Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фридрих Ницше как философ декаданса



Обоснование этой идеи содержится в трудах немецкого философа и писателя Фридриха Ницше (1844-1900). Уже первая его работа “Происхождение трагедии из духа музыки” обратила на себя внимание тем, что была посвящена не только филологической теме, древнему фракийскому культу Диониса, но и проекции дионисийской темы на современность. Понимание диониссийского начала, согласно Ницше, не возможно без учета начала аполлонийского. Если первое бессознательно, хаотично и музыкально, связано с опьянением, ужасом ночи, страхом существования, блаженным восторгом, поднимающимся из недр человека, то второе представляет собой сновидение, иллюзию, космическую гармонию. Например, древнегреческая трагедия несла в себе противоборство этих двух начал. Но, рассуждая об античности, Ницше имеет в виду и культуру XIX века. В ней, по его мнению, также нарушена гармония между внутренним и внешним, в результате чего она чужда всякому глубинному проявлению. В работе “Веселая наука” Ницше произнес скандальные по тем временам слова: “Бог умер! ”. Ницше имеет в виду, что история христианства - это превращение веры в Исуса Христа в систему власти, социальных запретов, а потому все этические ценности, провозглашенные церковью, должны быть отменены. Его призыв, тем не менее, не атеистичен, он призывает к тому, чтобы перехватить инициативу у “безжизненного” христианства и создать “религию жизни”, “религию Человека”. Идеал непрерывного жизнетворчества представлен у Ницше в книге “Так говорил Заратустра”(1883-1884). Ее герой - отшельник 33 лет, соединяющий в себе “мудреца” и “зверя”, принимает решение спуститься с горы в долину. “Сверхчеловечество” Заратустры в том, что он как проповедник новой религиозности и новый тип художника, ищет “неба” на земле, в себе самом. Он обещает человечеству силу, поднимающую его ввысь. Итак, именно кризис исторических форм европейского христианства Ницше ставит в центр своей идеи декаданса. Он распространяет декаданс не только на психологию поступка, политику, физиологию, но и литературный стиль, утверждая “суверенность” слова. Ницшевские сочинения оказали огромное влияние на современников. Именно под его влиянием художники рубежа веков противопоставляли себя позитивизму XIX века, бытописательству характеров и среды. На авансцену был выдвинут лирический поэт - воплощение свободы, интуиции, носитель спонтанного слова. Наконец, “конец века” был рассмотрен Ницше в перспективе стыка культур: античной и христианской, Запада и Востока. Тема личности, пробуждающейся ого сна к жизни, находящей в болезни основания для преодоления себя и обретения трагической радости творчества, перешли от Ницше к К. Гамсуну,. А. Жиду, Дж. Конраду, Т. Манну, Г. Гессе, а позднее - к экзистенциалистам. Написанное Ницше было созвучно с идеей сильной личности у X. Ибсена и Р. Роллана. Культурфилософские взгляды Ницше нашли отклик в эссеистике О. Уайлда и А Блока (“Крушение гуманизма, 1919), трилогии “Христос и антихрист Д. Мережковского.

Вслед за Ницше проблеме декаданса как общего кризиса культуры уделяли внимание самые разные авторы. М. Нордау (“Вырождение”, 1892-1893) рассматривал декаданс как болезненное состояние, которое передается от писателей здоровым читателям. Немец О. Шпенглер (“Закат Европы”, 1918-1922), создав теорию морфологии различных культур, утверждал, что в XIX веке европейская цивилизация исчерпала для себя идею “фаустовского” человека. Испанец X. Ортега-и-Гассет (“Дегуманизация искусства”, 1925) находил в декадансе пролог обновления искусства, доступного элитарному зрителю, но чуждого массам. Среди русских авторов первой ввела понятие декаданс в обиход 3. Венгерова в статье “Поэты-символисты во Франции” (1892), а также Д. Мережковский в лекции “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1893).Л. Толстой критикует символистов и декадентов в трактате “Что такое искусство? ” (1897-1898) за распад в их творчестве платоновского единства “истина-добро-красота”.Ш. Бодлер, П. Верлен, С Малларме, Р. Вагнер, по мнению Толстого, никого не способны сделать лучше и сосредоточены на самих себе. Развернутую оценку декаданса дали поэты-символисты. Общим для них является отождествление декаданса с эпохой символизма. Т.о., декаданс является не конкретным стилем и тем более не реакционным мировоззрением, а общим состоянием культуры рубежа веков.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь