Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Указать территорию расселения восточных славян в 6-9 в.в. и назвать племенные союзы



Указать территорию расселения восточных славян в 6-9 в.в. и назвать племенные союзы

 

 

2

Крещение руси.

Византия с законным основанием называла себя преемницей Римской империи, но это был особый мир Восточной Римской империи, вобравший в себя культурные влияния и Востока, и Запада. После падения христианского Рима Византия стала как бы земным воплощением идеи нового всемирного христианского царства, «вторым Римом». Пышность и неслыханная роскошь константинопольского двора были своеобразным отражением гармонии и порядка, созданного Творцом во Вселенной. Земным носителем идеи богоизбранности Византии считался император. Помазание на царство было таинством, якобы уничтожавшим все грехи, совершенные до коронования.

Для Руси Византийская империя была не только богатым и могущественным соседом и соперником, но и идеалом централизованного государственного устройства. Владимир показал себя зрелым и дальновидным политиком, решив принять православие византийского образца. Определяющую роль в этом выборе сыграли, конечно, не соображения эстетического свойства, а обдуманные политические мотивы. Ни Хазарский каганат, ни Волжская Булгария не могли заинтересовать Владимира в качестве союзников, так как в конце X в. эти страны сходили или уже сошли с исторической сцены. Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является Папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского правителя обязательное признание превосходства власти Папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Сами же католические страны, слабые и раздробленные в тот момент, не вызывали у Руси политического интереса.

Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация (обожествление) царской власти. Византийский император считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым неизмеримо возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом. К тому же союз с Византией, самой могущественной державой того времени, наследницей Римской империи, открывал заманчивые перспективы на международной аре­не. Христианское самосознание укрепляло веру князей, сравнивавших себя с византийскими императорами, в свое высокое предназначение. Византия и восточно-христианская церковь показали Древней Руси идеальный для того времени путь преодоления язычества, причем с максимальным сохранением традиций[1].

С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия и Константина. Летопись сообщает о том, что в 988г. Владимир осадил Корсунь и, взяв его, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что сему городу сделал». Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Херсонесе.

Летописный рассказ дополняют византийские источники. Они сообщают, что император Василий II обратился к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, претендовавшего на императорский трон. Князь согласился помочь, если за него выдадут царевну и, в свою очередь, обещал креститься. Такой договор был для Византии беспре­цедентным. Даже сыну германского императора, будущему Отгону II, было отказано, когда он сватался к греческой принцессе в 968г.; причем тогдашний византийский император

Никифор Фока презрительно заявил, что рожденная в пурпуре не может быть женой варвара. И теперь в Константинополе не торопились выполнять соглашение. Чтобы заставить импе­рию соблюдать договор, Владимиру пришлось овладеть Херсонесом, который он затем вернул императорам в качестве «вена» — выкупа за невесту.

Вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел унич­тожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены в куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять за себя. После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Как когда-то Иоанн Кре­ститель крестил древних иудеев, погружая их в воды Иордана, так теперь пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей Киева в Днепре (или, по другим сведениям, в его притоке — реке Почайне).

Греческие священники, прибывшие с Анной из Константинополя и привезенные в качестве пленников из Корсуни, столкнулись с трудной задачей. Им предстояло вести проповедь в этнически неоднородной, многоязычной стране. Миссионеры достигли цели, следуя несложным принципам. Они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и всего народа, и вели проповедь на славянском языке. Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Болгары помогли приобщить Русь к духовным ценностям христианства.

Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все, же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира)[2]. В течение немалого времени, преодолевая серьезное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства. Так, когда Добрыня и другой воевода Владимира, Путята, явились в Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с оружием в руках, заявляя: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь, когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костер. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».

Большинство жителей Киевской Руси было крещено на протяжении княжения Владимира, но немало еще оставалось и язычников. Часть новообращенных возвращалась к языче­ским обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI в., а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия.

Стремясь облегчить славянам, принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Белеса стал святой Власий.

Эти верования прочно вошли в русское христианство. Сохранилась и вера в леших, домовых, русалок. Однако пережитки языческих представлений не делали верующего христианина язычником.

Княжеская дружина

Заняв Киев, Владимир поспешил выдворить с Руси варягов. Они вели себя дерзко, обижали славян и требовали наложить на киевлян контрибу­цию в свою пользу: по две гривны на человека. Вместо варягов Владимир стал собирать в свою дружину новых воинов: выходцев из различных сла­вянских племен, угро-финнов, живших на подвластных Руси землях, об­русевших норманнов и тех варягов, которые служили киевскому князю, а не навязывали ему свою волю. Среди рядовых дружинников (отроков, гридней, детских, как их тогда называли) и среди прославившихся подви­гами храброе — богатырей встречались и дети знатных мужей, и сыновья простолюдинов. Вспомните былины о боярском сыне Добрыне, крестьян­ском сыне Илье Муромце, поповиче Алеше. Старшую дружину Владимира составляли его «мужи» — советники, воеводы, наместники. Они сами

(Но пусть вас не смущает слово «рабыня». Малуша была дочерью знатного жителя г. Любеча — Мал ко, ее родной брат Добрыня был боярином Святослава, сидел посадником в Нов­городе, да и сама Малуша являлась ключницей, т.е. управляла великокняжеским хозяйством. Правда, Святослав не намеревался давать Владимиру какой-то удел при разделе земли между сыновьями, но просьбы новгородцев во главе с Добрыней привели сына рабыни на нов­городский стол — престол.

Киевская гривна составляла около 90-100 г. серебра, а новгородская около 200 г. Слово «богатырь» происходит от татарского «богатур» и на Руси стало употребляться по-Ле монгольского нашествия.)

имели вооруженные отряды свободных воинов и воинов-холопов (рабов). Старших дружинников ещё именовали боярами. С ними князь Владимир держал совет по важнейшим делам.

С дружиной Владимир охотился и пировал. Пиры киевского князя во­шли в историю, потому что, помимо княжеского терема, пировал весь Ки­ев: Владимир приказывал выносить меды и снедь для простого народа.

Дружину старшую и младшую Владимир щедро награждал, делился с ней данью и военной добычей. Бояре могли получать в свою пользу право сбора дани с определенной территории. Таким образом, благосостояние дружины зависело от могущества князя, и дружина всячески поддержива­ла авторитет центральной власти.

В большие походы князь выводил не только дружину, но и воевополчен­цев, которые были «людьми», так на Руси X—XII вв. называли свободных крестьян общинников, членов верви, или свободных ремесленников и не­богатых торговцев из горожан.

 

5

Ярослав мудрый

 Ярослав Мудрый – храбрый воин и умный политик После того, как был изгнан и погиб на чужбине Святополк Окаянный, один из уцелевших его братьев – Ярослав – становится главой Киевской Руси. Казалось бы, под началом великого князя Русь должна вздохнуть спокойно и зажить мирной жизнью. Но не все было так просто. Содержание 1 Окончание периода междоусобиц 2 Внешняя политика Ярослава 3 Внутриполитическая обстановка 4 Итоги правления Ярослава Окончание периода междоусобиц Когда Ярослав начал княжить в Киеве, некоторые из представителей семейства продолжали считать, что его право на великокняжеский престол можно еще оспорить. Так, Брячислав, приходившийся Ярославу племянником, княживший в Полоцке, организовал поход на Новгород. Ярослав прекратил захватнические действия Брячислава, заключил с ним мирный договор и отправил его обратно в Полоцк на княжение. Еще один из братьев Владимировичей – Мстислав – высказывал пожелания о занятии места Ярослава. Одержав победу над племенем касогов, он почувствовал в себе силы для похода на Киев. Ярослав в это время находился в Суздале, где ему пришлось подавить голодный бунт. Он распорядился, чтобы в Суздаль привезли хлеб от казанских болгар, накормил и успокоил народ. Мстислав взял Чернигов, после чего одержал еще одну победу над сторонниками Ярослава, и уже готов был стать великим князем. Неожиданно к нему пришло понимание, что не годится идти войной на законного правителя, а, может быть, он не ощущал в себе достаточно сил и умения для управления большим государством – так или иначе, он предложил Ярославу мир и сказал, что отказывается от своей победы. Ярослав поначалу не поверил брату. Киевом он продолжал править, но через наместников. И только встретившись у Городца, братья смогли наконец договориться: они решили, что лучшим вариантом будет совместное правление. Мстиславу досталась восточная, Ярославу – западная часть Руси. В стране целых 10 лет не было междоусобиц и братоубийственных войн. Внешняя политика Ярослава В 1036 г. Мстислав умер, и единоличным правителем Киевской Руси остался Ярослав. Первым делом ему пришлось решать проблему с печенегами, которые вновь стали совершать частые набеги на Русь. Под Киевом произошло грандиозное сражение, длившееся целый день. Русичи одержали победу, в результате которой государство навсегда избавилось от нападений жестоких кочевников. Сложными оставались отношения с греками. Поводом к обострению конфликта стала ссора, случившаяся в 1043 г. между греками и русскими купцами в Константинополе. Русич был убит. Юный сын Ярослава Владимир двинул войско в поход на Византию, не приняв извинений самого императора. К сожалению, удача здесь оказалась не на стороне русской дружины. Битва произошла в море, причем греки выманили русичей в открытое море, подальше от берега, и уничтожили много кораблей при помощи греческого огня. Однако русские дрались отчаянно и смогли одержать победу. На суше тоже произошла битва, но ее исход для русских оказался печальным: греки выиграли, захватили много пленных и всех их ослепили по приказу императора. Дальновидный политик, Ярослав сумел впоследствии так удачно провести переговоры с Византией, что все русские пленные были отпущены домой, и больше военных конфликтов у Руси с греческой стороной не случалось. Ярослав укрепил отношения с Польшей – путем брака своей сестры с польским королем, внуком Болеслава Храброго, некогда вместе со Святополком принесшего русичам немало бед. Теперь же отношения с Польшей наладились – можно было не опасаться новых вторжений. Ярослав заключил несколько династических союзов, значительно улучшивших взаимоотношения Киевской Руси с государствами Европы. Так, сын великого князя Всеволод женился на Анастасии – дочери греческого императора, хотя и внебрачной. Дочь Ярослава Елисавета вышла замуж за норвежского короля, дочь Анна – за короля Франции, а дочь Анастасия – за короля Венгрии. Сам же Ярослав сочетался браком с дочерью шведского короля Анной. В ту пору династические браки свидетельствовали о возросшем авторитете Руси, об укреплении ее международного положения. Внутриполитическая обстановка Одним из главных деяний Ярослава, обеспечивших ему всенародную славу и звание «Мудрого» в веках, было издание свода законов – «Русской правды». Этот документ содержал нормы права, обязательные для соблюдения, благодаря чему великая государственная машина понемногу

начала набирать обороты. Великий князь заботился о просвещении народа, строил храмы, при которых действовали училища. Первое училище было открыто в 1051 г. Знаменитый великолепный собор Святой Софии в Киеве сооружен по распоряжению Ярослава. Великий князь собирал книги, о сохранности которых очень заботился. Князь много читал, для него переводили книги с греческого на славянский. Государство в период его правления жило спокойной, мирной жизнью, развивалась торговля, росли и укреплялись города. Итоги правления Ярослава Русский народ очень метко раздает прозвания своим правителям. Ярослава с благодарностью нарекли Мудрым, потому что именно он сумел возвысить Русь в глазах государств Европы. Он смог прекратить набеги кочевников, доставлявших много бед русичам, навсегда прекратил войны с греками. Великий князь стал настоящим отцом для своего народа, строил церкви, создал первое училище, систематизировал и закрепил письменно правовые нормы. Один лишь «минус» можно отметить в государственной деятельности этого умнейшего князя: он не оставил законодательного акта, который бы закрепил самодержавное правление одного государя на Руси, тем самым прекратив распри. Ярослав Мудрый перед смертью наделил сыновей уделами. Напрасно он понадеялся на то, что дети унаследовали государственный ум своего отца. После смерти Ярослава междоусобицы вспыхнули с новой силой.

Русь и Кочевники 10-12 век.

С древнейших времен кочевники играли определяющую роль в историческом развитии южнорусских степей. Приходящие с востока орды сменяли друг друга, но неизменной оставалась угроза, исходящая из Степи. В момент образования Древнерусского государства Степью владели хазары. Вскоре их стали вытеснять из региона новые кочевники – печенеги.

Печенеги происходили из Приаралья, по некоторым сведениям, их самоназвание – катар. Этнически это тюрки, их язык близок к огузской подгруппе тюркской языковой группы. Именно миграция печенегов на запад вытеснила венгров (финно-угорские племена, родственные хантам и манси) в Причерноморские степи и подвигла их на совершение знаменитого перехода в Паннонию. Переход печенегами Волги и вторжение в Причерноморские степи ученые датируют 889 г. По Константин Багрянородному, печенеги делились на восемь колеи, каждое из которых состояло из пяти родов. Территория кочевий каждого из колен, по С. А. Плетневой, составляла в поперечнике около 200–300 км.

В 915 г. печенеги впервые вступили в контакт с русами, с 920 г. их отношения стали враждебными. Из крупных событий русско-печенежских войн стоит назвать осаду печенегами Киева в 968 г., снятую специальным походом князя Святослава, убийство Святослава на днепровских порогах печенежским князем Курсй в 972 г., победу русов над печенегами в 993 г. на р. Трубеж и победу печенегов над русами в 996 г. под Василевым.

Печенежские кочевья постепенно смещались на запад, в Нижнее Поднепровье, и далее за Днепр, к Днестру и Дунаю. В начале XI в. между печенегами наступает раскол. Часть из них приняла ислам, а часть ушла за Дунай в Добруджу и вступила в подданство Византии. Византийцы хотели сделать из них охрану границы – федератов, по традициям Римской империи, селившей варваров по лимесу и использовавшей их в качестве живого щита. Как раз в 1014 г. византийцы в Беласицкой битве разгромили дунайских болгар, что привело к гибели I Болгарского царства в 1018 г. Власть Византийской империи вновь вернулась в Подунавье, но ей нужна была опора в регионе. По выражению В. Г. Васильевского, гибель Болгарии способствовала образованию на Балканах политического вакуума, в который и устремились вначале печенеги, а вслед за ними половцы. Для Руси это означало уход степных врагов дальше на юго-запад, переключение их на противоборство с Византийской империей. Против

них византийцы воевали несколько десятилетий (в войнах на стороне Византии приняли участие и русские войска).

В 1036 г. печенеги были разбиты под Киевом варяжской дружиной Ярослава Мудрого. Собственно, это было их последнее крупное военное столкновение с Русью. История противостояния Руси и печенегов закончилась. Окончательно печенеги были разбиты византийцами с помощью половцев в 1091 г. во Фракии. Остатки их племен влились в различные другие объединения кочевников.

В южнорусской степи печенегов сменили половцы. Относительно происхождения половцев единого мнения нет. Можно с уверенностью утверждать только то, что они этнически относятся к тюркам. В XI в. половцы двинулись на запад из бассейна р. Иртыша, прошли через Поволжье, Приазовье и появились в южнорусских степях.

В 1055 г. половцы хана Блуша появились у границ Руси, а с 1061 г. начинаются русско-половецкие военные столкновения.

Половцы нападают на русские земли, а также привлекаются русскими князьями в качестве союзников в междоусобных войнах (например, в 1078, 1094, 1097 гг.). Такие " приглашения" захватчиков были оценены горькими словами летописца, сетовавшего на то, что князья сами " приводили поганых на землю Русскую", а наиболее активный в этом отношении князь Олег Святославич даже получил прозвище " Гориславич".

Почувствовав вкус к нападениям на Русь в составе коалиций с русскими князьями, половцы начинают организовывать нападения самостоятельно. Однако натиск на Русь ханов Боняка и Тугоркана в 1096 г. и Боняка и Шарукана в 1107 г. не привел к значительным результатам. Походы русских князей в 1103, 1109, 1111, 1116 гг. нанесли степнякам тяжелое поражение и отбросили их от границ Руси.

В 1183 г. состоялся большой поход на Степь во главе с киевским князем Святославом Всеволодовичем и князем Рюриком Ростиславичем. Половцы были разбиты, а их предводитель хан Кобяк попал в плен. В 1185 г., желая повторить успех, новгород-северский князь Игорь Святославич зашел в глубь Половецкой степи, но потерпел поражение от хана Кончака и сам оказался в плену (эти события воспеты в знаменитом " Слове о полку Игореве" ).

В начале XIII в. основные нападения половцев (1202, 1208, 1219, 1226, 1235) приходятся на Галицко-Волынское княжество, причем кочевники все время действуют в коалиции с русскими князьями и по их " наведению". В 1234 г. степняки в последний раз напали на Киев (и вновь в составе войска князя Изяслава). В 1222 г. половцы впервые столкнулись на Северном Кавказе с новым страшным врагом – монголо-татарами. В 1223 г. они вместе с русскими князьями были разбиты татарами на р. Калке.

В 1230-е гг. кончается половецкий период истории южнорусских степей. В ходе войн с монголо-татарамиполовцы были большей частью истреблены, отдельные отряды ушли на Северный Кавказ и здесь смешались с местными племенами.

Еще один кочевой народ, который следует упомянуть в связи с историей Руси, – тюрки-гузы. Они обитали в Приаралье и были вытеснены со своих кочевий половцами. Уже в 1049 г. гузы, теснимые половцами, вторглись на территории бывших кочевок печенегов. В 1055 г. гузы были разбиты на р. Суле князем Всеволодом Ярославичем. Часть гузов осела в бассейне р. Роси и поступила на службу к киевским князьям. Центром их владений был г. Торческ (Торцк). Русским летописям они известны как торки. Гузы верно служили Руси вплоть до первой трети XIII в., когда это племя было уничтожено в ходе татаро-монгольского нашествия.

6

Россия и греческий вопрос

Крупные европейские войны заслонили внимание правительств держав к событиям на Балканском полуострове. Между тем, здесь был постоянный очаг международных конфликтов. Пользуясь тем, что европейские державы были заняты в коалиционных войнах, Турция вознамерилась прекратить национально - освободительное движение на Балканах и, прежде всего в Сербии. Карательные действия турецких властей были очень кровавыми, но приостановить освободительную борьбу не смогли. После завершения европейских войн Россия вернулась к вопросам, решенным наспех по Бухарестскому миру. В результате России дипломатическим путем удалось достигнуть признания Турцией сербской автономии.

Во многом благодаря России в конце XVIII - начале XIX в. Греция стала подниматься экономически. После того, как Россия закрепилась на черноморском побережье и получила доступ к проливам, огромное количество греческих судов устремилось к русским берегам, осуществляя самые разнообразные морские перевозки и торговые операции. Поэтому не случайно, первые греческие освободительные общества сформировались на территории России. В частности, в 1814 г., в Одессе возникла тайная греческая организация «Фиалки Этерия», участников которой в литературе принято называть «этеристами» или «гетеристами». Греческие патриоты в самой Греции имели прочную поддержку греческих общин в России. В январе 1821 г. вспыхнуло восстание в Валахии. Вскоре после этого из России на территорию Молдавии пришел вооруженный отряд этеристов под командованием сына валашского господаря, генерала русской службы, участника Отечественной войны 1812 г. А. Ипсиланти. Он рассчитывал на поддержку Александра I и населения Дунайских княжеств, но эти надежды не оправдались: Россия поддержки не оказала, а в среде самих повстанцев возникли острые разногласия, которые исключали возможность поддержки населения. Пользуясь, случаем, турки жестоко разгромили восстание.

Однако в конце марта 1821 г. вспыхнуло восстание в самой Греции. Вскоре восстание охватило всю континентальную Грецию и острова Эгейского моря. Турецкие власти были бессильны перед восставшими греками. В январе 1822 г. открылось Национальное собрание, провозгласившее независимость Греции. В ответ турецкое правительство развернуло репрессии против греков по всей империи. В Константинополе был повешен греческий патриарх Григорий V. Печально знаменитой стала «резня» турецких войск на острове Хиос. Из 100 тыс. греческого населения острова уцелело около 2 тыс. человек, остальные были убиты или проданы в рабство.

В 1822 г. Турция начала широкие военные операции против греческих повстанцев. Без посторонней помощи справится с мощной турецкой армией греческие патриоты не могли. Между тем, европейские страны осудили греческое восстание. В рамках Священного союза раздавались голоса даже в поддержку Турции. Весной 1827 г. европейские правительства начали переговоры по греческому вопросу. Непосредственное вмешательство европейских государств в греческую войну было связано с избранием президентом Греции И. Каподистрия, бывшего министром иностранных дел России. Летом 1827 г. Россия, Англия и Франция заключили конвенцию об умиротворении Греции. Державы предложили Турции прекратить военные действия в Греции и предоставить грекам автономию при сохранении верховной власти султана. Турецкое правительство отклонило это предложение и продолжило захват островов, оставшихся в руках повстанцев.

Чтобы воспрепятствовать дальнейшей переброске турецких войск в Грецию, европейские державы договорились организовать блокаду греческих портов. 20 октября 1827 г. объединенная англо-франко-русская эскадра вошла в Наваринскую бухту, где базировался турецкий флот. Имея почти десятикратное превосходство сил турецкий флот, остановил союзные корабли. Однако, в результате Наваринского сражения турецкий флот был полностью разгромлен. Такой исход событий не входил в планы правительств Англии и Франции. Начавшиеся переговоры между союзниками и Турцией не принесли результатов. Вместе с тем резко обострились русско-турецкие отношения. Ободренная закулисной дипломатической поддержкой со стороны Англии и Франции, Турция фактически перекрыла проливы для русского морского судоходства. Кроме того, султан призвал своих подданных к «священной войне» против России. На практике это означало полный разрыв отношений и 26 апреля 1828 г. Россия объявила Турции войну.

Указать территорию расселения восточных славян в 6-9 в.в. и назвать племенные союзы

 

 

2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь