Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Черты характера Ибрахима, упоминаемые в Коране.



« Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, и последовал за верой Ибрахима , исповедуя единобожие? Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным (другом)» (Женщины, 125)

«…Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (Покаяние, 114)

«Воистину, Ибрахим был выдержанным, смиренным и кающимся» (Худ, 75)

« Он был благодарен Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем. Мы даровали ему добро в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников» (Пчелы, 121-122)

«Помяни в Писании Ибрахима . Он был правдивейшим человеком и пророком» (Мapйaм, 41)

«Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов»
(Стоящие в ряды, 110-111)

« Помяни Наших рабов Ибрахима , Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых. Мы избрали их за то, что они искренне поминали Последнюю обитель. Воистину, они у Нас – в числе избранных, лучших» (Сад, 45-47)

 
« Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных: Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается». Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей». Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» (Скот, 75-79)

 «Вот он пришел к своему Господу с непорочным сердцем» (Стоящие в ряд, 84)

 

________________________________________________________________________

[1] Халдеями назывались скотоводческие племена, обитавшие в I тысячелетии до н. э. в тростниковых болотистых зарослях на западных и южных окраинах Нижней Месопотамии. Ибрахим (мир ему) родился предположительно в начале II тысячелетия до н. э. в городе Ур на территории Южной Халдеи близ устья Евфрата.

[2] Абу аль-Касим ‘Али ибн аль-Хасан (1105–1176), известный как Ибн ‘Асакир ад-Димашки, — сирийский историк и хадисовед.

[3] Ханаан — древнее название территории Палестины,Сирии и Финикии. Харран — древний город на территории Месопотамии к северо-востоку от Дамаска. Шам.

[4] Здесь имеется в виду то, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил курайшитам.

[5] То есть считали ложью слова приходивших к ним пророков и были наказаны за это.

[6] Ибрахим (ми ему) имеет в виду знание, полученное из откровений, которые ниспосылал ему Аллах.

[7] Аль-Куртуби приводит пятнадцать возможных толкований слова аввах  — أواه

‘смиренный’. По мнению большинства толкователей, имеется в виду, что Ибрахим (мир ему) смиренно и часто поминал Аллаха и вздыхал,вспоминая о своих ошибках.

[8] Ибрахим (мир ему) имеет в виду, что наихудшим позором для него станет удаление его отца от милости Аллаха, иначе говоря, проклятие и осуждение на вечные муки.

[9] Таким образом, отец Ибрахима (мир ему)будет превращён в гиену и ввергнут в Ад за своё неверие. Заступничества его сына-пророка окажется недостаточно, чтобы Аллах простил его, и Ибрахим (мир ему) отречётся от него.

[10] То есть вернётесь домой, закончив молиться вашим идолам.

[11] Имеется в виду Нух (мир ему).

[12] То есть уверовал в Него.

[13] Когда Ибрахим (мир ему) был брошен в огонь, все животные старались погасить его, кроме ящерицы гекко (самм абрас,или вазаг), которая его раздувала. О таких ящерицах и идёт речь в хадисе.

[14] В толковании, которое даёт этому аяту Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), говорится,что к этому царю привели двух человек, одного из которых он приказал казнить, а другому даровал жизнь, после чего и сказал, что он тоже может либо даровать жизнь, либо отнять её.

[15] Н и м р у д (Немврод) — легендарный основатель Вавилонского царства. В Ветхом Завете [Быт. 10:8–10] — властелин большого государства в Месопотамии, основатель Ниневии и Калаха.

[16] Имеются в виду Ибрахим (мир ему),, Лут (мир ему),, Исхак (мир ему), и Я‘куб (мир ему),

[17] Убай ибн Ка‘б (да будет доволен им Аллах) — один из видных сподвижников Пророка.

[18] Сара — жена Ибрахима, мир им обоим.

[19] В этих трёх случаях его ложь была сродни иносказаниям, и Ибрахим (мир ему) прибегал к ней тогда, когда испытывал присущий каждому от рождения страх, поскольку необходимость делает запретное дозволенным. Несмотря на отвратительность лжи, иногда она является уместной, и здесь речь идёт как раз о таких случаях.

[20] По всей видимости,с ним случилось что-то вроде эпилептического припадка.

[21] То есть попроси Аллаха, чтобы этот припадок прошёл.

[22] Х а д ж а р (библ. Агарь) — мать Исма‘ила (мир ему)

[23] Имеется в виду, что Ибрахим (мир ему) сделал знак рукой, не прерывая молитвы.

[24] То есть Хаджар.

[25] Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) имеет в виду либо отношение арабов к Замзаму, чудесное возникновение которого связано с Хаджар и прародителем арабов Исма‘илом (мир ему), либо то,что бедуины перегоняли свой скот по пустыням в поисках тех мест,где выпадали дожди.

[26] Конкретно имеется в виду район, расположенный между Дамаском и Иерусалимом.

[27] «И сказала Сара Авраму: вот,Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену» [Быт. 16:2–3].

[28] «И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ» [Быт. 17:20].

[29] Речь идёт о правителях,которые будут править всем мусульманским миром, придерживаясь установлений Шариата, в результате чего исламская религия укрепится. В комментариях указывается, что речь идёт о четырёх праведных халифах и некоторых их преемниках: например, Му‘авии ибн

Абу Суфьяне (661–680), ‘Умаре ибн ‘Абд-аль-‘Азизе (717–720) и ряде других.

[30] Имеется в виду существование ислама в надлежащем виде.

[31] Умар ибн ‘ Абд-аль- ‘Азиз (717–720) — известный своим крайним благочестием халиф из династии Омейядов.

[32] Рафидиты (ضفاور —‘оставляющие, отвергающие’) — одно из распространённых названий шиитов, особенно имамитов, признающих последовательно двенадцать имамов из рода ‘Али ибн Абу Талиба.

[33] Согласно шиитскому преданию, Мухаммад ибн аль-Хасан, который был двенадцатым имамом, исчез вскоре после смерти своего отца в Самарре. Его возвращения в качестве махди (يدهم — ‘ведомый правильным путём’), провозвестника близкого конца света, шииты-имамиты ожидают и поныне.

[34] Старший сын ‘Али и Фатимы, внук Пророка (мир ему и благословение Аллаха).После убийства ‘Али (да будет доволен им Аллах), в 661 г. был провозглашён халифом, но примерно через полгода отказался от борьбы за власть и отрёкся от халифата, в результате чего первым халифом из династии Омейядов стал Му‘авия ибн Абу Суфьян (661–680).

[35] Ибн Касир пишет,что в данном хадисе были использованы сообщения израильтян. Согласно мнению учёных, это не соответствует действительности в силу ряда характерных особенностей передачи этого хадиса, а также потому, что, как точно известно, Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах ) никогда не использовал то, что передавали люди Писания.

[36] Сара сама подарила Хаджар Ибрахиму (мир ему), но, когда Хаджар забеременела, Сара стала ревновать и поклялась, что отрежет три части её тела. Тогда Хаджар убежала от неё, надев пояс, концы которого волочились по земле, заметая её следы.

[37] То есть на том месте, где впоследствии была построена Мекка.

[38] В тексте хадиса Сафа названа горой, на самом же деле Сафа и Марва — невысокие холмы, расположенные в непосредственной близости от Каабы.

[39] Иначе говоря, она металась между холмами, трижды поднявшись на вершину одного из них и четырежды — на вершину другого.

[40] Имеется в виду ритуальный бег (са‘й) паломников между холмами Сафа и Марва во время совершения хаджжа или ‘умры.

[41] К а д а — название места в верхней части Мекки.

[42] Имеется в виду, что она кружила над одним местом, постоянно возвращаясь к воде и не улетая оттуда.

[43] То есть Исма‘ил (мир ему).

[44] Имеется в виду, что он отправился на охоту.

[45] То есть Каабы.

[46] Бурак — животное больше осла, но меньше лошади, на котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) совершил своё ночное путешествие в Иерусалим и был вознесён на небо.

[47] Выстроившиеся в ряды» — 37-я сура Корана.

[48] Ибрахим (мир ему) желает покинуть своих соплеменников, являвшихся идолопоклонниками, и отправиться туда, где он мог бы поклоняться Единому Богу.

[49] Иначе говоря, Ибрахим (мир ему) уложил Исма‘ила (мир ему) на землю лицом вниз, чтобы совершить жертвоприношение.

[50] То есть об Ибрахиме (мир ему) .

[51] Гора Сабир находится в Мекке.

[52]По мнению нек. комментаторов, эта женщина была воспитательницей.

[53] То есть в Каабу.

[54] Это случилось в 683 г.

[55]  [Быт. 22:9];  [Быт. 22:12]. [Берейшис, 22:9, 22:12].

[56] Абу Исхак Ка‘б ибн Мати‘ аль-Химьяри, известный как Ка‘б аль-Ахбар (ум. в 652 г.) — последователь, выходец из йеменских евреев, известный своей учёностью. Он принял ислам в правление Абу Бакра, а в правление ‘Умара поселился в Медине и стал одним из главных источников сведений о древней священной истории.

[57] Мухаммад ибн Ка‘б аль-Курази (ум. в 727 г.) — мухаддис, происходивший из иудейского племени бану курайза и живший в Куфе и Медине.

[58] Масрук ибн аль-Аджда‘ ибн Малик аль-Хамдани (ум. в 683 г.) — мухаддис из числа последователей. Был родом из Йемена, жил в Куфе.

[59] Икрима ибн ‘Абдуллах аль-Барбари аль-Макки (645–723) — вольноотпущенник и ученик Ибн ‘Аббаса, основатель традиции хадисоведения и толкования Корана в Магрибе.

[60] Амир ибн Шарахиль аш-Ша‘би аль-Химьяри (640–721) — неграмотный куфийский мухаддис, отличавшийся необыкновенной памятью.

[61] Абу Бистам Мукатиль ибн Хайян аль-Балхи аль-Харраз (ум. в 767 г.) — толкователь Корана, мухаддис и историк из Хорасана.

[62] Уб а й д и б н ‘ Ум а й р и б н К а т а д а (ум. после 767 г.) — мухаддис и толкователь Корана.

[63] Абу Майсара ‘Амр ибн Шурахбиль (ум. в 686 г.) — куфийский мухаддис.

[64] Ибн Шихаб аз-Зухри (678–742) — известный мухаддис и факих.

[65] Абу ‘Убайд аль-Касим ибн Салям (774–838) — филолог, мухаддис и толкователь Корана.

[66] Абу Мути‘ Мухаммад ибн аль-Фадль ан-Насафи, известный как М а к х у л ь (ум. в 920 г.) — известный мухаддис.

[67] Мухаммад ибн ‘Али аль-Бакир (676–732) — пятый шиитский имам, мухаддис и знаток Корана.

[68] Абу Салих ибн Салих аль-Джухани (755–838) — глава египетской школы мухаддисов своего времени.

[69] Или: прислуживавшая им.

[70] По мнению большинства толкователей, жена Ибрахима (мир ему) удивилась тому, что он испугался гостей, что и вызвало её смех.

[71] То есть об ангелах, которые явились к нему в образе людей.

[72] Имеется в виду Ибрахим (мир ему) .

[73] Имеется в виду Кааба и прилегающая к ней территория.

[74] То есть мечеть в Иерусалиме.

[75] Быт. 28:10–22].  [Быт. 35:1–7].

[76] Имеются в виду идолы.

[77] То есть исповедует ту же религию.

[78] Б а к к а — одно из названий Мекки.

[79] Место Ибрахима (макам Ибрахим — ماقمميهاربإ) — камень со следами человеческих ног, на котором стоял пророк Ибрахим (мир ему), когда возводил стены Каабы. Около этого места паломники совершает молитву после ритуального обхода Каабы.

[80] То есть кто отрицает необходимость хаджжа.

[81] Имеется в виду Кааба.

[82] Имеется в виду молитва в два рак‘ата после совершения обхода Каабы.

[83] От идолов и многобожников.

[84] Речь идёт о людях, которые неотлучно находятся там в течение определённого времени с целью поклонения Аллаху.

[85] Имеется в виду Священный Дом (аль-байт аль-ма‘мур — تيبلا رومعلما) — аналог Каабы, находящийся напротив неё на седьмом небе; небесный храм, куда ежедневно являются по семьдесят тысяч ангелов, которые молятся там, после чего покидают его и больше никогда туда не возвращаются.

[86] См. раздел под названием «Упоминание о том, как Ибрахим вместе со своим сыном Исмаи‘лом и его матерью Хаджар отправился в горы Фаран, находящиеся на земле Мекки, и о том, как он строил Каабу»

[87] Имеются в виду жители Мекки, оставшиеся неверными.

[88] То есть берут в плен и убивают.

[89] В доисламскую эпоху курайшиты были хранителями Каабы. Её перестройка была предпринята ими ок. 605 г.

[90] Джахилия — букв. ‘неведение’, ‘невежество’. В своём узком терминологическом значении данное слово служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха),. В широком смысле оно используется для обозначения неисламского состояния всякого общества.

[91] Х и д ж р — огороженная полукруглой невысокой стеной и не покрытая крышей часть Каабы.

[92] Абдуллах ибн аз — Зубайр — сподвижник и сын сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который был первым младенцем, родившимся в Медине после переселения туда мусульман из Мекки. После смерти халифа Му‘авии в 680 г. и гибели внука Пророка аль-Хусейна стал претендовать на власть в Халифате. 2 марта 684 г. объявил себя халифом. Погиб 5 ноября 692 г. во время осады Мекки.

[93] А л ь — М а х д и и б н М а н с у р (775–785) — халиф из династии Аббасидов.

[94] М а л и к и б н А н а с (713–795) — основатель и эпоним маликитского мазхаба.

[95] Имеется в виду Ибрахим.

[96] Аль-Хасан и аль-Хусайн — внуки Пророка

[97] Имеется в виду Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)

[98] Имеется в виду такой человек, который не думает о своём собственном положении, обрекая себя на гибель.

[99] Имеется в виду завет Аллаха. См. суру 2, аят 83.

[100] То есть проявите покорность (ислам) воле Аллаха и не отступайте от этого до самой смерти.

[101] Здесь имеются в виду Ибрахим и его сыновья, а также Я‘куб и его сыновья.

[102] Речь идёт о двенадцати коленах (племенах) израильтян, родоначальниками которых стали сыновья Я‘куба (мир ему). Имеются в виду откровения, ниспосланные Аллахом тем пророкам, которые относились к разным коленам.

[103] Имеются в виду иудеи и христиане.

[104] Буквально — «цвета Аллаха». Здесь слово ةغبص — ‘цвет; краска; оттенок; характер’ используется как метафорическое обозначение ислама, который уподобляется краске, пропитывающей то, что в неё погружают.

[105] В этом хадисе речь идёт о событиях, которые имели место в день овладения мусульманами Меккой в 630 г.

[106] Имеется в виду либо то, что Ибрахим (мир ему) полностью выдержал все испытания, которым подверг его Аллах, ни на йоту не отступив от предписаний религии истинного единобожия, либо то, что он довёл до людей все заповеди этой религии.

[107] Здесь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имеет в виду самого себя.

[108] Му‘аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах), — один из видных сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который назвал его «лучшим знатоком дозволенного и запретного». Он принимал участие во многих военных походах и одно время являлся наместником и судьёй (кади) Йемена, куда был послан Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в 631 или 632 г. для распространения ислама. Му‘аз ибн Джабаль умер в 639 г. в возрасте 33 лет.

[109] Согласно «Му‘джам аль-муфахрас ли-альфаз аль-Кур’ан»12, в Коране насчитывается шестьдесят девять таких мест.

[110] То есть то, о чём сообщается в хадисе [Бухари, № 349].

[111] Достохвальное место (аль-макам аль-махмуд — دوملمحاماقلما) — место, с которого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратится к Аллаху с величайшим заступничеством за людей.

[112] Юсуф (мир ему) — сын Я‘куба (мир ему) , внук Исхака (мир ему) , правнук Ибрахима (мир ему) .

[113] То есть не делайте этого только для того, чтобы умалить их достоинство.

[114] То есть не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его.

[115] Ташаххуд — слова, которые молящемуся следует произносить сидя после каждых двух рак‘атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима.

[116] Здесь под словами «благослови» (يلص) и «благословляй» (كراب) имеются в виду разные вещи. Согласно толкованию большинства учёных, в первом случае имеется в виду «отзовись о нём с похвалой среди ангелов», что же касается слова «благословляй», то в него вкладывается иной смысл: «продолжай возвышать его и оказывать ему честь».

[117] Удалять волосы под мышками можно любым способом.

[118] Дихья ибн Халифа аль-Кальби — сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха), отличавшийся необычайной красотой.

[119] Шестого сына Ибрахима (мир ему) от Кантуры звали Мадан. (Комментарий канонического редактора.)

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь