Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новая драма» Бернарда Шоу



Британский драматург ирландского происхождения Бернард Шоу (1856-1950) сознательно творил из своей биографии миф о великом человеке, положившем всю свою жизнь на реформирование социума. Он родился в Дублине в семье потомков мелкопоместных ирландских дворян. По воспоминаниям Шоу, его детство было безрадостным: отец страдал алкоголизмом, мать интересовалась воспитанием детей. В результате, он так и не получил систематического образования. К 16 годам, когда Шоу начал работать клерком в одной из дублинских контор, он мечтал об артистической и литературной карьере. В 1876 г. Шоу переезжает за матерью в Лондон.

Он сознательно не ищет постоянной работы, пишет статьи и романы, которые не печатались. Под влиянием трудов К. Маркса и музыки Вагнера он стал атеистом, усвоил социалистические взгляды, стал вегетарианцем, сторонником здорового образа жизни. В библиотеке Британского музея Шоу познакомился с театральным критиком У. Арчером. одним из первых переводчиков Ибсена на английский язык. Благодаря ему Шоу стал писать литературные обзоры и познакомился с драматургией Ибсена. Критики часто называли Шоу, написавшего за 60 лет более 50 пьес, “Мольером 20 века”, однако сам Шоу охотнее сравнивал свое творчество с драмами Шекспира и Ибсена. С первым он вел своеобразный творческий спор, второго называл своим учителем. Еще в начале 90-х, когда пьесы Ибсена были впервые поставлены на сцене лондонского “Независимого театра”, Шоу прочитал лекцию “Квинтэссенция ибсенизма”, позднее Шоу выпустил отдельную книгу под тем же названием. В своем понимании Ибсена Шоу исходил из социально-реформаторских задач. По мнению Шоу, лучшие ибсеновские пьесы построены на столкновении “Реалистов” с “идеалистами”, что ведет к итоговому нравственному оздоровлению общества. С точки зрения Шоу, “идеалы” - это маски, которые человек надевает на лицеприятные стороны жизни, чтобы не сталкиваться с ними лицом к лицу. Реалистом Шоу называет того, кто не боится заглянуть в глаза реальности, кто отрицает нормы общественной морали, если они не отвечают потребностям его натуры и несут зло окружающим. Ибсен, не боялся быть “аморальным” ради установления нравственности новой, покоящейся на здравом смысле. Шекспировская тема проходит через все творчество Шоу. Еще в начале 90-х он написал целый ряд эссе (“Бедный Шекспир”, “Порицание барда”), в которых называл Шекспира “похитителем чужих сюжетов и идей” и сетовал, что зрителям “приходится смиряться с его банальностями и сего потрясающей неспособностью будить в нас мысль”. “Квинтэссенция ибсенизма” усиливает этот антишекспировский настрой, считает драматургическую технику Шекспира устаревшей. Ибсен значительнее Шекспира, потому что представляет “нас самих в наших собственных ситуациях”.

Драматургическая карьера Шоу развивалась параллельно с журналистской. За 1892-1896 гг. он написал семь пьес, объединенных им под общим названием “пьесы приятные и неприятные”. К “приятным” пьесам относились “Человек судьбы”, “Поживем - увидим” и др., к неприятным - “Дом вдовца”, “Волокита” и запрещенная цензором “Профессия миссис Уоррен”.

В пьесе “Профессия миссис Уоррен” (1893г.) в качестве одной из героинь драматург вывел содержательницу публичных домов, а главный вопрос пьесы звучит так: способен ли человек, опутанный безнравственными общественными отношениями, переступить через “ханжескую” мораль, не теряя при этом человеческого достоинства? Сюжет этой пьесы строится на столкновении двух сильных личностей - миссис Уоррен и ее дочери Виви. Миссис Уоррен, понимая, что ее профессия вызывает осуждение в приличном обществе, не считает себя преступницей. На путь порока ее толкнула нужда, перспектива каторжного труда на фабрике и безнравственность мужчин, ищущих запретных удовольствий. Но она не жалеет о своем выборе, который обеспечил ей независимое положение в обществе, в котором господствует двойная мораль. И когда дочь пытается упрекнуть мать в недостойном способе зарабатывать деньги, миссис Уоррен открывает ей обстоятельства своей жизни и требует к себе уважения, так как своим воспитанием и дорогостоящим образованием Виви обязана доходам ее недостойного предприятия. Виви по натуре практична, она знает свои жизненные цели и готова ради них трудиться. Виви, как и ее мать, в сущности, мало заботят требования морали, потому что она живет по другим законам. Ей хочется самостоятельности, в том числе и финансовой, что уже идет в разрез со строгими требованиями викторианской морали, которая отводит женщине лишь роль супруги и матери семейства, полностью подчиненной своему мужу. Виви хватает силы отказаться от выгодного брака с несимпатичным ей мужчиной, но и преодолеть сердечную склонность к юноше, чтобы без помех заняться реализацией своих планов. Поэтому Виви готова сочувствовать матери, в которой видит сильную личность, которая готова пренебречь условностями ради следования своему призванию. Гораздо позже она понимает, что поступок матери был продиктован не стремлением к самореализации, а самой банальной нуждой, то есть ее мать так а и осталась жертвой обстоятельств. Сама Виви готова к открытому противостоянию с окружающим миром. Главной в ее жизни становится не любовь к мужчине или матери, а работа.

Поначалу пьесы Шоу не имели успеха, поэтому Шоу поступил так же, как в свое время Ибсен. Он стремился не столько к постановке, сколько к публикации своих произведений, которые снабжал подробными пояснениями по поводу того, как должна быть сыграна та или иная сцена.

В 1901 г. он выпустил цикл “Три пьесы для пуритан”: “Ученик дьявола”, “Цезарь и Клеопатра”, “Обращение капитана Брасбаунда”. Международное признание принесла Шоу пьеса “Человек и сверхчеловек”, а настоящим шедевром довоенного творчества Шоу стала комедия “Пигмалион” (1912). В ней специалист по фонетике профессор Хиггис, повстречав на улице продавщицу цветов Элизу Дулитл, замечает, что смог бы за определенное время научить ее произношению настоящей герцогини. Элиза соглашается на этот эксперимент. Хиггинс заключает с полковником Пикенрингом пари, что сумеет через полгода выдать цветочницу за герцогиню, и никто не заподозрит обмана. Как и положено истинным художникам, никакой практической цели ни Элиза, ни Хиггинс не преследуют. Их захватывает сам творческий процесс. За экспериментом следят друзья профессора, которых смущает нравственный аспект этого мероприятия. Хиггинсу со всех сторон твердят, что он обращается с девушкой как с куклой, что его не заботит ее будущее и что ее положение в доме сомнительно. Однако Хиггинс, свободный от требований пуританской морали, мало заботится о внешних приличиях. После долгой работы Элиза и Хиггинс добиваются успеха. К этому моменту Элиза влюбляется в учителя и прилагает все усилия, чтобы заставить его взглянуть на себя благосклонно. НО как женщина Элиза Хиггинса не интересует, и это приводит ее в бешенство. Лишь после бурной сцены объяснения - такую форму в этой пьесе принимает обычная у Шоу “дискуссия” - Элиза осознает, что творческий процесс самосозданья не ограничивается только приобретением правильного произношения и изящных манер, что Элиза, полностью “вылепленная” Хиггинсом ему не интересна. Подлинным Пигмалионом может стать только сам человек по отношению к себе. Хиггинс ждет, чтобы Элиза перестала вести себя как светская дама и стала настоящей женщиной, способной вызвать к себе уважение другой творческой личности. Так в комической форме Шоу разрешает противоречие, доведенное до трагических высот в “Строителе Сольнесе”. Два художника в его пьесе нашли возможность ужиться друг с другом.

После войны вплоть до самой смерти Шоу продолжал писать пьесы. К наиболее ярким из них относятся “Дом. Где разбиваются сердца” (1919) и “Святая Иоанна”, за которую в 1925 г. ему была присуждена нобелевская премия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь