Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 8. Инструментальный кружок в школе: технология интенсивного обучения Т.И.Смирновой, изучение основ гармонии (по Е.П.Лиманской).



· Технология интенсивного обучения игре на фортепиано.

· Основы гармонии в работе со школьниками.

Учащимся, проявившим на уроках музыки особый интерес и способности к исполнительской деятельности, следует рекомендовать посещение инструментального кружка. Здесь они получат возможность освоить  элементарные навыки игры на инструменте, необходимые для любительского музицирования. Преподаватель достигнет своей цели, если научит детей легко читать ноты с листа, аккомпанировать собственному пению, самостоятельно разучивать произведения разных стилей и эпох, проявляя при этом хороший музыкальный вкус.

Татьяна Ивановна Смирнова, известный московский педагог-музыкант, рассматривает возможности интенсивного обучения игре на фортепиано в пособии для преподавателей, детей и родителей «Фортепиано. Интенсивный курс». Автор излагает новые подходы к обучению технике чтения нотного текста с листа, развитию гармонического слуха, чувства ритма.

В основе методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу дается огромный объем информации, который осваивается им в практической деятельности.

Предлагаемая Т.И.Смирновой технология может быть использована для обучения людей всех возрастов, но в пособии она изложена применительно к шести-семилетним детям. Курс, рассчитанный на 5 лет, включает: интенсивное обучение игре на фортепиано; развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей; формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.

Эти задачи решаются в течение всего срока обучения, который условно разделяет на три этапа (в соответствии с приоритетными направлениями деятельности). На первом этапе происходит интенсивное обучение основам игры на фортепиано; основная цель ­- научить ребенка самостоятельно работать над несложными произведениями, свободно разбирать нотный текст, легко читать с листа, составлять в общих чертах исполнительский план. На втором этапе наибольшее внимание уделяется развитию творческих способностей музыканта-исполнителя; преподаватель консультирует ученика, помогает в  осуществлении его замыслов. Третий этап - самостоятельная работа учащихся над произведением; проводятся беседы об исполнительском мастерстве, о творчестве разных композиторов. Педагог оказывает помощь в решении всех  вопросов в процессе самообучения юного музыканта. Одновременное освоение различных составляющих искусства фортепианной игры требует значительного повышения интенсивности труда преподавателя. Само слово «интенсив» (от лат. Intensio) означает напряжение, усилие. Но детям обучение по данной системе дается легко, и занятия вызывают у них большой, постоянно увеличивающийся интерес. Именно в совместном интенсивном, творческом труде педагога и ученика Т.И.Смирнова видит залог успеха.

При обучении игре на фортепиано методом интенсива одновременно дается весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умения читать нотную запись, играть двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, импровизировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Каждый следующий этап работы характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, то есть идет как бы развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства фортепианной игры.

С первого урока Т.И.Смирнова учит ребенка «графически видеть» нотный текст, то есть, увидев ноту, не вспоминать, как она называется, а сразу нажимать на клавишу. Для этого удобно использовать упражнения «Бусы» (ноты записываются подряд, только на линейках или только между линейками, одноголосно), «Двойные бусы» (параллельные терции, кварты, квинты, сексты), «Тройные бусы» или «Снеговики» (аккорды).

Методика интенсивного обучения предполагает активизацию всех возможностей обучаемого: он ставится перед необходимостью сразу играть на инструменте, формулировать и решать технические и художественные исполнительские задачи. Интенсивный метод имеет свои  особенности, главная из которых ­- широкое применение игровых форм.

Проблеме изучения основ гармонии традиционно считается сложной и трудноразрешимой, связанной с большими затратами времени, утратой интереса ребенка к этой работе. Одним из удачных исключений можно, на наш взгляд, считать методическую  разработку самарского педагога Елены Петровны Лиманской ««Я хочу играть без нот!» (Гармония для детей. Игра по слуху. Просто о сложном)». В четыpех тетрадях автор доступно и последовательно реализует принцип обучения «Слушай - ­смотри - запоминай - играй». Таким образом, гармонические последовательности (например, «золотая» секвенция) вначале воспринимаются слухом учащихся (точнее, дети уже не раз слышали их в песнях популярных исполнителей, в мелодиях из телепередач, мультфильмов). Затем ученик видит,  как на клавиатуре фортепиано два аккорда можно соединить удобным способом («l-й палец правой руки плавно переходит на ступень вверх, и квартсекстаккорд превращается в трезвучие» и т.п.). Без усилий, почти непроизвольно, запоминая принцип построения одного звена секвенции, учащийся закрепляет его в памяти, играя от ближайшего звука тональности, ит.д. Левая рука перемещается скачкам на кварту от тоники (I-IV, VП-III, VI-П, V-I) .

Сложность заданий увеличивается через освоение гармонической и ритмической фигураций, варьированием партии левой руки. Темы для четырехлетнего курса изучения гармонии (со 2-го по 5-й класс) Е.П.Лиманская предлагает следующие: «Золотая» секвенция», «Квартовое соединение», «Импровизация проигрышей», «Квартовое соединение и «золотая» секвенция в одной песне» (1 тетрадь); «Терцовое соединение трезвучий», «Секундовое соединение трезвучий», «3 вида соединения трезвучий в одной песне», «Отклонение. Побочные Д. Д к III. Д к IV» (2 тетрадь); «Отклонение во П ступень лада», «Отклонение в VI ступень лада», «Двойная доминанта», «Эллипсис» (3 тетрадь); «Схемы некоторых танцевальных ритмов - фокстрот, баунс, стрит, твист, босса нова, шейк, румба, ча-ча-ча, джаз-вальс, танго» (4 тетрадь).

Метод обучения основам гармонии Е.П.Лиманской имеет несколько характеристик технологии: он универсален; включает систему взаимосвязанных заданий, составленных с учетом возрастных особенностей учащихся; его использование способствует оптимизации процесса музыкального образования – создания наиболее благоприятных, не требующих сверхнормативных усилий педагога и учащихся, условий для успешного освоения материала.

 

Литература

Основная

1. Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». Тетр 1. -  Самара, 1995. – 16 с.

2. Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». Тетр. 2. - Самара, 1995. – 13 с.

3. Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». Тетр 3. - Самара, 1995. – 15 с.

4. Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». Тетр 4. - Самара, 1995. – 30 с.

5. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. М., 1994. - 56 с.

Дополнительная

1. Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке; Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. – СПб., 1989. – 168 с.

2. Исенко А.И. Греческий альбом: Методика ускоренног развития начинающих пианистов. – М., Издательство РАМ им.Гнесиных, 2002. – 30 с.

3. Исенко А.И. Обучение на моделях: курс фортепиано для начинающих. – М., 1993. – 46 с.

Планы индивидуальных занятий

Занятие №1

План:

1.Запишите в нотной тетради два варианта «Бус», четыре варианта «Двойных бус» и несколько вариантов «Снеговиков», подходящих для обучения чтению нот с листа.

2. Объясните принципы использования таких упражнений в интенсивном обучении игре на фортепиано.

Литература

1. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. М., 1994. - 56 с.

Занятие №2

План:

1.Сыграйте на любом музыкальном инструменте «золотую» секвенцию в тональности ля минор, ориентируясь на Тетрадь 1 пособия Е.П.Лиманской.

2.Сделайте выводы о возможности освоения данной гармонической последовательности учащимися второго класса музыкально-математической гимназии (для которых и предназначена разработка Е.П.Лиманской).

Литература

Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». Тетр 1. - Самара, 1995. – 16 с.

Занятие №3

План:

1. Ознакомьтесь с материалами лекции, обращаясь за разъяснениями к преподавателю.

2.  Заполните таблицу: «Технология Т.И.Смирновой и метод Е.П.Лиманской: плюсы и минусы».

Литература

1. Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». Тетр 1. - Самара, 1995. – 16 с.

2. Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». Тетр. 2. - Самара, 1995. – 13 с.

3. Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». Тетр 3. - Самара, 1995. – 15 с.

4. Лиманская Е.П. «Я хочу играть без нот!». Тетр 4. - Самара, 1995. – 30 с.

5. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. - М., 1994. - 56 с.

Вопросы и задания для повторения

1. Каковы основные направления работы педагога в музыкальном кружке?

2. Охарактеризуйте методику интенсивного обучения игре на фортепиано, разработанную Т.И.Смирновой.

3. В чем состоит своеобразие метода обучения основам гармонии самарского педагога-музыканта Е.П.Лиманской?

Задания для самостоятельной работы студентов

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в мультимедийной презентации. Проблемные вопросы:

Проблемные вопросы для создания мультимедийных презентаций

1. «Погружение» или постепенность: что ближе природе человека?

2. Зачем нужно интенсивное обучение?

3. Помогают ли «штампы» в гармонизации эстрадных «хитов» музыкальной педагогике?

Проведите исследование и отразите его содержание и результаты в публикации (буклете). Темы для разработки буклетов:

1.  «Аналоги нотной записи вокруг нас» (проблемный вопрос – «На что похожи нотные «бусы»?»)

2. «Власть моделей» (проблемный вопрос – «Можно ли жить по «чужим» моделям?»

3. «Сплошные кадансовые обороты!» (проблемный вопрос – «Где находится грань между искусством и «фабрикой песен»?»)



ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Кризисные явления в социально-культурной сфере России на рубеже 20 и 21 веков.

2. Позитивные тенденции в развитии культуры современной России.

  1. Синтез искусств и детское творчество в современной музыкальной педагогике.
  2. Содержание понятия «инновационные технологии».
  3. Особенности применения инновационных технологий в музыкальном образовании.
  4. Сущность понятия «синтез искусств»
  5. Синтез искусств в романтизме.
  6. Мелодическая линия русской поэзии.
  7. Русские народные песенные традиции в поэзии А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова и С.А.Есенина.
  8. Сущность понятия «импровизация».
  9. Педагоги-музыканты об импровизации учащихся на музыкальных занятиях.
  10. Интеграция предметов в современном школьном образовании.
  11. Содержательные «блоки» интеграции учебного и развивающего материала.
  12. Способы применения технологического компонента творческого саморазвития учащихся.
  13. Задачи по развитию личности учащихся в рамках общего музыкального образования.
  14. Основные положения концепции Н.А.Бергер.
  15. Этапы и направления обучения практическому музицированию.
  16. Содержание понятия «литературно-музыкальная композиция».
  17. Этапы разработки технологии обучения детей литературно-музыкальному творчеству.
  18. Взаимодействие разнопрофильных учреждений дополнительного образования в разработке проекта.
  19. Учитель музыки как представитель художественного творчества в музыкальном мире.
  20. Сущность понятия «моделирование».
  21. Педагогическое моделирование в преподавании музыки.
  22. Технология интенсивного обучения игре на фортепиано.
  23. Основы гармонии в работе со школьниками.

Творческие задания для подготовки к экзамену

1. Предложите тему научно-практической конференции по одной из актуальных проблем музыкального воспитания и раскройте ее основное содержание на примере нескольких докладов.

2. С небольшой группой студентов организуйте строгую импровизацию «Путешествие в Китай» на основе модели, разработанной С.В.Мышкиной.

3. Покажите приемы освоения учащимися «золотой» секвенции с использованием популярных мелодий.

4. Импровизируйте на музыкальном инструменте прелюдию в стиле И.С.Баха (по Г.И.Шатковскому) или пропойте 4-5 вариантов мелодии на слова «Взял Топтыгин контрабас: «Ну-ка, все пускайтесь в пляс!» (Б.Заходер).

5. Подберите художественный материал, в доступной для детей форме иллюстрирующий взаимосвязь явлений в искусстве.

6. Импровизируйте на фортепиано музыкальную зарисовку «Снегопад» (свободная импровизация).

7. Смоделируйте урок музыки (тематический, интегрированный, в форме музыкальной гостиной или народного праздника) на основе конструктора уроков А.А.Гина.

8. Варьируйте голосом или на музыкальном инструменте мелодию М.Красева «Белые гуси» в соответствии с рекомендациями Б.В.Асафьева: присочинение подголосков, двухголосие без параллельного движения, колорирование и диминуирование, подбор аккомпанемента.

9. С помощью цвета (открыток, журнальных иллюстраций, художественных фотографий, детских рисунков) создайте модель, адекватную пьесе П.И.Чайковского «Сладкая греза»: форме произведения, смене регистров, тональности и др.

10. К конкретному музыкальному произведению подберите удивительные факты или смоделируйте ситуацию, привлекающую интерес слушателей.

11. Составьте план первого урока интенсивного обучения игре на фортепиано, основываясь на рекомендациях Т.И.Смирновой, и объясните, в чем его отличие от традиционного урока.

12. Сочините фразу или небольшое стихотворение с аллитерациями (пример: «Слушай одна ты - / Нам не годиться./ Мертвая тишь…/ Только и слышно, чуть шевелится/ Резвая мышь (А.А.Фет)).

13. Приведите примеры «музыкальных портретов» в музыке отечественных и зарубежных композиторов. Сыграйте отрывки из этих произведений (можно использовать аудиозапись) и расскажите о характере персонажей.

14. Приведите 10-15 вариантов пения по матрице (Н.А.Бергер).

15. Превратите в мелодию орнамент (2-3 варианта):

// * ^^^ * // * ^^^ *// * ^^^ * // * ^^^ *// * ^^^ * // * ^^^ *

16. Разработайте мини-альбом для обучения первоклассников чтению нот с листа («Бусы», примеры из сборника «Сольфеджио», русские и латинские обозначения тональностей, «Снеговики»).

17. Придумайте слова-неологизмы по принципу «самовар», «кофемолка», «лебедиво» (В.Хлебников). Поясните их значение, художественно-выразительный смысл, взаимосвязь с новаторством в музыке.

18. Заполните таблицу:

Настроение
Грусть
Радость
Мечтательность
Героические чувства
Трагические чувства
Раздумья о жизни
Шутливое настроение
Сказочность, нереальность

19. Составьте список из 5-10 известных музыкальных произведений, которые могут быть использованы в сценарии «Лицейские годы А.С.Пушкина» (1811-1816). Объясните Ваш выбор.

20. Продолжите ассоциативный ряд (5-6 примеров): М.Исаковский, муз М.Блантера. « В лесу прифронтовом» - жанр вальса; С.Есенин. «Поет зима – аукает» - колыбельная; А.Твардовский.Отрывок из поэмы «Василий Теркин» («Гармонист ударил вдруг…/ - Дайте круг!/ - Шире круг!/ Шире!/ Шире!/ Шире!/ Шире!/ Эх, дай на свободе/ Разойтись сгоряча! -/ Гармонист гармонь разводит/ От плеча и  до плеча») – …; …

21. Проиллюстрируйте понятие «музыкальность поэзии», сопоставив рифмованные стихи со стихами без рифм (белый стих, безрифменный стих, верлибр, стихотворение в прозе).

22. Сопоставьте три женских портрета с тремя пьесами П.И.Чайковского и проведите музыкально-художественные аналогии:

Д.Б.Баран. Английский балет Сладкая греза
С.М.Романович. Материнство Немецкая песенка
Б.М.Кустодиев. Портрет Татьяны Чижовой Новая кукла

23. Предложите по 2-3 названия абсолютно новых предметов (курсов), новых спецкурсов (обновляющих содержание внутри предмета), циклов уроков, разовых интегративных уроков. Все названия должны быть связаны с музыкой и другими видами искусства. Пример цикла уроков: «Народная песня в русской поэзии 19-начала 20 века».

24. Приведите примеры фигурного стихотворения (сочинения профессиональных поэтов, собственные «пробы пера») и поясните, в чем выражена его связь с другими видами искусства.

25. Составьте аннотацию методического пособия Г.С.Ригиной «Музыка для детей. 1 класс», выделив в его содержании новое, нетрадиционное.



Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций в Microsoft Power Point

1. Продумайте содержание презентации, которое должно отражать Ваше самостоятельное исследование, отвечать поставленным целям и задачам.

2. Выберите материалы, на основе которых создадите презентацию: тексты, рисунки, звуковое сопровождение и т.п.

3. Обозначьте проблему исследования.

4. Сформулируйте основополагающий вопрос, который уходит вглубь учебной дисциплины, возникает снова и снова на протяжении обучения, побуждает задавать другие важные вопросы.

5. Определите проблемные вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые будете искать ответы в процессе работы над презентацией.

6. Выберите методику исследования: анализ или оценка, интерпретация, сравнение, развитие, другое.

7. Составьте перечень ресурсов, которые будете использовать: Интернет-ресурсы, мультимедийные энциклопедии, учебники и т.д.

 

Презентация включает в себя:

· название (в рамках основополагающего вопроса);

· имя и фамилию автора (авторов);

· краткое описание целей и задач исследования;

· гипотезу;

· цитату по теме исследования;

· основные результаты, полученные в итоге исследования;

· анализ или оценку;

· интерпретацию;

· сравнение/противопоставление;

· развитие;

· ссылки на информационные ресурсы;

· список литературы;

· другое.

 

Не планируйте большое количество (достаточно 6-9) слайдов и компьютерных эффектов.

Создавая сценарий презентации, определите конкретное количество слайдов. Назначение каждого из них и определите основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах. Например:

· название работы и ФИО студента (студентов);

· цель самостоятельной работы;

· ход исследования (или основные этапы, или методики исследования);

· результат исследования (графики, фотографии и т.п.);

· список использованных источников и ресурсов.



Рекомендации по разработке буклетов в Microsoft Publisher

Определите цель создания буклета, его название, проблемные вопросы, темы и список материалов, которые нужно найти в Интернете, перечень дополнительных ресурсов.

Буклет включает:

· название;

· список основных исполнителей;

· в рамках какого учебного проекта (курса) создается эта публикация;

· краткое описание учебной темы проекта (курса);

· объяснение целей самостоятельной работы студентов;

· план работы;

· оценка и анализ результатов, полученных в ходе работы;

· ссылки на информационные ресурсы;

· список литературы;

· перечень иллюстраций (собственных, отсканированных и изображений из Интернета;

· таблицы.

 

Выберите необходимое для решения задач, стоящих перед Вашим проектом (курсом):

· программа действий;

· тезисы;

· анализ;

· оценка;

· сравнение;

· объяснение;

· содействие (в чем-либо, связанном с исследованием по проекту (курсу));

· фотографии, иллюстрации и компьютерную графику;

· диаграммы и графики;

· цитаты, список использованных материалов;

· другое.



СЛОВАРЬ

Аллитерация - в стихах, реже в прозе - повторение одинаковых или созвучных согласных звуков.

Аналогия - сходство, подобие в определенном отношении предметов, явлений или понятий, в целом различных.

Белый стих – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации.

Безрифменный стих – предшественники белого стиха; к безрифменному стиху относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии еще не сложилась.

Буклет – форма самостоятельной работы студента, учащегося. Выполняется в Power Point.

Верлибр (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.

Диминуирование – «дробление», «укорачивание» музыкально-ритмических длительностей.

Импровизация - одновременное создание и исполнение художественного (музыкального) произведения или его элементов, подготовкой к которому служит освоение языка искусства.

Инновация – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Интеграция – прочная связанность отдельных частей в целое.

Интенсивное обучение. В основе методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу дается огромный объем информации, который осваивается им в практической деятельности. Само слово «интенсив» (от лат. Intensio) означает напряжение, усилие.

Интерпретация – творческое исполнение художественного произведения, основанное на самостоятельном толковании его смысла.

Колорирование – «расцвечивание», «окрашивание» мелодии с помощью мелизмов (форшлагов, мордентов, группетто и т.п.).

Кризис – перелом, переходное состояние.

Матрица – сжатая, схематизированная форма предмета или действия, в которой набор элементов системы осуществляется по минимуму.

Мелодическая линия в русской поэзии. Творчество трех русских поэтов – В.А.Жуковского, А.А.Фета и А.А.Блока, - исходя из особенностей их стиля, объединяют в одну мелодическую линию. Для этой линии, в числе прочих особенностей, характерна исключительная роль ритмико-мелодической основы.

Модель - объект или мысленный образ, отображающий или воспроизводящий объект исследования

Моделирование - особый вид деятельности по выбору и конструированию моделей, в процессе которого производится отбор основных, существенных характеристик и исключение второстепенных с целью облегчения поиска в данном направлении. Любая модель создается для решения определенной задачи.

Мультимедийная презентация – форма самостоятельной работы студента, учащегося; представление выполненного автором исследования по проблеме в формате мультимедиа.

Орнамент – рисунок, строящийся на регулярном повторении равновеликих групп, состоящих из разных элементов. Позволяет при восприятии мгновенно выделять эти группы или находить тождественный элемент в разных группах.

Педагогическая технология - последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Прелюдия – вступление перед музыкальным произведением; самостоятельная инструментальная пьеса свободного, импровизационного склада.

Секвенция – повторение какого-либо мотива или гармонического оборота на различных ступенях восходящей/нисходящей гаммы.

Синтез искусств - форма художественной взаимосвязи и взаимодействия различных видов искусства. Высшее достижение синтеза искусств – равноценная художественная выразительность и самодостаточность различных видов искусства. 

Стихотворение в прозе – небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность.

Тенденция – направление, в котором совершается развитие какого-либо явления.

Фигурное стихотворение – стихотворное произведение, которое своими графическими контурами воспроизводит какую-либо геометрическую фигуру, символический знак или очертания предмета.



Хрестоматийные материалы

к теме 2 «Элементы технологии в использовании синтеза искусств

на занятиях по предметам эстетического цикла»

М.В. Ломоносов

(Из Горация)

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать на будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски,

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.


 

А.П.Сумароков

(Из Пауля Флеминга)

 

О ты, союзница Голштинския страны,

В российских городах под именем царицы.

Ты отверзаешь нам далекие границы

К пути, в который мы теперь устремлены.

 

Мы рек твоих струей к пристанищу течем,

И дружество твое мы возвестим Востоку;

Твою к твоим друзьям щедроту превысоку

По возвращении на Западе речем.

 

Дай, небо, чтобы ты была благополучна,

Безбранна, с тишиной своею неразлучна,

Чтоб твой в спокойствии блаженный жил народ!

 

Прими сии стихи. Когда я возвращуся,

Достойно славу я твою воспеть потщуся

И Волгу похвалой промчу до Рейнских вод.


 

 

Г.Р.Державин

(Из псалмов)



Властителям и судиям

Восстал Всевышний Бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

 

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

 

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

 

Не внемлют! Видят – и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

 

Цари! – Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья, -

Но вы, как я, подобно страстны

И так же смертны, как и я.

 

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

 

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един Царем земли!


 

В.А.Жуковский

(Из Фридриха Шиллера)


Желание

Романс

 

Озарися, дол туманный;

Расступися, мрак густой;

Где найду исход желанный?

Где воскресну я душой?

Испещренные цветами,

Красны холмы вижу там…

Ах! Зачем я не с крылами?

Полетел бы я к холмам.

 

Там поют согласны лиры;

Там обитель тишины;

Мчат ко мне оттоль зефиры

Благовония весны;

Там блестят плоды златые

На сенистых деревах;

Там не слышны вихри злые

На пригорках, на лугах.

 

О предел очарованья!

Как прелестна там весна!

Как от юных роз дыханья

Там душа оживлена!

Полечу туда… напрасно!

Нет путей к сим берегам;

Предо мной поток ужасный

Грозно мчится по скалам.

 

Лодку вижу… где ж вожатый?

Едем!.. будь, что суждено…

Паруса ее крылаты,

И весло оживлено.

Верь тому, что сердце скажет;

Нет залогов от небес;

Нам лишь чудо путь укажет

В сей волшебный край чудес.


В.А.Жуковский


Светлана

(фрагмент)                                     А.А.Воейковой

 

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

 

Тускло светится луна

В сумраке тумана –

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое».

 

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался – вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель»…

В.А.Жуковский

Эолова арфа

(фрагмент)

Владыка Морвены,

Жил в дедовском замке могучий Ордал;

Над озером стены

Зубчатые замок с холма возвышал;

Прибрежны дубравы

Склонялись к водам,

И стлался кудрявый

Кустарник по злачным окрестным холмам…


 

В.А.Жуковский


Невыразимое

(фрагмент)

 

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..


А.А.Фет

ПРИМЕРЫ РАЗНЫХ СТРОФИЧЕСКИХ ФОРМ

           .....

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

           ......

(Фрагмент)

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей…

             (Фрагмент)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Это синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод…


А.А.Фет



Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

 

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

 

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.


А.В.Кольцов


Разлука

(фрагмент)

На заре туманной юности

Всей душой любил я милую:

Был у ней в глазах небесный свет;

На лице горел любви огонь.

 

Что пред ней ты, утро майское,

Ты, дуброва, мать зеленая,

Степь-трава – парча шелковая,

Заря-вечер, ночь волшебница!...


 

Н.А.Некрасов

       

     Тройка

(фрагмент)

 

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

 

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет…


А.А.Блок

 



Сольвейг

Сергею Городецкому

Сольвейг прибегает на лыжах.

Ибсен. «Пер Гюнт»

 Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мне,

Улыбнулась пришедшей весне!

 

Жил я в бедной и темной избушке моей

Много дней, меж камней, без огней.

 

Но веселый, зеленый мне глаз твой блеснул –

Я топор широко размахнул!

 

Я смеюсь и крушу вековую сосну,

Я встречаю невесту – весну!

 

Пусть над новой избой

Будет свод голубой –

Полно соснам скрывать синеву!

 

Это небо – твое!

Это небо – мое!

Пусть недаром я гордым слыву!

 

Жил в лесу, как во сне!

Пел молитвы сосне,

Надо мной распростершей красу.

 

Ты пришла – и светло,

Зимний сон разнесло,

И весна загудела в лесу!

 

Слышишь звонкий топор? Видишь радостный взор,

На тебя устремленный в упор?

 

Слышишь песню мою? Я крушу и пою

Про весеннюю Сольвейг мою!

 

Под моим топором, распевая хвалы,

Раскачнулись в лазури стволы!

 

Голос твой – он звончей песен старой сосны!

Сольвейг! Песня зеленой весны!


С.А.Есенин

С добрым утром!

 

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась сонным перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»


С.А.Есенин

 

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

 

Не ходил в Багдад я с караваном,

Не возил я шелк туда и хну.

Наклонись своим красивым станом,

На коленях дай мне отдохнуть.

 

Или снова, сколько не проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени – Россия –

Я известный, признанный поэт.

 

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

 Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

 

Я сюда приехал не от скуки –

Ты меня, незримая, звала.

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла.

 

Я давно ищу в судьбе покоя,

И хоть прошлой жизни не кляну,

Расскажи мне что-нибудь такое

Про твою веселую страну.

 

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не плакал, не скучал.

 

И хотя я не был на Босфоре –

Я тебе придумаю о нем.

Все равно – глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем.


[1] Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2006. С.37-38.

[2] Технология - учение («логос») об искусственном, искусном («техно»).

[3] Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2006. С.5.

[4] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 3-е издание, - М., Школа-Пресс, 2000. С.330.

[5] Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушина. – М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2006. С.29.

[6] Здесь и далее план занятия под №1 составлены для хорошо успевающих студентов, имеют высокий уровень трудности, занятия под №2 – средний уровень, под №3 – составлены в облегченной форме.

[7] Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. – М., Русский язык – Медиа, 2005. Стб.136.

[8] Музыка, архитектура и изобразительное искусство. Сценарии творческих уроков / Под ред. В.С.Кукушина. – М., Ростов-на-Дону, 2005. С.37-39.

[9] Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., Издательский дом «Классика-XXI», 2006. С.241.

[10]Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально-творческого саморазвития: Серия «У тебя получится». – М., Аквариум, 1997. – 272 с.

[11] Саркисян К.Б. «И слово в музыку вернись…» (музыкально-поэтическая антропология): Для преподавателей и студентов по курсу «Мировая художественная культура». – Самара, Издательство СамГПУ, 2001. С. 55.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.42 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь