Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Инфографика в современных СМИ.



Интервью как жанр.

Интервью – информационный жанр журналистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам СМИ.

Какие бывают интервью

По целям:

Информационное интервью. Данный вид интервью является самым простым и в то же время самым распространенным. Главная цель такого интервью — получить оперативные сведения о том или ином событии, происшествии, явлении. Подобное интервью обычно проводится в быстром темпе, поскольку фактор времени важен для своевременного выхода информационного сообщения. Сведения, которые журналист получает в ходе такого интервью, представляют собой ответы собеседника, прежде всего, на вопросы: что? где? когда? (они выступают главными «координатами» любого события). Однако, нередко журналист, проводящий информационное интервью, задает и другие вопросы (каким образом? зачем? почему?). Такие вопросы обычно выступают в качестве дополнительных, уточняющих важные для той или иной ситуации моменты. Аналитическое интервью (исследование, расследование). Аналитическое интервью — наиболее сложное и трудное, поскольку требует от журналиста умения ставить такие вопросы, ответ на которые помог бы высветить наиболее важные, существенные взаимосвязи исследуемого явления. В ходе такого интервью журналист может преследовать цель выявить причинно-следственные отношения, определить значимость явления, дать прогноз его развития и т.д. Естественно, что собеседником журналиста в данном случае должен быть специалист, эксперт в той сфере, к которой относится анализируемое явление. Материал, полученный в ходе такого интервью, позволяет подготовить аналитический текст того или иного жанра (аналитическое интервью, аналитическую корреспонденцию, комментарий и пр.).

Портретное интервью. Цель подобного интервью — получить информацию, необходимую для создания портрета человека. Героем портретного интервью может стать тот человек, который, по мнению журналиста, чем-то (то ли своей типичностью, то ли — необычностью и пр.) интересен аудитории. В ходе такого интервью журналист концентрирует свое внимание, прежде всего, на личности героя, его поступках, характере. Портретное интервью может быть исключительно кратким, только обозначающим какие-то черты личности героя. В этом случае, на основе его, может быть создана публикация, относящаяся к жанру блиц-портрета. Если же в ходе интервью получены развернутые характеристики героя, дан анализ его поступков, ценностей, на основе его может быть создана публикация, относящаяся к жанру зарисовки или очерка.

По степени опосредованности:

Интервью в ходе общения «лицом к лицу».

Интервью по телефону.

Интервью по интернету.

 

Источники информации

При разработке замысла журналистского произведения необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. На данном этапе работы журналисту необходимо владение навыками по сбору и обработке фактического материала. В этой связи наиболее актуальным является умение получить «нужную» информацию. Эта самая «нужная» журналистская информация должна обладать рядом особенностей, традиционный набор которых включает в себя объективность, правдивость, новизну, полноту, достоверность и др. Не следует забывать, что журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и оформленный журналистом.

В сущности, вся информационная среда делится на три основных типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.

Информационные агентства

Информационные службы обеспечивают журналистскую деятельность, поставляя им «сырой», фактический материал, материал оформленный по типу жёсткой новости, но сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией.

На данный момент наибольшей популярностью на мировом рынке информации пользуются следующие агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agance France-Press» (Франция), «Reuters» (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия). Эти информационные агентства являются наиболее мощными источниками информации в мире, они представлены на информационном рынке большинства стран СНГ.

Описание

Применяя этот метод, журналист участвует в моделировании минимально. Ведь он представляет в качестве модели уже существующий образец, предположим, организации экономики страны. Основой описания в данном случае выступает фиксация различных (прежде всего — наиболее существенных) характеристик образца. Пример — описание образца народного хозяйствования в упомянутой выше публикации: «Ищете образец? Это Норвегия».

Аналогия

В данном случае автор, опираясь на пример, уже существующий в какой-либо сфере деятельности, создает аналогичную модель интересующего его феномена. Так, он мог бы, например, создавая свою собственную модель экономического устройства России, исходить из того же «норвежского образца», но отнюдь не копировать его.

Гипотеза

Гипотетический метод используется в первую очередь тогда, когда автор создает модель будущего явления или феномена, существовавшего в прошлом. И в том и в другом случае он может ощущать явную нехватку конкретных фактов и поэтому заменяет их предположениями (гипотезами).

Ассоциация

Данный метод напоминает метод аналогии, поскольку журналист, создавая собственную модель явления, учитывает уже оправдавший себя образец из какой-то сферы действительности. Однако этот метод более «раскованный», поскольку предусматривает варианты использования опыта — от полного заимствования до практически противоположного решения в создании модели.

Реконструкция

Этот метод позволяет «восстановить» события недавнего или далекого прошлого по тем часто немногочисленным или второстепенным данным, которые могут оказаться в распоряжении журналиста.

Инверсия

Суть этого метода — в сознательном преодолении стереотипных подходов в моделировании, в «подвижности» позиции, с которой рассматривается задача. Скажем, если ранее моделируемый объект рассматривался, условно говоря, «снизу», то теперь «наблюдатель» (журналист) смотрит на него «сверху», или «сбоку». Это «проясняет» те детали объекта, которые невозможно было заметить, оставаясь на одной позиции, что позволяет получить более подробную модель.

Экстраполяция

Данный метод заключается в переносе (экстраполяции) модели, существенной для одной части целого, на все целое. Скажем, создав модель деятельности коллектива одного из предприятий отрасли, можно расширить ее (экстраполировать) на коллективы всех подобных предприятий той же отрасли. Следует заметить, что применение экстраполяции оправдано лишь в случаях эффективности опыта, рекомендуемого в качестве модели деятельности.

Эмпатия

Метод эмпатии (то есть сопереживания, перевоплощения) позволяет создать, скажем, модель поведения человека, образ его мышления и пр. Поставив себя на место героя своей публикации, журналист может взглянуть с его позиции на те или иные явления, создать их модель. Метод эмпатии часто применяется при моделировании отношений между героями художественно-публицистических текстов, а также при моделировании исторических ситуаций, действий исторических личностей.

 


11. Образ в журналистском тексте.

Образ — это воспроизведение осознанного автором явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков — с помощью речи и т. д.

Среди видов образов в журналистском тексте часто встречаются иллюстративные. Они используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические. В жизни часто происходят такие события, интересные и важные своими общими, повторяющимися свойствами, имеющие нравственно-политическое значение. Журналисты стремятся информировать общество о таких повторяющихся событиях. Они ищут такое событие и таких лиц, в индивидуальности которых существенные свойства жизни, важные для общества, проявлялись бы особенно отчетливо, ярко, значительно. Иначе говоря, выбирают для своего изображения типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, имеющих общественное значение. Назначение этих текстов заключается в том, чтобы воспроизвести реальных людей во всех их проявлениях. Публицистически-иллюстративные образы лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения и эмоциональная выразительность. Они воспроизводят типические явления такими, какими они были в действительности.

Но бывают и другого рода образы, авторы которых не ставят перед собой подобной задачи и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении. Это фактографические образы.

В последнее время в связи с усложнением общественной жизни, развитием массовой коммуникации в обществе все усиливается интерес к образной информации о наиболее важных, только что происшедших событиях в политической, культурной, производственной сфере. Газеты и журналы предлагают читателям образные сообщения о таких событиях. Авторы создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-либо обобщений. В результате возникают образы, передающие информацию о том, что однажды где-то произошло. Фактографические образы воспроизводят такие явления жизни, которые значительны по своей индивидуальности. Иллюстративные образы воспроизводят явления ради их типичности, реально существующей в жизни. И те и другие не изменяют индивидуальности явлений, показывая их такими, какими они были в действительности. В создании тех и других образов творческое воображение их авторов не имеет значения и не проявляется сколько-нибудь заметно.

В отличие от иллюстративных и фактографических изображений художественные образы всегда являются созданием творческой мысли и воображения автора.

Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это иначе. Автор претворяет в этих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более отчетливо, ярко, законченно воплощали в себе существенные особенности. Он творчески типизирует жизнь.

Типизация — это такое воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболическое) выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Поэтому типизация жизни может осуществляться посредством изображения ее явлений только в образах, а не в отвлеченных понятиях.

Другое отличительное свойство художественных образов — это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Журналисты выражают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого — деталями, а также внешними средствами изображения — речью, сочетаниями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т. д. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.

Третья отличительная особенность образов в журналистских текстах заключается в том, что они всегда являются основным и самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обобщения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их своим собственным «языком» и не требуют добавочных пояснений.

В журналистском тексте средства выражения играют большую роль. Автор своим произведением не только информирует о том, что создано силой его воображения, не только «заражает» своими умонастроениями, но и эстетически воздействует на читателей, ориентируясь на их интеллектуальное воображение.

Журналистскому тексту противопоказаны обильная «регистрация» зрительно воспринимаемых частей предметов и обилие «вспомогательных» подробностей. Вместе с тем нежелательны и суммарные, тезисно-схематические обозначения при отсутствии деталей, штрихов, частностей. Словесный текст отвечает требованиям искусства, если автором найдены немногие яркие детали и подробности, воссоздающие предмет в целостности его облика. Только в этих случаях читатель в состоянии «дорисовать» в воображении обозначенное словами. При восприятии такого произведения важная роль принадлежит ассоциациям представлений — всевозможным сопоставлениям предметов и явлений.

В ассоциациях читателя, вызываемых словесно-художественными образами, немало индивидуального и произвольного. И это один из законов восприятия. Находясь «во власти магии» словесного искусства, погрузившись в мир прихотливо изменчивых представлений, вызванных текстом, читатель становится своего рода соучастником создания образов. Читатель сам избирает темп восприятия произведения. Словесный образ — это своего рода трамплин для сотворчества читателя, толчок для деятельности его воображения.


12. Объект и предмет творческого отображения в журналистике. Роль социальной сферы как объекта творческого отображения (деятельности). Дифференциация предметов журналистского творчества в зависимости от направленности СМИ, и их специализации.

Предмет отображения в журналистике изучен достаточно полно. Он включает в себя феномены из разных сфер деятельности, например из экономики, политики, права, религии, морали и т.д. Эти же сферы нередко называют объектом журналистики. Проводя различие между предметом и объектом журналистики, следует иметь в виду, что «предмет не есть вещь, существующая рядом с объектом». Содержание предмета говорит не о нем самом, а об определенном «аспекте внешнего объекта»[1]. Таковым «аспектом объекта» (т.е. предметом) журналистики в целом признается «современность в совокупности множества составляющих ее социальных ситуаций»[2]. С этим определением нельзя не согласиться в том плане, что журналистика действительно имеет дело именно с актуальной стороной современной жизни. Однако данное определение не следует понимать так, что журналистика занимается только ситуациями, если в понятие «ситуация» вкладывать более узкий, более конкретный смысл. В частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.

При этом события, процессы, ситуации могут меняться местами в причинно-следственной связи. Так, событие может вызвать процессы (например, смерть И. Сталина обернулась процессом развенчания культа личности и определенной демократизацией жизни в стране). Процесс может породить ситуации (процесс криминальной приватизации, развала экономики стал причиной ряда трудных ситуаций в стране, например, ситуации с невыплатой зарплаты). Ситуация может вылиться в определенные процессы (например, ситуация с невыплатой зарплаты в стране спровоцировала процесс забастовочного движения шахтеров, учителей и др.). И т.д.

При этом в ходе исследования предмета отображения в центре журналистского внимания оказывается та сторона действительности, на которую «указывают» функции журналистики. Такой стороной является то богатство взаимосвязей, в которые включены отображаемые в текстах актуальные феномены реальности. Именно их и «отбирает» в исследуемых явлениях журналист. То, какие именно взаимосвязи окажутся в центре его внимания, зависит от того, что автор посчитает наиболее важным для своей аудитории, от масштабности, актуальности, основательности задачи, которую он решает в своем выступлении в прессе.

Журналистика как сфера социальной деятельности формирует основы цивилизованного общества, способствует решению социальных проблем, помогает людям принимать компетентные решения на основе достоверной оперативной информации.

В гражданском обществе средства массовой информации являются одним из важных элементов социальной структуры. СМИ обеспечивают население достоверной и актуальной информацией о наиболее важных для граждан событиях. Они участвуют в выражении и формировании общественного мнения о тех или иных политических институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. СМИ реализуют образовательную функцию, которая, в свою очередь, cвязана с функцией социализации и, по существу, переходит в нее. СМИ в правовом гражданском обществе осуществляют, опираясь на общественное мнение и на закон, функцию критики и контроля. Именно СМИ выступают в гражданском обществе инструментом диалога между различными социальными группами. Такой диалог, основанный на журналисткой этике и правилах ведения бизнеса в сфере СМИ, способен консолидировать общество, политически просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства.

Сегодня социальная журналистика демонстрирует не только оригинальный проблемно-тематический срез и мотивацию, но достаточно свободное владение выразительными средствами, жанровой палитрой, что позволяет сделать вывод об уверенном становлении новой типологии.

Своеобразная направленность, проблемно-тематический срез социальной журналистики предопределяют выбор приоритетных жанров. Особо востребованными являются исследовательско-новостные - расширенная заметка, письмо, корреспонденция, комментарий и исследовательско-образные формы - зарисовка, human story, эссе.

Тип коммуникации:

– служащие целям субъектов политики, в т. ч. и государственных органов, общественных организаций и движений (например, «Российская газета», «Новая газета», «Сегодня», «Советская Россия», «Правда», «Дума» и др.);

служащие целям субъектов экономической деятельности, т. е. данный класс является наиболее широко представленным и включает в себя весь спектр деловой прессы и информационно-коммерческих изданий («Известия», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Калейдоскоп», «Центр-Плюс» и мн. др.);

связанные с разными видами деятельности духовного производства.

Функциональный тип (доминирующие функции):

– Информационная;– Общественно-политическая;– Развлекательная;– Информационно-справочная;– Рекламно-информационная;– Информационно- рекламная;– Рекламная;– Культурно-просветительные

– Научно-популярные СМИ

ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ (специализированные и универсальные)

– Группы по виду занятий (учеба и работа)

– Группы по информационным потребностям:

по виду увлечений

для родителей

для малых групп

спортивные издания

издания художественно-публицистические и научно-популярные

– Группы по возрастному признаку (детские, молодежные, для ветеранов)

– Группы по гендерному признаку (мужские и женские)

– Группы по религиозному признаку (православные СМИ, мусульманские СМИ)

– Группы по национальному признаку (татарские, чувашские, удмуртские)

ПРИЗНАКИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ:

Технологические (канал коммуникации) – печать (газеты и журналы), электронные (радио, телевидение), сетевые СМИ.

Экономические (по форме собственности) – государственные, смешанная собственность, частные, общественные

Организационные (по учредителям) – организационно-правовой статус редакции, организационно-политические СМИ, организационно-экономические СМИ (корпоративные, отраслевые, ведомственные).


13. Особенности работы колумниста

Колумни́ст (англ. column — колонка) — автор, единолично ведущий колонку (раздел, рубрику) в каком-либо издании, либо являющийся одним из нескольких постоянных авторов этой колонки.

Колонка – монолог публициста, предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности. Колонка – это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено (по крайней мере – на понимание). Часто колонка имеет особое название, иногда сопровождается фотографией автора. Главное же для колонки — чтобы у нее и у автора было свое стилистическое лицо, свой неповторимый способ мышления и восприятия событий. Во-первых, автор выступает в качестве героя-повествователя или персонажа-маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения, собственно, и является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе. Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Во-вторых, колонка как оперативный отклик на происшедшее (или – происходящее) по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. Колумнист не уточняет, не объясняет факт или возникшую ситуацию – он выступает по отношению к ним оппонентом. В-третьих, поскольку в колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения – смысловое ядро колонки.

 
14. Отчет и репортаж - сравнительный анализ

Репортаж – это жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения (развитие события, ключевые моменты, поведение людей, участников или очевидцев события).

Основные признаки жанра:

1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).

2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.

 

Отчет - это жанр журналистики, который представляет собой развернутое информационное сообщение о событии сферы слухоговорения (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), т.е. о том событии, на котором совершается большой обмен информацией.

В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.





Виды репортажа.

Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.

Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.

Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.

Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.

Виды отчета.

Прямой информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.

Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.

Тематический отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.

 


15. Принципы отбора новостей в СМИ

Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, оно должно (еще до журналистской обработки) обладать рядом качеств. Не каждое происшествие заслуживает внимания, но общественно значимое, либо любопытное, необычное. В XX веке была сделана попытка развить профессиональное «чутье на новость» у репортеров, для чего закрепить в сознании журналистов «классические элементы новости», — такие при­меты факта, которые обещают интересный для аудитории материал. Вот черты событий, которые предстоит распознать, а затем — развить и поддержать в своем произведении:

• ощутимая своевременность происшествий или высказан­ных мнений;

• их явная близость аудитории (когда «чужое» узнаваемо и может восприниматься как часть собственной жизни);

• их конфликтность (наглядная сложность или драматизм);

• связь с «человеческим интересом» (так называемыми «общечеловеческими» темами, всегда цепляющими вни­мание, — например, жизнь—смерть, любовь, дети, здо­ровье и т. д.);

• масштабность происшествий (новость для многих) либо эффект «эмоционального толчка» (нечто экстраординар­ное, ошеломляющее)

Помимо новости, для материала необходимы: оператив­ный повод (он связан с «сиюминутностью» события, проис­шедшего в ближайшие часы, дни, на этой неделе, либо с памятной датой) и информативный повод— им может быть само происшествие или шаги, предпринятые журналистом: встреча, те­лефонный звонок, поиск под «маской», или напоминание о хо­рошо известном факте, который в течение какого-то времени остается «важным» в сознании читателя.

Требования к качеству

Очень важен «эффект точности и достоверно­сти» — ссылки, свидетельства, цитаты; определение места, вре­мени, обстоятельств. Приветствуется краткость — выверенная протяженность и ритмика сообщения, точность и простота слов и фраз. Однако лаконизм — не самоцель. Ясность подразуме­вает уточнения, сопоставление цитат, рассказов нескольких очевидцев, их перепроверки собственным опытом. Иногда имеется в виду и ясность ситуации, изображенной журналистом, и «про­зрачность» его отношения к событию. Очень желательна на­глядность — ценятся детали, сильные своей очевидностью. Острота, публицистичность отличает не только «горячие» ре­портажи, конфликтные интервью, но и точные, выразительные строки крепко скрученной хроники, хлесткий фрагмент портрета, промелькнувший в отчете, яркую деталь в репортаже или опера­тивной колонке.


16. Проблемная ситуация как предмет отражения журналистики

Проблемная ситуация - это противоречие между знанием о потребностях и незнанием путей достижения этих потребностей. Выявление возникающего конфликта, его значимости для большей аудитории значительно облегчает формулировку проблемы и выбор темы журналистского исследования.
Причем, следует иметь ввиду, что конфликт - нормальное явление общественной жизни. Стремление урегулировать конфликт часто лежит в основе общения. Система средств массовой коммуникации отражает эту форму выражения противоречия в разножанровых материалах.
Следовательно, журналисту необходимо выявить как природу конфликта, так и его источники, чтобы правильно выбрать тему и поставить перед собой цель. Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ в ходе самого исследования. Зона конфликта, его масштабность, определит значимость и масштабность предпринимаемого журналистом исследования. Само собой разумеется, что при большем охвате участников конфликтной ситуации журналист использует большее число методов сбора информации. Это, в свою очередь, отражается на выборе жанра: информационного, аналитического, художественно-публицистического.
Изучение явления следует начинать с выявления причины и повода конфликта. Они бывают объективными, где поводом служит сам ход развития событий, и субъективными, вызванными преднамеренными действиями, направленными на активизацию конфликта. Выявление граней конфликтной ситуации показывает смешанный характер причин и повода, где внешние факторы стимулируют развитие внутренних.
Скажем, вполне объективной причиной может стать страх перед нововведениями, а субъективной - написание жалобы на новатора в одну из инстанций. Когда журналист отправляется в командировку, чтобы выяснить первопричину спора, определить - кто прав, кто виноват, он может и не подозревать, что результаты его исследования приведут к раскрытию более масштабной проблемы. А такое бывает нередко: обычная, казалось бы, склока между соседями, раскрывает перед исследователем огромную проблему человеческого сосуществования. Или кляуза на коллегу приводит к вскрытию большой производственной проблемы. И все же журналист не имеет права давать оценку событию, указывая правых и виноватых. Он лишь отражает происходящее с максимальной точностью и объективностью. Ведь конфликт можно рассматривать и как ситуацию конкуренции, в которой стороны осознают несовместимость позиций или состояний. И здесь видна его положительная сторона: диалектическое развитие общества в целом. Журналист должен иметь это ввиду уже на первичной стадии творческого процесса.
Конфликт как элемент содержания журналистского произведения синтетичен: он вбирает в себя группу элементов содержания (фактов, мнений, образов, идей), объединяемых характером противоречивых отношений между этими элементами. Он фокусирует в себе и мировоззренческие принципы, и профессиональную технологию журналистской деятельности.
Типология конфликтов опирается на типологию противоречий. Прежде, чем журналист вступит во взаимодействие с участниками конфликта, он попробует классифицировать признаки.
Во-первых, он обратит внимание на то, кто задействован в конфликте: личность, группа, коллектив и так далее.
Во-вторых, важно выяснить - вокруг чего разгорелся конфликт: политический он, нравственный, экономический или еще какой-то.
В-третьих, - место и время действия: как долго он длится и какой по площади регион в него вовлечен.
В-четвертых, журналист попытается спрогнозировать возможности и способы разрешения конфликта.
После этого необходимо как можно точнее сформулировать суть проблемы. И все это будет лишь общим пониманием конфликта как проблемной ситуации.
Для журналиста это, вне всякого сомнения, важно. Но для него исходным пониманием проблемной ситуации будет все же определение внешних условий, побуждающих журналиста к творческому процессу. Это - и противоречия в социальной действительности, и в процессе общения журналиста с аудиторией, и единство элементов "известное - неизвестное - искомое".
Проблемная ситуация в журналистике - это динамика познавательной деятельности самого журналиста.
Для зрелого журналиста характерно рефлексивное сознание и социологическая направленность мышления, постоянное стремление познавать себя, других, окружающий мир и отражать в своем творчестве жизнь общества и природы. Он стремится к привнесению в профессиональное мышление научной объективности и преодолению невольного упрощения и вульгаризации сложного явления. Но при этом надо учитывать, что знание о предмете получено в научной форме, а мыслит журналист - в обыденной.
Само движение мысли журналиста, поиск и переработка необходимой информации, возникающие при этом интеллектуальные затруднения, эмоциональные переживания, разграничение фактов и мнений создают динамично развивающуюся цепь проблемной ситуации.
В ходе решения этой проблемной ситуации происходит и определенная перестройка в структуре личности журналиста, мобилизуются все его духовные возможности, достигаются наиболее целесообразные связи между психическими процессами и элементами проблемной ситуации.
Разбирая конфликт, становящийся предметом исследования, журналист неизбежно вовлекается в него, гипотетически достраивая недостающие звенья. Он склоняется к точке зрения одной из конфликтующих сторон, допуская нарушения в определении причинно-следственной связи явлений. Часто получаемые знания и возникающие при этом эмоции оказывают активное воздействие на творческий процесс, преобразуя и видоизменяя проблемную ситуацию в целом. Умение работать на фоне конфликта - профессиональное качество журналиста, преодолевающего такие психологические затруднения.
В психологическом плане проблемная ситуация ощущается журналистом как муки творчества, как напряженное состояние в ходе решения проблемных ситуаций, наслаивающихся одна на другую. Главный магистральный способ решения этой проблемной ситуации - включение предмета в новую систему связей и отношений. Иными словами, нужно взглянуть на предмет журналистского исследования с другой точки зрения, отыскать возможности переформулировки проблемы, провести ассоциативные аналогии с уже изученным ранее, подключить интуицию и воображение для того, чтобы проанализировать "крайние случаи" ее развития, наконец, попытаться перестроить композицию отношений между элементами проблемной ситуации. Все это, в конечном итоге, поможет отыскать новые способы решения.
При определении проблемной ситуации журналист учитывает всю совокупность ее проявления, как внешних форм, так и внутренних. И знание закономерностей, которые порождают проблемные ситуации и ведут к их решению, - одно из условий эффективной работы в журналистике.
Таким образом, в социальном своем качестве проблемная ситуация - задача определенной общности людей. В гносеологическом отношении - это задача для познающего разума. В психологическом плане проблемная ситуация выступает и как задача для личности, для интеллекта, чувства, воли, как способ объективации целей, интересов и мотивов человека.























Рецензия особенности жанра. Требования к работе журналиста.

Слово «рецензия» латинского происхождения («recensio») и в переводе означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Можно сказать, что рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том же случае, когда журналист на основе глубокого анализа произведения выдвигает какие-то общественно значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей, обозрением или искусствоведческим исследованием.

Рецензия, разумеется, должна преследовать какую-то важную цель –рассказать аудитории о том, что действительно заслуживает ее внимания, и о том, что внимания ее недостойно, помочь ей лучше разбираться в вопросах той сферы, которой касается рецензируемое произведение.

Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для адресатов разной категории читателей, слушателей, зрителей. Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник, уметь использовать методы анализа и свободно владеть языком рецензируемого произведения.

Но основная задача рецензента – увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвященному. А это трудно сделать, не обладая специальными знаниями в определенной сфере деятельности (литературе, театральной жизни, искусстве и пр.). Эти знания не может заменить обычный жизненный опыт или интуиция. Чем большим запасом специальных знаний обладает журналист, тем больше у него шансов подготовить действительно профессиональную рецензию.

Основу рецензии составляет анализ, поэтому необходимо, чтобы он был всесторонним, объективным. Автор рецензии должен уметь заметить в анализируемом произведении то новое, что может стать «центром», вокруг которого будут «вращаться» его мысли, его суждения. Очень часто рецензенты сосредоточивают свое внимание на пересказе сюжетных линий произведения, поступках персонажей. Это не должно быть самоцелью. Только в том случае, если такой пересказ органично вплетен в канву анализа, он становится оправданным. Особенно неудачным такой путь рецензирования будет тогда, когда аудитория хорошо знает произведение, о котором идет речь.

 

Журналистике.

Предмет отображения в журналистике включает в себя феномены из разных сфер деятельности, например из экономики, политики, права, религии, морали и т.д. Эти же сферы нередко называют объектом журналистики. Предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.

При этом события, процессы, ситуации могут меняться местами в причинно-следственной связи. Процесс может породить ситуации (процесс криминальной приватизации, развала экономики стал причиной ряда трудных ситуаций в стране, например, ситуации с невыплатой зарплаты). Ситуация может вылиться в определенные процессы (например, ситуация с невыплатой зарплаты в стране спровоцировала процесс забастовочного движения шахтеров, учителей и др.). И т.д.

Авторское «я» в репортаже

1. Динамичность –«Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием». Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты.

2. Наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности: «А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему»

3. Предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне).

4. Образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь. Иногда «от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью»

Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. «Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ»

5. Эмоционально окрашенный стиль повествования – придает рассказу дополнительную убедительность: «Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует в репортаже элементы интервью, отчета, зарисовки, корреспонденции – вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения»

6. Активная роль личности самого репортера – позволяет не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждает аудиторию к самостоятельной работе воображения: «В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия» В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания «эффекта присутствия» автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

 

 

Интервью как жанр.

Интервью – информационный жанр журналистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам СМИ.

Какие бывают интервью

По целям:

Информационное интервью. Данный вид интервью является самым простым и в то же время самым распространенным. Главная цель такого интервью — получить оперативные сведения о том или ином событии, происшествии, явлении. Подобное интервью обычно проводится в быстром темпе, поскольку фактор времени важен для своевременного выхода информационного сообщения. Сведения, которые журналист получает в ходе такого интервью, представляют собой ответы собеседника, прежде всего, на вопросы: что? где? когда? (они выступают главными «координатами» любого события). Однако, нередко журналист, проводящий информационное интервью, задает и другие вопросы (каким образом? зачем? почему?). Такие вопросы обычно выступают в качестве дополнительных, уточняющих важные для той или иной ситуации моменты. Аналитическое интервью (исследование, расследование). Аналитическое интервью — наиболее сложное и трудное, поскольку требует от журналиста умения ставить такие вопросы, ответ на которые помог бы высветить наиболее важные, существенные взаимосвязи исследуемого явления. В ходе такого интервью журналист может преследовать цель выявить причинно-следственные отношения, определить значимость явления, дать прогноз его развития и т.д. Естественно, что собеседником журналиста в данном случае должен быть специалист, эксперт в той сфере, к которой относится анализируемое явление. Материал, полученный в ходе такого интервью, позволяет подготовить аналитический текст того или иного жанра (аналитическое интервью, аналитическую корреспонденцию, комментарий и пр.).

Портретное интервью. Цель подобного интервью — получить информацию, необходимую для создания портрета человека. Героем портретного интервью может стать тот человек, который, по мнению журналиста, чем-то (то ли своей типичностью, то ли — необычностью и пр.) интересен аудитории. В ходе такого интервью журналист концентрирует свое внимание, прежде всего, на личности героя, его поступках, характере. Портретное интервью может быть исключительно кратким, только обозначающим какие-то черты личности героя. В этом случае, на основе его, может быть создана публикация, относящаяся к жанру блиц-портрета. Если же в ходе интервью получены развернутые характеристики героя, дан анализ его поступков, ценностей, на основе его может быть создана публикация, относящаяся к жанру зарисовки или очерка.

По степени опосредованности:

Интервью в ходе общения «лицом к лицу».

Интервью по телефону.

Интервью по интернету.

 

Инфографика в современных СМИ.

Инфографика показывает скрытое, объясняет запутанное и адаптирует непонятное. Создание визуальной инфографики — это не только перевод того, что можно прочитать в то, что можно посмотреть: инфографика объединяет текстовые и графические элементы для презентации информации таким образом, чтобы было проще понять информацию, запомнить ее и использовать.
Наглядная информация воспринимается гораздо легче, нежели громоздкие тексты. В особенности, если речь идет о цифрах, о конструкциях того или иного предмета, о механизмах действия чего-либо и т.д. В современных СМИ тематика инфографики очень широка. С помощью инфографики можно ознакомиться с руководством по выбору стиральной машины, а можно, например, изучить подробное объяснение того, как хирурги разделяют сиамских близнецов.
Инфографика включает в себя фильтр информации, установление взаимосвязи и иерархии между элементами, разделение примеров по различию, а также, организация их таким образом, чтобы внимание акцентировалось на самом главном. Современная инфографика все больше и больше набирает обороты, занимая важное место в печатных и интернет СМИ. Она помогает публике понять значение информационного сообщения и его смысл более быстрым и доступным способом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.102 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь