Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 40. Деятельность. Специфика медицинской деятельности.



Деятельность — активное взаимодействие разумного существа (субъекта) с окружающим миром с целью удовлетворения своих потребностей; включает психическую деятельность субъекта, призванную обслуживать это взаимодействие; связана с мотивами, побуждающими к деятельности; целями — ожидаемыми результатами деятельности; выражается в действиях и операциях, с помощью которых субъект реализует свою деятельность.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру,содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человекпротивополагает себе объект Д. как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д.

Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой обществ. прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры доказывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеч. существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеч. мотивов, идеалов и ценностей. Совр. науч.-технич. развитие всё более демонстрирует, что не только Д. в сфере искусства или нравственности, но и науч., познават. Д. получает свой смысл в конечном счёте в зависимости от её нравств. ориентированности, от её влияния на человеч. существование. С др. стороны,зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеч. бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемогоусловия жизни.

Существуют многообразные классификации форм Д.— разделение Д. на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т, д. С точки зрения творч. роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление её на репродуктивную(направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную Д., или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

В истории познания понятие Д. играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренч., объяснительного принципа, во-вторых, методологич. основания ряда социальных наук, где Д. человека становится предметом изучения. В качестве мировоззренч. принципа понятие Д. утвердилось начиная с нем. классич. философии, когда в европ. культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал Кант. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвёл Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не-Я») и ориентируется на этич. идеал. Но поскольку Фихте ввёл ряд внедеятельностных факторов (созерцание, совесть и др.) в качестве решающих критериев Д., он тем самым подорвал единство своей концепции.

Наиболее развитую рационалистич. концепцию Д. построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. как всепроникающую характеристику абс. духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Гл. роль он отводит духовной Д. и её высшей форме — рефлексии, т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках которой центр. место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоят, анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимо-определяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-историч. обусловленности Д. и её форм

Медицинская деятельность в современной культуре представлена в нескольких уровнях:

Уровень народной медицины - эмпирический опыт

Профессиональная (научная, официальная) медицина - то, что в рамках закона.

Традиционная медицина - не испытывает на себе влияние времени, это в основном восточные школы (Китай, Индия). Эффективна она в той культуре, в которой зародилась.

Альтернативная (неофициальная) медицина - сегодня имеет правовую базу.

Медицинская профессиональная деятельность представляет собой структуру. В качестве ее основных элементов выделяют объект и субъект деятельности.

Субъект медицинской деятельности - это специалист, владеющий профессиональными знаниями и умениями об этом.

Объект медицинской деятельности - спорен. Многие исследователи считают, что объектом здесь является человек в норме и патологии. Другие указывают на то, что объект медицинской деятельности должен быть достаточно широким: это не только человек, но и коллектив, группа, этнос или даже общество в целом. Третьи утверждают, что в объект следует включать и среду обитания человека.

Медицинская деятельность отличается следующими аспектами:

Коммуникативный - основа деятельности.

Праксиологический: медицинская деятельность способна изменять человека (и духовно, и телесно)

Аксиологический: медицина связана с двумя величайшими ценностями: здоровье и жизнь

Медицинская деятельность носит коллегиальный характер. Профессиональная деятельность ограничена правовым и моральными нормами.

Высокая степень риска и ответственности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь