Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема №2. Философская мысль в странах Древнего мира



 

Занятие 2/1. Лекция:

«Генезис философии в странах Древнего мира»

 Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Ознакомить обучающихся с основными направлениями древней философии.

2. Показать специфику философии Индии и Китая.

3. Показать особое значение античной философии для всего дальнейшего развития европейского философского знания.

Вопросы лекции:

1. Особенности и круг проблем в философии стран Древнего Востока.

2. Античная философия как тип мышления

  Методические рекомендации:

При изучении первого вопроса лекции обратить внимание на следующее:

Древнейшие сочинения, содержащие философские взгляды, появились во II-м тысячелетии до н.э. в Древней Индии, Китае и несколько веков спустя в Древней Греции.

 Древняя Индия

– «Веды» - литературные памятники (гимны, молитвы, песнопения, заклинания), объединенные общим названием. (II тысячелетие до н.э.).

– «Упанишады» - диалоги мудреца с учеником (IX - VI вв. до н.э.), в которых:

ü осмысление явлений мира, идеи о существовании различных видов знаний (логики, грамма­тики, астрономии, науки чисел, военной науки);

ü попытка выяснения природы человека, его сущности и предназначения, познавательных способностей человека, норм поведения;

ü в качестве первоосновы мира рассматривается либо духовный абсолю­т («брахман» или «атман»), либо одна из стихий (вода, воздух, земля, огонь).

Однако в целом приоритет отдается духовному началу, который считается бестелесной первопричиной природы и человека;

ü познание подразделяется на:

 низшее — познание окружающей действительности;

 высшее — познание истины, духовного абсолюта;

ü в структуре человеческого разума (психики) выделяется сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение;

ü этические проблемы и пути их решения:

– призыв к пассивно-созерцательному поведению;

– высшее блаженство — полное отстранение от всех мирских забот;

– блаженство — спокойное состояние души, а не тела.

Философские школы Древней Индии:

· ортодоксальные: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика

· неортодоксальные: материалистическая (чарвака), буддийская, джайнистская.

(неортодоксальные в отличие от ортодоксальных, не признают значения вед).

Древний Китай

Древнейший литературный памятник - «Книга перемен» («И цзин»), в которой была предпринята попытка отразить процессы, происходящие в природе, включающей и небесную сферу. Небесная природа, находясь в движении, формирует все сущее.

Классики китайской философии — Лао-Цзы, Конфуций.

Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.) – основатель даосизма.

«Дао »:

а) естественный путь всех вещей, ни от кого не зависящий (развитие всех вещей идет по кругу, а не по восходящей);

б) вечное неизменное начало, духовная основа всех вещей и явлений природы, закон че­ловеческой жизни;

· Единственная достойная человека цель - следовать законам Дао.

Знание:

– велико значение знаний, но лишь созерцательных (поверхностных), так как все изме­няется само собой, человек должен (может) только созерцать;

– уровни знания: «Знающий людей — мудр, знающий себя — просвещен».

– методология познания:

ü по себе можно познать других;

ü по одной семье можно познать остальные;

ü по одному царству — другие;

ü по одной стране — Вселенную;

 Социальные воззрения (устройство общества и управление им):

– лучший правитель тот, о котором народ знает, что он есть;

– несколько хуже — которого народ любит и возвышает;

– еще хуже — которого народ боится;

– самый плохой — которого народ презирает;

– лучшее правительство то, которое спокойно и бездеятельно, так как оно следует дао;

Конфуций (551 - 479 до н.э.)

· Основные понятия конфуцианства:

«жэнь» - человеколюбие, гуманность;

«ли» - почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент.

· Главное содержание учения: нравственные принципы и проблемы государственного управления.

  В основе повиновения должна быть не боязнь, а сознание.

· О познании окружающего мира:

– окружающий мир ограничивается небесной сферой;

– существенный элемент природы — судьба, как нечто врожденное;

– все первоначально предопределено судьбой, и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить;

– уровни знания: «Высшее знание — это врожденное знание. Ниже — знания, приобретен­ные учением».

При изучении второго вопроса лекции уяснить следующее:

· вопрос о первоначале мира - исходный вопрос древнегреческой философии;

· очевидная связь греческой философии с мифологией, и в то же время их сущностное различие:

ü мифология: кто родил сущее?

ü философия: из чего все произошло? (поиск субстанционального начала)

· огромное влияние наследия античности на весь последующий ход развития философии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Покажите специфику воззрений на возможности познания окружающего мира философов Древнего Востока.

2. В чем различие ортодоксальных и неортодоксальных школ Древней Индии?

3. Что такое «Дао»?

4. Каковы основные понятия конфуцианства?

5. В чем состоит принципиальное различие философии и мифа?

 

Литература:

1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Мифология: учебное пособие/ В. М. Найдыш. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с. 

4. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

5. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.

6. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

Занятие 2/2. Лекция:

«Основные школы, идеи и представители а нтичной философии»

 Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Ознакомить обучающихся с основными этапами античной философии.

2. Выявить античные истоки основных философских течений современности.

3. Показать особое значение античной философии для всего дальнейшего развития европейского философского знания.

Вопросы лекции:

1. Натурфилософия ранней классики.

2. Средняя классика. Софисты и Сократ.

3. Поздняя классика: Платон и Аристотель.

Методические рекомендации:

При изучении первого вопроса лекции не упустить из поля зрения следующие аспекты:

· натурфилософия – философия природы;

· космологизм как следствие стремления познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека;

· Космос как часть «бесконечного объемлющего» (Анаксагор)

· поиск основы мира, «первокирпичика мироздания», в качестве которых философы определяли:

а) нечто чувственно воспринимаемое:

вода (Фалес); воздух (Анаксимен); апейрон (Анаксимандр); огонь (Гераклит)

б) математические элементы – числа (пифагорейцы)

в) единое незримое бытие (элеаты)

г) чувственно не воспринимаемые частицы – неделимые атомы (атомисты)

д) идеи (Платон и его школа)

Общее в поиске первоосновы – вывод, что в Космосе все взаимосвязано и взаимообусловлено (олимпийские боги потеряли свою решающую роль).

·    Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э) - основатель объективной диалектики.

ü гармония Космоса на основе всеобщей изменчивости явлений, перехода одной противоположности в другую и их борьбы, т.е. на основе диалектики

ü мир как единство всеобщего изменения и постоянства, движения и покоя

ü движение и изменение в мире есть процесс постоянного обмена огня на вещи и вещей на огонь

ü детерминированность мира, господство в нем необходимости, закономерности, «великого логоса»

ü борьба – логос бытия

·  Демокрит (460 - 370 до н.э.) – основатель материализма

ü мир состоит из атомов и пустоты

ü атомы неделимы, бескачественны

ü вихрь, возникающий в результате столкновения атомов, - причина бесконечного множества миров

ü живое возникло из неживого и отличается наличием большого количества мельчайших круглых атомов, образующих «душу»

ü возможность познания объясняется «истечением» от сложных тел тончайших слоев атомов («образов»), имеющих свой аналог в познающем субъекте («подобное познается подобным»)

ü в основе деятельности людей лежат потребности, нужда в чем-либо

ü развитие общества идет по восходящей линии

ü основные проблемы общества лежат в дурном характере людей

ü этика «золотой середины»

При изучении второго вопроса лекции «Средняя классика. Софисты и Сократ» обратить особое внимание на следующее:

· Софисты: Протагор (485 - 410 до н.э.), Горгий (480 - 380 до н.э.) и др.

ü «человек - мера всех вещей»

ü моральные и правовые нормы произвольны

ü все в мире относительно

ü абсолютная истина – бессмыслица

ü «как кому кажется, так оно и есть»

· Сократ (470 - 399 до н.э.)

ü «Познай самого себя»

ü связь знания и добродетели

ü источник зла – незнание добра

ü если бы было возможно намеренное (сознательное) зло, оно было бы лучше ненамеренного зла

ü этика индивидуальной личностной ответственности: «Я не способен повиноваться ничему из всего, что во мне есть, кроме того убеждения, которое после тщательной проверки представляется мне наилучшим»

При изучении третьего вопроса лекции «Поздняя классика: Платон и Аристотель» обратить особое внимание на следующее:

· Платон (428-348 до н.э.) – основатель объективного идеализма

ü бытием в подлинном смысле слова обладают только абсолютные сущности (идеи, «эйдосы»), сохраняющие себя вне пространства и времени

ü три рода сущего: вечные идеи, изменяющиеся конкретные вещи и пространство, в котором существуют вещи

ü душа человека – часть «мировой души» - посредник между миром идей и миром вещей

ü «знание есть припоминание»

ü этика основана на осознании врожденных добродетелей, характерных для различных сословий

ü человек может быть нравственно совершенен лишь в правильно организованном государстве

ü приемлемой формой государства является аристократия, регрессивными: тимократия (основана на военной силе), олигархия, демократия, тирания

ü война – «главный источник частных и общественных бед», однако она допускается, если вызвана экономической необходимостью

· Стоики

ü счастье – жизнь согласно природе

ü идеал – мудрец

ü человеческие страсти – источник зла

· Аристотель (384 - 322 до н.э.)

ü основатель логики и этики

ü учение о четырёх причинах, или первоначалах: материя, форма, действующая (производящая) причина, цель (конечная) причина

ü форма – идея вещи

ü человек – «существо политическое»

ü сущность государства в объединении людей для блага

ü хорошими формами государства являются: монархия, аристократия, полития, регрессивными: олигархия, демократия, тирания

ü роскошь – результат противоестественного приобретения состояния

ü принцип этики – активность человека (недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с ней)

· Эпикур (341-271 до н.э.)

 «Когда мы говорим, что удовольствие – конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников, заключающееся в чувственном наслаждении,… но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог».

Вопросы для самоконтроля:

1. Что определяли античные мыслители в качестве «первокирпичика мироздания»?

2. Чем оригинальна концепция Гераклита?

3. Что объединяет Демокрита и Платона?

4. В чем сущность переворота, произведенного в способе осмысления действительности Сократом?

5. Что является по Платону источником знания?

6. Каковы взгляды Аристотеля на общественное устройство?

Литература:

1. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

2. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

3. Мифология: учебное пособие/ В. М. Найдыш. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с. 

4. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

5. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.

6. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

Занятие 2/3. Семинар:

«Философия стран Древнего мира»

 Время – 2 часа.

Цели семинара:

1. Углубить и закрепить знания, полученные в ходе лекции.

2. Раскрыть возможности философской классики как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности.

3. Осуществить контрольную проверку знаний изученного материала.

4. Привить обучающимся навыки устного выступления по гуманитарным проблемам.

 

Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь