Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социально-бытовые сказки, их происхождение, герои и художественные особенности.
Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центр действия, получили название социально-бытовых. В них можно выделить две разновидности: в одних превалируют социальные конфликты, а в других – бытовые. Соц.быт.сказки очень короткие,в центре сюжета, как правило, один эпизод, действие разворачивается быстро, без замедлений, присущих волшебным сказкам, нет повторений эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить как нелепые, смешные. В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм. Бытовая сказка не имеет ничего общего с первоначальным укладом жизни, хотя в отдельных случаях можно обнаружить очень древние реликты. Она создавалась не при первобытнообщинном строе, а позже. Мы ее совершенно не встречаем у народов, которым свойственны тотемистические представления, нет ее также у народов с шаманистской религией, таких, как палеоазиаты. Зато она широко распространена в Африке у народов, знающих примитивное земледелие. это заставляет думать, что бытовая сказка появляется тогда, когда земледелие выходит из примитивной стадии, а родовой строй сменяется рабовладельческим государством. Это подтверждается материалами античности. В античности реалистические сказки имели самое широкое распространение Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности. Развит диалог, изложение от лица условного рассказчика выполняет роль пояснений или ремарок. Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идёт о барщине, о бедности крестьян. Втора тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде. Идейный смысл сказок состоит не только в том, что в них критикуются жизненные «порядки», угнетатели и обиратели народа, но и в том, что в социально-бытовых сказка гораздо ярче выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социальной справедливости, счастливой и спокойной жизни. В отличие от волшебных сказок, где борьба добра и зла, а затем и победа добра над злом происходит в сказочном мире, здесь всё совершается в реальной жизненной обстановке, в определённых социальных и бытовых условиях. Идейная задача социально-бытовых сказок определяет и их структуру: основой её служит социальная антитеза, противопоставление мужика барину, купцу, попу и тд. Такого рода антитеза раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении классового сознания трудовых масс, вызывала ненависть к угнетателю. Конфликты бытовых сказок, как и конфликты социальных, связаны с особым составом персонажей. Если в социальных сказках представлены барин, купец, мужик, то в бытовых типизированы образы мужа, жены, старика, старухи, солдата. В бытовых сказках выделяются две группы произведений: одни посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями выступают глупец, лгун, лентяй и тд, то другие изображают семейные конфликты. Их герои-глупый и ленивый муж, злая, сварливая жена, бывалый солдат, доверчивые старики. Обличение общечеловеческих пороков обычно использует гиперболизацию. Особенно преувеличиваются глупость, жадность. Соц.быт.сказки, как правило, веселы, остроумны, иногда кончаются присказкой. Социально бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основном две важных общественных темы: социальная несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде. Барин в сказках представлен как глупый, не знающий жизни, не умеющий ни в чем разобраться человек, холодный, жестокий, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее. Поэтому такого рода сказки звучали в крепостной деревне как беспощадное обличение бар как отрицание их права распоряжаться судьбой крепостных. Другой остро сатирический образ сказок - поп. Обличение попа - одновременно критика религиозных догм и морали, проповедуемой церковью.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 2059; Нарушение авторского права страницы