Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анекдот с бородой Вам поможет



 

Единственный стоящий способ научить чему-нибудь других — это выступать в качестве примера, пусть даже отрицательного, если ничего другого не остается. (А.Эйнштейн)

Уверен, некоторые из заданий вы пропускали, оставляли на потом. Уверен и в другом: нет-нет, да и мелькала у вас мысль — а не прекратить ли проходить курс «Учимся говорить публично»? Прочесть — это реально, а выполнить все рекомендации и советы, увы, нет времени; и вы близки к тому, чтобы занятия бросить.

Причины?

Много времени уходит, нет полигона для тренинга, не считаете нужным учиться.

Помните, я писал о том, какие условия нужно выполнить, чтобы занятия принесли отдачу? Вам не хочется перелистывать книгу в поисках нужной страницы? Хорошо, один из пунктов я повторю.

Пункт четыре. Непременно найти полигон для испытаний. Полигоном могут стать учебная группа, ваш рабочий коллектив, соседи по дому, попутчики в купе поезда, с которыми вам приходится иногда вместе совершать поездки, ваши домашние.

 

Сам этюд

 

Посмотрите фильм по телевидению (выбор зависит от вас). Когда начнете смотреть, пожалуйста, записывайте (конспективно) все, что вам нравится, как зовут героев, как развивается сюжет.

Через два-три дня после просмотра перескажите сюжет ленты знакомым, друзьям, коллегам. Пересказывая, засекайте время: сколько потребовалось минут? Подготовьте три редакции пересказа.

Подробную.

Сжатую.

Сверхкраткую.

Вечером подведите итоги.

Когда вас внимательнее слушали?

С чего вы начинали свой рассказ (выступление): с самого начала фильма или с наиболее эффектного эпизода?

К каким выводам вы пришли? Обязательно запишите как можно подробнее весь ход выполнения этюда.

Попробуйте создать шутливую инструкцию «Как лучше пересказывать фильм».

Почему шутливую? Да потому, что таким образом вы сами к себе отнесетесь чуть иронично, а самоирония всегда ценится слушателями. Удачнее всего проходят выступления тех, кто к публике относится серьезно, внимательно, уважительно, а к себе — иронично.

Через день после того, как выполните этюд, пожалуйста, посмотрите еще один фильм по телевидению (можно и в кинотеатре, по видео) и ничего во время просмотра не записывайте. А через два-три дня перескажите сюжет фильма своим знакомым. Скорее всего вы сами поймете разницу между первым и вторым этюдами. Легче пересказывать, когда составлен конспект.

С этого дня старайтесь, готовясь к выступлению, как можно тщательнее все конспектировать. Читаете книгу — и коротко конспектируйте, разговариваете с кем-нибудь по телефону — записывайте, готовитесь к деловой встрече — составьте план (конспект) разговора.

 

 

Этюд 45

 

Этот этюд — продолжение предыдущего. Вам нужно наговорить текст этюда N 44 на магнитофон.

Прослушайте сделанную запись и постарайтесь (не стирая предыдущей записи) наговорить текст снова. Снова прослушайте. Проведите анализ двух записей: какую из них вам было интереснее слушать? (Текст вам знаком, поэтому вы будете больше внимания обращать на форму.)

Не бойтесь во время пересказа импровизировать. Не бойтесь пауз. Можете одновременно, наговаривая текст, как бы вслух рассуждать, что вы в этот момент испытываете, как себя чувствуете.

Сначала вам покажется сложным говорить для себя. Слушателей же нет. Можете посадить в качестве слушателя собаку, кошку, куклу — иногда это помогает почувствовать себя как перед публикой, но в то же время у вас преимущество — вы один на один с магнитофоном, вам некого стесняться. А стеснение, если вы не привыкли к подобной работе, может возникнуть. Относитесь к этому спокойно, вам же нужно научиться его преодолевать. Сначала вы преодолеете стеснение перед собой, а потом для вас не составит сложности не замечать скованности, неловкости, некомфортности, неконтактности, зажатости (продолжите этот ряд и выберите слово, которое кажется вам наиболее точным) и перед другими. Подведите итоги выполнения двух этюдов. К каким выводам вы пришли?

 

Этюд 46

 

Сейчас вы прочтете избранные места из выступлений довольно известных людей.

Читайте и улыбайтесь. А самое главное — проанализируйте, почему произошла ошибка, возник комизм, что хотели сказать ораторы, а что получилось. Так бывает: человек хочет сказать одно, и все понимают, что выступающий имел в виду, но результат...

Одна из причин такого явления — человек не слышит себя. Можно оговориться, можно ошибиться, но необходимо в этом случае самому исправить ошибку.

Мы матом не ругаемся, мы им разговариваем.

(Приписывается Александру Лебедю)

Тогда будет полный дефолт. Я не использую более распространенный русский термин.

Мы вышли на нулевой этап экономического роста.

Я сложил перед съездом свои полномочия. Надеюсь, что меня заменю я же.

Нам сейчас нужно отойти от края пропасти, на дне которой мы находимся.

(Александр Шохин, депутат Госдумы)

Презерватив — это то, что необходимо нашим в общем-то людям.

(Екатерина Лахова, депутат Госдумы)

Клинтона целый год долбали за его Монику. У нас таких через одного. Мы еще им поаплодируем. Но другое дело — Конституция. Написано: нельзя к Монике ходить — не ходи! А пошел — отвечай. Если умеешь. И мы доживем! Я имею в виду Конституцию.

Я тоже нес большую нагрузку. У меня даже голос сел. А я ведь даже вчера не пил и другого ничего не делал. Я бы это с удовольствием сделал.

Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе.

Вас хоть на попа ставь или в другую позицию — все равно толку нет!

Правительство — это не тот орган, где, как говорят, можно только языком.

Россия со временем должна стать еврочленом.

Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно.

Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны.

У нас какой-то, где-то мы чего-то там, сзади все чего-то побаиваемся.

Вы думаете, что мне далеко просто. Мне далеко не просто!

Если я еврей — чего я буду стесняться. Правда, я не еврей.

(Виктор Черномырдин)

Конечно, начальник охраны — это иногда ближе, чем жена. Это в хорошем смысле.

(Андрей Козырев. Бывший министр иностранных дел)

Мне нужна неограниченная власть в соответствии с нашей Конституцией.

(Константин Титов, самарский губернатор)

Я просто крайне прямолинейно и в лоб ушел от ответа на этот вопрос.

Люблю деньги, но предельно профессионально.

(Сергей Кириенко)

Диктатуры Ельцина не было и не будет, а других диктатур я не допущу.

Разве российский шоколад хуже импортного? А пиво? О водке я не говорю.

Прикалывать женщине иногда неловко. (О медалях.)

Я уверен, что никто из нас... из вас... из России не убежит. (Ученикам российских школ.)

Мы с Колем встречались трижды. Вот такая мужская любовь.

(Борис Ельцин)

Мы почти что на семьсот тысяч за девяносто девятый год снизили количество пенсионеров.

(Сергей Калашников, министр труда)

Дефолта не будет. Мы не планируем дефолт.

(Валентина Матвиенко, вице-премьер)

Я была с президентом во все его критические дни.

(Виктория Митина, зам. главы Администрации президента РФ)

Улучшение жизни народа, которое было за счет резкого падения его жизни, оно будет двигаться вперед.

Меня кандидировал Борис Николаевич, он и решит, как меня раскандидировать.

(Сергей Степашин)

Интриги разные расплетаем. И заплетаем тоже.

(Игорь Шабдурасулов)

Мне нравится работать с аудиторами. Мы у них учимся, они у нас учатся. От общения в ходе таких проверок богатеют и проверяющие, и подконтрольные.

(Людмила Гуденко, главный бухгалтер ЦБ РФ)

Проституция всегда была, есть и будет, так же, как, я надеюсь, и банковское дело.

(Виктор Геращенко)

Дословно цитирую по памяти.

Мы прекрасно понимаем сегодня, что всех посадить невозможно.

(Анатолий Куликов, министр внутренних дел)

Я нормальный человек. Понимаю, в это трудно поверить, но уж поверьте.

(Анатолий Чубайс)

На два последних вопроса не отвечаю. По третьему вопросу — не знаю.

Мэр Москвы обладает многими выдающимися качествами. Не хотелось бы говорить об этом за глаза.

Уже последовали неопровержимые опровержения.

(Сергей Ястржембский)

Русским может быть только тот, у кого чего-нибудь нет, но так нет, что нет — и хрен с ним!

(Никита Михалков, кинорежиссер)

 

Этюд 47

 

Узнайте, кто из ваших знакомых смотрел тот или иной фильм. Попросите их рассказать вам содержание увиденной картины. Обязательно про себя отметьте все достоинства и недостатки их пересказа.

Смогли ли вы составить впечатление о картине? Была ли дана оценка фильму? Захотелось ли вам смотреть эту ленту?

Понаблюдайте, как они рассказывали. Сколько возникало пауз? Помогали ли ваши собеседники своей речи жестом? Сколько раз ваши глаза встречались с их взглядом?

 

Этюд 48

 

Вы любите анекдоты? Какой анекдот вам нравится больше всего? Анекдот невероятно удобен для того, чтобы развить возможности собственной речи в интонационном отношении.

Расскажите свой любимый анекдот в течение недели двадцати разным людям. Рассказывайте каждый раз с иной интонацией.

Проанализируйте, как вас воспринимали: смеялись или лишь усмехнулись, захотелось ли человеку рассказать вам анекдот, близкий по теме, то есть разбудили ли вы ассоциативную память у тех, кто вас слушал? Невероятно важно выступать так, чтобы будить мысль других, чтобы у тех, кому вы говорите, возникало желание продолжить вашу мысль, поспорить с вами, высказать свое мнение. И анекдот — это прекрасная возможность развивать свои ораторские способности.

Обязательно проанализируйте, в чем разница вашего рассказывания анекдота в первой, пятой, десятой и двадцатой редакциях. Когда вам удалось рассказать анекдот наиболее интересно? В чем разница в восприятии анекдота, рассказанного одному человеку и компании?

На всякий случай я предлагаю вашему вниманию анекдот, который можно рассказать в любой компании.

Два дрессировщика собак хвастаются: — Мой Кристоф читает газеты! — Знаю, мне про это говорила моя Бася.

Рассказывая анекдот, вы должны помнить, что не следует говорить: «Сейчас расскажу смешной анекдот». Смешной он или нет, пусть решат слушатели. Мало того, если вы уже дали оценку, то слушатели будут ждать большего, и успех снижается. Никогда не смейтесь первым, рассказывая анекдот. А когда все засмеются, вы можете улыбнуться. Лучше всего анекдоты рассказывать как бы между прочим, нейтрально, при этом не забывайте о драматургии анекдота, о режиссуре. В анекдоте всегда есть начало, кульминация и эффектный финал. Перед финальной репликой — соль анекдота, пауза. Но нельзя передерживать ее.

Выступление перед публикой, будь то речь, доклад, прения или реплика, — это тоже всегда драматургия. Помните о режиссуре — это ваша манера держаться, жест, дикция, паузы, взгляд, реакция на поведение слушателей, умение быстро сориентироваться, говорить чуть тише или громче... И всему этому можно научиться, если рассказывать анекдоты, если серьезно отнестись к выполнению этого этюда. Анекдот — лучший тренинг, который вы можете себе устроить.

Юрий Никулин в молодости не умел выступать. Он был зажат. Он стеснялся. Но он любил анекдоты. И всегда их рассказывал. Новые анекдоты записывал. Каждый раз он старался старый анекдот рассказать чуть-чуть иначе.

Чтец, выступая с эстрады, рассчитывает все: как выйдет, как посмотрит на публику в зале, как произнесет первую фразу, где поможет себе жестом, когда засмеется вместе с залом, а когда, наоборот, сделает вид, что не понимает, почему зал смеется.

Повторяю: всему этому можно научиться, рассказывая анекдоты. Но не просто говорить одно и то же, а экспериментировать. Один раз рассказывать с большими паузами, другой — с короткими. Рассказывать и наблюдать за слушающими.

Компания. Вы собираетесь рассказать анекдот. А как привлечь к себе внимание? Как заставить всех, скажем, оторваться от тарелок и начать слушать вас?

Вы заметили: от занятия к занятию наши задания усложняются? У некоторых из вас появится желание все забросить, вы разуверитесь в своих силах, вам начнет все это надоедать. Вы будете просто читать текст, но не выполнять задания. Как быть?

В этом случае всегда вспоминайте о конечной цели — мысли о ней помогают преодолевать препятствия: инертность, неверие в собственные силы.

Своим студентам, когда они начинают самостоятельную работу, я всегда советую составить план на два-три года. Чтобы они видели цель. К чему стремиться? Выпустить книгу? Стать главным редактором нового издания? Объездить весь мир и написать о своих впечатлениях? Когда есть цель, то каждый день становится более осмысленным — это ступенька к ее достижению. И одновременно происходит выявление собственного " я", своих возможностей.

Если люди будут способны с интересом прослушать в вашем исполнении анекдот с бородой, то это хороший признак — вы на верном пути, вы добьетесь успеха, когда начнете утверждать себя на публике, когда захотите обратить внимание на свои идеи. Вы научитесь убеждать других.

 

Этюд 49

 

Он невероятно прост. Необходимо составить конспект предыдущих этюдов — с 44-го по 48-й. Конспект должен быть коротким.

Записывайте только ключевые слова. Выстраивайте цепочку слов.

Письма — политики не прикалываются — они так говорят — фильм по телевидению — конспект — без конспекта — анекдот — мой пес читает газеты — Юрий Никулин — конечная цель — конспект — польза. (Это мой конспект, а какой он будет у вас? )

Конспект должен быть таким, чтобы, посмотрев на ряд слов, вы могли, не заглядывая в текст, достаточно точно пересказать содержание четырех этюдов. Попробуйте, пользуясь конспектом, наговорить текст на магнитофон. Затем проверьте запись: что вы упустили, чем это вызвано? И снова наговорите.

 

Этюд 50

 

Подборка анекдотов и забавных историй на разные темы.

Где бы вы ни выступали, о чем бы ни говорили (доклад, отчет, обсуждение доклада, реплика, выступление на радио или телевидении, на праздничном вечере или в компании друзей), всегда помните: юмор, интересные факты, забавные случаи из жизни помогают расположить слушателей, помогают за короткое время создать приятную атмосферу общения, наладить контакт.

Предлагаю вам шестнадцать анекдотов. Это небольшая выборка из моей коллекции. Темы разные. Мне эти анекдоты нравятся. Возможно, что и вас они привлекут.

Прочтите, пожалуйста, эти анекдоты с разной интонацией. Попробуйте рассказывать медленно и быстро. Запишите на магнитофон. Когда анекдот слушают лучше — когда вы говорите медленно, быстро или...?

Отчетливо ли вы произносите слова? Держите ли паузу?

Какие из анекдотов вы возьмете для рассказа своим знакомым, друзьям, коллегам?

Итак, сами анекдоты.

Молитва программиста: Господи, перезагрузи этот мир...

***

Мужик в ресторане: — Официант, пожалуйста, сто граммов, пока не началось! Через некоторое время снова: — Сто граммов, пока не началось... После 500 граммов официант спрашивает: — Платить когда будете? — Ну вот, началось!

(Анекдот старый. Его многие рассказывали. И бывает, что в беседе двух людей иногда прозвучит: «Давай быстро, пока не началось! ». И оба, если знают анекдот, улыбнутся...)

Мне этот анекдот рассказал студент перед экзаменом.

— Вам можно сдать сейчас экзамен? — спросил он. — Конечно. Но почему не вместе с группой? — Да пока не началось. — Ну, сдавайте. Но вы хоть что-то учили? — Ну вот, началось... — улыбаясь произнес студент. — Что началось? — не понял я.

Тогда студент и рассказал мне этот анекдот. Я принял у него экзамен. Почти ничего и не спрашивал.

— Вы что, Владимир Владимирович, такой добрый сегодня? — удивился студент.

— Да книжку делаю о юморе, новые анекдоты собираю. Вы мне подарили один, вот я и подобрел.

Студенческий беспроволочный телеграф сработал, и через два часа, когда я принимал экзамен у двух групп сразу, каждый начинал, во-первых, с фразы «Можно вам сдать экзамен, пока не началось? » — а во-вторых, рассказывал два-три анекдота.

Забавная история. В тот день коллекция моя значительно пополнилась.

Через полгода — очередная сессия. Я в то время работал над книгой о гомосексуализме. «Я+Я» — так называется книга.

И... если входила девушка, то она томно закатывала глаза и произносила: «Ах, как жаль, Владимир Владимирович, что вы мужчина! ».

— Почему? — ошарашенно спрашивал поначалу я.

— Да потому, что я ничего не понимаю в мужском гомосексуализме. Правда, лесбос меня тоже не очень интересует, хотя, если хотите, могу познакомить вас с моим голубым приятелем. — И протягивала зачетку. — Я слышала, если кто поможет вам с материалом для книжки, к тому вы снисходительны...

А юноши просто откровенно строили глазки, и некоторые признавались: их голубая тема очень даже волнует. Врали или нет, не знаю, но я делал вид, что ничего не понимаю. И как можно более отстранено произносил: да, мол, книгу пишу, но это в данный момент не имеет значения.

Так и собирались анекдоты. Студенты приносили, Юрий Владимирович Никулин делился (он рассказывал их мастерски — это все знают), в письмах присылали, да и в сборниках (их в последнее время повыходило немало) порой публикуются действительно хорошие анекдоты.

Ванечка — классному руководителю: — Если будете ко мне придираться, завтра приведу в школу родителей!

(Этот анекдот вроде о новых русских. Но и двадцать, тридцать, да и сорок лет назад иной ребенок — сын высокопоставленных родителей мог дать понять классному руководителю или директору школы: если ему начнут слишком часто делать замечания или ставить плохие отметки, то он приведет родителей в школу, и те устроят взбучку педагогам.

Подобные заявления от некоторых детей нередко воспринимались учителями почти как открытая угроза.)

Известный хирург Станислав Долецкий рассказывал мне:

— Иду однажды на консультацию в Кремлевскую больницу, а меня вызывают к главному врачу. Вхожу. Главный врач предлагает сесть. При этом внимательно-внимательно на меня смотрит и, смущаясь, начинает прорабатывать: «Что же это вы, Станислав Яковлевич, некорректно ведете себя с пациентами? Звонил Николай Викторович Подгорный, председатель Президиума Верховного Совета СССР, и жаловался, что вы оскорбляете его внука. Свиньей назвали. Объясните: в чем дело? »

А суть такова. Станислав Долецкий действительно лечил внука Николая Подгорного. Однажды, зайдя в палату, он сказал: «Ну, как дела, поросеночек мой славный? ».

Внук — в слезы. Расценил это как оскорбление. Дед-то на поросенка действительно похож был. Внука в школе иногда поросенком дразнили. Он и пожаловался деду. Тот — главному врачу. Такая история вышла.

(Выступая перед врачами или учителями, уместно вспомнить эту историю, не так ли? )

— Рядовой Петров, выйти из строя! Вы вчера опять напились! Если бы не пили, давно бы были сержантом.

— Да плевать мне на сержанта! Я, когда выпью, генералом себя чувствую.

***

Бомж решил покончить с собой. Зашел в туалет, взял веревку, встал на унитаз, надел веревку на шею.

Вдруг видит большой окурок. Решил докурить.

Снова влез на унитаз, надел веревку. Вдруг видит: на подоконнике недопитая бутылка портвейна. Снял веревку. Допил портвейн. И думает: «А чего это я? Жизнь вроде налаживается! »

***

У жены программиста спросили: — А как он за тобой ухаживал? Жена после минутного раздумья: — Компьютер показал...

***

— Давайте определим причину вашего невроза, — сказал психиатр пациенту. — Скажите: что у вас за работа?

— Я сортирую апельсины.

— Так, так, расскажите подробнее.

— Целый день вниз по желобу скатываются апельсины, я стою внизу и сортирую их. В одну корзину большие, в другую поменьше, в третью — маленькие.

— Но разве есть причина нервничать на такой спокойной работе?

— Спокойной? Да поймите же вы наконец, что целый день я должен принимать решения, решения, решения!

***

Отец студента — профессору:

— Профессор, мне кажется, что мой сын не сдаст завтра экзамен.

Профессор: — А спорим на десять тысяч, что сдаст?

***

Приходит мужик в банк, обращается к операционисту:

— Идиот, выпиши мне чековую книжку.

Операционист обиделся и пошел к менеджеру: мол, клиент оскорбляет.

Менеджер спрашивает, какой у клиента остаток на счете. — Два миллиона долларов. — Идиот! Выпиши ему чековую книжку!

***

Диктор Виктор Балашов читал прогноз погоды. Температуру всегда писали буквами, но потом неожиданно перешли на цифры. И вот он читает: «Завтра в Москве ожидается облачная погода, дождь, температура воздуха плюс 12... минус 14 градусов». (Он принял тире за минус.) Сам изумился и своим неповторимым голосом дополнил: «Ха-а-а! Ну ненормальная какая-то погода! »

***

Известному спортивному журналисту «Известий» Б. Федосову однажды просто осточертели звонки читателей по поводу прошедшей в его заметке ошибки. Сначала журналист извинялся, потом рассказывал, как все получилось, а потом не выдержал. Взял трубку, выслушал жалобу читателя и спокойно произнес:

— Знаю. Вы абсолютно правы, автор уже расстрелян.

— Как расстрелян?! — возмутился читатель. — Как вы могли?! Из-за такой мелочи?!

***

— Рабинович, как здоровье? — Не дождетесь!

***

— Доктор, вот уже пять лет, как я не сплю с женой. — А сколько вам лет? — 65. — Это возраст, батенька, возраст. — А вот соседу 75, он говорит, что ежедневно... — Ну и вы говорите.

***

— Ответчица Дьяконова, объясните: за что вы ударили своего мужа утюгом по голове?

— За то, что я раз сто твердила ему, какой у меня мягкий и уступчивый характер, а он все не соглашался со мной!

***

После брачной ночи муж просыпается, тихонько встает и идет на кухню. Там готовит кофе, бутерброды, ставит это все на поднос и несет жене. — О, какой ты милый! — С завтрашнего утра ты будешь делать то же самое и каждый день.

***

— Мучают ли вас эротические сны? — спрашивает психиатр. — Почему мучают? — удивляется пациент.

Итак, шестнадцать анекдотов.

Записывайте анекдоты, которые вам понравились. Создайте небольшую (или большую) коллекцию. Всегда может пригодиться.

 

Этюд 51

 

Да, мне повезло, часто говорю я самому себе. Во всех удачах благодари обстоятельства, а во всех неудачах вини себя. Это один из принципов жизни, и я придерживаюсь его вот уже несколько десятилетий. Все просто. И никакой особенной философии нет, как нет и психологического открытия. Но с тех пор, как я сам для себя сформулировал этот принцип, который можно, если угодно, назвать одним из законов успеха, мне стало легче жить.

Почему?

Во-первых, потому, что я перестал злиться и обвинять других в своих неудачах.

Это я виноват, что плохо выступил, а не собравшаяся публика (ведь бывает, что выступление проходит неудачно), это я не сумел поговорить с человеком так, чтобы он меня понял и стал моим единомышленником, это допустил ошибки в общении с другом, которого ценил, уважал, — а отношения, как ни огорчительно для меня, прервались.

А на себя, согласитесь, злиться не хочется. Следовательно, ты и начинаешь анализировать свои поступки, слова, приходишь к выводам, помогающим в будущем избежать ошибок, учитывая собственный опыт, порой печальный.

Кажется, эта фраза принадлежит Бисмарку: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак — на своих». (Если не уверены в точности цитаты, то не забудьте сделать оговорку: «кажется», «насколько я помню», «если я не ошибаюсь».) Но на самом деле лучше всего учишься, конечно же, на собственных ошибках, только надо уметь анализировать, сопоставлять, размышлять и смотреть на себя как бы со стороны.

А как научиться смотреть на себя со стороны?

Когда я проводил очные занятия, то использовал для этой цели видеозапись. Но и обыкновенная магнитофонная запись выступлений, разговоров помогает посмотреть на себя со стороны. И еще то, о чем я много раз говорил, — дневник наблюдений.

А времени дневник займет не много. Сначала покажется странным записывать каждый день, но потом войдет в привычку. Полезно каждый месяц перечитывать собственный дневник, что поможет посмотреть на себя со стороны, анализировать свои дела и поступки, разовьет наблюдательность, память, фантазию, привычку к точности формулировок, расширит словарный запас... Я могу еще долго рассуждать о пользе ведения дневника.

Кем бы вы ни работали, где бы ни учились, сколько бы вам ни было лет — ведите дневник. Пожалуйста, не ленитесь каждый день записывать.

Это лучший способ самовоспитания. Это идеальное средство для самопознания. Через месяц-другой вы почувствуете отдачу.

Да, понимаю, кто-нибудь из вас скажет: ну что же все об одном и том же — третий раз о дневнике. Да читали мы про дневник, знаем, хватит. Но я точно знаю: напоминать нужно.

Так на самом деле просто — вести дневник. Не требуется особых средств, особых способностей, особого настроя, но, уверен, некоторые читатели дневник забросили. Могу понять почему. Ведение дневника кажется элементарным делом. А мы нередко простые вещи откладываем на потом: вот начнем с понедельника, с первого числа очередного месяца. А зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?

Так поступают заядлые курильщики. Они знают все о вреде курения. Они хотели бы жить долго. Но берут сигарету и закуривают. И планируют: если не сегодня, так завтра, если не завтра, так на той неделе, если не на той неделе, то как-нибудь потом все-таки бросить курить. И, увы, бросают курить, лишь уходя из жизни.

Один экскурсовод в Мельбурне (вспомнилось по ассоциации) любил удивлять экскурсантов.

Он брал микрофон и, проникновенно обращаясь к экскурсантам, сидящим в автобусе, произносил:

— А сейчас мы въезжаем в особую часть города, несколько десятков человек здесь вообще не курят, не пьют и никогда не ссорятся.

Как все уже догадались, экскурсионный автобус в это время проезжал мимо кладбища.

Допускаю, что не все догадались, но, выступая, всегда стоит подчеркивать уважительное отношение к слушателям и при каждом удобном случае давать понять, что вы считаете сидящих в зале людьми умными, догадливыми, образованными.

Многим нашим политикам, увы, не хватает воспитанности, доброжелательного отношения к другим, уважительности к чужому мнению. Не потому ли на заседаниях нередко вместо делового обсуждения тех или иных проблем идет выяснение отношений?

Политики часто в своих выступлениях дают понять, что слушатели их не только не поймут, но и не способны понять.

Обучать и воспитывать могут только те, кто с уважением относится к своим ученикам, верит в их возможности, надеется на них и помогает преодолевать незнание.

Я надеюсь, что меня все правильно поняли. А если нет? Что ж, во всех удачах благодари обстоятельства, а во всех неудачах вини себя.

А если действительно попробовать жить по этому принципу? Проведите, пожалуйста, эксперимент и тщательно фиксируйте ваши наблюдения. Потратьте на это месяц. Даже если вы не верите, что проведение такого опыта даст положительный результат, все равно, пожалуйста, сделайте это.

Как я уже писал в первых главах, полезно заниматься вдвоем, втроем — во-перых, веселее, во-вторых, такие занятия дадут больший успех. Всегда есть кому подбодрить, если вдруг придет усталость, даст себя знать инертность, нахлынет апатия, все, как говорится, начнет валиться из рук.

Доброе слово друга, подруги, коллеги, человека, занимающегося вместе с вами, способно повысить тонус, помочь преодолеть возникающие сложности психологического характера.

Как же найти таких людей? Как уговорить их начать заниматься?

Посмотрите свою записную книжку. Найдите того, с кем вам хотелось бы пообщаться, но не было повода, чтобы позвонить, а просто так беспокоить человека не хотелось. Обратитесь к знакомым. Предложите им заниматься, увлеките их. Вы должны уметь уговаривать, вдохновлять, призывать, объяснять, доказывать. Вот и используйте этот повод для развития своих способностей.

Вы читаете (надеюсь, что выполняете) мои уроки. И я все время прошу вас учитывать, что это не просто текст, это моя речь перед вами.

Умение достигать цели, умение преодолевать собственные слабости, умение переломить ситуацию — все это необходимо каждому человеку, а оратору — тем более. (Уместен ли здесь повтор слова «умение»? При устной речи, на мой взгляд, уместен. А вот если бы я писал статью, то скорее всего повтор убрал бы.)

 

Этюд 52

 

Долгое и нудное совещание. Все утомились.

На трибуну выходит очередной выступающий. Тут же все раздражаются — еще одного человека нужно выслушивать. Шум. Кашель. Все переговариваются между собой. В этой ситуации первая фраза может совершить чудеса. Ее можно произнести так, что отношение зала к вам переменится, вы преодолеете сопротивление слушателей.

Если бы я вел очные занятия, то на очередной нашей встрече, выйдя и оглядев зал, приветливо улыбнувшись, как можно громче произнес бы:

" ДА ДИ ДО ДУ ГА ГИ ГО ГУ СА СИ СО СУ ".

Кто-нибудь обязательно засмеялся бы!

А я бы еще громче повторил:

" СА СИ СО СУ "...

Смех бы усилился.

А потом я бы рассказал об одной из киноролей Ролана Быкова. Помните его роль логопеда в фильме «По семейным обстоятельствам»? Герой Быкова никак не мог выговорить правильно «улица Горького» — у него получалось «улица Кой-кого».

Это было бы занятие, посвященное работе над дикцией.

Многих подводит дикция. Человек нечетко произносит звуки — и слово выходит непонятно. В беседе можно переспросить. Но такая речь раздражает слушающего. Да и самого говорящего — ведь его постоянно перебивают и просят повторить сказанное.

Вот, пожалуйста, несколько примеров.

«Фиктивно работает деушка». На самом деле — «эффективно работает девушка».

Часто произносят свинкс вместо сфинкс, трупы отправили вместо трубы отправили, клоны вместо клоуны. И классическое с наилучшими пожеваниями вместо с наилучшими пожеланиями.

Грустно, но к тому, как мы говорим, мы зачастую относимся несерьезно. (Как избежать повтора местоимения мы, стоило ли дважды его использовать? )

Шепелявых, картавящих, съедающих окончания слов, произносящих звуки нечетко, увы, больше, чем говорящих правильно, а все это, как я уже писал, затрудняет восприятие речи.

(Стоило ли использовать здесь слово «речи»? В каком смысле понимать это слово — речь как говорение или речь как произносимый текст? )

Поэтому нужно работать над дикцией. Многим может помочь логопед.

К сожалению, родители не часто обращают внимание на то, как говорят их дети. Мало того, общаясь с малышами, сами начинают сюсюкать, коверкать слова. Подумаешь, речь! А дети, став взрослыми, продолжают говорить неправильно.

Пожалуйста, выпишите в один ряд гласные а, и, о, у. Теперь подставляйте к ним любые согласные, допустим, д, г, в. ..

Четко произнесите слоги по такому образцу (лучше всего — перед зеркалом):

ДА ДИ ДО ДУ ГА ГИ ГО ГУ ВА ВИ ВО ВУ.

Уделяйте этому упражнения минимум пятнадцать минут в день.

Если будете выполнять упражнение не пятнадцать минут, а полчаса, то вы на удивление хорошие ученики.

 

Этюд 53

 

Причем тут собака?

 

Королева пожелала иметь любовником Александра Македонского. Желание королевы — закон. Что делать, если он умер несколько веков назад? Пригласили великого трагика Кина: сыграй для Ее величества Александра Македонского. Все прошло хорошо. Через некоторое время королева пожелала видеть Петра Великого, затем Юлия Цезаря. Опять все было прекрасно. Наконец королева узнала великого трагика Кина. — А теперь я хочу иметь любовником великого трагика Кина, — сказала королева. — Это невозможно, ваше величество, — заявил Кин. — Я давно импотент. Так выпьем за систему Станиславского, позволяющую творить чудеса! (Традиционный тост актеров)

Какая собака? Понимаю недоумение читателя, особенно того, кто случайно открыл наше очередное занятие. Но если бы он прочел предыдущую встречу, то сразу обратил бы внимание на заголовок и, не исключаю, радостно воскликнул: «Вот именно, собака! Где она? Где эта собака зарыта? ». (Помните, есть такое выражение — где зарыта собака? Кстати говоря, может быть, кто-нибудь знает, откуда это выражение произошло, с чем связано? )

А все просто. Предыдущая глава называлась «Разбогатеем — собаку купим», а о собаках в ней ни слова. Я специально так сделал. Написал материал (напоминаю: сначала наговорил, а потом расшифровал — все-таки у нас школа «Учимся говорить публично»), дал ему именно этот заголовок, хотя ни словом в тексте не обмолвился о покупке собаки. Меня интересовало: заметят читатели это несоответствие или нет? Так вы заметили?

Уверен, кто-то подумал: не попал ли по недосмотру корректора чужой заголовок в мой материал. Когда мои уроки публиковались в журнале «Студенческий меридиан», один читатель прислал мне письмо. Были в нем и такие строчки:

«Что же Вы, преподаватель, не способны вычитывать свои материалы? Что у вас в журнале за корректоры работают, за что зарплату получают? Я студент технарь, и то все замечаю и вижу... Нехорошо, внимательней нужно быть».

Ехидство налицо. И радость, что замечена ошибка. Как же нам нравится замечать чужие ошибки! С другой стороны, вроде бы замечание правильное, но можно было бы и без ехидства обойтись. Но нет, многие из нас, заметив оплошность у другого человека, с удовольствием начинают по этому поводу язвить, шутить, иронизировать, подтрунивать. Не стоит так поступать, не стоит.

 

Сам этюд

 

В течение недели внимательно прислушивайтесь к разговорам ваших знакомых, при этом старайтесь отмечать то неоправданное ехидство, которое они демонстрируют, когда другие люди допускают ошибки, оплошности. А ведь очень часто именно те люди, которые обожают ехидничать, в собственном глазу, как говорится, бревна не видят, а в чужом — соринку замечают.

 

 

Этюд 54

 

Осень. Идет дождь. На улице встречаются две блохи. Обе дрожат от холода. Одна говорит:

— Какой адский холод! Что же дальше будет?

— Ничего, — утешает вторая, — не расстраивайся, разбогатеем — собаку купим.

Знакомый анекдот? Я планировал вставить его в предыдущую главу.

Но потом передумал. Только заголовок «Разбогатеем — собаку купим» оставил. Теперь, надеюсь, вопросы сняты.

Расскажите этот анекдот знакомым, друзьям, коллегам. Выясните, знали они его или нет. Сколько человек скажут вам, что этот анекдот старый? Как они его воспримут? Мне кажется, что фраза «Разбогатеем — собаку купим» (в усеченном виде «Собаку купим»), если ее часто вспоминать, но непременно к месту, может стать в определенном кругу крылатой. Стоит кому-нибудь произнести: «Собаку купим», и все понимающе улыбаются.

Попробуйте произвести такой эксперимент. Удастся ли вам внедрить фразу в кругу ваших знакомых? Это не так просто, как кажется, но и не так сложно, как думают многие скептики.

К какому типу людей вы себя относите — к скептикам или оптимистам? Что бы вы ни делали, к решению какой бы проблемы ни приступали, никогда не внушайте себе заранее: не получится, не выйдет, сорвется. Будете так рассуждать — действительно не достигнете результата.

Наоборот, обязательно говорите себе: все у меня получится, я все сделаю для этого, у других же получается, а чем я хуже?!

Только бодрый, оптимистический настрой. Только решительность, которую хорошо бы научиться развить в себе.

 

Этюд 55

 

Возвращаюсь к старой теме. (Помните, в первых главах я говорил, что нужно напоминать слушателям о теме предыдущих встреч, разговоров? )

Почему упражнения по развитию дикции лучше всего проводить перед зеркалом?

Итак, вам нужно каждый день по пятнадцать минут, а лучше по полчаса произносить слоги, подставляя согласные к гласным а, и, о, у :

ДА ДИ ДО ДУ ХА ХИ ХО ХУ ША ШИ ШО ШУ — и т. д.

Произносить надо четко и громко. Обязательно следите за движением губ. Губы должны быть мягкими и подвижными. Но пытайтесь добиться четкой фиксации в момент произнесения.

Да — рот широко открыт.

Ди — губы трубочкой.

До — губы похожи на букву о.

Ду — губы хоботком.

Какой бы согласный звук ни подставлялся, положение губ должно быть именно таким.

Если вы всмотритесь в свое отражение в зеркале (невольно забавное — губы трубочкой, хоботком), то, наверное, улыбнетесь и, не исключаю, начнете чуть ироничнее относиться к себе. Повторюсь: к другим людям отношение должно быть серьезным, к себе — с иронией.

Да что это такое — взрослый человек, а игры какие-то детские! Промелькнет у вас такая мысль? Промелькнет! А вы тут же ее отгоняйте, говорите себе: «Я же взрослый человек и хочу научиться говорить четко и правильно. Подобные упражнения мне помогут. Мне нечего стесняться самого себя».

Рассуждайте в этом направлении и продолжайте с удвоенной энергией развивать артикуляцию.

Через некоторое время сомнения опять возникнут. Да что же это я делаю? Просто детский лепет какой-то: саси сосу (это если вы используете согласную с ). Да нет там слов саси сосу. Они появились оттого, что вы слишком быстро произносили слоги, вот слоги и слились в слова. А цель занятий: приучить вас говорить четко, не съедать окончания слов, делать между ними паузы, не сжевывать середину слов.

Не убедил?

Вам нравятся артисты Михаил Ульянов, Александр Калягин, Михаил Козаков, Олег Табаков (список я могу продолжить)? Все они более года, осваивая технику речи в театральных институтах, занимались артикуляцией, развитием голоса, улучшением дикции, постановкой дыхания, хотя при поступлении прошли жесткий отбор (преподаватели сценической речи отсеивали тех, кто плохо говорил). Вот и вам, если вы действительно решили научиться говорить публично, общаться так, чтобы собеседники чувствовали себя с вами хорошо, необходимо развивать дикцию.

Мало того, актеры, как и спортсмены, постоянно поддерживают форму: нередко перед началом спектакля из гримуборных доносится: са си со су, ка ки ко ку, ба би бо бу. ..

Чем больше внимания вы уделите артикуляции, чем чаще будете повторять задание, тем четче начнете произносить слова через два-три месяца.

Не ленитесь. Отнеситесь серьезно к выполнению этого этюда. Это разминка. Это гаммы для вашего речевого аппарата. Пусть на вас смотрят как на чудаков, но вам же хочется овладеть правильной артикуляцией?

Кстати, задание лучше выполнять в ванной.

Почему?

В ванной вы более расслаблены и раскованны, чем, скажем, в комнате. Вы знаете, что никто не нарушит вашего одиночества. Многие наверняка замечали, что в ванной хочется петь. Есть голос или нет, хороший слух или «слон на ухо наступил», а петь хочется. И поют. Почему? Да потому, что в ванной человек чувствует себя раскованным, он никого не стесняется.

Итак, встали под душ — и...

Если вы попробуете выполнять задания по развитию артикуляции под аккомпанемент воды — сильной струи душа или воды из крана, как бы перекрывая ее шум, то сможете развить и силу своих голосовых связок. Но будьте осторожны, не переусердствуйте, не переходите на крик, ибо можно и голос сорвать. Идеально начать с шепота: да ди до ду (пять-шесть раз), затем чуть-чуть сильнее, потом все громче и громче, и снова тише, тише, до шепота, но так, чтобы можно было все слоги разобрать. Поток воды желательно то увеличивать, то уменьшать.

Предложил этюд — и как бы услышал ваш вопрос: а это-то зачем делать? А для того, чтобы вы научились лучше слышать самих себя.

Артикулировать несложно, но если ваше внимание начнет переключаться на регулирование потока (шума) воды, то вы сможете лучше контролировать себя. Помните, я говорил о важности уметь видеть, наблюдать себя со стороны?

Выполнение этюда сначала перед зеркалом, затем, под шум воды в ванной комнате обычно помогает достигнуть отличного результата. Я на это надеюсь. Я мог и не расшифровывать технологию выполнения этюда, но ведь нам, людям, всегда приятнее делать что-то, зная и понимая, почему нужно поступать именно так, а не иначе, верно?

 

Этюд 56

 

Случай с известным артистом Сергеем Мартинсоном. Он играл Бабу-ягу, и в театре находился его пятилетний сын. В самый важный момент, когда все дети затаив дыхание волновались за героя, которого Баба-яга-костяная нога должна была изничтожить, когда Мартинсон, пританцовывая, с ужимками, напевал что мы, мол, тебя изжарим, мы тебя в прах разнесем, — на весь театр раздался крик пятилетнего сына Мартинсона: «Папа, ты, дурак?! ». (Из театральных баек)

В истории театра известно немало случаев глубокого перевоплощения актеров: к примеру, играет артист больного — и у него на самом деле поднимается температура, или исполняет роль любовника — и у него возникает эрекция, хотя в жизни он страдает импотенцией и проходит долгий курс лечения.

Что помогает артистам? Самовнушение. Умение быть в образе. Актер в жизни может быть хилым, слабым, неуверенным человеком, но входит в образ — и творит чудеса.

Творить чудеса! Право, это зависит только от нас. Что значит быть в образе? Все очень просто: нужно поверить, что вы такой, каким хотели бы быть.

Этюд N56

Пожалуйста, выберите время, положите перед собой чистый лист бумаги и постарайтесь сосредоточиться. Спокойно подумайте и запишите: каким вы представляете себя в идеале? Каким вы хотели бы быть?

Точным, обязательным, раскованным, образованным, чуть жестким... Продолжите этот ряд. А может быть, вам хочется, чтобы другие воспринимали вас как мягкого, доброго, искреннего, душевного человека?

Затем представьте себе, что вы...

(Только помните, что это игра, деловая, но игра, психологическое упражнение и не более того.)

Представьте себе, что вы... (фраза повторена сознательно) знаменитый актер, политический деятель, ученый, журналист, педагог, оратор. Можете выбрать конкретного человека, на которого вы хотели бы походить, можете придумать образ. И неделю постарайтесь, как говорил К.С. Станиславский, действовать в предлагаемых обстоятельствах.

Психологи проводили опыт. Вводили испытуемого в гипнотическое состояние и внушали ему: «Вы Рембрандт, рисуйте»; другому говорили: «Вы Шуберт, садитесь к роялю, сочиняйте музыку»; третьему предлагали побыть Роденом и просили лепить... Самое удивительное, что участники опытов свободно рисовали, легко сочиняли музыку, прекрасно лепили.

Почему? Да потому, что они поверили в свои возможности. Поверили, правда, в гипнотическом состоянии. Но человек и в состоянии бодрствования способен внушать себе, вызывать у себя положительные эмоции, помогающие обрести раскованность, твердость, ощущение, что все задуманное должно получиться.

Кстати говоря, этим качеством — верить в свои силы — обладают дети. Они доверчивы, они полны оптимизма, они умеют мечтать, они постоянно фантазируют. Понаблюдайте за играми детей: одно слово самому себе — и ребенок становится полководцем, путешественником, ученым, актером. Малыш играет самозабвенно, а взрослый нередко в игре притворяется, делает вид, будто играет, а нужно играть по-настоящему, полностью отдаваться процессу игры.

Я и прошу вас стать чуть-чуть детьми. Неделю постараться побыть в образе. И обязательно все фиксируйте: когда вам было легко, когда и почему возникали трудности, что удавалось, а что не получалось, как реагировали на изменения в вашем поведении близкие люди, коллеги. (Но никому не говорите, что ваши изменения связаны с тем, что вы выполняете очередное задание школы «Учимся говорить публично».)

Я сознательно не раскрываю всех аспектов этого этюда. Вполне возможно, что многое вам пока непонятно. Пусть вас это не беспокоит. Главное — чтобы вы поняли: нужно выбрать для себя тот или иной образ (роль) и постараться неделю пожить в этом образе (поиграть эту роль).

Не исключаю, что кто-то скажет себе: я неделю буду играть роль счастливого человека.

Очень хорошо!

Другой, как я понимаю, выберет для себя роль сильного, волевого, выдержанного начальника.

Нет возражений.

Третий захочет побыть в роли доброго сказочника, почти волшебника.

За-ме-ча-тель-но!

Только не берите роль всезнайки, роль несчастного человека, роль замкнутой и загадочной личности.

 

Этюд 57

 

А иногда для того, чтобы хорошо выступить, нужно себя возбудить, разозлить, уговорить.

Как обрести хорошее творческое самочувствие, как вызвать у себя то, что актеры называют куражом, как вызвать, если угодно, вдохновение? Да-да, вдохновение. Оно помогает не только поэтам, художникам, композиторам. Оно необходимо и ораторам. Есть вдохновение — лучше пройдет выступление.

Говорят, что Шиллер вызывал у себя хорошее творческое состояние запахом гниющих яблок, распространяющимся по комнате. Агата Кристи могла писать хорошо, если до этого долго нежилась в ванной.

Знаменитый артист Михаил Астангов перед началом спектакля всегда несколько минут держал руки в горячей воде.

А Ваграм Папазян, великий артист, непревзойденный исполнитель роли Отелло, перед началом спектакля ходил как тигр за кулисами и громко, удивляя всех, произносил:

— Говорят, что Папазян — плохой актер! Что? Папазян — плохой актер? Ну, я сейчас всем покажу, какой Папазян плохой актер!

Что это? Конечно, самовнушение. Самогипноз, если угодно. Взбадривание себя.

А какие слова вы должны сказать себе, чтобы выступить хорошо? Подумайте об этом. Подобные слова, фразы помогут обрести вдохновение.

Одним людям нужно остаться хотя бы на несколько секунд в полной тишине, другим нужно похлопать в ладоши, третьи могут взбодрить себя резкой ходьбой, четвертые, наоборот, все должны делать медленно, тянуть время: тихо и спокойно направиться к трибуне, не торопясь оглядеть зал, сделать глубокий вдох и только потом начать говорить.

Я знал хорошего оратора, который всегда носил с собой плеер. Перед выступлением он слушал «Турецкий марш» Моцарта. Ритм этого сочинения помогал ему взбодриться.

Поэкспериментируйте. Найдите свои, особые приспособления, способствующие вхождению в образ, обретению творческого состояния.

Человек на трибуне всегда немного актер. Пусть он представляет самого себя, но ведь представляет, пусть он говорит собственные же слова, но ведь он произносит монолог.

 

Этюд 58

 

Продолжая заниматься развитием артикуляции, начните по десять минут произносить скороговорки как можно четче.

Позднее я расскажу подробнее, как нужно учить скороговорки, а пока даю только примеры скороговорок. Мне интересно, в какой степени ваши импровизации совпадут с моими рекомендациями. Пожалуйста, запишите в дневник, как проходило освоение скороговорок. В день выучивайте не менее трех-четырех скороговорок. Я мог бы дать их больше, но не хочу этого делать, попробуйте найти их сами. Соберите коллекцию скороговорок. Сможете набрать сто — замечательно.

Итак, каждый день минут по десять вам следует произносить скороговорки. Если будете так делать, знайте: через двадцать-тридцать дней ваша речь станет четче и лучше.

Ткет ткач ткани на платки Тане. Дробью по перепелам да по тетеревам. Купи кипу кип. Курьера курьер обгоняет в карьер. Осип охрип, Архип осип. Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Щетина у чушки, чешуя у щучки. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела была губа тупа.

 

Этюд 59

 

Пикассо был самым плодовитым из всех художников. Творческая карьера его продолжалась 78 лет. Подсчитано, что Пикассо написал 13 500 картин, изготовил 100 000 эстампов или гравюр, нарисовал 34 000 книжных иллюстраций и создал 300 скульптур и керамических изделий. Все его работы оценены в 500 миллионов фунтов стерлингов.

Факт взят из знаменитой книги рекордов Гинеса. Может ли вам пригодиться эта информация? Может!

Предположим, вы пошли на выставку и, осматривая ее, обсуждая творчество представленных произведений, произносите: «А вот Пикассо...».

Согласитесь, что ваше высказывание произведет впечатление. Все подумают: какой вы умный, образованный, как много знаете! А на самом деле? Вы всего лишь воспользовались информацией, доступной абсолютно всем.

Понимаю: одни скажут, что это — пижонство, другие добавят: «Игра на публику» (слова эти близки по значению), третьи отметят поверхностность ваших знаний, а четвертые поверят и оценят.

Когда вы сталкиваетесь с любопытными данными, цифрами, интересными цитатами, изречениями, не ленитесь, записывайте их.

Делайте это с разбивкой по тематике: анекдоты, смешные истории, политика, философия, искусство, спорт...

Готовясь к тому или иному выступлению, просматривайте свои записи. Они помогут вам найти оригинальное начало, эффектную концовку, разрядить обстановку во время выступления, если вы вдруг почувствуете усталость зала. Но самое главное — вы действительно станете образованнее, пополните багаж знаний. И в нужный момент сумеете использовать эти данные. Трудно учить цифры, интересные фразы. А вы не учите. Вы просто почаще пролистывайте собственные записи. Многое запомнится автоматически. Это, кстати говоря, отлично развивает память.

 

Этюд 60

 

Постарайтесь достать и прочесть книги:

Илья Мечников. «Этюды оптимизма»;

Ганс Селье. " От мечты к открытию ";

Рокуэлл Кент. «Это я, Господи»;

Симон Соловейчик. " Педагогика для всех " и " Последняя книга ";

Жорж Сименон. «Я диктую»;

Сергей Юрский. " Игра в жизнь ".

Прочтите книги И.Смоктуновского, А.Демидовой, Г.Буркова.

Я прошу вас не просто прочесть, а законспектировать прочитанное. Отдельно выпишите наиболее понравившиеся вам мысли, предложения, данные, соображения по тому или иному поводу.

И для себя составьте список книг, которые вы хотели бы прочесть или перечитать.

Кого вы решите выбрать? Не исключаю, что в списке окажутся Достоевский, Шукшин, Чехов, Трифонов, Лермонтов и Паустовский, книги из серии «Жизнь замечательных людей», произведения Ирвинга Стоуна...

Я специально поставил отточие. Продолжите этот список.

Повторяю, конспектируйте прочитанное. Отмечайте важные для вас места, делайте закладки, не ленитесь оставлять на карточках выписки. Все это потом вам поможет эффективнее готовиться к выступлению, а в результате — лучше говорить.

К сожалению, с появлением видео, компьютеров, с расширением Интернета люди все меньше и меньше читают. Жаль. Если вы хотите научиться хорошо говорить, читать нужно много. Читать не для того, чтобы убить время, отвлечься, а читать, чтобы расширить кругозор, получить заряд для своих эмоций, чтобы, знакомясь с той или иной мыслью автора, вы могли возразить ему или согласиться с ним и, что самое главное, сформулировать свою мысль.

Будем помнить, как сказал знаменитый философ Эммерсон: " Жизнь — это мысли, которые рождаются в течение дня ".

 

Этюд 61

 

Однажды, отдыхая на юге, я прогуливался. И вдруг вижу: идет мне навстречу Сталин. Я непроизвольно попятился и быстро шагнул в сторону. Сталин спокойно подошел ко мне и произнес: — А я вас знаю. Я жутко растерялся и ответил: — Конечно, меня все знают... И знаете, пронесло, не арестовали. (Из интервью Михаила Жарова автору в 1973 г. для радиопередачи «Веселые мемуары». Эпизод был вырезан руководством радиопрограммы)

Ну, когда же мы займемся составлением речи? Не пора ли от общих рассуждений, советов, рекомендаций переходить непосредственно к обучению выступать с речами?

Наверное, многие из читающих эту книгу так подумали. Я не ошибся?

Что же, попробуем!

Определим тему: «Скромность».

Попробуйте в кругу ваших друзей, знакомых, коллег произнести речь о скромности.

Но сначала проведите небольшое социологическое исследование. Опросите ваших знакомых, как они относятся к скромности. Не спрашивайте в лоб. На лобовые вопросы трудно отвечать, прямолинейные вопросы не располагают к беседе. Это в суде нужны лобовые вопросы.

Расскажите о каком-нибудь человеке и как бы невзначай произнесите:

— И этот человек пытается побороть свою скромность, которая мешает ему получать большую зарплату (повышение по службе), завязывать знакомства и т.д. Чудак!

А может быть, вы скажете по-другому, вроде мимоходом:

— Не помню у кого из психологов я читал, будто скромность мешает нам жить. А другой не просто психолог, но и философ доказывает обратное: стремись быть скромным, только тогда поймешь себя. Не разберешь этих ученых — спорят по таким пустякам.

(Это почти провокация, вы провоцируете человека на ответ, втягиваете его в разговор. И чем безразличнее (тоже любопытный феномен) вы свой короткий монолог произнесете, тем больше шансов на удачу.

Заметили: безразличнее, невзначай, мимоходом, — а запоминается?

Любопытный эффект. Помните о нем, когда вам понадобится привлечь к чему-то внимание других. Свое мнение формулируйте четко, но говорите легко, повторяю: вроде бы невзначай, мимоходом.

Если вы хотите, чтобы слушатель быстрее запомнил сказанное вами, добавьте: «Ну, это можно и не запоминать, это неважно, не имеет значения, я так случайно сказал. Не запоминайте этого».

Все! Как только вы произнесли: «Не запоминайте этого»: — сказанное вами скорее всего запомнят! Вероятность почти стопроцентная.

Не сомневаюсь, что в результате такого социологического исследования большинство ваших респондентов ответят вам, что скромность — положительное качество.

Мы часто говорим, желая охарактеризовать человека с наилучшей стороны: «Он скромный».

Скромные люди у многих вызывают симпатию, с ними легко. Так считается.

А почему?

(Абзац в письменной речи — это пауза в устной, поэтому здесь так много абзацев.)

Все просто.

Скромные люди редко возражают.

Скромные редко что-то предлагают.

Скромные непритязательны в быту.

Они не способны постоять за себя.

Даже если их публично обижают, они как бы замыкаются в себе и долго переживают.

Скромные стесняются задать вопрос, им сложно знакомиться, вести беседу, они вечно боятся, что другие люди подумают, будто они навязываются.

«Скромность украшает человека», — наверное, многим знакомо это изречение. Считается, что скромные люди пользуются уважением на работе.

Когда человека хотят обидеть, задеть, уколоть, говорят: «Он нескромный».

Я против скромности. Да, конечно, со скромными начальству проще — они вечно со всем соглашаются, не перечат, не высказывают своего неудовольствия, молчат, замыкаются в себе (я вынужден повториться), поэтому их и любят.

Человек, выступающий публично, не может быть скромным. Мне думается, что скромность нам больше вредит, чем помогает. (Как, однако, я осторожен. На самом деле я в этом уверен, но когда говоришь о своей уверенности, то у слушателей на подсознательном уровне возникает желание возразить, такая уверенность нередко воспринимается как самоуверенность, и слушателей это раздражает.)

«Будь скромным...» Это означает: не высовывайся, не выступай, не возмущайся недостатками, терпи, не стремись к лидерству, не пытайся делать карьеру... Ты же скромный.

Я всегда умилялся, когда в советские времена, вручая ордена нашим правителям, говорили об их личной скромности. При этом портреты их носили по Красной площади, ездили они в «членовозах», а челяди вокруг такое количество, что стоит только чихнуть — и сразу несколько платков тянулись к их носу: челядь всегда была наготове.

О какой скромности могла идти речь?

Чистое вранье. Но оно было необходимо, ибо считалось, что все люди должны быть скромными. Чем больше тот или иной руководитель говорил о скромности, тем очевиднее становилось, что сам он далек от этого.

Но ведь и сегодня многие считают, что нужно быть скромным. Родители не устают повторять детям: будь скромным; учителя воспитывают (насаждают! ) скромность у подопечных.

Мне кажется, мы путаем два понятия — скромность и воспитанность.

Громко говорить в гостях;

по поводу и без повода задавать вопросы на совещаниях;

прерывать собеседника;

стараться всех перекричать на собрании

— это не имеет отношения к нескромности, это обычная невоспитанность.

Воспитанным человеком быть нужно. Интеллигентность предусматривает воспитанность. Но скромность тут ни при чем.

Это моя точка зрения, и я готов ее отстаивать, хотя не люблю спорить и всегда стараюсь уклониться от спора, ибо не считаю, что в нем рождается истина.

А может быть, я и не прав. (Вчитайтесь в последнюю фразу. Сознаюсь: она от моего лукавства, да, увы, я лукавлю. Знаю, что прав. Но понимаю психологию слушателей. И... И допускаю, что кому-то моя убежденность покажется безапелляционностью и, следовательно, я оттолкну от себя слушателя. А потому и говорю: может быть, я и не прав. Кто-то тут же подумает: да, конечно, он не прав, он заблуждается, и хорошо, что признает, допускает это. Но подобные рассуждения не помешают продолжать слушать дальше, и, вполне возможно, внимание ко мне не только не уменьшится, но и возрастет.)

С моими доводами, доказательствами, аргументами (какое слово лучше оставить: доказательствами или аргументами? ), примерами, рассуждениями будет любопытно познакомиться. А следовательно, мне удастся удержать внимание — и я смогу убедить слушателей, доказать свою правоту.

Возможно, я не прав, допускаю, что заблуждаюсь, не исключаю, что смогу скоро признать сам ошибочность своих заключений, у меня иногда по поводу высказанного возникают сомнения... Не забывайте произносить подобные фразы. Чем директивнее звучит ваше выступление, чем больше вы уверены в своей правоте, тем чаще вспоминайте об уважении к слушателю, не забывайте о его желании подвергать услышанное сомнению.

Многих людей убежденность других, их безапелляционность, директивность, излишняя прямота раздражают.

Не стоит за это обижаться на слушателей, восприятие нередко связано не с сознанием, а с подсознанием.

Причем характерно, что иногда все происходит наоборот.

Вот говорит человек, говорит нагло, откровенно врет, давит на слушателей, а их сознание говорит: не верь ему, не поддавайся его натиску; а подсознание незаметно для самого человека (вспомните анекдоты про внутренний голос! ) как бы твердит: а что, любопытно, забавно, оригинально, ново, не отталкивай этого человека. Происходит восприятие через неприятие. Вы не замечали никогда подобного явления?

Впрочем, я слишком отвлекся от главной темы — скромности.

Подумайте на эту тему и составьте речь на три минуты — это полторы страницы машинописного текста. Речь о скромности. Хорошо бы дать заголовок не столь прямолинейный, как у меня. Постарайтесь, готовясь к написанию речи, посмотреть словари — как они трактуют слово «скромность», найдите поговорки о скромности, а может быть, стоит почитать диалоги Платона, «Опыты» Монтеня, «Максимы» Ларошфуко.

" Скромность — это всего лишь своеобразная стыдливость гордости ". (Аристотель)

" Чем умнее человек, тем он скромнее ". (Античный афоризм)

" Скромность — украшение мудрости ". (Японская пословица)

" О, если бы люди обладали достаточной скромностью, чтобы верить в себя! ". (Б.Шоу)

Так считали великие. И все-таки утверждаю: скромность нам мешает. Я против скромности. (Никогда мнение авторитетов, которое, конечно, нужно уважать, стараться понять, не стоит возводить в абсолют, нельзя, чтобы оно довлело над вами.)

Проведите опыт. Постарайтесь на неделю забыть о собственной скромности, но помните о воспитанности.

А что такое воспитанность?

Об этом разговор в следующей главе. Там же и о скороговорках.

 

Этюд 62

 

Вы в помещении. Сидите за столом. Входит женщина. Обращается к вам. Вы привстанете или останетесь сидеть? Вы предложите ей присесть или, будто не видя ее, быстро подпишете документы, которые она вам принесла, а то, что сотрудник — женщина, для вас не имеет значения? Так, служебное лицо среднего рода!

Вы входите в комнату, где двое разговаривают. Вы сразу обратитесь к одному из беседующих или извинитесь за свое вторжение, а может быть, если пожара нет, просто подождете, пока в разговоре наступит пауза? Или выйдете из комнаты, чтобы не смущать своим присутствием беседующих?

Вы звоните человеку, он снимает трубку. Вы с места в карьер перейдете к делу или поинтересуетесь, может ли он с вами поговорить и не стоит ли перезвонить позже?

Вам хочется кашлянуть или чихнуть. Постараетесь ли вы сделать это максимально незаметно, чтобы не привлекать внимания окружающих к собственной персоне, или вам, грубо говоря, наплевать — и вы чихнете с удовольствием и с радостью заметите, что все повернулись в вашу сторону? Ожидаете, что вам скажут: «Будьте здоровы»? А стоит ли вообще говорить: «Будьте здоровы», как бы подчеркивая, что человек простыл? Может быть, лучше не заметить?

Вы пообедали. В зубах застрял кусочек пищи. У вас не получилось выковырнуть его языком, а зубочистки нет. Вы сломаете спичку и при всех попытаетесь вытащить раздражающий вас кусочек, а то и просто полезете ногтем в межзубное пространство? Ведь бывает же так?

Вы идете поздно вечером по улице. У вас прекрасное настроение. Ваш спутник рассказал действительно смешной анекдот, и вы хохочете от души на всю улицу. А представьте такое: ночь, лето, окна настежь, вы пытаетесь заснуть, а кто-то стоит под вашими окнами и хохочет. Интересно, как вы к этому отнесетесь?

Помните правило: поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой.

Скромность и воспитанность. А чем воспитанность отличается от образованности?

Можно ли быть невоспитанным человеком, но образованным?

Старайтесь быть максимально воспитанным, предупредительным и обходительным с другими людьми. Ни на кого не кричите, не обрывайте собеседника, дайте возможность в случае небольшого конфликта другому человеку оправдаться, объясниться, уточнить свою позицию.

Не делайте замечаний сотрудникам в присутствии их коллег и подчиненных.

Избегайте таких фраз:

— Да бросьте вы чушь пороть...

— Да мне противно вас слушать...

— Вы меня раздражаете...

— Заткнитесь...

— Я устал от вас...

— С вами бесполезно говорить, осла скорее можно переубедить, чем вас...

— С вами, как я понял, лучше дела не иметь...

(Думаю, что каждый легко может продолжить этот ряд и довести его до ста, а то и больше выражений.)

Составьте список фраз, которые желательно не произносить. И тут же попытайтесь, надеюсь, что у вас получится, дать рекомендацию, как лучше всего реагировать на подобные фразы.

Особое внимание обратите на последнюю фразу в моем списке примеров.

Мой совет: никогда, ни при каких обстоятельствах не произносите эту фразу. Вы можете ограничить контакты с человеком, который не вызывает у вас доверия, раздражает вас. Но фразы такой никогда не произносите!

Почему?

Да потому, что не стоит сжигать мосты. Жизнь, как ни банально это звучит, слишком многообразна, то, что для вас сегодня кажется неприемлемым, завтра может стать нормой.

Вы решили прекратить общение с человеком. Это ваше право. Найдите повод отказать ему во встрече один, два, три раза, но постарайтесь вести себя тактично, уважительно, даже если человек вас раздражает. Сводите все на нет постепенно.

Не хлопайте дверью, не кричите, не давайте клятв, что больше никогда и ни при каких обстоятельствах не подадите руки (руку можете и не подавать, но не объявляйте об этом).

Пройдет время, и вполне может так случиться, что вы вдруг поймете: не правы были вы, а не ваш знакомый (коллега, друг, родственник, подчиненный, начальник), и вам будет легче восстановить отношения. И вы не будете выглядеть смешно в глазах других (свидетелей вашего разрыва или самого человека, с которым вы порвали отношения), ведь в противном случае они подумают про вас: так кричал, требовал, клялся, а сам теперь круто изменился!

То же относится и к публичному выступлению. Вас плохо приняли, вашу речь захлопывали, открыто выражали свою неприязнь. Казалось бы, есть все основания, гордо покинув трибуну, обозвать всех ослами (возможно, что и впрямь вас слушали ослы) и публично поклясться, что больше никогда вы не будете выступать перед этой аудиторией. Не советую так поступать. Лучше иронично улыбнуться и сказать нечто примирительное: мол, сожалею, что так получилось, но будущее, надеюсь, нас рассудит, и я продолжаю верить в разум и в то, что один человек всегда сможет понять другого. После этого спокойно уйти.

Составьте на эту тему выступление. На четыре-пять минут, не больше. Запишите свою речь на магнитофон. Попробуйте выступить со своими рассуждениями сначала в кругу близких, затем среди коллег и, наконец, на одном из собраний, где кто-то, на ваш взгляд, неверно повел себя — и вы решили немного всех повоспитывать. Говорите спокойно, четко, не спешите, а самое главное — говорите так, будто эти мысли пришли к вам только сейчас, то есть вы вроде бы рассуждаете вслух. Всегда приятнее не слушать заученную речь, а быть свидетелем рождения выступления. Но непременно нужны эффектное начало, интересный поворот (тут бы и конкретики побольше, примеров, понятных другим), неожиданная концовка, лучше, конечно, с вопросом-призывом — порассуждать, подумать на эту тему.

 

Этюд 63

 

Как вы говорите по телефону?

Ваши начальные фразы?

Кто должен первым представиться — тот, кто звонит, или тот, кто снял трубку?

Как расположить к себе собеседника по телефону?

Как научиться лучше общаться по телефону?

Как научиться говорить по телефону коротко?

Как избежать ошибок при получении информации по телефону?

Как лучше запоминать телефонные номера?

Как лучше записывать телефоны?

Культура ведения телефонных разговоров — интересует ли вас эта проблема? А может быть, и проблемы такой нет?

Попробуйте подробно ответить на поставленные вопросы.

Да, задание невероятно простое. Но, увы, я знаю: многие прочтут, задумаются и... перейдут к следующим этюдам. А нужно бы остановиться. Ответить на вопросы, поразмышлять, прийти к тем или иным выводам и только потом переходить в другим этюдам. Сможете?

Чуть позже я вернусь к этой теме — общению по телефону.

(Если вы выступаете перед постоянной аудиторией, то полезно заранее предупреждать о предмете разговора, ибо тогда ваши собеседники смогут заранее подготовиться к обсуждению новой темы, нелишне и напомнить, что к той или иной теме вы еще вернетесь, поэтому и не заканчиваете начатого разговора.)

 

Этюд 64

 

Я обещал дать несколько советов, как лучше учить скороговорки.

Для многих выступающих говорить медленно сложнее, чем быстро. Большинство ораторов забывают банальные истины публичных выступлений.

Чем спокойнее произносятся фразы, чем они отработаннее, тем лучше воспринимаются слушателями. И наоборот: чем быстрее они произносятся, тем сложнее понять суть сказанного. Конечно, за короткое время хочется больше сказать. Бесполезно. В этом случае все получается скомканно. Отдача от таких выступлений нулевая, а то и со знаком минус. Учтите это. Приучайтесь говорить спокойно и медленно, четко и выразительно. Лучше детальнее о немногом, чем мимоходом о многом.

Если вы выступаете в большом помещении с высоким потолком и хорошей акустикой или в полупустом зале, то знайте: стоит вам произнести первое слово, как оно тут же затормозится, и если вы слишком быстро произнесете второе слово, то слушатель, не успеет понять ваше первое слово: второе его перекроет, в итоге невозможно будет разобрать оба слова, и возникает общий гул...

Слова, а правильнее сказать, звуки в такой ситуации набегают друг на друга, они не могут «оформиться» в пространстве, и сидящим в зале будет трудно понять вашу речь. В результате падает внимание, выступающий теряется, контакт со слушателями нарушается.

Поэтому, разучивая скороговорки, нужно помнить о четкости, о раздельном произнесении каждого слова, нужно следить за ритмом.

Крупнейший мастер сценической речи Елизавета Саричева (рекомендую достать ее учебник «Сценическая речь» и пройти курс) советует: " Поставив перед собой задачу добиться четкости произношения в быстром темпе, никогда нельзя произносить текст сразу быстро, хотя бы это была лишь одна фраза и даже одно слово. Прежде всего нужно преодолеть в этом тексте все трудные звукосочетания.

Если эти затруднения серьезны, необходимо трудное слово разделить и произносить его сначала по слогам до тех пор, пока оно не зазвучит хотя бы и в медленном темпе, но гладко, без запинок и торможений.

Затем фраза целиком артикулируется несколько раз беззвучно, с особенно яркой артикуляцией соответствующих гласных и согласных.

Потом текст произносится шепотом. И наконец скороговорка произносится вслух, громко, но все еще в очень медленном темпе.

Произносить скороговорки нужно как можно проще и разнообразнее, но переходить к произнесению текста в определенном темпе рекомендуется только после основательной его проработки и усвоения наизусть".

Пожалуйста, учитывая советы специалиста по технике речи, выучите и с блеском (четко и ясно, в разном ритме, чтобы звуки легко воспринимались) произнесите скороговорки:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.504 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь