Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория и ИСТОРИЯ ИСКУССТВ



 

1. Искусство как явление культуры. Соотношение понятий «художественная культура» и «искусство». Классифиация искусств. Виды искусства (изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр и др.), способы их бытования. Произведение искусства и формы в искусстве. Взаимовлияние и взаимодополнительность различных видов искусства в культуре. Жанры искусства. Историко-культурная динамика видов и жанров искусства. Понятия «творческий метод» и «художественный стиль». Художественные направления, течения и школы.

2. Искусство первобытного мира. Синкретический характер культуры. Первоначальные формы художественной деятельности. Роль ритма в происхождении музыки, песни и танца. Элементы театральной деятельности в обрядах. Зарождение искусства: пещерная живопись, скульптура, мегалитические постройки. Искусство эпохи неолита. Теории происхождения искусства.

3. Искусство Древнего Востока. Своеобразие формирования обществ Древнего Востока. Культура Двуречья. Общинные божества. Место человека в мире. Человек и его судьба в представлении жителей Междуречья. Человек и боги. Строительство «домов бога»: зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона. Характер скульптуры. Рисуночное письмо. Главные темы искусства: верования, религиозные действа и деяния правителей. Устойчивость иконографии. Специфика канона.

Египет – классическая модель канонической культуры. Периодизация. Особенности языка древнеегипетской культуры. Религиозные представления древних египтян и их отражение в искусстве. Пантеон богов. Зооморфизмы. Культ природы и роль ритуала в определении содержания и форм искусства. Мифопоэтическое творчество. Связь искусства с древнеегипетской космологией. Храм как модель космоса. Египетский канон. Монументальное зодчество. Единство архитектуры и скульптуры. Скульптурный портрет. Изобразительное искусство. Египетские драмы-мистерии.

Древний Иран. Своеобразие социокультурного развития. Устная поэтическая традиция иранских народов и священная книга персов «Авеста». Зороастрийская религия и ее влияние на духовную жизнь Запада и Востока. Имперский характер иранской архитектуры: дворцовой, культовой, мемориальной.

Индия. Своеобразие индийской мифологии и религии: брахманизм, индуизм. Возникновение буддизма. Художественная картина мира в произведениях зодчества, скульптуре, печатях, керамических изделиях, росписях, ведической религиозной литературе и эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». Архитектура и скульптура государства Маурьев. Характер зодчества: типы храмов, монументов. Синтез искусств в буддийских храмах. Музыкальная культура и зрелищные формы искусства.

Древнего Китая. Особенности развития китайской художественной культуры: непрерывность, преемственность художественных стилей. Религиозные верования, связанные с культом природы. Достижения материальной и духовной культуры. Самобытность философских учений Конфуций, Лао-Цзы. Устные поэтические традиции. Раннее культовое зодчество, прикладное искусство: орнаментальный рельеф Аньяня, Ужоусская архитектура, сосуды «гуй», диски «би», ювелирное искусство, живопись на шелке, лаковые блюда в Чанша. Музыка и театр. Влияние культурных традиций Древнего Китая на становление художественной культуры Японии и других стран и регионов Азии.

4. Искусство Древней Греции и Рима. Эллада и Рим как фазы и варианты развития античного искусства. Мифологическое сознание как «почва» античного искусства. Античный «космос» и художественная картина мира в различных видах искусства. Гуманистические основы и объективизм античного искусства. Образ человека и его эволюция в живописи и скульптуре. Доминанта пластического видения мира в искусствах Древней Греции и пафос практичности в художественной культуре Древнего мира. Соотношение различных родов, видов и жанров искусства на основных этапах развития античных обществ. Взаимосвязь философского и художественного мышления античной культуры и ее отражение в искусстве. Роль монументальной архитектуры и скульптуры, музыки и театра в художественной культуре античности. Развитие зрелищных видов искусства (от панафинейских шествий до триумфов римских полководцев). Значение античного искусства для поледующего развития человечества.

5. Искусство Средневековой эпохи. Многообразие и неравномерность развития культур феодального мира. Социальная структура общества и дифференциация художественной культуры (церковная, феодально-светская, ремесленно-городская, народная). Господство религиозного мировоззрения в духовной жизни. Дуалистическое сосуществование церковного и светского начал в разных видах искусства, их взаимодействие. Роль художественного канона. Особенности синтеза искусств в эпоху средневековых: соотношение видов и жанров в рамках канонической культуры. Универсальность художественного творчества. Коллективные формы существования художественной культуры.

Хронология и периодизация развития искусства Занадноевропейского средневековья. Образный строй и конструктивное решение романских и готических соборов. Скульптура и живопись в храмовом зодчестве. Этико-религиозный аспект средневековой культуры и его преломление в драматургических формах (литургическая драма, театрализованная месса, полулитургическая драма, миракль, моралите). Мистерия как явление синтеза разных типов средневековой культуры. Григорианский хорал, его специфика и развитие в ранней полифонии. Появление секвенций и тропов. Литургическая драма. Развитие жанров светской музыки.

Сложение древнерусской художественной культуры. Образование восточнославянской народности. Сложение древнерусской художественной культуры. Принятие христианства. Соединение византийских мировоззренческих представлений и славяно-языческой культуры. Освоение византийского художественного канона в монументальной живописи и иконе. Типологическая общность храмовой архитектуры монументальной мозаики и фрески, иконописи и музыки в синтезе литургического действа. Самобытность художественной культуры домонгольской Руси. Особенности планировочной структуры древнерусских городов: взаимодействие форм деревянного и каменного зодчества. Возникновение местных художественных школ зодчества и иконописи. Искусство рукописной книги. Народная музыка.

6. Искусство Ренессанса. Феномен переходной эпохи: проблемы ее хронологии и периодизации. Многообразие вариантов и основные этапы развития художественной культуры. Итальянское и Северное Возрождение. Антропоцентризм художественной картины мира в разных видах искусства, обращение к античному наследию. Гуманизация образа человека в искусстве Ренессанса. Ренессансный универсализм личности. Развитие светских форм художественного творчества. Живопись как ведущее искусство. Проблема творческой личности в культуре Ренессанса и развитие театра (ученая комедия, ученая трагедия). Театр комедии дель арте.

7. Искусство XVII– XVIII вв. Углубление противоречий феодальной и раннебуржуазной культуры. Переворот в области естественных наук (от Коперника до Ньютона). Становление метафизических философских систем (Декарт, Паскаль, Спиноза). Историко-художественные фазы и художественные направления эпохи: барокко, классицизм, реализм. Стилеобразующие характеристики данных направлений в разных видах искусства. Барокко: содержание понятия. Основные антиномии барочного мироощущения. Театральность как неотъемлемая черта барокко и свойство других искусств. «Полифонизм» морфологической структуры эпохи: стремление к синтезу искусств; образование взаимопроникающих жанровых форм.

IIросвещение в истории мировой художественной культуры. Своеобразие вклада стран европейского региона в становление мировоззренческих представлений и художественной «картины мира» Просвещения. Основные направления в искусстве эпохи: классицизм, сентиментализм, рококо, просветительский реализм. Общность принципов творческого метода и различия в направленности и результатах поиска «совершенного человека». Отражение просветительской «картины мира» в разных видах искусств: гражданская архитектура и градостроительные идеи; главенство портрета в живописи и скульптуре; дидактическая ориентированность литературы и театра. Доминирующая роль театра в системе искусств Просвещения и его жанровый спектр. Эстетические идеалы эпохи и их связь с музыкальным искусством. Основные эстетические принципы музыкального классицизма. Вена как центр европейского и музыкального Просвещения. Концертная жизнь Европы. Новые формы и жанры в музыке.

8. Русское искусство эпохи Просвещения. Петровские реформы и их значение для «европеизации» русской культуры. Роль искусства в осуществлении просветительской политики: градостроительство, «всенародные торжествования», театр и музыка, живопись и скульптура. Иностранные мастера в формировании национальной художественной школы. Художественные направления эпохи: барокко, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Специфика «петровского» и «елизаветинского» барокко в архитектуре и живописи. Специфика русского классицизма. Искусство как способ гражданского воспитания. Развитие видовой и жанровой системы искусств европейского типа: драматические жанры: историческая и портретная живопись и скульптура; монументальный синтез искусств в архитектуре: развитие театрально-музыкалъных жанров. Реализация преемственных связей с древнерусской музыкальной культурой, иностранные опорные труппы в России. Формирование национальной композиторской школы. Рождение и расцвет русской комической оперы. Жанр хорового концерта как кульминация в развитии хоровой культуры. Концертная жизнь. Музыкальный театр. Формы торжественно-панегирических и политических спектаклей. Театр русского классицизма и его роль в просветительской идеологии. Крепостной театр как феномен русской культуры.

9. Искусство ХIХ века. Развитие культуры зрелого и позднего буржуазного общества как культуры динамического типа с личностно-творческой ориентацией. Хронология и периодизация. Своеобразие «картин мира» в эпоху зрелого капитализма и на стадии империализма. Романтизм и позитивизм как исторические типы мышления. Концепция «мира художника» как выражение личностно-творческого начала культуры и способы организациях художественной жизни. Романтический историзм и утопия. Романтизм как тип творчества, художественный метод и стиль. Основные направления романтических поисков идеала. Фольклорные истоки искусства. Стремление к «глобальному» синтезу и развитие камерных жанровых форм; размывание жанровых границ и возникновение «промежуточных» жанров. Доминирование в системе искусств музыки, в литературе – драматической поэмы. Появление новых жанров театрального искусства (бульварные театры, мелодрама), романтические тенденции в архитектуре и прикладном искусстве. Влияние идей западноевропейского романтизма на русскую музыку, литературу и живопись. Художественные альтернативы романтизма: классицизм, импрессионизм, реализм. Культурно-исторические предпосылки формирования русского классицизма. «Глинкинский этап» в истории русской музыки. Эстетические принципы композиторов Новой русской музыкальной школы. Импрессионизм как живописное «открытие» цвета. Связь импрессионизма с достижениями техники. Выдвижение проблемы художественного языка как ведущей в творческом сознании. Жанровые, стилистические и композиционные особенности. Новые темы искусства. Постимпрессионизм.

Реализм как тип творчества, творческий метод и ведущее художественное направление в русском искусстве 2-й половины ХIХ в. Предмет реалистического отражения. Ориентация на исследование социальных законов, осознание их воздействия на историю и судьбы людей. Множественность граней отражения, углубленное психологическое исследование «диалектики души», подчиненность стилевых проблем содержательной задаче. Оценка жизненных явлений с позиций гуманистических идеалов добра и справедливости. Соответствие художественных структур облику реальности. Основной принцип построения художественного образа: типизация, обобщение явлений социальной действительности, духовного содержания социального бытия человека.

10. Искусство рубежа ХIХ–ХХ веков. Кризис европейской культуры на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Ориентация художественного сознания на утилитарные потребности: эстетическое оснащение практицизма. Буржуазно-апологетические функции позитивизма и их проявление в «оригинальном искусстве» (академизм, псевдоромантизм, «бытовой реализм», «салон», развлекательное искусство). Нарастание субъективации мировосприятия и формы ее проявления: натурализм, символизм, модерн. Основные тенденции художественной жизни на рубеже ХIХ–ХХ вв. Объединение художников, разнообразие их эстетических программ и целей. Новые формы пропаганды искусства. Размывание регионально-национальных границ искусства. Общеевропейские центры художественной жизни. Формирование позиции художественного эстетизма: «искусство для искусства». Декаданс. Неклассическая философия и театральное искусство. Особенности нового религиозного сознания и задачи театра. Театр в системе культурфилософских интуиций модернизма. Театр символизма. «Независимые» театры. Режиссура как достижение театральной культуры рубежа веков. Роль интерпретации в театральном искусстве. Музыкальное творчество и эстетика символизма. Частные оперные театры Москвы и новые веяния в оперном жанре. Музыка в контексте мирискуссничества и новейших художественных исканий. Новый русский балет как синтетическое единство. Новаторское значение русской музыки начала ХХ века.

11. Искусство в историко-культурной ретроспективе ХХ в. Современная эпоха – новый этап качественного преобразования многообразного и противоречивого развития художественной культуры. Крупнейшие исторические события и социальные процессы ХХ в. Интернациональные и интеграционные процессы. Воздействие НТП на духовную жизнь общества. Противоречивость художественного сознания: взаимодействие классового и общечеловеческого, идеального и реального, рационального и иррационального, реакционного и революционного, личностного и коллективистского. Технический прогресс начала ХХ в. и новые виды искусства. Кризис художественного сознания. Авангардные направления в искусстве:фовизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм.

Эволюция темы урбанизма. Проблема человека в индустриальном обществе. Развитие экологической проблематики в художественном творчестве 1960-1980 гг. Расширение границ художественной деятельности и изменение морфологической структуры искусства. Появление новых видов и жанров искусства. Доминантная роль зрелищных форм художественной культуры и многообразие их жанров. Ведущая роль литературы в духовной культуре общества. Неустойчивость, «аритмичность», мозаичность, динамичность морфологической карты искусства ХХ в. Разнообразие художественных направлений, течений, методов (оп-арт, поп-арт, соцреализм). Полистильность искусства ХХ в. в его разных видах и проблема периодизации. Роль искусства в системе тоталитарного сознания как особый этап развития отечественной художественной культуры. Развитие средств массовой коммуникации, рождение новых форм художественного общения, визуализация восприятия (перформанс, видеоарт и др.).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь