Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Солдатские и рекрутские народные лирические песни.



Большое место в народной лирике занимают песни на тему солдатчины. Первые солдатские песни относятся к XVIII в. Их возникновение вызвано конкретными историческими условиями. В 1699 г. Петром I был издан указ, которым устанавливалась бессрочная солдатская служба. Этот указ был в силе почти сто лет. В 1793 Г. был определен двадцатипятилетний срок службы, а в 1834 г.— двадцатилетний.
Бессрочная солдатская служба навсегда отрывала человека от семьи, от родных мест. Мало что изменила двадцати- и двадцатипятилетняя служба: крестьянин уходил в солдаты здоровым молодым человеком, а возвращался стариком, калекой или совсем не возвращался. Именно поэтому родные провожали рекрута в солдаты с плачем и причитаниями, которые по своему конкретному содержанию и общему эмоциональному тону напоминали похоронные причитания.

Преддверием к солдатчине была рекрутчина, о которой в народе созданы изумительные по своему лиризму и драматическому напряжению песни. Широкое распространение получила песня «У отца было, у матери три сына любимые», в которой рассказывается о горе крестьянской семьи, которая должна отдать в солдаты одного из сыновей. После долгих и нерадостных размышлений родители решают отдать в солдаты младшего сына, так как у старшего «детей много», а у среднего «жена хороша». Обиженный младший сын обращается к своим родителям с такими словами:

Государь ты мой родной батюшка,

Государыня моя матушка!

Или я вам не тот же сын?

Или я вам не кормилец был?

Тронутые этими словами родители соглашаются решить вопрос жребием. В разных вариантах песни жребий выпадает, на старшего, среднего или младшего сына.
В народе бытовало немало песен, в которых описывалась сама процедура приема в солдаты. В них подробно рассказывалось о том, как новобранцев заводили в приемную, осматривали, оформляли, выдавали обмундирование и т. д.

Особое внимание в песнях акцентируется на такой детали, как стрижка новобранцев, лишение молодцев их «главной красоты» — кудрей.

Некоторые песни о рекрутчине имели и определенное социальное звучание. Так, в одной из них с горькой иронией говорится о том, что «расхорошая барыня разорила село Теплое Пилю-тино», «раздала крестьян в солдатушки», «во молоденьки рекрутики».
За циклом рекрутских следует цикл собственных солдатских песен. Солдатские песни могут быть эпическими и лирическими. В эпических песнях рассказывается о важнейших военно-исторических событиях XVIII—XIX вв.

В лирических солдатских песнях довольно полно отразилась бытовая жизнь солдат, правдиво выражены их думы и настроения. Из песен мы узнаем, что солдаты жили в холодных казармах, спали почти на голых топчанах, очень плохо питались. Называя «грозную службу государеву» «кручинушкой великой», солдаты упрекают «православного царя» в том, что он «поморил» их «голодною смертью».

Служба в армии была изнурительно монотонной. Солдаты в песнях жалуются на то, что покоя им нет ни днем, ни ночью.

Очень трудными были солдатские походы. Подробно об этом рассказывается в казачьей песне «От Корякова до Актова семи-сотные версты», которая заканчивается словами: «Распроклятое житье — все козачья доля!».

Еще более тяжелыми и изнурительными были ежедневные солдатские учения, при упоминании о которых «у солдата сердце мрет». Они, как правило, выливались в беспощадную муштру, сопровождаемую палочной дисциплиной; за малейшие оплошности солдат жестоко избивали, а за провинности прогоняли сквозь строй розг.
Загнанные на чужбину, на многие годы оторванные от своих семей, солдаты не переставали думать о родной стороне. Этой теме посвящено большое количество солдатских песен композиционной формы монолога-раздумья.
 Весь жизненный путь, личный житейский опыт наложил яркий отпечаток на психологию солдата, определил особенности его мышления. Свою солдатскую жизнь он постоянно измерял привычными для него мерками крестьянской жизни, рисовал ее с позиций крестьянского сознания. Все это нашло отражение как в содержании, так и в художественной форме солдатских песен. Метафоричность была характерна и для крестьянских песен, однако особенно широкое развитие она получила в песнях солдатских. Поле боя в них называется «пашней». Но при этом уточняется, что вспахана эта пашня «не сохами», а «лошадиными копытами» и «засеяна» не зернами, «казацкими головами». Умирающий на поле брани воин посылает своего коня домой и просит передать жене, что женился он на чужой стороне «на другой жене»; сосватал его «бел горюч камень», обвенчала «сабля вострая», а его «молодая жена» —«пуля быстрая».
Особенно показательной в рассматриваемом плане является одна из самых популярных солдатских песен «В чистом поле стояло тут древо», в которой есть такой диалог птицы с солдатами:
Солдатушки, ребятушки, а где ваши домы?

Наши домы — круты горы, широки раздолья, То наши подворья.

Солдатские песни значительно обогатили народную лирику новыми темами, мотивами и образами. Они привлекли внимание многих поэтов: Некрасова, Демьяна Бедного и др.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1815; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь