Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Готический стиль в западно-европейском искусстве



 

Готическое ис-во возникло в эпоху Возрождения, и означало в то время " варварское", в противовес римскому.-оно не следовало античным традициям и не представляло интереса для современников. Все изменилось в 19в. В разных странах готика имела свои характерные особенности и временные рамки.
 В истории ис-в принято выделять: раннюю, зрелую (высокую) и позднюю готику.

Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Готический собор легок, усремлен ввысь из-за новой конструкции сводов (система арок и контрфорсов). В готическом соборе исчезет ровная поверхность стены, поэтому вместо росписи теперь витраж…скульптура и живопить на религиознве и светские сюжеты. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество инженерной мысли, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства.

Интенсивно развивается градостроительство и гражданская архитектура. Архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами. Центром политической и экономической жизни становится ратуша (здание городского самоуправления). Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями.

Основным видом изобразительного искусства стала скульптура. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. Готика зародилась в Северной Франции и именно во Франц. каменные готические соборы получили свою классическую форму (как правило, это 3-5-нефные базилики с поперечным нефом)
Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей.

В готический период меняется образ Христа, на первый план выходит тема мученичества (Бог, страдающий за грехи человечества). Также сложился культ Богоматери-заступницы, наравне с «поклонением прекрасной даме». Для этой эпохи х-на вера в чудеса, фантастических животных (химер, гаргулей)
   Готический стиль Италии сформировался в 14в., самый крупный храм - в Милане (вмещает 40000 чел-к, и 2 300 000 скульптур!!! еще «Дворец дожей».
  Готич. стиль Франции: главный собор Нотр-дам де Пари – базилика, имеет 3 входа-порталы (с «галереей королей»), центр одного из фасадов украшает окно-роза. Выдающиеся произведения зрелой готики: собор в Шартре, в Реймсе и Амьене, Мон-сен-Мишель, и королевская святая капелла Сен-Шапель.
Готич. Стиль Германии: соборы и ратуши-центры ис-ва! Отличие от французского. Осн. Элемент-стрельчатые окна., не было окон-роз, и наружных полуарок. Собор в Кельне (величественный план, в виде латинского креста.)скульптура по сравнению с Французск. Менее изящная и менее тонкая.

 

6. Стиль барокко в Италии

 

Баро́ кко ( «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам»). Барокко - художественный стиль, преобладающий с конца 16 до середины 18 вв. в искусстве Европы. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо».

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность;

   Основоположники барочной живописи - Караваджо и Карраччи. К 17 веку Рим стал столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко скоро распространилось за пределы " вечного города". В каждой стране искусство подпитывалось местными традициями

 Наиболее яркие и характерные памятники архитектуры барокко в Италии связаны с крупнейшими мастерами XVII века — Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Карло Ринальди и др. Для арх-ры, характерен пространственный размах, часто встречаются развернутые масштабные колоннады и пилястры. Купола преобретают сложные формы, часто многоярусные. Характерные детали барокко-теламон (атлант), кариатида. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна, который  создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна.

Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Среди самых известных его скульптур – мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном.
Барокко в интерьере.
Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия. Роспись была популярна всегда, а в стиле барокко она стала просто необходимой, поскольку интерьеры требовали много цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны. В интерьере часто использовались контрастные цвета: нередко можно было встретить мраморный пол, напоминающий шахматную доску. Золото было везде, и все, что можно было покрыть позолотой, было позолочено. Ни один уголок дома не оставляли без внимания при декорировании. Мебель была настоящим предметом искусства, и, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами и гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором.

 

Кстати, для ландшафтной арх-ры характерно создание театральных эффектов, ложной перспективы, эффектных сценическими декораций.

 

7. Творчество Бернини

великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко.
 его  называют " Микеланджело XVII столетия",
он был разносторонне одаренным человеком. Архитектор, скульптор, живописец, гениальный декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства. Крупнейшая архитектурная работа Бернини — окончание многолетнего строительства собора святого Петра в Риме и оформление площади перед ним.-архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Мастерски включены в оформление площади декоративные элементы: зыбкие струи воды двух фонтанов и стройный египетский обелиск между ними, которые акцентируют середину площади.
В соборе святого Петра находятся и виртуозно исполненные скульптурные произведения. Наряду с барочной декоративной пластикой Бернини создает ряд статуй и портретов, подчас перерастающих рамки барочного искусства. Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах. Бернини видел и понимал человеческое лицо как пластическое целое, находящееся в постоянном движении. С поразительной остротой передавал он характеры портретируемых Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV — французского «короля-солнца» (1665, Версаль) послужил образцом для подражания барочным скульпторам.
Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций — «Экстаз Святой Терезы». Бернини изобразил мистическое видение, описанное в её духовном сочинении. Беломраморную группу — Святую Терезу и ангела — мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь.

В создании эмоциональной атмосферы его скульптурных произведений главная роль отводится жесту, экспрессии. При этом Бернини очень тщательно продумывая создаваемые им эффекты, варьируя их в зависимости от темы. Он делал это для усиления выразительности впечатления, а не для придания ясности своему замыслу. Именно поэтому барочная скульптура Бернини - это не четкая, граненая форма, как это было в раннем возрождении и античности, а, скорее, живописное полотно, где мастер использует окружающее пространство, смело включая его в композицию. Бернини был выдающимся скульптором своего времени.

Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Круг его

заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская аристократия. Творчество Бернини во многом определило пути развития всей европейской культуры XVII в.

8. Характеристика романского стиля

Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин " романский стиль" был введён в начале 19 в. Социальная основа романского стиля - система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также высокие башни, ставшие одним из главным элементом архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров). Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центричной (чаще всего круглой в плане) церкви; в продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи чётко обособленную от остальных. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма; это впечатление усиливалось сводами.Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьер -сосредоточенные на капителях колонны.

В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литьё, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (" Христос во славе", " страшный суд" и т. д.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер.

Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям " звериного стиля" ).

В зодчестве Франции, распространение получили 3-нефные базилики.

В Германии,  идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов В эпоху зрелого романского стиля большое распространение получила каменная скульптура.

Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, устойчивые античные и арабские влияния, богатство декоративного убранства. Соборный комплекс в Пизе- сложился инкрустационный стиль.

 В Испании в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений. Культовая архитектура отличалась сравнительной простотой композиционных, тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру.

 

9. Общая характеристика искусства Итальянского Возрождения.

 Возрождение или Ренессанс – одна из величайших эпох, этап в развитии мирового искусства между Средними веками и Новым временем, 13–16 в. Главной страной Возрождения была Италия. Свое название этот период получил в связи с возникновением интереса к античному искусству. Новое мировоззрение – гуманизм. Возросла роль творческой личности. Были открыты законы: перспективы – основы передачи пространственной глубины, света и тени – основы передачи объемной формы предметов, анатомии – конструктивной основы человеческого тела.

Живопись занимала ведущее место среди видов изобразительного искусства. Новая система складывалась на основе изучения натуры. Живопись понималась как наука: вычисляли идеальные пропорции. Идеалом Возрождения был совершенный, гармоничный, облик человека, с богатыс внутренним миром. Ведущим жанром становится светский портрет, зарождается пейзаж, появляется натюрморт. В живописи художники подошли к реализму.

Реалистические тенденции ясно выражаются в творчестве Джотто ди Бондоне. Сделал изображение библейских историй реальными, земными.( «Поцелуй Иуды»). По его рисункам – колокольня Флорентийского собора.Симоне Мартини: фигуры удлинены и, как правило, представлены на золо­том фоне.

      Возрастает самостоятельное значение скульптуры. Она входит в архитектурные ансамбли как рельефы и отдельные памятники. Получает развитие жанр портрета, создаются конные статуи для украшения городов.

Архитектура возвращается к принципам античной ордерной системы, уделяя особое значение пропорциям, создавала новые типы зданий.Были разработаны теория архитектуры и концепция планировки идеального города. Характерные приемы: четкий план, принцип симметрии, периодичность членения, массивность, рустовка.

В период Кватроченто - решительный поворот в сторону утверждения реализма. Флорентийская школа – ведущая. В архитектуре начинают проявляться черты нового стиля. В церковном зодчестве - облицовка фасадов церквей и кампанил разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» — характерная черта именно итальянского Кватроченто. Брунеллески (создатель теории перспективы). Ранняя постройка-купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.Изобрёл сложную конструкцию: лёгкий пустотелый купол имел двойную оболочку и каркас из восьми рёбер. Строится Первое в истории здание детского приюта.

В скульптуре кватроченто - До­нателло. Возродил свободно стоящую круглую скульптуру. Статуя Св. Георгия, Давид. Занимался портретом. Создание первого конного монумента - конная статуя кондотьера Гаттамелаты. Ведущая роль в живописи – Мазаччо, Сандро Боттичелли (черты письма Боттичелли: декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, удивительная способность создавать фантастический пейзаж, пастозно накладывая краски, свойствен­ные ему «готицизмы» (удлиненные невесомые фигуры, как будто не касающиеся земли). Боттичелли создает вполне определенный тип лиц, особенно женских: удлиненный овал, пухлые губы, кажу­щиеся заплаканными глаза. «Рождение Венеры», «Вес­на».

Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета италь­янского искусства. Леонардо да Винчи тип леонардовской женской красоты: тяжелые полу­опущенные веки и едва уловимая улыбка. Разработал теорию идеальных пропорций человека (соотн. с квадратом и кругом). «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря». «Мона Лиза» - портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую темы. Рафаэль:  Ищет идеальный образ в мадонне. Сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства. «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Сикстинская мадонна». Микел­анджело превзошел всех насыщенностью образов, гражданственным пафосом, чуткостью к смене общественного настроения. Обнаженное прекрасное тело для Микеланджело становится главным предметом искусства.  «Пьета», Роспись плафона Сикстинской капеллы

Также Тициан и Джорджоне (Представители Венецианской школы живописи). Веронезе.

     

10. Представители Северного возрождения

Северные города Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императо­ра. Это несом­ненно отразилось на характере культуры Северной Европы в период Возрождения. В искусстве Северного Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение. В нем больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, более связано с готикой и, естественно, менее знакомо с античностью, с которой и сблизилось только через Италию уже в конце XV в. Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда итальянский вступает в высшую фазу своего развития.

Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского». Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных потрясений. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация. Казалось бы, климат эпохи мало благоприятствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ренессанса в искусстве. И действительно: готическая напряженность в северном Возрождении не исчезает. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля северного Возрождения.

Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык, и вскоре последуют ее переводы на английский, французский и другие.

Среди видов художественной деятельности лидировала – как и в итальянском Возрождении – живопись. Первым в ряду великих мастеров этого периода должен быть назван Хиеронимус Босх. (триптих «сад земных наслаждений»). В картинах Босха, написанных большей частью на религиозные сюжеты, поражает объединение мрачных средневековых фантазий и символов с элементами фольклора и точными реалистичными деталями. Влияние Х. Босха, ХХ век ощутит в творчестве сюрреалистов.

Крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобразительном искусстве был Альбрехт Дюрер. Он оставил колоссальное наследие: картины, графические работы, статьи, переписку.

На творчество Дюрера оказали влияние итальянские мастера. Однако специфика видения мира Альбрехта Дюрера состоит в поисках возможности наиболее объективно отразить мир, ему был чужд итальянский идеализирующий реализм, он стремился добиваться от живописи и рисунка полной достоверности. Вершиной творчества Альбрехта Дюрера явилось грандиозное изображение четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одной из самых ярких выражений Возрожденческого гуманизма.

В этот период работала целая плеяда талантливых миниатюристов, среди которых первое место по праву занимали братья Лимбурги, для Лимбургов нет ничего второстепенного, они с большой точностью передают мельчайшие подробности быта и костюма. Художники подмечают всё, но при этом за частностями не пропадает главного: жизнь людей на земле, в чреде забот и праздников, среди меняющихся картин природы.

Одним из лучших портретистов этого периода может считаться Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Его портреты трактуют образы современников как людей, полных достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы. Им также созданы замечательные иллюстрации к Библии и «Похвале глупости», цикл гравюр «Пляски смерти».

Век Северного Возрождения был недолог. Тридцатилетняя война вторглась в этот процесс и задержала развитие немецкой культуры. Но в истории оно осталось как поразительно целостная эпоха, как клуб гениев, мастеров слова и живописи, которые общаются между собой, участвуют в общей борьбе, путешествуют, пишут поразительные портреты друг друга, взаимно вдохновляются идеями. Вовлечение народов северных стран в общеевропейский культурный процесс началось в пору Северного Возрождения

11. Французский классицизм 17 века, -архитектура и живопись.

Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону, опора на традиции Высокого Возрождения. Предпосылки возникновения классицизма проявились в эпоху позднего Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио, теоретических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики.                                                                     К ак система классицизм складывается во Франции в первой половине XVII века - время длительного правления Людовика 14. Это галантный век фр. культуры, его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. Французский математик Декарт Возводил в закон принцип главенства разума над чувством. Эта идея легла в основу классицизма в искусстве. В изобразительном искусстве крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н.Пуссен. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становятся основой живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линей­ный ритм, статуарная пластика, прекрасно переда­ют строгость и величавость идей и характеров. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, он раскрывал темы современной ему эпохи, воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести. («Смерть Германика»)Пуссен явился создателем классического иде­ального пейзажа. Яркий представитель и Лорен. Продолжил развив пейзаж- идеализированный, лирический. Мотивы моря, залива, античных руин, люди очень маленькие, введены для подчеркивания величественности природы. («Отплытие святой Урсулы»)                                                                                                  В классицизме второй половины XVП в. нет искренности и глубины. Это официальное направление, приспособленное к требованиям двора и прежде всего самого короля. Вобрал в себя элементы барокко. Классицизм проникает и в культовую архитектуру.                                                         Облик Парижа определяли дворцы, парки, регулярная система улиц и площадей. Вокруг дворца обяз. устраивался парк: зеленые насаждения аккуратно подстрижены, аллеи под прямым углом, цветники образовывали правильные геом.фигуры. (регулярный Фр.стиль) вершиной развития нового направления в арх.стал Версаль (Лебрен, вместе с Ленотром и Лево). Арх-ра - характерно четкое членение, симметрия, строгость пропорций, анфиладность комнат, большие окна (расцвет стеклодувной промышленности), капители, пилястры. Ансамб.дворца и парка решает проблему перспективы. Ленотр - первый ландшафтный архит.- решает проблему огромного пространства. Анфиладный принцип, появляются парадные покои.    Работы Ленотра - сад Манпур, Фантенбло и др. – регулярно распланированные обширные пространства. В самом Париже строится восточ. фасад Лувра в стиле классицизма (колоннады, статичность, строгость).                                                                                            Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода правил и  законов композиции рисунка, устанавливается строгая иерархия жанров, деление их на «высокие», к которым относились исторический, религиозный и мифологический, и «низкие» – портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт.   Скульптура торжественная и пышная. Мастера стремились к эффектным, выразит. решениям, монументальным формам ……. В конце правления Людовика XIV в искусстве появляются новые тенденции,
черты. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

12. Романтизм как направление в современном ис-ве

Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур.Большое внимание уделя­лось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосаб­ливались к европейскому вкусу. Концепция связи с при­родой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре.

Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт.

С идеями английского романтизма была связана концепция, а впоследствии очень широко распространенный тип природного, ландшафтного парка с использованием ху­дожественных форм самой зелени.В планировке парков преобладали кривые линии, водные поверхности неправильных очертаний. Одновременно более интенсивным стало стремление к созданию общедос­тупных зеленых зон в городах, особенно путем организации садов по принципам анг­лийских парков. Примером такого решения является Кью Гарден в Лондоне.

Романтическое направление в живописи зародилось в Германии в конце 18 – начале 19 вв. Для него была характерна отчужденность, идеализация Средневековья, пассивность. Основными жанрами были портрет и пейзаж. Художники-романтики стремились познать себя, понять свое предназначение, поэтому для этого периода характерна автопортретная живопись.

Изображая других людей, художники стремились почувствовать их внутренний мир, передать их характер. Изображая природу, они стремились к максимальной достоверности, хотели передать не просто лес, горы, море, а состояние природы, ее одухотворенность. Основные представители: О. Рунге, К. Д. Фридрих.

Во Франции романтизм в живописи возникает в революционную эпоху как протест против мещанской ограниченности. Главные отличительные особенности – патетический и экспрессивный характер, экзотические мотивы, исторические и мифологические сюжеты. Французские романтики изображали нереальный мир, противопоставляя его повседневности. Они использовали яркие краски, хаотичную композицию, смелые линии. Основные представители: Т. Жерико, Э. Делакруа.

Испанский романтизм был основан на национальном фольклоре и приобрел гротескный характер. Наиболее выдающимся представителем испанского романтизма является Ф. Гойя. Отличительными чертами его картин является лаконизм композиции, выразительность мимики и жестов действующих лиц, смелость мазков. Хотя для его живописи в целом характерны темные цвета, временами появляются яркие белые, желтые, красные пятна, которые пробуждают чувства зрителей.

В Англии черты романтизма проявились в картинах У.

Блейка и У. Тернера, Д. Констебла. Излюбленными

мотивами художников были горные пейзажи и живописные

руины. Колыбелью романтизма была Англия, откуда он в

течение XIX в. распространил­ся по всей Европе.

Романтизм на европейском континенте по сравнению с Англией распространил­ся несколько позже и вначале был представлен только отдельными постройками. При­мером может служить Ле Амо в версальском парке (1786г.), имитирующий английскую деревенскую архитектуру; китайский чайный домик в Потсдаме или неоготическое Ца­рицыно под Москвой (1775-1797гп). Ведущим представителем романтизма во Франции был Виолле-ле-Дюк. в Германии также появляют­ся постройки, основанные на идее свободной архитектурной фантазии на неоготичес­кие темы. Автором их был К.Шинкель.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь