Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. Билет №12 Детские газеты и журналы



 

В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях.

Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).

Качественно новая информационная ситуация сложилась в последние годы, заставила детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику. Становление и развитие современной детской газетно-журнальной прессы происходило в последние годы последнего 10-летия ХХ века. В 1986 г. по данным Всероссийской книжной палаты существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 1996 – 40 газет и более 80 журналов. Основным типоформирующим фактором всех детских изданий являлся характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли возникновение 4 типов детских изданий.

Это издания для дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассники. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяла его содержание, структуру, форму, объем.

Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности – науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и тд.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудиторию, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.

По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы:

 информационно-публицистические, цель которых – сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и др. проблем («Пионерская правда», «Глагол»);

 издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствовать духовному просвещению;

 развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке;

Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании.

По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические.

Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др).

В связи с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным внедрением во все сферы жизни компъютера и сети Internet, появилось очень много детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки», «Барби», «Вини-Пух», «Нахаленок», «В гостях у Золушки», «Загадочный мир» и тд. (гыгыгыыы)
III. Билет №13 Литературно-художественные издания: типологические и профильные особенности.

 

Современная классификация литературно-художественных журналов достаточно условна, но существующее разнообразие говорит о динамике процессов, происходящих в российском литературоведении и журналистике.

Деление литературных журналов:

1. По территориальному признаку.

    • Общегосударственные (Новый мир, знамя, иностранная литература)
    • Областные и межобластные (Алтай, Дальний восток, Подъем)
    • Городские (Город, Радонеж, Устюжина.)

2. По направленности (маркировке)

  • Литературные
  • Литературно-художественные и общественно-политические (Дон, Урал, Запад России.)
  • Литературно-исторические.

3. По направлению.

  • Патриотические (Север, Русская провинция, Русь)
  • Близко стоящие к ним традиционалистские (Дон, Подъем, Дальний восток)
  • Центристские (Волга, Запад России)
    III. Билет №14 Познавательная деятельности журналиста. Теоретические и эмпирические методы познания в творчестве журналиста. Информационные барьеры в познавательной деятельности журналиста.

 

Начальная стадия творческого процесса в журналистике представляет собой осознанную, целенаправленную познавательную деятельность, у которой есть все признаки особого статуса, а именно: особый предмет познания, особая цель, из которой вытекают конкретные задачи, особые условия. Постараемся поглубже понять, что это значит.

Журналистское произведение создается для сообщения о конкретных изменениях действительности – очевидных (совершающиеся события) или неочевидных (назревающие проблемы). Соответственно предметом познания для журналиста выступают конкретные ситуации жизни.

Масштабы ситуаций могут меняться в широком диапазоне: от локальных (из жизни одного человека) до глобальных (скажем, экологический кризис, угрожающий планете). По стадии развития проявляющихся в них противоречий они делятся на позитивные, проблемные и конфликтные. Но самое главное в том, что любая из этих ситуаций осваивается журналистом не просто сама по себе, а в связи с более широкой ситуацией проблемного характера, в которую она входит в силу системной организации мира.

 Методы исследования действительности в Аналитической Журналистике – эмпирический, теоритический.

Эмпирические методы

1) Метод наблюдения. Основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Журналистское наблюдение целенаправленно. Классифицируется по разным основаниям.

- По способу организации: открытое и скрытое;

- По степени участия: включенное и невключенное;

- В зависимости от условий изучения: прямое и косвенное;

- По временному признаку: кратковременно и длительное.

2) Метод проработки документов. Наиболее распространенный. 2 способа анализа.

- интерпретация;

- контент-анализ.

3) Методы непосредственного контакта с носителем информации.

- интервью (предъявление заранее заготовленного списка вопросов);

- беседа (вопросы задает как журналист , так и носитель информации);

- опрос (выяснение мнения многих людей по одним и тем же вопросам);

- анкетирование (опрос с применением специально разработанных анкет).

4) Метод эксперимента.

- Теоретические методы

1) Формально-логические. Оперируют с известными фактами, путем умозаключений выводя из них новое знание.

- индукция (вывод от частного к общему, имеет вероятностный характер);

- дедукция (вывод от общего к частному);

- аналогия (сопоставление с целью выявить сходства);

- сравнение (сопоставление с целью выявить различия).

2) Содержательно-логические. Учитывают изменчивость, развитие мира, выявляют внутренние и внешние связи.

- анализ (выявление причинно-следственных связей путем расчленения предмета на составляющие его элементы);

- синтез (соединение составляющих элементов в новое целое);

- гипотетический (прогнозирование. носит вероятностный характер);

- исторический (выявление главных этапов в развитии предмета).
III. Билет №15 Журналистский текст как система выразительных средств.

 

Элементарные выразительные средства – понятие ввел Прохоров. Первое средство – сам факт.

Но нужно помнить о единстве формы и содержания. Помимо правдивости и актуальности, газетный текст должен быть ярок, выразителен.

Одна из самых распространенных стилистических фигур – антитеза, оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.

Противоположные понятия могут не только противопоставляться, но и неожиданно соединяться. Риторический вопрос. такой вопрос не требует ответа, он нужен автору, чтобы привлечь внимание читателей к определенному предмету. Той же цели служит и риторическое обращение.

Удвоение – повторение какого-либо слова или словосочетания.

Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке. Позволяет подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.

Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную, с точки зрения автора, черту в изображаемом явлении. Понятно, что не всякое определение можно назвать эпитетом. “Железные сплавы”, например, - простое определение, а вот “железные нервы” – уже эпитет.

Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным. Профессионалы часто пользуются развернутыми сравнениями, а иногда и закладывают их в основу статьи (это может быть сравнение и героев, и их поступков, и судеб и т.д.).

Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать. В метафоре пересекается и прямое, и переносное значение слова; два сопоставляемых явления совсем не обязательно похожи, сходство может быть и незначительным.

В зависимости от частоты употребления, метафоры делятся на три основные группы:

Сухие – это метафоры-названия, переносное значение которых трудно сразу уловить, “стертые” от частого употребления (они уже не являются тропами): ножка кровати, корень слова, наступает вечер.

Общеязыковые – те, что довольно часто употребляются в речи: “звезда экрана”, “народу море”, “золотые слова”. Такие метафоры помещены в толковый словарь с пометой “переносное значение”.

Индивидуальные – “авторские”, придуманные конкретным человеком. Они наиболее выразительны, необычны, образны, привлекают внимание читателя и заставляют его вдумчивее относиться к тексту.

Гипербола – непомерное преувеличение.

Ирония – это насмешка, при которой ее форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.
III. Билет №16 Мифологический текст в современной журналистике: структура и функции.

 

Миф — это психологически доступный всем ответ на проблемы общей значимости.

Он помогает не потерять веру в разумность мира. Это не ложь в чистом виде, поскольку, как правило, речь идет или о далеком будущем, или о далеком прошлом.

Что наиболее характерно для мифологических текстов?

- они непроверяемы (как и сказания о чудесах, святых и т.п.). Их принципиально нельзя опровергнуть, можно только подтвердить новым примером. То есть к примеру, фильм "Кубанские казаки" был более сильной действительностью, чем реальность, которую можно было при необходимости объявить исключением. Тексты массовой коммуникации также во многом оказываются непроверяемыми, поскольку они часто из другой точки пространства и времени, — и я не могу проверить лично, произошел, например, переворот в Зимбабве или нет, я вынужден верить сообщениям прессы;

- для них характерна определенная узнаваемость — это не новая информация, а как бы реализация уже известной нам схемы. Часто под эту модель, фрейм, стереотип мы даже начинаем подгонять действительность. Например, крушение поезда и гибель людей превращается в подвиг машиниста, стрелочника, или, в крайнем случае, бригады врачей, спасавших жизнь потерпевшим.

Подчеркнем еще раз, что мифологическая коммуникация весьма интересна для рекламы и паблик рилейшнз, поскольку действует на уровне, который может слабо опровергаться массовым сознанием. С другой стороны, это как бы повтор сообщения, которое уже закодировано в глубинах памяти, потому оно не требует дополнительной информационной обработки.

Из-за существенной значимости отражаемых событий без мифологической составляющей сегодня не может обойтись и политика.

Пример: война в Чечне. Сложившийся у руководителей большинства западноевропейских стран и оказывающий большое влияние на публичную внешнюю политику собственный устойчивый комплекс представлений о характере действий России в Чеченской республике по своей сути является мифологическим.
III.Билет17. Современные стандарты новостного текста.

 

Новость - сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт - нечто, имевшее место во времени и пространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для себя то, что его интересует в данный момент. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

 

 

 

Ø оперативность;

Ø релевантность - соответствие интересам аудитории; фактическая точность;

Ø декодируемость - понятность для аудитории сути сообщения;

Ø очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);

Ø краткость информации.

 

Ведущий оперативно-новостной текст СМИ - заметка. Ее жанровое своеобразие выражается в максимальной локализации пространственно-временных координат. Заметка несет в себе классическое триединство: все факты в ней (предполагается, что они есть) объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия. Идеально, когда все три компонента заметки сконцентрированы в двух-трех фразах, открывающих текст. Такой зачин в заметке называется лидом. Лид - фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями - цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Нередко говорят о протокольной бесстрастности заметки, о ее безусловной, изначальной объективности. Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, уже получивший субъективное предпочтение автора и редактора), а во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь