Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Черты воинской повести в «Задонщине»:



а) особенности композиции

б) стилистика описания битвы

в) изображение персонажей

 

Описания событий, связанных с военными походами русских князей, дают представления о характере жанра воинской повести. Элементы этого жанра присутствуют в «Задонщине». Собравшиеся в Москве русские князья планируют под руководством Московского князя Дмитрия Ивановича биться с татарами на Куликовом поле. Описание битвы является кульминацией сюжета воинской повести. Обязательны итоги битвы, ее оценка. Развязкой в ней всегда служит победа той или иной воинской силы. Таким образом, можно отметить присутствие в «Задонщине» основных сюжетно-композиционных элементов воинской повести: здесь и сбор войск, и выступление на поле сражения, и подготовка к бою, сам бой и его оценка. Существуют традиционные для воинской повести стилистические формулы, лаконично дающие описание битвы и ее последствий. Например: «Вот уже великий князь Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич… собрали храбрые полки у себя в русской земле…» и мыслят опробовать «мечи свои литовские о шлемы татарские, а копья немецкие о байданы басурманские». Звучат призывы: «… не пощадим жизни своей за землю Русскую, за веру христианскую…». «Стучит рать сильная великого князя Дмитрия Ивановича, гремят удальцы русские золочеными доспехами и червлеными щитами».

Описываются здесь и силы врагов, предвещающих недоброе: «… повеяли сильные ветры с моря на устья Дона и Днепра, пригнали большие тучи на Русскую землю; их них выступают кровавые зарницы, а в них трепещут синие молнии. Быть стуку и грому великому на речке Непрядве меж Доном и Днепром, пасть телам человеческим на поле Куликовом, пролиться крови на реке Непрядве».

Здесь же и сама битва: «Ударили копья раскаленные о доспехи татарские, загремели мечи булатные». О результатах боя в повести сообщается следующее: «Черна земля под копытами, а костями татарскими земля засеяна, и их кровью земля полита. Сильные полки сошлись вместе, притоптали холмы и луга, возмутили реки, протоки и озера». «Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом…»

Герои битвы представлены здесь в достойном молодецком облике. Богатырь Пересвет «поскакивает на совеем добром коне, злаченым доспехом посвечивает», «… а русские князья, и бояры, и воеводы, и все великое войско широкие поля кликом огородиша и злачеными доспехами осветиша». Князь Дмитрий Донской может «веслами Днепр запрудити, а Дон шлемами вычерпать, Мечу трупами татарскими запрудити…»

Воинская доблесть и мужество русских князей характеризуются в «Задонщине» с помощью тех же художественных приемов, что и в «Слове о полку Игореве». Например: «…великорусские князья характеризуются автором в сказовой манере: Дмитрий Иванович и брат его, укрепив ум своей силой, заколив сердца свои мужеством, преисполнившись ратного духа, упрядили свои храбрые полки в Русской земле…»

Вторая часть «Задонщины» предстает похвалой и посвящается описанию победы над татарами. Теперь уже в Орде нет веселья. В результате одержанной победы по Русской земле «простерлось веселье и ликование и вознеслась слава русская над хулой поганых». В «Задонщине» широко используются приемы и поэтические образы народной поэзии, песенные ритмы. О присутствии песенного начала в повести высказался В.Ф. Ржига. Он подчеркивает наличие здесь «мелких композиционных единиц с припевами эмоционального напевного характера, применение устно-поэтических эпитетов, формул отрицательного параллелизма». Ученый относит «Задонщину» к лироэпическим произведениям, подобным «Слову о полке Игореве» и «Слову о погибели Русской земли».

 



III. Заключение

 

Подводя итоги нашей работы, мы пришли к следующим выводам.

Древнерусская повесть «Задонщина» посвящена Куликовской битве 1380 г. Точное время создания ее неизвестно, примерно конец XIV – начало вв. В XIV – XVII веках текст произведения переписывали, постоянно что-то меняя, сокращая или искажая его. В первоначальном виде он не сохранился. Но при изучении словесного памятника ученые отметили прагматическую связь событий: исторические события влияют одно на другое и провиденциализм здесь не уступает своих позиций, причинно-следственные связи в литературе XV – XVII веков заняли доминирующее положение в развитии сюжета. Стиль «Задонщины»: образные средства и целый ряд сюжетных подробностей определились огромным влиянием на нее «Слова о полку Игореве», а также устнопоэтических источников. Но в идеологическом плане «Задонщина»  значительно отличается от «Слова». Она призвана способствовать утверждению и усилению авторитета московских князей, объединяющих вокруг себя русские силы для борьбы с татарами. Происходит постепенный процесс централизации власти на Руси под эгидой великого князя Дмитрия Ивановича (Донского). Автор «Задонщины»: поэт-патриот, воспевший русскую победу на поле Куликовом, сознательно подражает создателю «Слова о полку Игореве», выбирая те же слова и средства изобразительности, которыми тот рассказывал о горестном поражении русского войска в борьбе с половцами, но теперь уже говоря о поражении татарских полчищ.

Образ опечаленной Руси сменяется в «Задонщине» ликующей Русью. Поэтому вся повесть проникнута лирическими интонациями, речь автора пафосна, оживает она и речами персонажей повести, прием, который помогает убедить в достоверности происходящего. Яркими предстают картины битвы на поле Куликовом. Своеобразное построение произведения свидетельствует о наличии в нем элементов воинской повести. Автор сохраняет здесь традиционную стилистику повествования. Словесные формулы, привычные для жанра воинского повествования, автор «Задонщины» не только сохраняет, но и развивает, дает нам представление о масштабности сражения, об участниках битвы, перечисляя количество воинской силы, называя поименно русских князей, поведших воинов на ратный подвиг. Нравственный идеал защитников земли Русской – предмет особого внимания в повести. Оттого и одеты воины у автора в парадные доспехи. Оттого и не пощадят они живота своего за землю Русскую и за веру христианскую. Любить Родину призывает писатель, хранить верность заветам предков, защищать великие просторы Руси. Слишком велика цена, заплаченная русскими за победу над врагами.

 



IV. Список использованной литературы

 

1. Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. А.Н. Ужанков. – М.: «Русский язык», 1991.

2. Ужанков А.Н. Вступительное слово к хрестоматии по древнерусской литературе. – М.: «Русский язык», 1991.

3. Сперанский М.Н. История древней русской литературы. – СПб., 2002.

4. Громова Л.Д., Курилов А.С. История русской литературы XI-XIX веков. Часть 1. – М., 2000.

5. Кусков В.В., Прокофьев Н.И. История древнерусской литературы. – СПб., 2005.

6. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М., 1986.

7. Еремин И.П. Литература Древней Руси. – М.-Л., 1986.

8. Демин А. Что это такое – древнерусская литература / Вступ. Статья в книге для ученика и учителя: Древнерусская литература. – М., 2001.

9. Прокофьев Н.И. Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи Куликовской битвы. – В кн.: Литература Древней Руси: сб. научн. Трудов. Вып. 4. – М., 1983.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь