу правомерно определяют как организаию личной, общественной, государственной помощи людям. Без учёта деятельности социального работниковне обходя ни программы социального развития, ни социальная политика любого государства. Специалисты в сфере социальной работы привлекаются муниципальными органами и общественными организациями в качестве экспертов при подготовке законодательных актов и принятий решений.
Эта работа основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации.
Для глубокого понимания <1>

Духовная, материальная и художественная стороны жизни людей образуют культуру и способствуют Культурной деятельности.
Культурная деятельность – это деятельность по созданию, сохранению, возрождению, охране, изучению, популяризации, использованию и распространению культурных ценностей; эстетическому воспитанию, художественному и культурологическому образованию, организации культурного отдыха (свободного времени) населения.

Важнейшие сферы КД: <2>

 И если социальная деятельность – это целеориентированная деятельность социального субъекта, содержание которой заданно его социальной ролью, то культурная деятельность - это активность субъекта, которая ценностноориентированна, проникнута и продиктована определённым содержательным смыслом. Взаимосвязь социального и культурного в деятельности различных субъектов рождает особую реальность, которая определена понятием социокультурной деятельности, в котором «социальная» указывает на субъект деятельности, а «культурная» на качество его активности и сферу его применения.

СКД – это целенаправленная, культуроопосредованная деятельность социального субъекта; при этом социальное является формой взаимодействия субъекта и объекта, а культурное является результатом этого взаимодействия.

Также

СКД – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры (М.А. Ариарский).

Социально-культурная деятельность – педагогически направленный и социально обусловленный процесс взаимодействия людей в освоении, потреблении, распространении и создании культурных ценностей (Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников).

Социально-культурная деятельность – это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, освоения, трансляции, и развития традиций, ценностей и норм в сфере исторической, духовно-нравственной, художественной, политической и экологической культуры (Я.Д. Григорович).

Социально-культурная деятельность – это общественно значимый способ активного отношения к действительности, который выявляется в потреблении, производстве и распространении ценностей культуры (Н.И. Аксютик).

 


Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции общества и различных его групп . Социально-культурная деятельность включена в политические процессы, происходящие в обществе. Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Социальная значимость социально-культурной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по оседанию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.

1. Сущность современной социально-культурной деятельности

Это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Социально-культурная деятельность - это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путём занятия различными видами творчества и деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание.Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга.

Деятельность театров, кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций -все это является объектом научного анализа.

Прикладная культурология имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения[1].

Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции общества и различных его групп . Социально-культурная деятельность включена в политические процессы, происходящие в обществе. Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Социальная значимость социально-культурной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по оседанию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.

История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом. Обращение к историческому опыту развития социально-культурной деятельности, и, в частности, досуга, позволит использовать данный опыт в условиях современной социокультурной ситуации, где идет процесс трансформации досуга, обусловленный, с одной стороны - стремлением общества к возрождению национально-духовных традиций, с другой — использованием зарубежных достижений в данной сфере. В переходные периоды всегда происходит смена политических, экономических, культурных, научных парадигм. Сегодня такой период переживает наше общество, в том числе и социально-культурная сфера. Происходит переосмысление накопленного опыта социально-культурной деятельности на основе современных научных взглядов и достигнутого уровня развития общественных наук. И история социально-культурной деятельности не может оставаться в стороне от кардинальных изменений в гуманитарном знании, оставаясь в неизменном виде. Современный специалист социально-культурной сферы нуждается в постоянном переосмыслении всех изменений в обществе, которые имели место в предыдущие годы и продолжаются сейчас. История социально-культурной деятельности - это богатый источник обновления современной теории и практики социально-культурного воспитания. Ключевые проблемы истории социально-культурной деятельности - это, прежде всего, проблемы формирования новой методологии историко-педагогических исследований досуга и разработки научной периодизации его развития.

 

Объектом теории и методологии СКД выступают виды, способы, формы, средства организации духовной деятельности социума и личности в условиях свободного времени в целях формирования их общественно значимых качеств. Предметом теории и методологии СКД являются закономерности государственно-общественной и личностно- индивидуальной духовной деятельности в условиях свободного времени. При этом закономерности СКД - это совокупность непреложно проявляющихся, объективно существующих, внутренне обусловленных устойчивых связей и отношений в свободной деятельности социума и личности.

Методология СКД (Н.Н. Ярошенко) - на общенаучном уровне она соотносится с философскими и др. концепциями, объясняющими возможность интерпретации социальных фактов и социальной реальности на основе базовых принципов познания (объективность, историзм, достоверность и др.) с использованием категорий различных социально- гуманитарных наук; - на интегративном уровне выделяются педагогическая и культурологическая науки, которые задают особую систему принципов, понятий и исследовательских методов, призванных интерпретировать часть реальности, преимущественно связанной с воспитанием и образованием личности; - на специальном уровне происходит предельная конкретизация принципов и исследовательских методов, формируется особая система частнонаучных категорий, призванных объяснить ту часть социокультурной реальности, которая составляет предметную область СКД – т.е. «воспитание и образование личности в специфических ситуациях досуга и творчества». Перечень наук, связанных с теорией СКД Философия - законы общественного развития, взаимодействие человека и общества, человек в окружающем мире. Культурология - культура и общество, культура личности, культура как система. Психология - темперамент человека, особенности развития психики, психологическая диагностика личности. Педагогика - образовательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая система, педагогические исследования. Социология - теория социальной группы, социальные движения, социокультурный процесс. Политология - политическая жизнь общества, политические системы, политическая культура. Экономическая теория - экономические системы, понятие рынка, экономическая культура. Искусствоведение - виды искусства, учреждения искусства, проблемы и тенденции развития искусства. Экология - экологическое движение, экологическая культура. Религиоведение - история религии, религиозные конфессии, движения. Эстетика - эстетическое воспитание, эстетические категории, художественное воспитание.

Сложно чётко провести грань между социальной и культурной деятельностью человека. Практически любая культурная деятельность имеет общественную направленность и наоборот. В процессе совместных сознательных действий в определённом направлении постепенно изменяются культурные конфигурации, состав и характер взаимоотношений социальных групп.

9. Специфика современной социокультурной ситуации.
Социокультурная ситуация – это совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития. Для характеристики современной социокультурной ситуации необходимо принять во внимание три группы факторов, обуславливающих ее сегодня:
- факторы внутреннего развития (экономическая модель развития, социальная динамика, изменения, происходящие в государственно устройстве и политическом режиме и мн. др.);
- исторические факторы, национальные факторы развития культуры и особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались и получали образование многие из ныне живущих россиян;
- влияние на современные культурные процессы общемировой, в первую очередь, западной социокультурной ситуации.

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.

С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства "малой родины", любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации.

В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

— В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни общества.
— Усиливаются процессы размывания духовной самобытности культуры и, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаей, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.
— Снижаются показатели духовной жизни общества Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведенинйи скусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.
— Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентации: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан на материальное благополучие как главную цель жизни Если в начале 1980-х годов в системе ценностных ориентации и городских, и сельских жителей "лидировали" мысли о счастливой семейной жизни, о желании иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в городах и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом главном говорит 70% горожан и 60% сельских жителей. Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

10. Понятие социальной стратификации. Социальный статус личности.
Когда социологи рассматривают деление общества на устойчивые социальные общности, то этот социальный факт называется «социальной дифференциацией».

Когда же социологи начинают сравнивать социальное положение устойчивых социальных общностей, то этот социальный феномен называется «социальной стратификацией».

Термин «стратификация» был заимствован П.А. Сорокиным из геологии.

«Страта» (strata) — социальный слой, пласт.

«Социальная стратификация» — социальное расслоение, проявление социального неравенства.

Пример:

мужчины и женщины — две самые большие социальные группы общества, но их положение в обществе неравное, поэтому мужчины и женщины — две страты общества.

Социальное неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Под равенством социологи понимают:

1) равенство личностное;

2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов);

3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.);

4) равенство результатов

С научной точки зрения полное равенство в обществе немыслимо.

Люди неравны по самым различным основаниям

Социологи выделяют несколько стратификационных систем:

  1. физико-генетическая;
  2. рабовладельческая;
  3. кастовая;
  4. сословная;
  5. этакратическая;
  6. социально-профессиональная;
  7. классовая;
  8. культурно-символическая;
  9. культурно-нормативная.

В каждом конкретном обществе обычно имеет место комбинация нескольких стратификационных систем и множество их переходных форм.

В основе первого типа — физико-генетической стратификационной системы — лежит дифференциация социальных групп по «естественным» социально-демографическим признакам.

В обществе неравны мужчины и женщины, представители различных возрастных групп, более высокое положение занимают в некоторых отношениях и обстоятельствах группы более физически развитых и умственно развитых людей, более красивых людей. Неравное положение занимают группы людей, имеющих физические и умственные недостатки.

Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию. В современном обществе эта система поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой.

Вторая стратификационная система — рабовладельческая основана на прямом вооруженном насилии. Неравенство детерминируется военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности.

Определенные социальные группы — рабы — этих прав лишены совершенно и наравне с вещами, превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях.

Рабовладельческие системы в прошлом были весьма разнообразны.

В период античного рабства число рабов порою превышало число свободных граждан.

Позже рабство возрождалось всегда, когда общество нуждалось в применении большого количества неоплачиваемого труда:

плантационное рабство в США XVII – первой половины XIX вв.;

работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период второй мировой войны;

работа захваченных боевиками граждан России на плантациях наркотических растений, в лабораториях по изготовлению наркотиков и в домашних хозяйствах и пр.

Третий тип стратификационной системы — кастовая.

В ее основе лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами.

Каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. Чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

Классическим примером общества с господством кастовой системы считается Индия. Сегодня кастовая система воспроизводится, например, в клановом строе среднеазиатских государств. Черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств — Италии, Германии. Арийцам отводилось положение высшей этнической касты, признанной к господству над другими этносами. Роль скрепляющих теологических доктрин брала на себя националистическая идеология

Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе сословия различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Основанием стратификации выступает здесь власть.

Обязательства сословий перед государством закреплены в законодательном порядке. Принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы. Одни сословия обязаны нести военную или чиновничью службу, другие — платить налоги и трудиться. Примеры развитых сословных систем — феодальные западно-европейские общества или феодальная Россия.

В.О. Ключевский: «Сословием мы называем классы, на которые делятся общества по правам и обязанностям учрежденным верховной властью». Согласно переписи 1897 г., население России распределялось на следующие сословия: дворяне — 1,5%, духовенство — 0,5 %, купцы — 0,3%, мещане — 10,6%, крестьяне— 77,1 %, казаки — 2,3%. Первым привилегированным сословием а России считалось дворянство, вторым — духовенство. Остальные сословия не являлись привилегированными.

Пятый тип — этакратическая система имеет некоторое сходство с сословной системой. В ее основе также находится власть.

В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций.

Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия — демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные — играют производную роль. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии.

Иерархии могут закрепляться формально-юридически — посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, — а могут оставаться и вне сферы государственного законодательства. От системы сословий отличается формальной свободой членов общества и отсутствием наследования властных позиций.

Шестая — социально-профессиональная стратификационная система. В ее основе лежат образование и престиж.

Группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли — обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, присвоения разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха).

Сертификаты, как правило, по наследству не передаются. Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, которая присутствует во всяком обществе с более-менее развитым разделением труда.

Седьмой тип — классовая система. В ее основании лежат способы получения и размеры доходов.

Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами заключены в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

Принадлежность к классам не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Передаются имущество и капитал, но не сам статус. Общества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, — явление довольно редкое и неустойчивое.

В каждой стратификационной системе присутствуют основные и не основные классовые различия. Основными классами в истории развития общества являлись рабы и рабовладельцы, крепостные крестьяне и феодалы. В современном обществе — буржуазия и наемные работники.

Восьмой тип стратификационной системы — культурно-символическая. В ее основе лежат образование и престиж.

Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания. В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье — служителям церкви, толкователям священных текстов, составляющим основную массу грамотного населения, в Новое время — ученым, технократам и партийным идеологам.

Более высокое положение занимают те, кто имеет лучшие возможности для манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

Для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование, для индустриальных — партократическое, а для постиндустриальных — технократическое манипулирование.

Девятый тип стратификационной системы — культурно-нормативный, в ее основе лежит престиж тех или иных социальных групп.

Дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данная группа.

Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) — все это основы культурно-нормативного социального деления.

Происходит разграничение «своих» и «чужих», ранжирование групп («благородные — неблагородные», «порядочные — непорядочные, «элита — обычные люди — дно»). Благородные манеры джентльмена, праздное времяпрепровождение аристократа, самоотверженный аскетизм религиозного подвижника, ораторское искусство идейного вождя — знаки высокого общественного положения, нормативные ориентиры, образцы социального действия. Они выполняют функции морального регулирования, которое и детерминирует данный тип стратификационных отношений.

Основное свойство стратификации — неравенство расстояний между статусами. У нее четыре главных основания — четыре шкалы, расположенные вертикально, рядом друг с другом:

доход,

власть,

образование,

престиж.

Доход измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени.

Власть измеряется числом людей, на которых распространяется принимаемое решение.

Образование измеряется числом лет обучения в учебном заведении.

Престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

В традиционном обществе чаще всего наблюдается наличие высшей, средней и низшей страт.

Социальная структура имеет ярко выраженный пирамидальный характер.

Социальную структуру современного общества исследовал на примере США американский социолог У. Л. Уорнер.

Он установил, что в США существует 6 многомерных страт, назвал их привычным термином «социальные классы».

Было установлено, что люди одной и той же профессии могут относиться к разным стратам.

Например, рабочие оказались в двух средних и двух нижних, а служащие — во всех шести стратах.

Основную часть современного развитого общества составляет так называемый «средний класс».

Качественные критерии среднего класса сводятся к уровню доходов, стандартам потребления, уровню образования, владению материальной или интеллектуальной собственностью, способностью к высококвалифицированному труду.

Удельный вес средних слоев в развитых странах составляет 60— 70% населения, а нижние и верхние слои (бедные и элитные группы) значительно уступают среднему классу по численности.

Средний класс придает современному обществу устойчивость и одновременно выступает в качестве фактора, стимулирующего социокультурные изменения и инновации.

Различают старый средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, включающий управляющих, профессиональных работников умственного труда, не являющихся собственниками.

Имеет место тенденция постепенного сокращения старого и увеличения численности нового среднего класса.

Согласно принятой академиком Т.И. Заславской гипотезе, российское общество состоит из следующих социальных слоев:

  1. верхнего,
  2. среднего,
  3. базового,
  4. нижнего, а также
  5. десоциализированного «социального дна».

К верхнему слою относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Средний слой находится в стадии становления. Большинство его представителей не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности.

Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства.

Отличительными чертами представителей нижнего слоя являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов.

Главной характеристикой социального дна служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Представителями «социального дна» являются преступники и полупреступные элементы, а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь