Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Татарское население и язык



Кровавое завоевание Казанского ханства и последующая планомерная политика российских властей привели к тому, что татары стали национальным меньшинством на своей исторической родине. Гражданская война прошла огненными волнами по территориям, населенным татарами. Государственные власти постоянно рассеивали и расчленяли этот народ. Поэтому к 1920 году на территории Татарстана числилось всего лишь 1, 45 миллионов татар. К 1926 году татарское население Татарстана сократилось до 1, 27 миллионов человек (В то же время 51% населения Волго-Уральского региона составляли татары). Голод начала 1930-х годов унес жизни значительной части населения СССР. Один из сельских жителей Татарстана писал в те годы, что из 3250 жителей села в живых осталось 500, а из 500 лошадей - всего 50.

Лишь к началу 1940-х годов численность татарского населения в Татарстане приблизилась к показателям 1920 года. Однако война 1941-1945 годов опять унесла миллионы жизней. Показатели 1920 года были достигнуты снова лишь к началу 1970-х годов. Таким образом, в продолжение полувека не было фактического роста татарского населения в Татарстане. В этом сыграли свою роль и другие факторы. К примеру, в годы репрессий почти полностью была уничтожена интеллектуальная элита - почти 90% татарской творческой интеллигенции. В конце 1930-х годов в тюрьмах и лагерях страны находилось около 40 тысяч татар.

В СССР широко практиковалось организованное переселение народов. Рабочих-татар вербовали для работы в различных районах страны, одновременно в Татарстан прибывали рабочие, завербованные в других районах. Например, в 1949 году было организовано переселение в Карелию, в 1952 году по пять тысяч человек из Татарстана переселились в Забайкалье и Архангельскую область по организованному набору. В поисках лучшей доли татарская молодежь уезжала из республики, особенно на предприятия добывающей промышленности. В 1923 году на шахтах Донбасса было уже восемь тысяч рабочих-татар, Москвы и Московской области, а также Царицынской области - по пять тысяч, Иркутской - три тысячи и т. д. Руководители Донбасса отмечали, что " татары в Донбассе принадлежат к наиболее квалифицированным рабочим и представляют ценную часть его рабочей силы".

Все это привело к тому, что за годы советской власти татары в Татарстане ни разу не составляли даже половины его населения.

В несколько ином виде, но советская власть продолжала традиционную русификаторскую политику. Со временем она стала важнейшим элементом государственной идеологии: было объявлено о создании новой исторической общности людей - советского народа. Была развернута официальная государственная борьба против религии, особенно - против ислама. Чрезвычайного накала эта борьба достигла в начале 1930-х годов. В 1930 году с гордостью за содеянное было доложено в Москве, что в СССР закрыты 10 тысяч мечетей из 12 тысяч существовавших, закрыты 87% всех мусульманских епископатов, 90-97% мулл и муэдзинов лишены возможности отправлять религиозный культ. Борьба против ислама сопровождалась сожжением старинных книг. Хранение книг, написанных арабской графикой, грозило тюремным заключением. Немало этих книг в свое время было привезено из Стамбула, Каира и т. д. обучавшимися там шакирдами и студентами. Большинство мусульманских священнослужителей и члены их семей оказались в тюрьмах, лагерях, были сосланы в далекие края навечно.

Следует отметить неоспоримые заслуги многих служителей религиозного культа перед своим народом. К примеру, уроженец Оренбуржья шейх Зайнулла Расулев (1835-1917) основал медресе " Расулия" в Троицке, где вводил новые методы обучения. Он подвергался гонениям со стороны царских властей, его отправляли в ссылку. В 1941 году его сын был назначен главой мусульманского Духовного управления в Уфе и проделал значительную работу по поддержанию духа народа в тяжелые годы.

Выдающейся личностью был Галимжан Баруди (1857-1921) - педагог, просветитель, философ и религиозный деятель. Он является основателем знаменитого медресе " Мухаммедия" в Казани, где проработал три с половиной десятка лет. Автор нескольких религиозно-философских трудов, а также многих учебников, он основал татарский журнал. После отбытия двухлетней ссылки Г.Баруди посетил Турцию и арабские страны. Образованнейший человек своего времени, он собрал личную библиотеку, содержащую более четырех тысяч книг. В 1917 году он был избран главой мусульман в Уфе и занимал этот пост до своей смерти. На этом посту его сменил Ризаэтдин Фахретдин - видный писатель и педагог. Он приложил много сил для смягчения давления властей на верующих, способствовал направлению молодежи на учебу за границу. Некогда он основал журнал " Шура" и руководил им в течение десяти лет. На новом посту он продолжал свою литературную деятельность и научные изыскания. Р.Фахретдин является автором 14-томной научно-биографической энциклопедии, его книга по проблемам воспитания выдержала восемь изданий. Самый популярный и авторитетный мусульманский деятель СССР, он в 1926 году был избран вице-президентом Всемирного исламского конгресса. Вот такие люди стояли на высших постах мусульманской иерархии. Это были достойные продолжатели прогрессивных традиций своих предшественников, озабоченных выживанием своего народа.

В 1920-е годы произошел второй бум татарской периодики. Число газет на татарском языке достигло 500, выходило до сотни татарских журналов. Развернутая в 1930-е годы борьба за всеобщую грамотность населения также сыграла свою роль, способствуя повышению уровня грамотности татар. Однако власти не позволили тюркским народам идти к всеобщей грамотности прямым путем, без зигзагов. В 1928 году арабская графика была объявлена пособником ислама и начат переход на латиницу. В результате такого шага татарский народ оказался почти поголовно неграмотным, хотя в 1926 году татары занимали первое место среди народов СССР по процентному показателю умеющих читать и писать. Через 12 лет подобный опыт повторен вновь: начался переход на кириллицу, что опять превратило татар в неграмотное население.

В то же время следует указать на огромную заслугу советской власти в распространении грамотности среди населения и повышения уровня его образованности. В 1930 году было принято решение об обязательном начальном образовании в СССР, в 1949 году - о семилетнем, в 1958 году - о восьмилетнем. К середине 1970-х годов в СССР практически уже было осуществлено обязательное среднее образование населения. Образовательные услуги были бесплатными сверху донизу, равными и светскими, имели только государственное финансирование. Открывались новые школы и другие учебные заведения. К примеру, в 1980 году в Татарстане действовали 2270 школ. Еще в 1921 году в Татарстане были открыты первые восемь педагогических техникумов, затем их число неуклонно возрастало. В начале 1990-х годов в Татарстане уже действовали 19 вузов (63 тысячи студентов), 65 средних специальных учебных заведений (60 тысяч обучающихся), 2500 общеобразовательных школ и гимназий (570 тысяч учащихся). Татарская молодежь получила возможность повышать свой образовательный уровень, в 1959 году грамотность населения Татарстана составляла 98, 5%.

Однако почти абсолютное подавление исламской религии, массовое внедрение русского языка поставили татарский язык в чрезвычайно трудное положение. При чуть ли не абсолютном вытеснении татарского языка из сферы городского применения лишь здоровый консерватизм сельского жителя оставался хранителем родного языка. Но со временем даже на селе началось вытеснение татарского языка, прежде всего, из школ: полная невостребованность татарского языка вынуждала обучать детей по-русски, с самого детства отрывая их от родного языка. Если в 1932 году общеобразовательные школы СССР работали на 102 языках, то в 1988 году - уже лишь на 39 языках.

Во всех видах деятельности первичным становилось знание русского языка, без чего даже не всегда можно было пользоваться своим правом на бесплатное образование. Например, в 1947 году 18% выпускников средних школ не смогли поступить в вузы только из-за недостаточного владения русским языком. Из-за массового " перемешивания" народов единственным, понятным для всех, языком становился русский. Это вызывало несколько презрительное отношение к татарскому языку, как к чему-то неполноценному, что заставляло городских татар быстрее избавляться от него. Шло ускоренное исчезновение языка. А если " исчезает язык - народа нет более" (К.Д.Ушинский). В самом деле, в 1926 году в СССР насчитывалось около 200 народов и национальностей, а в 1979 году - лишь немногим более ста. Татарский язык ожидало исчезновение и забвение.

 

7.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь