Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И распределения (М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве,



В. И. Ульянов)

Русские экономисты Михаил Иванович Туган-Барановский (1865—1919) и Петр Бернгардович Струве (1870—1944) были одними из первых в России, кто поставил вопрос о необходи­мости расширения границ политической экономии и дополне­ния ее социологическими концепциями. Их имена стоят среди основателей экономико-социологической традиции в России.

П. Б. Струве в своей экономической теории много внима­ния уделял таким социальным факторам, как религия, наука, право, а также их воздействию на экономическую жизнь. Во многом его взгляды совпадают с методологической концепцией исторической школы политической экономии, он поддерживал и разделял социологические идеи Вебера и Штаммлера. Хозяй­ственный строй сочетается, с позиции Струве, с социальным.

В работе «Историческое введение в политическую экономию» он специально разбирал вопрос о взаимодействии хозяйства и религии, подчеркивая, что именно при ответе на него теория исторического материализма терпит крушение. Хозяйство перво­бытного человека глубоко погружено в религию, это религия не трансцендентального, а здешнего мира, она наполняет его мно­жеством фантастических сил, и все представления первобытного человека о хозяйстве пронизаны сверхъестественными представ­лениями. Здесь религия не является надстройкой, она погруже­на в хозяйство, и наоборот, мотивы действия человека не яв­ляются экономическими, а зависят от иррациональных сил. Но постепенно религия переходит в другой, отдельный от хозяйст­венной практики идеальный мир. Важное значение приобрело христианство, позволившее человеку выйти из мира хозяйства, показав ему принципиально иные жизненные ценности.'

1 Струве П. Б. Историческое введение в политическую экономию. Пг., 1916. С. 30—33. — Данная работа представляет собой лекции Струве в Санкт-Петербургском политехническом институте в 1912—1913 гг. В ней разби­раются история хозяйственного быта, взаимодействие хозяйства и науки, ис­кусства, социально-исторические проблемы разделения труда, классов, соб­ственности.

74


Возникновение капитализма Струве, следуя Веберу, рассмат­ривал с позиции воздействия на хозяйство религиозной рефор­мации (протестантизма) и появления «капиталистического ду­ха». 2 Анализируя взаимодействие хозяйства и права, Струве, поддерживая Штаммлера, считал, что хозяйство всегда есть регулирование, и что хозяйство и право связаны как содержа­ние и форма, а не как базис и надстройка. Несмотря на это, все содержание хозяйства неверно связывать с правовой фор­мой — хозяйство ведет существование и само по себе. (Напри­мер, форма заработной платы регулируется юридическим дого­вором, но высота заработной платы может и не иметь юриди­чески установленной величины.) Кроме того, существуют эконо­мические факты, лишенные юридической формы, например рост населения и т. п.3

М. И. Туган-Барановский, так же как и Струве, много вни­мания уделял социальным факторам экономической жизни, в ча­стности для экономической социологии большой интерес пред­ставляет его теория социального распределения, в которой мно­гие традиционно экономические категории, такие как прибыль и заработная плата, выносятся за пределы экономического ана­лиза в сферу социологического, весьма интересна также его со­циальная теория кооперации.4

Но наибольшее значение для развития экономической социо­логии имеют идеи Туган-Барановского и Струве, высказанные об экономическом развитии России, о возможностях развития капитализма и соотношения экономического и социального про­гресса. Это так называемый вопрос о рынках, обсуждавшийся в 80—90-е годы XIX в., заслуга его постановки принадлежит представителям народничества и прежде всего — В. П. Ворон­цову и Н. Ф. Даниэльсону.

Проблема ставилась так: возможно ли развитие капитализ­ма в России? Если возможно, то каким образом будет осу­ществляться расширенное воспроизводство капитала? Расши­рение капиталистического производства предполагает, что уве­личение производства тождественно увеличению сбыта. Но найдутся ли в России покупатели возросшего количества това­ров? Ведь, с одной стороны, если капиталист вкладывает свой доход в расширение производства, то у него нет других средств на увеличение потребления, а, с другой стороны, доход рабочего всегда ограничен в условиях конкуренции минимумом средств существования, поэтому рабочий также не имеет средств уве-

2 Струве П Б Экономия промышленности. СПб., 1910. С. 41—48.

3 Струве П. Б. Историческое введение в политическую экономию.

/^ зб__ 40

«Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации.

М., 1916.

75


личить свое потребление.5 Следовательно, считали представи­тели народничества, необходим другой источник реализации ка­питализируемой прибавочной стоимости. Если на внутреннем рынке таких источников «уничтожения» прибавочного количе­ства товаров вследствие расширения производства нет, то оста­ется лишь один источник — внешний рынок. Все развитые запад­ные страны имеют внешний рынок, Россия же вышла последней на мировой рынок, у нее нет внешнего источника реализации капитализируемой прибавочной стоимости. Поэтому развитие капитализма в России не имеет ни социальной базы (индивиду­альной основы экономического существования человека), по­скольку в России сохраняется коллективная психология кресть­янской общины, ни экономической — в виде внешнего рынка. Выходом из такой ситуации служит сознательный выбор меж­ду социальным и экономическим прогрессом в пользу социаль­ного — это особый национальный путь развития и сохранения коллективного крестьянского хозяйства, справедливости и бла­госостояния,

Струве обратился к решению данной проблемы в своей ран­ней работе «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894), где он исследовал социологические идеи народничества и их экономическую теорию. Обращаясь к анализу истории хозяйственного быта, Струве показал, что на­туральное хозяйство всегда сопровождалось низким уровнем потребностей, оно не обеспечивало ни экономического равенст­ва, ни материального изобилия. В этих условиях действительно внутренний рынок не может служить источником развития ка­питализма. Но дело в том, что капитализм сам по себе расши­ряет внутренний рынок и обязательно приводит к улучшению социальных условий и росту дохода трудящихся классов. Сам рабочий получает значение как потребитель, а не только как производитель, что имело место в условиях крестьянского хо­зяйства. В процессе расширения производства доход рабочего не может быть ограничен минимумом средств воспроизводства, вместе с прибылью должен возрастать и доход трудящихся. Именно массовое потребление является основой расширения производства — таково первое условие экономической политики. Таким образом, источник реализации прибавочной стоимости при расширении производства создается самим капитализмом — это рост дохода и потребления трудящихся масс.6 Капитализм

5 Если учитывать фактор технического прогресса (возрастание органиче­ского строения капитала), то при этом роль рабочего класса как покупателя на внутреннем рынке еще более падает, так как относительно сокращается количество рабочей силы. Вместе с тем и капиталист все больше средств вы­нужден тратить на технические усовершенствования производства, ограничивая доход на потребление.

6СтрувеП. Б. Критические заметки к вопросу об экономическом раз­витии России. СПб., 1894. С. 138—160; см. также гл. 4 «Прогресс экономиче­ский и прогресс социальный».

76


не может основываться на неравномерном распределении, он не­минуемо преобразует его в равномерное в интересах своего соб­ственного развития. (Историческое развитие подтвердило дан­ный тезис Струве: действительно капитализм в развитых стра­нах все больше переходит в социально ориентированное рыноч­ное хозяйство.) 7

Кроме того, Струве при объяснении проблемы реализации обращался к концепции «третьих лиц». В обществе существует большой слой людей, не участвующих в процессе капиталисти­ческого воспроизводства, например, государственные служащие получают доход от государства, этот доход может быть исполь­зован для приобретения расширенного количества произведен­ных товаров. В добавление к этому все больше лиц, не прини­мавших участия в капиталистическом воспроизводстве, стано­вятся товаропроизводителями, их доход также является сред­ством реализации на внутреннем рынке.8

Поэтому, полагал Струве, развитие капитализма в России возможно, само капиталистическое воспроизводство является га­рантией и условием прогресса социального. Без роста дохода и улучшения социальных условий трудящихся масс капитализм экономически не может развиваться.

В. И. Ульянов-Ленин (1871—1924), наряду со Струве и Ту-ган-Барановским, также внес большой вклад в развитие теории реализации и воспроизводства.9 Ленин опирался в своем ана­лизе этой проблемы на Марксову теорию воспроизводства, дополняя ее фактором технического прогресса. Технический про­гресс изменяет органическое строение капитала — доля постоян­ного капитала растет по отношению к доле переменного капи-

7 Правда, Струве не сумел показать то, каким образом возникает доход
масс, стимулирующий развитие капитализма. Это будет сделано Дж. М. Кейн-
сом в 30-х годах XX в.

8 Примерно в этом же ключе предложила решение проблемы реализации
Роза Люксембург в своей книге «Накопление капитала» (1913),. где подробно
рассматривается вся история теории воспроизводства и накопления. Она
писала: «...решающим является то, что прибавочная стоимость может быть
реализована не рабочим и не капиталистом, а только общественными слоями
или обществами, которые сами не производят капиталистически... Существо­
вание некапиталистических покупателей прибавочной стоимости является пря­
мым условием существования капитализма и его накопления...» (Люксем­
бург Р. Накопление капитала. М., 1931. С. 244, 245, 286). Р. Люксембург и
другие марксисты, в отличие от Струве, никак не могли понять того, что капи­
тализм сам по себе может развиваться только вместе с социальным благососто­
янием, что заработная плата не может быть постоянно ограничена минимумом
средств существования и что доход трудящихся масс и является источником
реализации.

9 Можно отметить его работы: «По поводу так называемого вопроса
о рынках», «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демо­
кратов? », «Экономическое содержание народничества и критика его в книге
г. Струве» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 1), «К характеристике
экономического романтизма» (Там же. Т. 2.), «Развитие капитализма в Рос­
сии» (Там же. Т. 3), «Заметка к вопросу о теории рынков» (Там же. Т. 4).

77


ттттттштттшттшшшшшшшшшт


тала. Производство средств производства растет гораздо быст­рее производства предметов потребления, и общественное потребление развивается в большей степени за счет производи­тельного потребления, а не личного. Поэтому реализация капи­тализируемой прибавочной стоимости происходит за счет вну­треннего рынка средств производства, а не предметов потреб­ления. Ленин видел в этом специфику социального строя капи­тализма: «Именно это расширение производства без соответст­вующего расширения потребления и соответствует исторической миссии капитализма и его специфической общественной струк­туре: первая состоит в развитии производительных сил обще­ства, вторая исключает утилизацию этих технических завоева­ний массой населения».10

Но опережающее развитие производства средств производ­ства так или иначе приводит к противоречию производства и по­требления в общественном масштабе; в конце концов — это про­тиворечие решается в форме периодических кризисов. Но оконча­тельно это противоречие производства и потребления решается только с ликвидацией самого капиталистического строя, считал Ленин. "

Итак, реализация накопления возможна за счет специфиче­ской экономической структуры капитализма, где производство средств производства опережает производство предметов по­требления, но капиталистическое воспроизводство и социальный прогресс несовместимы — такова позиция Ленина.

М. И. Туган-Барановский в работе «Промышленные кризи­сы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894) специально обратился к исследованию проблемы кризисов воспроизводства и их социальных последствий (поло­жение рабочего класса, потребление, смертность, преступность и т. д.).12 В результате рассмотрения имевшихся точек зрения в истории политической экономии на проблему кризисов Туган-Барановский, так же как и Ленин, полагал, что реализация при­бавочной стоимости происходит благодаря перераспределению структуры производства, т. е. за счет отраслей производства средств производства. Таким образом, производство само по се­бе рождает спрос и не нуждается во внешних рынках.13

Основным условием бескризисного воспроизводства является должная пропорциональность отраслей хозяйства, достигаемая надлежащим регулированием и распределением. Само распре­деление как таковое не является экономическим феноменом, а подчиняется социальным факторам. Ошибка экономической тео­рии, и марксизма в том числе, связана с тем, что распределение

10 Там же. Т. 3. С. 46.

11 Там же. Т. 1. С. 101.

12 Туган-Барановский М. И. Промышленные кризисы в современ­
ной Англии. СПб., 1894.

13 Там же. С. 417, 438.

78


считается равнозначным с производством и обменом, распреде­ление как бы заранее дается в моменте производства. У Марк­са, например, производство стоимости предполагает и форму распределения — прибавочную стоимость, предназначенную ка­питалисту, полагал Туган-Барановский.

Но распределение общественного продукта — совершенно иное явление, нежели обмен. Обмен предполагает равенство сторон, участвующих в нем, распределение — неравенство и су­ществование двух разных классов, в обмене роли продавца и по­купателя могут меняться, в распределении — нет. Распределе­ние средств производства и деление общества на различные со­циальные классы предполагается в теории политэкономии дан­ным, такое же отношение должно быть и к распределению про­дукта.

Заработная плата, по мнению Туган-Барановского, так же как и распределение, выпадает из области экономических ка­тегорий. Обычно марксистская политэкономия рассматривает заработную плату как стоимость рабочей силы, а она, в свою очередь, зависит от минимума средств, необходимых для вос­производства рабочей силы. Но что такое этот минимум средств существования и чем он определяется? На вопрос о том, поче­му заработная плата английского рабочего выше, чем русского, обычно отвечают, что культурный уровень и потребности пер­вого выше. Но на самом деле может быть и обратная зависи­мость — культурный уровень и запросы выше, поскольку выше заработная плата.

Рабочая сила — это товар, но 'товар особого рода. Все ос­тальные товары — внешние по отношению к человеку, рабочая сила же — это сам человек, субъект хозяйства, рабочая сила неотделима от лица самого работника. Поэтому невозможно производство рабочей силы как товара — это зависит от рабо­чего, а не от капиталиста. Но для рабочего потребление — не средство воспроизводства рабочей силы, а самоцель. Если бы был простой процесс воспроизводства рабочей силы, то повы­шение заработной платы вело бы к увеличению населения (так считал Ф. Лассаль, обосновывая «железный» закон заработной платы, — чем выше зарплата, тем выше прирост населения, следовательно, выше рабочее население и конкуренция между рабочими, что приводит к снижению заработной платы; таким образом ее величина ограничена минимумом). Но на самом деле происходит все наоборот — рост заработной платы ведет к снижению рождаемости; об этом свидетельствует история.

Образование заработной платы по-иному зависит от спро­са — предложения. Если обычный товар пользуется избыточным спросом, то капитал перетекает в эту область производства до тех пор, пока не выровняется норма прибыли. Но для рабочей силы нет возможности включить деньги в ее производство. По­этому рабочая сила — особый товар, стоимость его определяет -

79


ся в отличие от всех других товаров не экономическим спосо­бом, а благодаря социальным условиям (борьба классов, соци­альная политика государства и т. д.).

Прибыль также выходит за границы чисто экономической области, ее существование зависит от неэкономических факто­ров— заранее установленного владения капиталом, обусловлен­ного монопольной собственностью на средства производства. «Прибыль есть явление социальное, — писал Туган-Баранов-ский, — в котором получают свое выражение отношения господ­ства и зависимости в современном классовом обществе».14

Итак, развитие капитализма в условиях расширенного вос­производства возможно без кризисов и социальных потрясений, основа этого — соблюдение пропорциональности воспроизводст­ва и распределения, которое во многом зависит от социально-политических условий и требует сознательного планомерного ре­гулирования, как полагал Туган-Барановский.

Таковы социальные идеи воспроизводства, накопления и рас­пределения, представленные в работе Струве, Туган-Баранов-ского, Ульянова-Ленина. В целом их теории продолжают миро­вую тенденцию расширения границ политической экономии и включения в нее социологических проблем. Очень тесно они примыкают к западному марксизму, к немецкой исторической школе политической экономии. Совершенно оригинально на этом фоне выглядит социально-философская теория хозяйства С. Н. Булгакова, который также участвовал в дискуссии по во­просам рынка наряду со Струве, Туган-Барановским и Лени­ным. Рассмотрению его уникальной религиозной философии хо­зяйства будет посвящен следующий параграф.

§ 2. Философия хозяйства (С. Н. Булгаков)

Книга Сергея Николаевича Булгакова (1871—1944) «Фило­софия хозяйства» была опубликована в 1912 г. и защищалась им позже как докторская диссертация. Значение работы в це­лом философское — основной вопрос для Булгакова следующий: что означает хозяйство в жизни человека и человечества? Но некоторые главы книги имеют специальный социологический и экономический характер.15 Для экономической социологии эта работа имеет первостепенное значение как уникальный образец религиозного истолкования хозяйства и социально-экономиче­ских отношений. Заслуга Булгакова в том, что он первым после Маркса поднял проблему роли труда в жизни человека и обще-

14 Тугай-Барановский М. И. Социальная теория распределения.
СПб., 1913. С. 64.

15 Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990 (см. гл. 4 «О транс­
цендентном субъекте хозяйства»; гл. 7 «Границы социального детерминизма»;
гл. 8 «Феноменология хозяйства»; гл. 10 «Экономический материализм как
философия хозяйства»),

80


ства, экономики как основы жизни и решил ее оригинальным образом.

Философия, полагал Булгаков, слишком много занималась вопросами познания, соотношения бытия и мышления. Ее инте­ресовала прежде всего познавательная деятельность. Но как возможна практическая деятельность? Как возможно хозяйст­во и труд? Эти вопросы получили в философии недостаточное развитие, поэтому требовалась попытка построить философию хозяйства, т. е. дать философию жизни, исходя из одной сто­роны— хозяйственной. Именно этим и занимался Булгаков.

Проблеме хозяйства в социологии и политической экономии уделяется больше внимания, чем в философии. Но социология привержена принципу социального детерминизма, где человече­ская жизнь представляется механизмом причин и следствий, а история — господством социальных законов. Социология имеет дело не с индивидуальными действиями, а с тем, что свойствен­но совокупности или целому. Человек выступает здесь как пред­ставитель социальной группы, класса, общественного организ­ма, т. е. как клеточка неодушевленной материи. Все это явля­ется уродливым упрощением, определенной схемой исследова­ния, но социология выходит за пределы своей компетенции, признавая в методологических схемах законы реальной жизни. Нельзя сквозь абстракции смотреть на весь мир, живое целое не ложится под скальпель науки. Главное, что остается за гра­ницами социологии, то, что жизнь является синтезом свободы и необходимости, творчеством, что человек — личность и инди­видуальность, способная на создание абсолютно нового и не­повторимого, что история подчиняется не законам и логической причинности, а живой причинности и принципу неповторяемости событий, полагал Булгаков.

Политическая экономия как ветвь социологии следует тем же путем: единичное в ней существует как дробная часть ка­кой-либо совокупности — рынка, например; политическая эконо­мия стремится установить законы экономической жизни, все яв­ления производства, обмена и потребления она берет в сред­нем, типическом виде. Она основывается на предпосылке о том, что хозяйственные явления обладают повторяемостью, поэтому и не видит ничего принципиально нового, а прошлое изучает с помощью примитивных схем, усматривая в древних греках и римлянах капиталистов и пролетариев нового времени.16

Ближе всего к проблеме философии хозяйства подходит марксизм или экономический материализм. Обычно для фило­софов он слишком груб и наивен, для интеллектуалов он «слиш­ком сильно пахнет рабочим потом и фабричным дымом», а его

81

16 Булгаков отрицательно относился и к исторической школе политической экономии, основанной на «ложном эмпиризме»: все, что содержит факты, еще не является наукой, «в фактах лежит поэтому не больше науки, нежели туда вложено научным разумом», — писал Булгаков (Там же. С. 226—227).

6 Заказ 152


социалистические сторонники, сделавшие из него догму, слиш­ком мало способны поднять его философский престиж. Но от экономического материализма нельзя отмахнуться, с ним надо серьезно считаться, поскольку в нем есть «суровая жизненная честность» и «жизненная правда». Так считал Булгаков. Эконо­мический материализм показал, что труд есть основа жизни человека и общества, труд создает особый мир культуры. Тем самым Маркс раскрыл тайну бытия человека и общества, всю философию он строит на факте хозяйства, причем это единст­венно возможная для него ориентировка. Поэтому экономиче­ский материализм претендует на создание абсолютной философ­ской системы и в этом его притягательность.

В этом материализм Маркса схож с гегелевской философией. Маркс действительно перевернул гегельянство с головы на но­ги, не преодолев его — роль абсолютного духа приписывается экономическому базису. У Гегеля абсолютная идея определяет историю, культуру, религию, все это есть надстройка над ду­хом, у Маркса — вся история есть надстройка над экономиче­ским базисом. Гегелевская идея прогресса истории в свободу у Маркса переходит в царство свободы будущего, т. е. история становится телеологической: она ведет к цели — социализму. У Гегеля разум через интересы заставляет человека вести себя так, как ему нужно, у Маркса экономический базис через ин­тересы людей также направляет их действия.17

Можно было бы оправдать экономический материализм, ес­ли он оставался последовательно философским учением, где экономический базис считался бы некоей вещью в себе, стоя­щей за явлениями. Но он, как хамелеон, претендует и на мета­физический, и на научно-эмпирический характер, пытаясь каж­дый факт истории объяснить экономическим фактором, не по­нимая, что достаточно одного противоположного факта для того, чтобы его опровергнуть. Занимаясь уникальными историче­скими явлениями, экономический материализм стремится ви­деть в истории закономерность, человек становится в нем «кук­лой заводной» и стоит ниже противоречия свобода — необходи­мость, полагал Булгаков.

Экономический материализм слишком много взял от класси­ческой политической экономии, не подвергнув ничего в ней кри­тике. Приняв абстракцию «экономического человека» Смита, экономический материализм распространил ее на классы и стал говорить о классовом интересе. На весь мир экономиче-

17 В более ранней работе 1906 г. Булгаков писал о том, что никакой пре­емственной связи марксизма и немецкой классической идеологии нет, кроме за­имствования стиля изложения. Диалектический метод Маркса и Гегеля полно­стью различается, даже в самом понятии метод — противоположность. У Гегеля метод дается в нетрадиционном понятии — как способ самораскрытия и бытия понятия, у Маркса метод — лишь способ исследования и манера изложения (см.: Дарл Маркс как религиозный тип//Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 318—321).

82


ский материализм стал смотреть через «политэкономические очки», и саму проблему хозяйства и труда Маркс рассматри­вал так, как она была поставлена в политической экономии.

Противоречия экономического материализма состоят в том, что, с одной стороны, есть колесо истории, которое нельзя по­вернуть вспять, с другой — можно победить необходимость, по­знав ее; с одной стороны — неумолимые законы, с другой — прыжок из царства необходимости в царство свободы; с од­ной стороны — отрицание этики и чувств в науке, с другой — насквозь этический идеал социализма. Поэтому экономический материализм не в состоянии объяснить экономическое движе­ние общества, подчеркивал Булгаков.

Как же подняться от. экономической действительности, от царства необходимости к его творческому объяснению, которое дал Маркс? Ведь мир в целом неразумен, поэтому необходим гений, ясновидец, способный видеть среди этой абсолютной тьмы. Вера в авторитет — такова необходимая предпосылка экономического материализма, а место пророка в нем занимает Маркс.

Но экономический материализм имеет под собой жизненную почву, он есть порождение современной эпохи, пронизанной пси­хологией экономизма, он отражает «историческое самочувствие эпохи». Этот экономизм означает, что жизнь воспринимается как хозяйство, мир чувствуется как хозяйство, мощь человека и общества оценивается экономическим богатством. Поэтому для своего преодоления экономический материализм должен быть понят и истолкован не только в своих заблуждениях, но и в его истинном содержании.18

Итак, дав критику экономического материализма, Булгаков обратился к положительному обоснованию своей собственной философии хозяйства. Первый вопрос, на который он отве­чает, — что такое хозяйство? Жизнь для человека — это борь­ба со смертью, вокруг живого человека царят мертвые вещи. От этого мертвого мира вещей человек зависит, поскольку он вынужден удовлетворять свои насущные потребности. Хозяйст­во есть прежде всего превращение мертвой материи в очело­веченные вещи, это стремление выразить мертвую материю в живом, проникнутом целью, теле предмета. С данной пози­ции хозяйство есть функция жизни, есть борьба человека за жизнь с враждебными силами природы. При этом Булгаков подчеркивает, что с такой точки зрения хозяйство людей иден­тично хозяйству животных.

is фактически, считал Булгаков, экономический материализм как экономизм является единственной существующей философией всей политической экономии, и если она отказывается от экономизма, то отказывается от философских основ, без которых не может претендовать на звание науки. Задача философии хозяй­ства Булгакова — показать иные возможные основания политической экономии, хотя сама по себе она и имеет огромное философское значение.

6*

 83



 


 


Хозяйство есть превращение материи, действующей по прин­ципу механической необходимости, в живое тело с органической целесообразностью. В хозяйстве необходимость преодолевается свободой, и таким образом в мире возникает раскол бытия — на природу как таковую и на очеловеченную природу, на смерть и на жизнь, на свободу и на необходимость.

Если хозяйство есть функция жизни, то с таким же правом можно говорить о том, что хозяйство есть функция смерти. Ос­новной мотив хозяйственной деятельности человека — страх смерти. Человек не может стать абсолютно независимым от хо­зяйства. «Как бы далеко ни зашел человек в своем хозяйствен­ном процессе, он, оставаясь хозяином, не может снять с себя наручни раба, повинного смерти», — писал Булгаков.19

Итак, хозяйство есть борьба жизни и смерти, но способно ли когда-либо хозяйство изгнать смерть из мира и достичь полной свободы. Это уже вопрос эсхатологии хозяйства, и, в отличие от Маркса, для Булгакова не может быть будущего царства свободы, достигаемого прогрессом производительных сил, хозяй­ство не в состоянии победить смерть и изгнать необходимость из жизни человека.20

Хозяйство определяется прежде всего трудовым признаком, т. е. хозяйственная деятельность, по определению, предполагает усилие, труд для достижения поставленной цели.21 Труд есть та ценность, за которую приобретается поддержание жизни. Труд есть основа жизни, но рассматриваемой с хозяйственной точки зрения (Н. А. Бердяев добавил к этому, что труд есть основа, но не в этом цель и смысл человеческой жизни). Таким образом, хозяйство предполагает волевое действие человека, усилие для достижения цели. В этом смысле хозяйство и труд противостоят даровому получению материальных и духовных благ.

Если политическая экономия, ограничивает свой предмет лишь материальным производительным трудом, то в философии хозяйства такое узкое толкование неприемлемо. Хозяйство вклю­чает в себя все виды труда, направленного на завоевание как материальных, так и духовных благ. Труд является источником как материальной, так и духовной культуры, считал Булгаков.

В хозяйстве впервые возникает и решается отношение «субъ­ект-объект». Всякий хозяйственный акт есть действие чело­века, практика, антропоморфизация материала природы. Как

19 Булгаков С. Н. Философия хозяйства. С. 41.

20 Эсхатология хозяйства должна служить продолжением «Философии
хозяйства». Ведь эта книга планировалась Булгаковым как первый том об­
щего сочинения, но вторая часть так и не была им подготовлена. Считается,
что сборник «Свет невечерний», изданный в 1917 г., 'продолжает «Философию
хозяйства».

21 В этом Булгаков поддерживал Зиммеля, с «Философией денег» кото­
рого он был знаком.

•  84


осуществляется это субъектно-объектное отношение? Как воз­можно существование хозяйства? Материализм опирается на природу, имеющую принудительное значение для человека. Здесь мертвый объект вдруг непонятным, случайным образом порождает живого субъекта — это мифологическая философия объекта. Идеализм отрицает природу, он есть чистая философия субъекта. Как же происходит взаимодействие субъекта и объ­екта в хозяйстве? Данное противоречие находит разрешение в христианской философии, предполагающей тождество субъ­екта и объекта — человек есть воплощенный, материализован­ный дух. Жизнь и материя вечны и нераздельны, мертвая жизнь есть лишь обморочное состояние жизни, человек лишь, оживляет ее. Таким образом, с позиции Булгакова, хозяйство возможно только как тождество субъекта и объекта.

Основные функции хозяйства — потребление и производство. Потребление — это потребление мертвого продукта для поддер­жания жизни. Сама жизнь есть способность потребления, а ее утрата — смерть. Потребление — это несвобода: человек вынуж­ден потреблять чуждую живому организму материю. Но по­требление есть и превращение неживого в живое, здесь снима­ется граница живого и неживого. Тем самым в потреблении человек приобщается к миру, чувствует единство с миром, свою причастность к нему. В потреблении человек удостоверяется в возможности всеобщего одушевления. Как возможно потреб­ление? Только при предположении тождества живого и нежи­вого, субъекта и объекта, точно так же, как и при объяснении хозяйства.

Производство — это вывод человека в мир объективных ве­щей, это объективация субъективных целей человека. Продукт труда есть погашение различий субъекта и объекта; с одной стороны, он объект, существующий сам по себе, и, с другой — он объект, «совершенно пропитанный человеческой телеоло­гией».22 С объективного внешнего мира в производстве снима­ется покров отчужденности, внешний мир становится антропо-морфированным миром культуры. Производство подобно твор­честву, разница между хозяйством и искусством состоит в их задачах, но в сущности и то, и другое предполагает внедрение в вещь идей, целей, замысла.

Производство выступает как реальный мост между идеями человека и их объективацией. Поэтому и не удается убедить человека в существовании только своего «Я», солипсизм терпит неудачу. Философия в силу существования производства должна исходить из деятельного, хозяйствующего, а не гносеологиче­ского субъекта. Поэтому труд должен быть основой не только политической экономии, но и философии. Но политэкономия должна понимать труд не «торгашески» — только как источник:

22 Булгаков С. Н. Философия хозяйства. С. 76.

85



 


 


стоимости, а как действительную основу человека, как вывод человеческого «Я» в мир реальности, как нечто, снимающее проблему существования внешнего мира.

Производство открывает новую эпоху в развитии мирозда­ния— эпоху хозяйства, где происходит очеловечивание приро­ды, подчиняющейся сознанию и воле человека. Но производст­во не является абсолютным творчеством, это не создание чего-либо из ничего. Человек творит в производстве из готового, уже созданного материала природы, абсолютное творчество принад­лежит только Богу. В мертвых вещах природы уже заложена усыпленная жизнь, человек лишь оживляет ее, полагал Булга­ков.

Кто является субъектом хозяйства? Эмпирически хозяйство состоит из множества отдельных действий, совершаемых отдель­ными людьми. Но хозяйство — не сумма подобных действий, а нечто единое во времени и пространстве. До момента индиви­дуального экономического действия уже существует хозяйство в целом. Поэтому хозяйство — деятельность родовая или исто­рическая. В таком смысле животные не имеют хозяйства, так как не знают истории. Хозяйство поэтому имеет не только кол­лективную, но и общественную природу. Индивид, вступающий в хозяйство, занимает в нем некоторое приготовленное для него место, он связан со своими предшественниками и последовате­лями. Поэтому субъектом хозяйства является не только чело­век, но в большей степени все человечество. Причем в хозяй­ственных действиях человек творит нечто новое, а не просто воспроизводит или повторяет старое. Вся история в этом смысле есть нечто индивидуальное, в ней нет закономерностей как однообразия или типичности.

Вне единого субъекта хозяйства — человечества — само хо­зяйство рассыпалось бы на отдельные акты. Человечество мож­но сравнить с зеркалом, разбитым на множество осколков: в каждом из них отражается мир, но по-разному.

Как осуществляется хозяйственное творчество? Человеческое творчество софийно, оно возникает из реальной сопричастности людей к идеям, данным миру Богом. Творчество проявляется из недр досознательного тождества субъекта и объекта. Знание -есть припоминание в метафизическом смысле, и творчество есть воссоздание из уже заданного материала. Абсолютное творче­ство принадлежит лишь Творцу. Границы труда и хозяйства очевидны — человек не может творить посредством труда новую жизнь, природу. Жизнь дана в мире, она несводима к его эле­ментам. Поэтому хозяйство лишь поддерживает, но не творит жизнь, хозяйство есть защита жизни от смерти.

Человек должен бороться за свою жизнь, вести хозяйство. В этой борьбе возникает наука как отражение мира в глазах хозяина. «Наука есть общественный трудовой процесс, направ­ленный к производству идеальных ценностей — знаний, по раз-

86


ным причинам нужным или полезным для человека», — писал Булгаков.23 Труд ученого удовлетворяет потребности общества в знании, где заранее задан вопрос, на который отвечает наука. Логика науки вытекает из железной логики вещей, и здесь опять проявляется тождество субъекта и объекта — мир есть не хаос, а София, наука есть орудие оживления мира, в ней мир теряет свою непроницаемость и становится доступным для хозяйственного преобразования. Прежде чем объект превраща­ется в деятельность субъекта, субъект замирает и сам идеаль­но погружается в объект — это и есть наука. В науке погаша­ется субъект, живая жизнь, в ней господствуют мертвые меха­низмы жизни. Но в современную эпоху рационализма и капита­лизма центр тяжести смещен: прежде, чем быть покоренным,, объект сам на время покоряет субъект, формируя механическое мировоззрение. Наука дает ответ не на все вопросы и имеет свои границы.

Научное творчество, как и хозяйственное, основано не на рациональности. Как и бухгалтерский учет, рассудок не дает ничего нового, основные научные идеи возникают из недр до­сознательного тождества субъекта и объекта. Наука есть опись,, считал Булгаков, а открытия ученого возникают лишь сверхна­учным путем.

Является ли хозяйство функцией свободы или функцией не­обходимости? Обычно политическая экономия связывает с хо­зяйством нужду, насущные потребности человека, т. е. необхо­димость. Действительно, внешний объект в хозяйстве представ­ляет ограничение мощи субъекта, ограничение его свободы.. Внешний мир с объективностью давит на человека, который за­висит от него, объект не считается с волей и желанием субъек­та, на стороне объекта — всегда бедность, зависимость от сле­пых сил природы.

Но вместе с тем, по мнению Булгакова, как только объект используется человеком в хозяйстве, так сразу снимается необ­ходимость и осуществляется переход к свободе. Обычно свобо­да понимается как случайность, беспричинность, неподчинение закономерности или необходимости, но свобода — это самопри­чинность живых существ, это самопроизвольное действие. Чело­век есть продукт среды, с одной стороны, но и одновременно продукт самого себя, с другой. Все решения, навязываемые сре­дой, складываются для человека как самоопределение, т. е. проходят через призму индивидуальности. Поэтому человек есть художник своей собственной жизни, в хозяйстве и труде проявляется это высшее творчество и свобода. Поэтому хозяй­ство представляет собой синтез свободы и необходимости.

Таковы в кратком изложении основные идеи философии и: социологии хозяйства С. Н. Булгакова. Его исследование хо-

23 Там же. С. 138.

87


зяйства представляет, пожалуй, самую крупную научную рабо­ту в этой области в России начала XX в. Несколько отличается по своему содержанию и замыслу работа «Основные проблемы экономической статики и динамики» другого видного экономи­ста — Н. Д. Кондратьева. Ей будет посвящен следующий пара­граф.

§ 3. Общество и хозяйство (Н. Д. Кондратьев)

Работа Николая Дмитриевича Кондратьева (1892—1938) «Основные проблемы экономической статики и динамики», о ко­торой пойдет речь в этом параграфе, была написана в 1931 г., когда Кондратьев находился в Бутырской тюрьме. Рукопись книги удалось передать на волю и почти шестьдесят лет она ждала своей публикации, которая была осуществлена в серии «Социологическое наследие» в 1991 г. К сожалению, некоторые главы работы и ее продолжение не сохранились, но именно те части, которые наиболее интересны для экономической социо­логии, опубликованы. В них Кондратьев разбирает вопросы определения общества и хозяйства, методологии изучения со­циального хозяйства, 24 представлявшие теоретико-методологи­ческую основу для написания специальной работы по экономи­ческой дисциплине — теории циклов, кризисов, волн, колебаний.

Начинает Кондратьев с определения понятия общества. Весь мир он разделял на несколько классов явлений — математиче­ских величин, физико-химических, органических явлений, психо­логической и социальной жизни. Социальная жизнь, или обще­ство, представляет собой, по Кондратьеву, прежде всего сово­купность элементов. Последняя должна состоять из большого числа единиц, в смысле возможности применения методов стати­стики и теории вероятностей. Общество как совокупность людей представляет собой высший по сложности уровень, где соче­таются физические, химические, органические и психологические силы, в нем само строение совокупности может оказывать су­щественное влияние на свои элементы. Общество является не логической (или мнимой, абстрактной) совокупностью, а ре­альной, где существуют сильная связь и объективная взаимо­зависимость между элементами. Эти связь и зависимость обес­печивают устойчивость совокупности явлений. Но общество как многослойная совокупность, в которой сконцентрированы раз­личные по природе типы элементов, менее устойчиво по срав­нению с первичными простейшими совокупностями (например,

24 См.: Гл. 1 «Совокупность, общество и общественные явления»; гл. 3 «Хозяйство и хозяйственные явления»; гл. 6 «Категории целесообразности, не­обходимости и случайности в социально-экономических науках»; гл. 7 «При-; рода закономерности экономической жизни и проблема номографии и идеогра­фии в социально-экономических науках»; гл. 8 «Категория сущего и долж­ного в социально-экономических науках».

88


с неорганическим миром, который вечен).25 Общество как со­вокупность представляется целостностью, имеющей внутреннюю структуру, т. е. когда части целого организованы определенным образом и выполняют установленные функции. Некоторые со­вокупности обладают телеологическим единством, т. е. подчи­ненностью центру — например организм, государство; другие, та­кие как растительное сообщество, Солнечная система, не обла­дают этим единством. Кондратьев, с присущим ему социологиз­мом, и общество людей рассматривает по аналогии с совокуп­ностями, не обладающими телеологическим единством. В ре­зультате взаимодействия элементов совокупности получаются явления, которых нет как начального элемента, например, фор­ма взаимодействия людей в обществе — классы — не является исходным элементом, но непременно выступает характеристикой общества как совокупности.

Исходным и конечным элементом общества как совокупности является человек как биологическое, психическое и социальное единство. В силу этого естественные потребности человека имеют общественную обусловленность. Ближайшие и непосред­ственные причины поведения или действия человека — это по­требности, 26 причем в каждый момент времени человек оцени­вает различные потребности и действует согласно наиболее насущной. Потребности могут приводить к чисто «телеологиче­ской» мотивации по схеме «для того, чтобы»; к «принципиаль­ной» мотивации — по признаку долга; к «основной» мотива­ции— по типу аффекта (страха, голода, ревности и т. п.);: к «предметной» мотивации (в силу подражания).27 Деятель­ность человека может иметь дело либо с самим процессом удовлетворения потребностей, либо с процессом создания усло­вий, средств для удовлетворения потребностей, именно это раз­личие имеет, с точки зрения Кондратьева, наиболее важное ме­тодологическое значение. Чем выше уровень развития человече­ства, тем больше деятельность связана с созданием средств для удовлетворения потребностей, а не с самим потреблением.

В момент деятельности люди вступают в процесс взаимодей­ствия, в нем можно выделить материальный, идеальный и пси-

25 В целом воззрения Кондратьева представляют начала системного ана­
лиза общества и очень схожи с построениями теории структурно-функциональ­
ного анализа. Парсонс, например, также рассматривает проблему устойчивости
общества, считая его самым устойчивым среди социальных систем.

26 Потребность Кондратьев рассматривал как нарушение равновесия орга­
низма и среды. Потребности могут быть осознанными или бессознательными,
к последним относятся наиболее простейшие, привычные для человека потреб­
ности.

27 Такая классификация действия почти полностью совпадает с веберовскои
концепцией «целерационального», «ценностно-рационального», «аффективного»
действия, замечает Ю. Н. Давыдов в послесловии к работе Н. Д. Кондратьева
«Н. Д. Кондратьев и вероятностно-статическая философия социальных наук»
(см • Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и ди­
намики. М., 1991. С. 460).

89



» ЬЙ..*& >   Й-


|.ради|др,. i


 


хический ряд. Это взаимодействие имеет массовый характер, поэтому целевые действия человека сталкиваются с поступка­ми большого числа людей и приводят к иным результатам, от­личающимся от заранее планировавшихся целей. Таким об­разом, в обществе появляются социальные явления, которые не могут быть сведены к свойствам отдельного человека и ко­торые свойственны лишь множеству людей.

Что же такое хозяйство? Основной вопрос для Кондратьева здесь заключается в том, следует ли считать хозяйство опреде­ленной стороной общества или это характеристика общества в целом. Обычно считается, что хозяйство — это одна сторона общественных явлений, специфические экономические отноше­ния. Они находятся в окружении неэкономических явлений. Ес­ли первые изучает политическая экономия, то соотношение эко­номического и неэкономического — история хозяйства. Другое направление (в лице классической школы, Маркса, Менгера) справедливо считает, что хозяйство в целом есть социальное явление. При этом многие социальное хозяйство связывают -с единичными актами хозяйственной деятельности. Хозяйствен­ной деятельностью называется деятельность человека, направ­ленная на удовлетворение материальных потребностей, а соци­альность хозяйства в целом связывается с тем, что она почти всегда имеет коллективный характер.

Но социальное хозяйство — не простая сумма единичных хо­зяйств, эта область имеет совершенно иную природу.28 Само единичное хозяйство не обязательно должно быть единоличным (предприятие, включающее многих людей, также относится к единичному хозяйству), и тогда оно само имеет социальные компоненты. При объяснении хозяйства необходимо с самого начала основываться на социальности, сами хозяйственные яв­ления есть общественные явления, и они обладают всеми свой­ствами социальности. Поэтому политическая экономия изучает всю социальную жизнь с определенной позиции, хозяйственный ■ строй общества, т. е. конкретный срез общества.

С какими сторонами общества связано хозяйство? В полити­ческой экономии классическая школа пыталась определить при­знак хозяйства исходя из вещного ряда общества — богатства. Все, что является богатством и связано с ним, вводится в ка­честве хозяйственных категорий. В последнее время место бо­гатства как исходной категории занимает ценность, или цена. Но богатство, и эти категории сами по себе есть хозяйствен­ные явления, их еще надо объяснить с позиции определения хо­зяйства.

28 В связи с этим Кондратьев критиковал схему Бюхера, в которой единич­ное домашнее хозяйство развивается в городское, а затем и в народное хозяй­ство (см. гл. 1 § 3 настоящей книги). Для Кондратьева народное хозяйство представляет совершенно иную плоскость исследования, несводимую к еди-яичному.

90


Другая попытка определить хозяйственную сторону общества была связана с деятельностным рядом общества. Например,, деятельность, связанная с принципом получения наибольших ре­зультатов с наименьшими затратами, называется экономической. Но этот принцип применим и в других областях деятельности,, в технической, к примеру. Вместе с тем не всякая экономиче­ская деятельность следует этому принципу экономизма. Еще одна попытка связана с определением хозяйства как регули­руемых правом социальных отношений (ее представителем яв­ляется Штаммлер). Но момент регулирования присущ всему обществу, поэтому он ничего не дает для определения хозяй­ства как такового.

В большей степени заслуживает внимания теория Маркса, где экономические явления представляют собой те социальные явления, которые связаны с производственной деятельностью людей. Но и здесь имеются значительные затруднения — ведь производство интересует нас не с технической стороны, и сам Маркс говорит далее о производстве в широком смысле, соеди­няющем воедино и обмен, и распределение, и потребление. По­этому производство здесь уже предполагается как экономиче­ское явление.

Кондратьев полагал, что хозяйственные явления связаны с определенной деятельностью людей, эта деятельность на­правлена на создание средств для удовлетворения потребно­стей. Именно этому соответствует фактическое развитие поли­тической экономии, причем ее не интересует само удовлетворе­ние потребностей, которое в большей степени не имеет соци­ального характера. Вид потребностей здесь не имеет значения — как и для материальных, так и для духовных потребностей не­обходимо выделить деятельность, направленную на производст­во средств удовлетворения потребностей.

Человек находится в постоянном процессе приспособления среды для выполнения целей. Потребность есть нарушение равновесия организма и среды, весь смысл борьбы за жизнь для человека сводится к его восстановлению. Но удовлетворе­ние потребностей предполагает поиск средств, причем они ог­раничены и в конечном счете скрыты в природе. По преимуще­ству с самого начала эта деятельность уже общественно обус­ловлена и предполагает факт социального взаимодействия людей.

Итак, отмечал Кондратьев, хозяйство есть реальная совокуп­ность людей, связанных общей деятельностью — деятельностью чо созданию средств удовлетворения потребностей. Однако не вся деятельность по обеспечению средств удовлетворения по­требностей связана с хозяйством, а только та, которая имеет социальное содержание. Главным образом хозяйственная дея­тельность телеологична и протекает по типу утилитарной мо­тивации.

91


Хозяйственная деятельность может быть активной или пас­сивной. Активной формой хозяйственной деятельности является труд, который Кондратьев определял, следуя Марксу, как це­лесообразную деятельность человека, связанную с затратами нервно-мускульной энергии. Но труд может и не иметь хозяй­ственной природы (труд поэта, например). Примером пассив­ной хозяйственной деятельности может быть воздержание от потребления в целях накопления, забастовка и т. п.

Человек, обращаясь к хозяйственным действиям, вне зави­симости от своей воли вступает в хозяйственные отношения, он не может жить, так или иначе не соприкасаясь с хозяйствен­ными действиями других людей. Поэтому не только акты пове­дения в хозяйственной сфере создают хозяйственные отноше­ния, акты поведения являются выражением социально-экономи­ческих отношений.

Следующий вопрос, который разбирает Кондратьев, — мето­дология изучения социального хозяйства. Как возможно позна­ние социально-экономической действительности? Кондратьев, следуя философии неокантианства (Риккерту, в частности), на­чинает с тезиса о бесконечном многообразии действительности и бесконечной сложности познания, и хотя социально-экономи­ческая действительность ограничена в пространстве и времени, но она также бесконечно сложна и многообразна. Кроме того, каждый конкретный факт социального хозяйства имеет единич­ную природу, он индивидуален и неповторим. Кондратьев по­лагал, что конкретная действительность еще и дискретна до из­вестной степени. Под этими словами он имел в виду, что обще­ственные отношения, стремления, желания не могут восприни­маться непосредственно, они проявляются через действия или вещи, без этого они проходят бесследно.

Но, несмотря на все эти сложности, наука существует как факт. Какие приемы использует наука для познания социально-экономической действительности? Прежде всего наука опери­рует «идеализациями», т. е. приемом выведения идеально-пре­дельных понятий.29 В результате наука «берет» действитель­ность не конкретными образами, а специально созданными схе­мами в виде системы необходимых и однозначных связей. Кри­териями истинности такого преобразования действительности наукой являются очевидность, неповторимость, коллективное признание.

Однако далее Кондратьев в методологии социально-экономи­ческих наук отошел от концепции неокантианства. Обсуждая проблему причинности и целесообразности, он писал, что со­циально-экономические науки, как и естественные, стоят на принципе каузальной причинной необходимости, т. е. каждое событие имеет свою причину. При этом он отрицал возможность

29 Кондратьев Н. Д. Основные проблемы... С. 135.— Здесь Кон­дратьев следует веберовскому понятию «идеального типа».

92


множественных причин, признавая однозначность причинных связей.30 Категория причинности является категорией объектив­ного бытия, категория случайности — категорией познания, так как она отражает непознанность причин данного события.

Некоторые события социально-экономической жизни имеют регулярность повторения, которая эмпирически наблюдаема. Это говорит о существовании тождества явлений, помимо их инди­видуальности, т. е. не все признаки явления абсолютно индиви­дуальны. Поэтому действительности онтологически присуще об­щее, а не только единичное. Наука, используя общие понятия, выявляет схему строения действительности, вносит систему и порядок в бесконечное многообразие мира. Но общее в явле­ниях дает возможность установить регулярность, повторяемость событий и вместе с причинностью позволяет определить зако­номерность. Не обязательно причинная связь приводит к зако­номерной связи, поскольку она может быть и единичной. Зако­ны же существуют в массе явлений и в ней устанавливают единообразие.

Общественное хозяйство можно рассматривать как реаль­ную совокупность людей, их действия представляют собой еди­ничные явления, в массе этих единичных явлений закономер­ность действует как вероятность совершения того или иного со­бытия. При этом каждое единичное событие остается случай­ным, нерегулярным и индивидуальным, только лишь большое число этих событий обнаруживает закономерность. Но закон сам по себе ничего не говорит — неизвестно, будет ли он дей­ствовать вечно или в течение лишь определенного периода вре­мени (если изменятся условия, то изменятся и законы, дейст­вующие в этих условиях).

Следующий вопрос связан с соотношением сущего и долж­ного в социально-экономических науках. Человек не только по­знает мир, но и действует, ставит себе цели и идеалы, следуя им на практике. Эта двойственная природа заставляет рассмат­ривать все с точки зрения не только сущего, но и должного. Это касается как обыденного, так и научного мышления. По­этому история политической экономии пронизана не только борьбой идей, но и борьбой мировоззрений, проникнутых поня­тиями должного.

Физиократы создавали экономическую науку, исходя из иде­ала благополучия человека и нации согласно естественным за­конам социального порядка. Для Смита и классической школы теоретическое обоснование капитализма покоилось на идеале хозяйственного строя, опирающегося на принцип индивидуаль­ной свободы. Сисмонди и Фридрих Лист отвергли идеал клас­сической школы и выдвинули свои собственные нормативные

30 Здесь Кондратьев уже следует Дюркгейму в противоположность мето­дологии Вебера. Для Кондратьева социальная экономия есть наука номографи­ческая.

93


суждения, на основе которых и критиковали классическую шко­лу. Благодаря этому возникла историко-этическая школа поли­тической экономии, которая первой поставила вопрос о возмож­ности использования категории должного в экономических нау­ках. Маркс, следуя классической школе в теоретических по­строениях, исходил из совершенно противоположной системы ценностей, провозглашая апологию коммунизму.31 Отчетливо-сознавая различие объективной науки и ценностных суждений, Маркс настаивал на необходимости «научного социализма».

Но существовали и другие теории, отрицавшие привнесение категории должного в социальную экономию. В 80-е годы XIX в. Карл Менгер и затем позже Макс Вебер и Вернер Зом-барт выступили с критикой этической школы политической эко­номии, указав на необходимость разделения экономической науки и экономической политики. Кондратьев присоединился к ним, считая, что если сами ценности и идеалы могут быть предметом экономической науки как факты социальной действи­тельности, оказывающие значительное воздействие на экономи­ческое развитие, то сами по себе ценности не входят в состав науки. Задача создания научных ценностей принципиально не­разрешима, точно так же не существует научной морали, науч­ной религии, научного искусства. Ученый, использующий в своем исследовании ценностные нормы, так или иначе прини­мает их без доказательств, на веру, и он не должен провозгла­шать нормативные идеи, указывающие, что хорошо, что плохо» что надо или не надо делать. Итак, заключал Кондратьев, на­учно обоснованных суждений ценности, утверждающих высо­кую норму или идеал, быть не может.

Таковы в кратком изложении идеи социальной теории хо­зяйства Н. Д. Кондратьева. Его работа вместе с работами дру­гих русских экономистов и философов, о которых речь шла выше, представляют весьма оригинальный вклад в создание ос­нов фундамента мировой экономической философии и социо­логии.

В конце XIX в. и первой половине XX в. плодотворно раз­вивалось социальное направление западной экономической мыс­ли. Это было институциональное направление экономической теории, во главе которого стоял Т. Веблен, это было направле­ние исследования социальных ролей и структуры экономиче­ской жизни, где необходимо выделить имена В. Зомбарта и И. Шумпетера, это была новая теория экономической динамики Дж. М. Кейнса, заново поставившая вопрос о социальной по­литике и регулировании хозяйства, что получило также отраже­ние в работах К. Поланьи и Ф. Хайека.

31 Кондратьев замечал, что до первых крупных экономических работ Маркс подготовил «Манифест Коммунистической партии», выражавший его этические воззрения (см.: Кондратьев Н. Д. Основные проблемы... С. 272).

94


ГЛАВА IV СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ЭКОНОМИСТОВ XX в.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.123 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь