Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие благотворительности в России после 1861 года



 

После отмены крепостного права в 1861 г. происходит реорганизация административной системы и государственного призрения в России. Финансирование для призрения бедных складывалось из налогов на недвижимость (71, 9% от всех доходов), пожертвований, пошлин, штрафных и пенных денег, кружечных сборов, процентов с карточных игр, обязательных пособий от городов и земств и субсидий Государственного казначейства.

В это время на местах действовало земское, городское и церковно-приходское призрение. Главным для церковно-приходского призрения оставалась не помощь бедным, а проблемы самой церкви. Кроме того, существовали учреждения, управляемые на особых основаниях: «Императорское Человеколюбивое Общество», Попечительство о трудовой помощи, Российское общество Красного Креста и т.д. Развивается частная и общественная благотворительность по борьбе с детской смертностью, призрение нищих, больных алкоголизмом, а также поддержка науки, искусства и культуры.

После 1861 г. выявляются новые категории клиентов призрения: сироты, незаконнорожденные младенцы, нуждающиеся в общем амбулаторном лечении, прокаженные, хронические больные, умалишенные, увечные, престарелые, безработные, семьи нижних чинов, призванных на военную службу. К этому перечню в отдельных губерниях приравнивали рожениц, беспризорных детей, лиц «укушенных бешенными животными», алкоголиков и т.д.

Земская система оказалась более мобильна и имела разветвленную сеть услуг. Во многих губерниях патронаж осуществляли земские врачи, учителя, священники совместно с полицией. Земские учреждения проводили профилактику обнищания, для чего были созданы ссудно-благотворительные капиталы, эмерительные кассы (1883 г.). С помощью этих средств поддерживались переселенцы, производился ремонт и постройка квартир и домов, уплачивались долги недоимщиков, чтобы их не разорить окончательно. Эмеритальные кассы выплачивали пенсии земским служащим и особенно сельским учителям. На земствах лежала ответственность за организацию общественных работ.

Россия была страной крестьян, поэтому призрение имело свои формы: кормление по домам, выдача пособий из сельских магазинов, а иногда и денежные пособия, но главное – милостыня. К концу Х1Х в. складывается сельское и волостное призрение. Престарелые и дряхлые призревались за счет родственников или общины, использовалось поочередное кормление по домам, а также их помещали в приюты. Однако старики предпочитали жить не в приютах, а на воле – милостыней. Главными формами общественного призрения были: натуральные пособия (хлеб, соль, зерно); общинное или родственное призрение; подаяния деньгами, хлебом, одеждою; помещение в приюты; помощь в полевых работах и т.д.

Приходская благотворительность выражалась в материальном виде (одежда, продукты, дешевая обувь и т.д.), в медицинской и просветительной деятельности (христианское просвещение, обучение детей и взрослых в воскресных и церковно-приходских школах).

В различных губерниях в зависимости от обстоятельств происходило снижение затрат на призрение, так как «призрение бедных должно считаться не обязанностью, а правом земских и городских учреждений».

В жизни общества случались ситуации, при которых социальная частная помощь даже осуждалась. Так, Валентин Пикуль в произведении «Звезды над болотом» описывает такую ситуацию: «Купец Горкушин умер, оставив наследство Эльяшевой – гражданской жене его погибшего сына на Кавказе (Чечня).

Во время голода в Архангельской губернии она открыла бесплатную столовую для неимущих. Перед открытием она беседует с отцом Герасимом – настоятелем храма в Пинеге.

Отец Герасим: «Сами посудите, какое сомнение в умах вы произведете. Горкушина покойного все знали. Копил человек. Недоедал, недосыпал. Все тужился, напрягая и дух, и плоть свою. А вы – нате вам: столовая бесплатная! Приходи и ешь. Эдак-то любой жить захочет, чтобы без денег по обжоркам шастать. Вы этим народ наш, и без того непутевый, враз трудиться отучите. Доброй христианкой быть хорошо. Но потакать слабостям людским не нужно». Но Эльяшева все-таки открыла столовую, чем вызвала гнев начальства. 

Появились следующие виды патронажа:

- кормление на дому матерью;

- отдача на вскармливание;

-  воспитание и обучение мастерству;

- содержание в семье школьников;

- отдача в услужение;

- «бесплатные колыбельни»;

- дневные убежища;

- ясли для тех детей, родители которых вынуждены были работать и оставлять детей без присмотра.

Для взрослых детей открывались ремесленные классы, а для детей «заброшенных и преступных» – земледельческие колонии и ремесленно-исправительные приюты.

Для выдачи пособий создавались фонды для ремесленников, «дряхлых и больных», «бедных женщин», «учителей и учительниц» и т.д. Земства осуществляли выдачу единовременных пособий к праздникам (Рождество, Пасха и т. д.), часто вносили плату за обучение студентов в мужских и женских гимназиях. Использовались также традиционные «кружечные» сборы. Средства от сборов шли на лечение неимущих и на другие общественные нужды. Государство оказывало помощь лишь ссыльнопоселенцам и политическим ссыльным, что отмечалось в Иркутской и Енисейской губерниях.

Значительным средством против обнищания населения были общественные работы: строительство железных дорог, ирригация полей, лесонасаждения (особенно в неурожайный 1873 г.). Средств было мало, поэтому активно велись поиски финансирования: начеты и взыскания, судебные сборы, обложения недвижимости и т.д.

В городах бурно развивается промышленность, но это несет и социальные проблемы (высокая плата за жилье, безработица, профессиональное нищенство, проституция, детская безнадзорность и т.д.). Средства поступали от обложения недвижимости. Появились новые формы призрения: предупреждение бедности, защита детей и взрослых, юридическая и медицинская помощь, устройство санаториев, бюро по приисканию работы, трудовая помощь (в артелях, инструментов, рабочим скотом и т.д.), содействие профессиональному обучению, устройство читален, библиотек, плата за лечение и учение, проведение статистических исследований, наблюдение и забота о санитарных условиях и т.д. Так, в Москве по инициативе почетной гражданки А.И. Кузнецовой создавались учреждения «скорой помощи» на лошадях, первые учреждения по страхованию наемного труда, по открытию рукодельных школ и пр. Частная инициатива становилась закономерной частью призрения. Возникала она снизу, а затем закреплялась постановлениями и Указами Министерства внутренних дел и Министерства финансов. Так, Иоанн Кронштадтский открыл дома трудолюбия – давал работу нуждающимся и организовывал сиротские дома, столовые, убежища, дешевые квартиры и т.д.

Нищих в городах становилось все больше. Их согласно первой всероссийской переписи 1897 г. было около полумиллиона. В Москве и Петербурге появляются попечительства о бедных. Они открывали столовые и походные кухни, где обед стоил от 4 до 11 копеек. Церковь уже не могла обойтись без добровольной помощи прихожан в деле призрения, хотя и содержала школы и благотворительные учреждения. Активно работала приходская система помощи (материальная, медицинская, просветительная).

17 мая 1897 г. Императорскому Человеколюбивому обществу дали право устанавливать бесплатные и платные классы для подготовки лиц с «правами действительной государственной службы» в сфере призрения. Эти будущие социальные работники могли достичь пятого класса, что соответствовало гражданскому чину коллежского советника и военному – полковника. Были учреждены нагрудные знаки трех степеней – «для деятелей и жертвователей». А достойных награждения этими нагрудными знаками в России филантропов и меценатов было много. Здесь стоит упомянуть целый род уральских заводчиков Демидовых; Дягилева Сергея Лавровича (1872-1929гг.) - русского театрального и художественного деятеля. Это был один из создателей объединения «Мир искусства», организатор выставок русского искусства «Русских сезонов» (с 1907 г.) за границей, создатель труппы «Русский балет»; Морозова Савву Тимофеевича (1862-1905гг.) мецената Художественного театра; Третьякова Павла Михайловича (1832-1898 гг.) – основателя Третьяковской галереи, поддерживающего художников-передвижников и многих других. С этого началось профессиональное общественное призрение. К 1908 г. в стране действовали сотни различных общественных учреждений призрения.

После реформ 1861 г. появляется Опекунский Совет Учреждений Императрицы Марии. Этот совет имел свои отделения в 29 территориях России. В нем создаются учреждения для слепых и других нуждающихся, а в 1898 г. появляются учреждения для глухонемых с мастерскими, домами трудолюбия, убежищами. Начали готовить и учителей для работы с глухонемыми.

Введение земских учреждений в 34 губерниях России позволило: вдвое превысить правительственные ассигнования на начальную школу, открыть земские учительские семинарии в Новгороде, Рязани, Твери, Казани, Вятке, Костроме, Курске, Самаре, Петербурге, к 1894 году удалось создать 13 146 народных земско-общественных школ.

С 1870-х годов в России возникают Фребелевские общества, которые объединяют деятелей по дошкольному воспитанию. Эти общества объединялись под влиянием идей Фридриха Фребеля (1782-1852 гг.) – немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания, разработавшего основы методики работы в детских садах. Фребель десять лет работал  у  Г. Песталоцци и находился под влиянием его идей. Также как Песталоцци он исходил из природных особенностей младшего возраста (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию и т.д.), считал, что общение детей дает хорошие результаты в обществе сверстников, которое в 1840 г. он назвал «детский сад». Для детских садов он готовил воспитательниц, положив в основу развитие чувств, движений и речи детей путем игр и систематических упражнений. Фребель разработал дидактический материал, который был назван – «дары Фребеля». Первый «дар» – шерстяные шарики разных цветов, играя с которыми дети усваивали движения: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад. Второй «дар» - деревянный шарик, куб и цилиндр, играя с этими предметами, дети знакомились с геометрическими фигурами и их свойствами. Следующие четыре «дара» – куб, разделенный на 8 кубиков, 8 плиток и на 27 кубиков с более мелкими геометрическими делениями. Дети из них строили разные фигуры, развивая свои комбинаторские способности.

В 1894 г. Петербургское Фребелевское общество открывает первый бесплатный детский сад для беднейшего населения, а также фабричные детские сады на средства фабрикантов.

Во второй половине Х1Х в. принимается ряд законов по защите детства. Так, в 1882 г. была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками. С 1884 г. обучение в школе малолетних тружеников входило в их рабочее время. Детский труд ограничивался 8 часами. На крестьянские общины возлагались обязанности призрения детей-сирот.

В это время сложились следующие принципы социальной работы:

  - принцип специальной методической подготовки педагогических кадров, кровно заинтересованных в дополнительном образовании детей и взрослых в сельской среде, в изучении природы и истории родного края;

  - принцип частной педагогической инициативы, который отражал «стремление лучших просвещенных граждан мирно внести в общество свое посильное добро»;

- принцип общинного самоуправления в социальном воспитании и образовании крестьянских слоев населения;

  - принцип общественной благотворительности в поддержании раннего детства беднейших слоев населения;

  - принцип социально-благотворительной поддержки материнства и нуждающейся семьи

Согласно этим принципам в 1903 г. по инициативе Московского и Петербургского Комитетов грамотности и Всенародного союза учителей и деятелей по народному образованию открываются:

- народные дома на рабочих окраинах;

- центры досуга;

  - общего и нравственного образования народа;

  - народные университеты для взрослых;

- бесплатные народные библиотеки и народные чтения (по медицине, гигиене быта, сельскому хозяйству), городские и сельские народные театры и т. д.

- земские летние сельские ясли-приюты открываются в Пермской, Воронежской, Самарской, Курской, Симбирской, Харьковской губерниях (1896-1900 гг.).

Одним из бедствий в России была детская смертность. В 1904 г. в стране был создан Союз для борьбы с детской смертностью. В него входило свыше 600 человек. В первый год же существования этим Союзом было собрано 7 000 рублей пожертвований. Среди населения было распространено «Обращение», призывавшее обратить внимание на надвигающуюся катастрофу, к которой могла привести детская смертность [Боцяновский, В. Исторический очерк деятельности Российского Красного креста /В. Боцяновский // Антология социальной работы.– М: 1994. – Т.1. –с. 171-172.].

На рубеже Х1Х и ХХ вв. в России особенно ярко стало проявляться несоответствие школы потребностям экономического и социального развития страны. Усилилась критика недостатков школы, возросла неудовлетворенность постановкой школьного обучения. Все это побуждало к интенсивным поискам новых путей организации обучения и воспитания, способствовало появлению новых педагогических и социальных теорий и течений.

Большое социально-педагогическое влияние на развитие российского общества оказали идеи и дела Л.Н. Толстого. Его педагогическая деятельность началась в 1849 г. с создания Яснополянской школы для крестьянских детей, которая с некоторыми перерывами продолжалась всю жизнь. Л.Н Толстой был тонким психологом детской души. Свою школу он превратил в педагогическую лабораторию, где успешно развивал творчество, самостоятельность и чувства ребят, проводил свободные беседы, которые часто превращались в художественные рассказы. Яснополянская школа была образцом свободного воспитания, так как в ней не было учебного плана, программы, расписаний. Дети учились без домашних заданий, ежедневное посещение школы не требовалось. Кроме этого, Л.Н. Толстой разработал проект крестьянской учительской семинарии – «университета в лаптях».

Среди многочисленных педагогических произведений Л.Н. Толстого хочется отметить его «Азбуку», где было занимательно, просто, немногословно. Материал черпался из жизни, поэтому легко запоминался. В этом произведении было много рассказов в 3-4 строчки нравственного содержания.

 Существующая в это время школа оставалась только образовательным учреждением. Однако разложение семьи, занятость матерей на производстве, появление массы безнадзорных детей породило проблему создания не только учебных, но и воспитательных учреждений. Вначале этим занимались отдельные педагоги-энтузиасты. Так, в 1887 г. попечительница московского городского начального училища Елизавета Николаевна Орлова в своем имении создала первую детскую колонию, где дети гостили, трудились, вели наблюдения за природой, совершали походы и учились. Число таких колоний постепенно росло, они строились по семейному типу. Часто такие семьи жили в доме, при котором были сады, огороды, ягодники, сенокосы и т.д. Например, в семейной колонии Терновских на окраине Харькова для 10 девочек организовывались полезные дела, жизнь была наполнена умственной деятельностью, изучением окружающей природы, занятиями по естествознанию. Девочки занимались рисованием на природе, участвовали в хоре, пели вечером во время молитвы, на прогулках, во время работы и рыбалки. Все игры были наполнены песенным и художественным творчеством.

Для социальных педагогов будет интересен такой факт: в 1908 г. в Москве при Ольгинско-Пятницком городском училище усилиями Елены Сергеевны Петуховой был открыт первый вспомогательный класс для больных детей, отстающих в физическом и умственном отношении (20 человек). Класс делился на две группы: в первую группу вошли дети, которые через какое-то время сравнялись с детьми в обычных классах, а во вторую группу – дети, которым доступна была только грамотность. В школе был создан кабинет психологических наблюдений, практиковалось раздельное обучение мальчиков и девочек, занятия образовательными предметами чередовались с рисованием, ручным трудом, а программы составлялись самими преподавателями на основе нормальных программ. Нормальную годовую программу умственно отсталые дети усваивали за полтора-два года. Московская городская Дума одобрила опыт Е.С. Петуховой и вскоре подобные классы появились в 70 городах России.

Во время войн, которые вела Россия, дети помогали взрослым, а их игры приобретали воинствующий характер. Дети объединялись в отряды, устраивали «сражения», «маневры», «брали штурмом крепости». В Москве возникали отряды «Князя Михаила», «Атамана-разбойника», а позже – «Отряд рыцарей». В этом отряде дети давали клятву о выполнении «обязанности Богу, Отечеству, семье, ближним, всегда говорить правду». Члены отряда собирались летом, учились оказывать медицинскую помощь, преодолевать трудности полевой жизни.

С «потешных» отрядов было положено начало военной подготовки в школах России. В 1908 г. инспектор народных училищ в городе Бахмут (Екатеринославская губерния) г-н Луцкевич основал «1-й народный класс военного строя и гимнастики Его императорского Высочества Государя Наследника Великого Князя Алексея Николаевича». Ученики класса были объединены в отряд «потешных», одеты в форму, вооружены деревянными ружьями. При отряде был свой оркестр. «Военное обучение» вели в классе несколько унтер-офицеров.

Летом 1912 г. в Петербурге, на Марсовом поле состоялся парад «потешных» отрядов из ряда городов. Приехали несколько тысяч участников, в том числе первые русские скауты.

История скаутского движения началась в Англии в 1906 г. с книги полковника английской армии Р. Баден Пауля «Юный разведчик». Дело в том, что Англия к этому времени потерпела поражение с бурами в Южной Африке. Командование усмотрело причины поражения в неготовности воинов вести войну в сложных условиях и был поставлен вопрос о том, чтобы с юных лет давать молодежи военное воспитание. В 1910 г. бойскаутское движение (от англ. бой – мальчик, скаут – разведчик) специальной хартией было признано государственным, а главным шефом скаутов стал английский король.

Книгу «Юный разведчик» в Россию привез царь Николай II, которую по его просьбе перевели на русский язык. Было признано, что идеи бойскаутов вполне приемлемы и для русской молодежи.

В 1909 г. штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов в районе Царского Села организовал первое скаутское звено, которое быстро переросло в отряд. На эмблеме отряда были написаны слова: «Вера в Бога, Верность Царю, Помощь ближнему и далее – «Будь готов». Покровителем русских скаутов был Святой Георгий Победоносец, который был изображен на стяге.

Руководителем отряда – «скаутмастером» должен быть авторитетный и знающий человек, который мог утверждать: «Смотрите на меня. Делайте, как я. Следуйте за мной». Походы за город назывались «разведкой». Чтобы не терять ни минуты, даже на марше велись беседы о жизни великих людей, о событиях русской истории. Во время похода поощряли тех скаутов, которые первыми увидят малозаметные предметы, растения или птиц, человека, нуждающегося в помощи. Помощь оказывалась также бедным детям, например, в виде организации новогодней елки.

Скауты носили форму защитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступающие в отряд, младшие по возрасту назывались «волчатами». Руководство отрядом осуществлялось в виде «приказов»: «Приказ № 150. Беседа о Суворове», «Приказ № 149. Беседа о храбрости и правдивости». Руководители отрядов назывались вожатыми. Каждый скаутский отряд носил свой цвет галстука, имел свои стихи и песни. Любимой песней для всех была «Картошка», так как скауты выезжали на летние сельскохозяйственные работы.

В 1917 г. несколько отрядов скаутов были объединены в дружины в различных городах России. После Октябрьской революции в августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, громили их квартиры и лагеря, арестовывали, а скаутмастеров высылали.

Впоследствии о скаутизме Н.К. Крупская писала, что «в бойскаутизме есть что-то такое, что неудержимо влечет в его ряды молодежь…что дает этой молодежи удовлетворение, заставляет привязываться к организации. Это что-то – методы подхода к подростку». Далее Крупская отмечала, что эти методы надо «как можно скорее ввести в свою практику» [Крупская, Н.К. Пед. соч., /Н.К. Крупская.- М: 1959.- Т.5, с.37, 48].

Крупнейшим теоретиком и пропагандистом «свободной школы» был Константин Николаевич Вентцель (1857-1947 гг.). Он создал оригинальную теорию, которая привлекала своим демократизмом, гневным протестом против насилия и угнетения личности, против рутинной казенной школы, но в то же время привлекала искренней любовью к детям, стремлением сделать процесс воспитания последовательным и гармоничным, способствующим развитию всех заложенных в ребенке способностей и творческих сил. Он писал: «Не одни только взрослые люди нуждаются в великой хартии свободы, …не менее их нуждаются в этом и дети…».

Большое место в жизни К.Н. Вентцеля занимала его социально-педагогическая деятельность. В течение нескольких лет он возглавлял комиссию по нравственному воспитанию и по организации семейных школ в Педагогическом обществе при Московском университете. Результатом его деятельности явилось создание в Москве двух различных видов образовательно-воспитательных учреждений – средней школы нового типа и Дома свободного ребенка. Зародышем нового экспериментального учреждения был небольшой семейный детский сад.

Дом свободного ребенка, по плану Вентцеля, должен был представлять собой «педагогическую общину, состоящую из детей, их руководителей и родителей, обобщенных общностью дела и целей…». Разнообразное детское творчество, труд по самообслуживанию, участие в промышленном и земледельческом труде Вентцель считал лучшим методом как физического, так и духовного развития подрастающего поколения. И в то же время он был уверен, что учить нравственности и религиозности детей не нужно, так как они до этих идей должны сами дойти.

Осенью 1906 г. приверженцами идей Вентцеля было организовано «Общество друзей свободного воспитания», которое ставило своей целью привлечение материальных средств для Дома свободного ребенка и для теоретической разработки вопросов его деятельности. 1 октября Дом свободного ребенка был открыт, а на его основе был создан «Кружок совместного воспитания и образования детей». Дом свободного ребенка проработал несколько лет, а « Кружок» продолжал свою деятельность вплоть до Октябрьской революции. Кроме Дома свободного ребенка Вентцель организует «Музей образцовых детских игрушек».

В 1908 г. Вентцель резко отмежевывается от Л.Н. Толстого, единомышленником которого его всегда считали. Он отрицает «внушение добра», считая это тонким насилием, взамен грубого.

В 1913 г. выходит собрание сочинений К.Н. Вентцеля в двух томах: «Этика творческой личности» (1-й), и «Педагогика творческой личности» (2-ой). На Всероссийском съезде по семейному воспитанию в этом же году Вентцель делает доклад «Свободное воспитание и семья». У Вентцеля было много противников, его обвиняли в нереальности целей, которые он ставил. Тем не менее, его книга «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» выдержала три издания. Современному социальному работнику, на наш взгляд, неплохо бы познакомиться с сочинениями великого философа, мыслителя и педагога К.Н. Вентцеля.

Единомышленником К.Н. Вентцеля по дошкольному воспитанию был педагог и психолог Петр Федорович Каптерев (1849-1922 гг.). Каптерев разрабатывал вопросы формирования мировоззрения, содержания и методов обучения, развития ума, характера и воли ребенка. Он придерживался принципа приоритетности семейного воспитания в социальном становлении воли, сознания, нравственных чувств и поведения ребенка.

В 70-х годах Х1Х в. идея создания детских садов в России только начала обсуждаться в обществе. Каптерев считал, что важнейшими условиями правильного воспитания являются: выработка у детей общественных потребностей, развитие общественного чувства в совместных играх, в товариществе, в деятельности для других при условии полной свободы в выборе друзей, приятелей, участников игр. Как психолог Каптерев утверждает, что цвет, форма, движение – основные элементы, искусно выраженные в геометрических игрушках, способных возбуждать одновременно различные органы чувств. При этом выдвигается условие: во всех упражнениях ребенок должен быть самостоятельным участником, а не зрителем. Признание Каптеревым самодеятельности в качестве основного свойства человеческого организма привело его к мысли об определяющей роли саморазвития в процессе образования и воспитания.

 В ХХ в. русская городская семья переживала глубокие изменения. На смену ранним бракам пришли поздние, свободная связь между молодыми людьми считалась нормальным явлением. Рост рабочего класса, включение в производство женщин требовали расширения дошкольного общественного воспитания. «Для рабочего класса решительно необходимы такие учреждения, в которые можно было бы отдать детей, отправляясь на работу, и грудных, и малолеток вообще», - заключает Каптерев.

К концу Х1Х в. Каптерев разработал основные проблемы образования и воспитания в связи с саморазвитием человека, которые затем обобщил в своей труде «Педагогический процесс». При выяснении педагогического идеала Каптерев отошел от канонизированных догм православия и официальной трактовки народности, так как видел и в том, и в другом прежде всего, что разъединяет народы – религиозную нетерпимость и национальную исключительность. Только общечеловеческие черты педагогического идеала отвечают потребностям человеческого общества, утверждал Каптерев.

 Одной из центральных проблем Каптерев считал проблему развития характера и воли. Присматриваясь к русской общественной жизни, он находит, что людей с сильной волей, характером у нас мало. Твердый характер может и должен соединяться с нравственными принципами. Характер принадлежит к области воли. Он определяется предприимчивостью, инициативой, настойчивостью, выдержкой и последовательностью в действиях.

Всем своим творчеством П.Ф. Каптерев служил целям социальной педагогики, которая определяла его отношение к любому вопросу теории и практики воспитания в семье и школе, к просвещению в целом.

По-видимому, на взгляды П.Ф. Каптерева и К.Н. Вентцеля определенное влияние оказала Мария Монтессори (1870-1952 гг.), книги которой в России появились с 1914 г. Монтессори окончила Римский университет и была первой женщиной, получившей степень доктора медицины. Она считала, что развитие ребенка идет по своим законам, а взрослые навязывают им свои установки и навыки поведения, чем тормозят развитие детей. Будучи сторонницей свободного воспитания, она считала, что внутренние потребности ребенка нельзя «отгадать», а можно определить, если оставить ребенка свободным в естественных условиях. Особое внимание Монтессори обращала на развитие сенсорной культуры детей, где за ребенком был выбор материала, книг и т.д. Для совершенствования слуха, зрения, осязания она разработала систему дидактических материалов. Работа с дидактическим материалом должна была показать ребенку его ошибки. Педагог при этом становился наблюдателем-экспериментатором.

Свои педагогические идеи Монтессори применяла в 1907 г. в дошкольных учреждениях «Общества дешевых квартир» для бедняков. Пациентами и воспитанниками для нее были умственно отсталые дети. Она выдвинула принцип единения школы и семьи для решения материальных и культурных запросов, для эмансипации женщин и для осуществления нового воспитания.

Новое воспитание проходило в специальном режиме. День детей начинался «упражнениями обыденной жизни»: руководительница учит детей навыкам самообслуживания, хорошо держаться, грациозно двигаться, приветливо здороваться, вежливо разговаривать, правильно сидеть и т.д. При этих упражнениях грубые и «бесполезные» поступки детей подавлялись. Большое внимание Монтессори уделяла религиозному воспитанию, а «инстинкт послушания» она считала прирожденным. В заключении можно сказать, что разработанные ею методы работы с умственно отсталыми детьми вполне подходят и для развития нормальных детей. Исследователи социальной педагогики М. Монтессори приходят к выводу, что в ее системе идет подавление личности, инициативы и ограничение умственного развития детей.

Исключительно интересный труд для организации социальной работы и социальной педагогики «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования (1894-1899) был создан врачом, психологом, физиологом и писательницей Марией Михайловной Манасеиной (1842-1903 гг.). Ни до, ни после нее не было попыток охватить непрерывность воспитания от рождения и до зрелости так глубоко и многосторонне, анализируя различные стороны воспитания: физическое, нравственное, религиозное и умственное, семейное и общественное. Поразительно точным выглядит и в наше время анализ М.М. Манасеиной классификации человеческих настроений.

Выдающуюся роль в теоретическом осмыслении и практической реализации проблем социальной работы в России сыграл Петр Францевич Лесгафт (1837-1909 гг.). Это был разносторонний ученый, выдающийся анатом и заботливый врач, оказывающий бескорыстную помощь рабочим и крестьянам, создатель «Основ теоретической анатомии». Кроме того, Лесгафт был одним из крупнейших русских педагогов, страстно ратовавших словом и делом за подлинное научное просвещение и воспитание широких народных масс, автор «Семейного воспитания ребенка», создатель «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» – первого капитального труда, в котором физическое воспитание и образование строится на научных основах.

В своих трудах Лесгафт отрицал наследственную обреченность развития человека. Он считал, что испорченность детей идет не от природы, а от недостатков семейного и школьного образования. Главным средством воспитания он считал спокойное и дисциплинированное поведение детей в семье. Раскрывая сущность семейного воспитания, Лесгафт называет типичные недостатки: заласкивание, закармливание. Особенно остро критикует тенденцию воспитания алкоголика в семье: «Сначала конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой, и, наконец, чистый ром».

В 1896 г. по его инициативе открываются высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания. Кроме теоретических и практических занятий по физическому воспитанию слушательницы второго курса посещали ясли, приюты, детские сады, ухаживали за новорожденными детьми, знакомились с воспитательной работой, проводимой с детьми преддошкольного и дошкольного возраста, по несколько часов в день они давали в дошкольных учреждениях «уроки» физических игр и упражнений. Таким образом, П.Ф. Лесгафт был организатором подготовки нового типа профессиональных социальных работников по физическому образованию для детского сада и школы.

 С легкой руки Лесгафта происходит открытие катков, детских площадок, летних и зимних колоний для детей, спортзалов и комнат гимнастики. При этом Лесгафт стоял за единство физического воспитания с умственным, за использование системы физических движений, которые бы естественно охватывали всю группу мышц. Впервые Лесгафт говорит о необходимости совмещать физические упражнений с устным объяснением и чередовать физические и умственные упражнения с подвижными играми. «Общество содействия физическому развитию» организовывало игры и прогулки для детей в аллеях Александровского парка.

Необходимо отметить, что П.Ф. Лесгафт был не единственным организатором досуговой деятельности населения в России, которая сегодня в европейских странах называется социокультурной анимацией. В 1885 г. В. Варгуновым и М. Агафоновым было основано «Общество устройства народных развлечений». В задачу этого общества входило «доставление местному рабочему населению нравственных, трезвых и дешевых развлечений». Общество не стремилось к коммерческой выгоде, об этом говорилось в основном Положении Общества, однако оно проводило спектакли, народные гуляния, концерты, танцевальные вечера. Обществу принадлежали летняя сцена, чайные, читальни, танцевальные залы. За период существования в его заведениях отдохнуло свыше 767 944 взрослых и 84 402 ребенка. По сводкам полиции, за все время существования Общества «не было никаких происшествий, требовавших энергичного вмешательства полиции».

«В редкой деятельности приходится так последовательно, так осязательно проявлять любовь к человеку, как в полицейской. Плачет ли слабое, беспомощное дитя, брошенное злосчастной матерью, заблудился ли путник, застигнутый бурей…, бродит ли поврежденный в уме, готовый бессознательно сделать какую-нибудь беду себе и другим…, полиция, едва только узнает от этих несчастных, принимает под свое покровительство», - писал градоначальник Санкт-Петербурга Н. В. Клейгельс.

Во второй половине Х1Х века в России складываются определенные организационные формы благотворительности, которые явились фундаментом социальной деятельности в государстве. Необходимо отметить, что Россия опережала другие страны в этом направлении на два десятка лет. В деле социального обеспечения в России появляется открытая система призрения, построенная на изучении такого явления, как бедность. Помощь населению оказывалась дифференцированно, в зависимости от обстоятельств. Пока в современной Российской Федерации такое положение только декларируется, но господствуют элементы уравниловки.

Исследования нищенства в дореволюционной России показывают несколько причин этого явления:

1. Индивидуальные – физические (калечество, старость), физиологические (слепые, немые, умалишенные).

2. Семейные причины - многосемейность, смерть одного из супругов или единственного работника в семье, уход из семьи на отбывание воинской повинности и семейные разделы. Нищенствуют одиночки и двудушные семьи особенно среди крестьян. Одна из причин – потеря работоспособности ввиду болезни, старости. Иногда семья отказывается от поддержки своим родственникам.

3. Социальные причины: экономические, временные народные бедствия, неурожаи, пожары и скотские падежи. Кроме того, влияют на появление нищих раздробленность земельных наделов, миграция населения в южные губернии, где мало свободных земель, переселение из деревень в города, миграция по стране в сезонные периоды.

4. Бытовые причины – принято называть милостыню, якобы милостыня – богоугодное дело. Раздача милостыни в среду, пятницу и субботу, в дни свадеб, поминок.

5. Ссылка людей на поселение под надзор полиции, высылка неугодных из столиц.

6. Этнографические причины – склонность некоторых этнических групп населения к бродяжничеству – цыгане, которые могут относиться к различным видам по месту жительства.

По исследованиям И. Мещанинова есть несколько подходов к классификации нищих в России. Так, известный юрист А.Ф. Кони делит их на четыре группы: ищущие труда, бегущие от него, неспособные к нему, испорченные для него.

Другие исследователи делят нищих на городских и сельских. Городских нищих называют стрелками и делят на две группы – христарадники и охотники.

Христарадники имеют 11 отдельных видов:

1. Богомолы – просящие милостыню на церковной паперти.

2. Могильщики – просящие милостыню на кладбищах.

3. Горбачи – побирающиеся по домам с сумой. Говорят, что они сами или их семьи болеют заразными болезнями. Им дают милостыню и выпроваживают.

4. Иерусалимцы – мнимые странники – это коренные и ловкие плуты. Они разносят по Руси щепотки от гроба Господня, пузырьки с ваксой – тьмой Египетской – раскупоривать нельзя – разольется по земле. Просят на дорогу в святые места. Приспосабливаются к любой вере.

5. Железнодорожники – просящие милостыню на вокзалах.

6. Севастопольцы – изображающие отставных солдат, раненых и не раненых.

7. Барабанщики – просящие милостыню под окнами.

8. Безродные – бродяги.

9. Складчики – берут все, что дают.

10. Погорельцы – пострадавшие от пожаров.

11. Переселенцы – возвращаются на родину.

Среди охотников выделяют сочинителей, подающие благотворителям просительные, трогательные письма и протекционисты – являющиеся в дома, якобы по рекомендации близкого знакомого.

Весьма многочисленную группу составляют нищие-калеки – обиженные судьбой, умышленно искалеченные с детства. Но большинство из них – совершенно здоровые люди. Настоящих калек специально нанимали на ярмарки за определенную плату.

Эксплуатация нищих-детей – самое ужасное преступление. Женщина с грудным ребенком в лохмотьях, мерзнет на улице, заставляет ребенка плакать, а если умер ребенок – ищет другого за определенную плату. Иногда дети служат для фабрикации уродов – им выкалывают глаза, обливают лицо серной кислотой, чтобы были обезображенные рубцы, ломают кости рук или ног и т.д. О первых таких фактах указывалось в документах царя Федора Алексеевича в 1682 г. Были специальные нищенские места, где уродовали детей.

Особый вид нищенства – церковные сборщики. Как правило, живут они зажиточно и даже богато. Священный Синод в 1876 г. обсуждал эти факты и решил, что заниматься сборами на строительство церквей могут только местные жители и по решению общества.

Исследователи проблем нищенства заключают, что есть два пути борьбы с этим явлением:

1. Правильная и возможно широкая постановка призрения нищих и несчастных.

2. Преследование нищих преступных.

До революции 1917 г. для регулирования нищенства учитывалось три положения:

1. Единичные случаи прошения милостыни вызванные нуждой: болезнью, невозможностью приискать работу, старостью, увечьем, малолетством – подлежат временной помощи и призрению.

2. Преследуется и наказывается лишь преступное нищенство:

– людьми здоровыми и трудоспособными исключительно по лени и привычке к праздности;

– с грубостью и дерзостью;

– с употреблением обмана;

– когда при нищем окажутся: оружие, отмычки и др.;

– когда нищий имеет при себе собственного или чужого ребенка;

– когда нищий занимается прошением милостыни как ремеслом, т.е. нищенствует профессионально.

3. Профессиональным нищим признается такое лицо, которое, имея полную возможность по своим физическим качествам и состоянию здоровья добывать пропитание трудом, постоянно и в виде промысла занимается прошением подаяния под предлогом бедности или какого-либо действительно бывшего или вымышленного несчастья.

Преследуются также виновные в праздности, которые не кормят семьи свои, принуждая их прибегать к общественной или частной благотворительности, в том числе своих детей, живя на их подаяния. Иногда родители посылали своих детей за милостыней, чтобы они не болтались по дому в безделье.

Среди нищих встречались и капиталисты. Так, один мещанин женился на нищенке с Митрофановского кладбища и взял за ней приданного на 20 000 рублей.

У профессиональных нищих существуют свои школы и свои справочные издания. Для обучения технике нищенства во Франции, Англии и Германии имеются целые академии, правительством не признанные и вывесок не имеющие. Нельзя точно утверждать, но в России не были зафиксированы подобные академии. Однако и у нас были «учителя», которые за вознаграждение научат, как нужно вести себя, что говорить, во что и когда одеваться, учат, как подделывать увечья, например, сгибать здоровую ногу так, чтобы она казалась отнятой по колено, закатывать зрачки глаз так, чтобы виден был один белок и человека можно было принять за слепого и т.д.

Нищим иногда выдавались рукописные адреса благодетелей, там же помещались сведения о занятиях, привычках, приемных часах, политических воззрениях благодетеля. В Москве адресами благодетелей запасались в загородных столовых и ресторанах. Там же находились специалисты по документам для сбора подаяний по различным случаям.

Теперь вряд ли кто скажет, что проведенные исследования по проблемам нищенства в России бесполезны для современных социальных работников!

Если попытаться классифицировать имеющиеся учреждения в России в конце Х1Х в и начале ХХ в., то получится следующая картина:  

ОБЩЕСТВА:

– Императорское Человеколюбивое общество и его заведения;

– Общество попечения о тюрьмах;

– Общество вспомоществование учащихся;

– Общество посещения больных;

– Общество для пособия нуждающимся (литераторам, ученым, медикам и т.д.);

– Общество попечения о гувернантках;

– Благотворительные общества в пользу славян;

– Общество попечения о раненых и больных;

– Общество подаяния помощи при кораблекрушениях;

– Общества дешевых квартир;

БОГАДЕЛЬНИ:

– Богоугодные заведения различных направлений;

– Военные богадельни;

– Богадельни и убогие дома;

ДЕТСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ:

– Заведения (училища) для слепых, глухонемых, увечных (умственно отсталых, умалишенных);

– Воспитательные дома;

– Благотворительные воспитательные заведения;

– Бесплатные школы;

ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯПРИЮТЫ:

– Ночлежные дома;

– Приюты для служащих;

– Магдалинские убежища;

– Вдовьи дома;

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ:

– Народные кухни;

– Народные столовые;

– Дешевые столовые.

БЕСПЛАТНЫЕ БОЛЬНИЦЫ И ЛЕЧЕБНИЦЫ ДЛЯ ПРИХОДЯЩИХ.

Это основные, главные направления общественного призрения, получившие достаточно широкое развитие на всей территории России. Кроме указанных форм благотворительности в России (1909г.) создается Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей общественного призрения, открывается кафедра общественного призрения при психоневрологическом институте, происходят съезды деятелей по общественному и частному призрению, принимаются законы о страховании и т.д. Необходимо отметить, что деятельность российских добровольных обществ значительно предвосхитила профессиональную работу многих социальных служб Запада. В начале ХХ века общественная благотворительность не претерпевает существенных изменений, намечается рост благотворительных обществ сестер милосердия, что было связано с войнами, которые вела Россия сначала с Японией, а потом – с Германией и ее союзниками. Так, после войны с Японией 1905 г. начали уделять внимание детям, родители которых погибли. Открываются после 1914 г. лазареты для раненых воинов. Такие лазареты были открыты в 207 монастырях России. Монахи во время войны выезжали в госпитали, где выполняли должности полковых священников.

Накануне 1917 г. при Временном правительстве было организовано Министерство государственного призрения, где реализовывалась идея о государственном регулировании проблем социальной сферы.

ВЫВОДЫ:

– в период государственной благотворительности появляется законодательство, которое регулирует взаимоотношения государства и нуждающихся в помощи различных групп населения;

– система «открытого» и «закрытого» призрения дополнилась появлением детских заведений, преследующих цели не только помощи детям, но и направленные на их образование и воспитание;

– сеть благотворительных организаций начала действовать практически по всей России;

– тесного сближения государственных и благотворительных организаций не произошло, как это было, к примеру, в Англии или Германии;

– появляются новые формы организации помощи нуждающимся по территориальному принципу, деятельность носит добровольный характер. При этом она входит в структуру муниципального, городского самоуправления;

– зарождаются новые формы профессиональной помощи и появляются первые профессиональные работники по различным направлениям социальной работы;

Вопросы для повторения:

1. Назовите основные тенденции развития общественного призрения и частной благотворительности в ХIХ веке.

2. Значение реформ Петра I для организации государственного призрения.

3. Воспитательные дома при Екатерине II.

4. Ведомство императрицы Марии.

5. Благотворительность в истории России ХIХ-начала ХХв.

6. Исследования М.М. Монасеиной о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.

7. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.

8. Роль православия в образовании и воспитании человека в России.

9. Конфессиональные подходы к теории общественного призрения.

10. Роль земских учреждений в образовании и здравоохранении.

11. Призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрьмы.

12. Какое влияние оказали российские реформы 1860-70-х гг. на развитие государственного, общественного и частного призрения?

13. Обоснуйте, когда началась профессиональная социальная работа в России.

14. Деятельность земских учреждений по социальному обеспечению.

15. Назовите основные пути решения проблем социальной патологии.

Темы рефератов:

1.Благотворительность как феномен общественного сознания и социальной практики.

2. Борьба Петра I с профессиональным нищенством.

3. Становление земской благотворительности после 1861 года.

4. Роль русских меценатов в благотворительности. 

Основные понятия: приказное хозяйство (1682-1709 гг.); губернское хозяйство (1710-1718 гг.); коллежское хозяйство (1719-1725 гг.); Монастырский приказ; зазорные младенцы; прошаки; гошпитали; увечные люди; раскольники; дворянство; купечество; мещане; поселяне; крестьяне; аптеки; работные (смирительные) дома; народные школы; прядильные дома; табель о рангах Петра 1; богадельни; Общества призрения; пауперизм; юридическая и медицинская помощь; санатории; бюро приискания работы; трудовая помощь; устройство чтений и библиотек; попечительские лавки и общества; сбор статистических данных; профессиональное обучение; амбулаторное лечение; дома трудолюбия; дома воспитательные; детские приюты; дома для неизлечимо больных; Императорское человеколюбивое общество; Фребелевское общество; институт сестер милосердия; педология; народные университеты.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.152 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь