Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современное состояние этнического туризма в России



Этнический туризм в России:

- способствует укреплению толерантного отношения к представителям разных этносов;

- помогает сохранению культурного, социального и ландшафтно-экологического разнообразия;

- способствует укреплению чувства идентичности и дальнейшему сохранению культуры региона;

- сохраняет многообразие и многоликость современного мира, способствует возрождению местной кухни, местных способов изготовления традиционных предметов быта и ремесел [23].

- все это, в конечном итоге, ведет к возрождению местных сообществ в целом и обеспечивает экономический рост региона.

На территории Российской Федерации сложились традиционные туристские центры - это Москва, Санкт-Петербург, многие небольшие города, входящие в Центральный, Северо-Западный федеральные округа.Центральное место среди них занимает самый увлекательный и познавательный туристский маршрут - «Золотое кольцо России». В первую очередь маршрут известен своей исторической составляющей. Достопримечательностями этого туристского маршрута являются самые яркие большие и малые древнерусские города: Сергиев Посад, Дмитров, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Владимир, Суздаль и другие. Именно в этих городах раскрываются культура, искусство, зодчество и традиции русского народа. Подобного рода маршруты имеются или разрабатываются и в других национальных республиках, краях и областях России, что свидетельствует о возрастающем внимании общества к туризму познавательного направления.

Преимущества получают те национально-территориальные образования, которые активно работают в этом направлении. Например, большое значение развитию туризма придает Бурятия, руководство которой проявило инициативу, сформировав туристский кластер, вокруг которого создаются 7 туристских зон. Более того, Республика Бурятия включена Федеральной целевой программой в число семи особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа.

В число семи ОЭЗ входит еще одно национально-территориальное образование - Республика Алтай. Правда, она тесно связана с Алтайским краем, хотя в чем-то развивает туризм по своему сценарию. Республика Алтай позиционирует себя как «Сибирская Швейцария», где, согласно легенде, находится мистическая страна Шамбала. В республике есть множество уникальных и совершенно не похожих друг на друга природно-климатических комплексов. Есть и такой фактор, как природное непостоянство, например, там находится как самое теплое место в Западной Сибири, так и самое холодное. Сохранившиеся до настоящего времени во многих районах Горного Алтая традиционные способы ведения хозяйства и основы жизненного уклада обуславливают привлекательность региона с точки зрения этнического туризма. Проживание в непосредственном соседстве на локализованной территории нескольких этносов с самобытными культурами способствует формированию в Республике Алтай богатейшей мозаики традиционных культурных ландшафтов. У народов, населяющих регион, имеется значительное фольклорное наследие. У народов населяющих регион имеется богатое фольклорное наследие. Увлекательное зрелище представляют национальные праздники, такие как межрегиональный народный праздник Эл-Ойын, Чага-Байрам, Дьылгаяк, Курултай сказителей, Кыз-куу, Тюрюк-байрам и др [16, c.551].

 Для некоторых регионов России и национально-территориальных образований туризм, можно сказать, жизненно важен. Так, Северо-Кавказский регион имеет все предпосылки стать «туристским раем». Развитие туризма в регионе способно если не снять, то, по крайней мере, значительно уменьшить гнет такой серьезной проблемы для региона, как безработица и всё, что с ней связано. Здесь известнейшие горные районы Кавказа - Приэльбру-сье, Домбай, Архыз, Цейское ущелье и др. Красота этих мест - зеленые леса, прозрачные горные реки и водопады, горячие и кислые воды, разнообразный растительный и животный мир, канатные дороги, конные и пешеходные маршруты, горнолыжные склоны различной сложности, национальная кухня - все это как магнитом притягивает сюда туристов всех возрастов и национальностей, и подобные места для них всегда должны быть доступны. Есть концепция развития туризма на Северном Кавказе. Речь идет о создании здесь кластерных зон исходя из потенциалов каждого региона.

Регион Кавминвод представляет собой ворота на Северный Кавказ, он сформирован на принципах экологии и природосбережения. В этих местах уникальные целебные ключи и грязи. Все это используется в первую очередь для оздоровления людей. По своим туристско-экскурсионным возможностям Кавминводы вообще не имеют себе подобных. Живописные горные ландшафты, обилие разнообразных минеральных источников, мягкий климат, богатое культурно-историческое наследие этого края влекут к себе туристов и отдыхающих со всех уголков России и мира. Здесь располагаются сотни лучших санаториев России разного профиля.

Проведенные в г. Сочи зимние Олимпийские игры 2014 г., безусловно, актуализируют отдых на Северном Кавказе. При этом особенно важно то, что во время Игр десятки тысяч гостей России познакомились с туристским потенциалом Кавказа. Созданная на период проведения Олимпийских игр инфраструктура позволяет и дальше проводить в Сочи соревнования мирового уровня. Конечно, на пути дальнейшего развития туризма в Сочи еще немало проблем. На чем будет сделан акцент: на элитных и дорогих видах отдыха или же на доступных для широких слоев населения России и других стран мира? Во втором случае перспектив у туризма будет больше. Возможно сочетание первого и второго вариантов, но ясно одно: туризм здесь должен стать достаточно доступным и качественным.

Помимо Северного Кавказа этнотуризм получает развитие и в целом ряде других республик и национально-территориальных образований. Вообще даже затруднительно назвать какую-то национальную республику или округ, где туризм выпадал бы из стратегии их развития. В Татарстане - самом крупном российском национально-территориальном образовании, например, реализуется программа развития туризма, в центре которой находится проект «Жемчужное ожерелье Татарстана». В него входят не только традиционные туристские центры, такие как Казань, Елабуга, Свияжск, но и другие дестинации - потенциальные «жемчужины» внутреннего туризма. Упор при этом делается на сотрудничество с районами республики. Одним из успешных проектов стали торжества, посвященные 1000-летию г. Елабу-ги. Министерство культуры Татарстана рассматривает возможность включения острова Свияжск в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь уже построена автомобильная дорога, есть проект по развитию круиз-ного туризма, предполагается включение в так называемый цикловой маршрут еще и Раифского монастыря. Перспективным считается для Татарстана и агротуризм, например на базе совхоза «Майский». Идет продвижение и такой акции, как «Семь чудес России», к одному из которых намерены отнести и Казанский кремль.

В Республике Калмыкия туристов заинтересует национальные боевые искусства (стрельба из лука, кал­ мыцкая борьба, верховая езда), проживание в кибитках, участие в национальных праздниках и играх (альчики, нярин шиндж), обычаях [17, с.32].

 В других республиках идут схожим или иным путем. Например, такая «жемчужина» России, как Карелия, в советское время пользовалась популярностью среди ленинградцев и москвичей, но не благодаря своему национальному колориту, а за счет возможности организации «дикого» отдыха среди красивейших северных озер. Отсутствие нормальных дорог и инфраструктуры почти на всей территории Карелии не способствовало развитию цивилизованного отдыха. В последнее десятилетие туризм в Карелии вслед за релаксационным туризмом на Селигере и в Ленинградской области начинает стремительно развиваться. Появились новые базы отдыха среднего и высокого уровня, модернизируются старые. Некоторые бывшие пионерские лагеря после ремонта также переквалифицировались в пансионаты, создаются круглогодичные базы отдыха коттеджного типа. Отдых в коттеджах вообще популярен во всех регионах России, а уж в Карелии, с ее рыбалкой и охотой, этот фактор, безусловно, в несколько раз увеличивает приезд туристов - как в летнее время, так и на Новый год и Рождество.

В Карелии существует несколько достойных, интересных и уникальных объектов - петроглифы Беломорска и Пудожа, зоокомплекс, второй в Европе равнинный водопад Кивач и многочисленные деревянные церкви, одной из самых лучших является церковь в Кон-допоге. Интересны и сами города Карелии: Петрозаводск с Музеем кукол и знаменитой набережной, Олонец с церковью на острове и Музеем карелов-ливвиков, Кемь с красивейшим деревянным Успенским собором. Ну и, конечно же, «звезды» Карелии - Кижи, Валаам и Соловки (последние хотя и относятся к Архангельской области, но основная часть туристов и паломников приезжает все-таки из Карелии).

Но это больше памятники русской культуры, символизирующие единство России и Карелии. Сплавы по рекам Шуе и Охте, многодневные ве-лотуры и походы на лыжах с ночевкой в гостевых домах, туры на джипах и снегоходах, катание на собачьих упряжках - это наиболее характерные виды активного туризма в Карелии. В своей работе туристские структуры республики делают упор на местных этнографической и этнокультурной составляющих туризма, а также на природно-географической, демонстрируя приезжающим людям красоту северной природы, возможности спортивного и экстремального туризма, свои традиции и обычаи.

Большой этнокультурный интерес представляют народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые также вовлечены в процесс развития туризма. За последнее время все больше появляется желающих не только ездить к теплому лазурному побережью, но и посещать места, куда редко ступает нога цивилизованного человека. Наши северные края в светлое время лета также удивительно красивы и уникальны. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока - это аборигенные народы, умеющие приспосабливаться к жизни в экстремальных условиях. Еще в Российской империи они находились под особым вниманием государственной власти, но в советский период отношение к ним стало носить больше формальный характер. Сегодня, в эпоху глобализации, и особенно вследствие промышленного освоения месторождений Севера, эти народы с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, из-за чего они нередко утрачивают свои культурные традиции, родной язык и мало живут по сравнению с другими народами России. В то же время эти народы создают неповторимую этносоциальную среду Севера, Сибири и Дальнего Востока. Именно эти регионы и в дальнейшем будут играть огромную роль в формировании национального дохода России.

В советское время популярностью пользовались летние теплоходные маршруты по великим рекам - Оби, Енисею и Лене. Во время поездки отдыхающие могли подняться по реке выше полярного круга и насладиться незаходящим солнцем. Логично было бы возродить данные маршруты с вовлечением в этот процесс малочисленных коренных народов. Туристы могли бы познакомиться с их бытом и жизнью, побывать в чумах и юртах, посетить праздники оленеводов и их соревнования, приобрести у них предметы народного творчества, а в зимнее время - покататься на санях. Думается, что красота природы и самобытность проживающих здесь народов станут в будущем притягательной силой для многих тысяч туристов.

Но не только национально-территориальные образования формируют неповторимый колорит туризма в России. Свою роль в развитии туризма могут играть и национально-культурные автономии (НКА), которые имеются фактически во всех субъектах Федерации. Их роль в развитии туризма может быть весьма значительной еще и потому, что их представители всегда стремятся к общению со своими соплеменниками, к поездкам в родные места. Согласно российскому законодательству НКА были признаны видом общественного объединения и наделены правом свободного общения со своими зарубежными соотечественниками. НКА вполне могут оказать помощь государству в разработке туристских инновационных проектов, реализация которых позволит сохранить многие малочисленные народы, их самобытность, развить культуру, язык. Сегодня в России недооценивается их место в политической системе и развитии общества.

Вместе с тем в последнее время государственные, региональные и муниципальные органы власти в сфере туризма стали уделять большое внимание аспектам развития этнографического туризма как важной составляющей внутреннего и въездного туризма. В частности, этим вопросам недавно была посвящена Международная конференция «Этнографический туризм как способ возрождения и сохранения этнокультурного наследия», организованная в Москве Управлением государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». На конференции отмечалось, что, обобщая этнотуристскую практику регионов, в качестве основных региональных моделей развития этнокультурного внутреннего туризма можно выделить следующие направления:

- создание и развитие центров традиционных промыслов и ремесел (создание рабочих мест для местного населения, сохранение традиционной хозяйственной деятельности, формирование и распространение новых этнокультурных брендов);

- создание этнических стойбищ-музеев и музеев «под открытым небом» (популяризация традиционной этнической культуры);

- охотничий и рыболовный этнотуризм;

 фольклорный и событийный этнотуризм (в целях сохранения и развития родных языков, сохранения устного народного творчества);

- создание экодеревень (в целях сохранения и популяризации систем традиционного жизнеобеспечения, народной медицины).

- в  практическом плане в деле развития этнотуризма в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» создается ряд туристско-рекреационных кластеров, в частности в Центральном федеральном округе. Эти кластеры призваны ознакомить туристов с жизнью и бытом русского села, культурой и ремеслами местного населения. Среди них туристско-рекреационный кластер «Плес» в Ивановской области, «Государыня Кострома» в Костромской области, «Елец» в Липецкой области, этнографическая деревня «Кострома» в Белгородской области, национально-туристский комплекс «Русское подворье "Савчино"» в Брянской области, туристский кластер «Старинный город» в Тверской области, туристско-паломнический центр «Коренная пустынь» в Курской области и некоторые другие. Частью этой программы стало также проведение в Брянской области у границ трех государств - России, Украины и Белоруссии - фестивалей молодежных фольклорных коллективов «Красная горка» и «Славянское единство». Ивановская область становится центром России по развитию народных художественных промыслов, в регионе сохраняется 10 видов ремесел, которые составляют основу этнографического интереса к региону.

В других регионах России также создается немало этнографических туристских кластеров. Так, в Волгоградской области существует этнографический музей-заповедник «Казачий курень» с интерактивными программами «Посвящение в казаки», «Казачья свадьба», в котором гостей приветствуют старинными песнями и угощают казачьим блюдом - пышками с медом и каймаком. В Ханты-Мансийском АО стали традиционными праздники: «День оленевода», культовый праздник «Медвежьи игрища», посвященный почитанию медведя, «Вороний день», посвященный почитанию приносящей весну вороны.

Другие проекты служат сближению народов разных культур и конфессий. Так, в г. Калуге существует уникальный проект «Этномир», специализирующийся на диалоге культур народов мира и интерпретирующий каждый народ через аутентично воссозданный этнодвор, на котором гармонично размещены этнические постройки, предназначенные быть домом-гостиницей, ремесленными мастерскими, музеями, ресторанами традиционной кухни, сувенирными магазинами. В Ростове-на-Дону, являющемся «северными воротами Кавказа», работают программы ознакомления туристов с историей возникновения, особенностями культовых сооружений и традициями богослужений различных конфессий, представители которых издавна проживали на территории края. Эти программы включают посещение православного собора, старообрядческой церкви, иудейской синагоги, армянского храма, мусульманской мечети и католического костела.

Конечно, этнокультурный туризм может развиваться лишь в комплексе с другими видами туризма, в отличие от которых, однако, он может быть всесезонным. Параллельное развитие этнокультурного туризма позволит поддерживать туристские потоки, пусть на минимальном уровне и в периоды «мертвого сезона», в том числе с использованием механизмов социального туризма [37]. Люди должны не только активно отдохнуть, насладиться природой, подлечиться, но и познакомиться с жизнедеятельностью народов, на территории которых они пребывают, или, скажем, не только получить удовольствие от экстремальных видов отдыха, но и одновременно проникнуться духом и культурой народов, которые обеспечивают им этот отдых.

В настоящее время многие региональные программы по развитию туризма акцентированы на строительство горнолыжных курортов. Однако еще на стадии разработки необходимо подумать, чем наши курорты будут привлекательнее зарубежных. Ценой, близостью? Дело в том, что горнолыжники не будут круглосуточно кататься с гор, им захочется иметь еще и культурно-познавательные программы. Думается, что если гостей окружить соответствующим национальным колоритом, то это будет обогащать активные виды отдыха, а намечаемые к строительству курорты у нас в стране от этого только выиграют.

Россия характеризуется высокой степенью этнического разнообразия населения. На территории государства проживает около 180 народов – представителей различных культурно-языковых и этноконфессиональных сообществ. Уникальное сочетание различных этнокультурных и природ-ных комплексов в пределах страны служит ресурсной базой для развития этноэкологического туризма. Развитие этого вида рекреации в России спо-собствует решению целого ряда важных задач. Среди них: 1) сохранение культурного и природного наследия страны, а также рекультурация – во-зобновление забытых традиций; 2) активная пропаганда идей межэтнической толерантности; 3) сохранение природных комплексов как основы тра-диционного природопользования коренных этносов; 4) снижение деструк-тивного влияния урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны; 5) более эффективное продви-жение на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России.

В зависимости от уровня развития этноориентированного туризма вы-деляются следующие типы российских регионов: 1) активного развития – Ямало-Ненецкий и Ханты-МансийскийАО, Краснодарский и Ставрополь-ские края; 2) привлекательные для развития – Хабаровский край, Республики Саха (Якутия) и Коми; 3) перспективные – Прибайкалье, Республика Алтай, республики СеверногоКавказа, Камчатский край, Сахалин. К наиболее известным проектам развития этноориентированного туризма в России относятся: этнографический музей-заповедник «Торум Маа» в Ханты-Мансийске; этнографический музейный комплексим. Т. Д. Шуваева и музей-поселение в национальной деревне Корлики в районе Нижневартовска; ительменская деревня «Пимчах», эвенское стойбище «Мэнэдек», эвенский этническийцентр «Дорова», корякское этническое стойбище «Кайныран» наКамчатке; архитектурно-этнографический музей «Тальцы» под Иркутском и этнографический музей народов Забайкальяв Улан-Удэ. Лучшим областным туристическим проектом 2009 г. в России была признана национальная деревня русского Севера «Пожарище» в Вологодской области. Деревню за три года посетило более 20 тыс. человек.

К одному и из интересных инвестиционных проектов относится этнографический комплекс «Эвенкийская деревня» в с. Первомайское Тындинского района Амурской области. Следует отметить, что наиболее успешно этнотуризм развивается в регионах, власти которых оказывают ему всестороннюю поддержку, в том числе посредством принятия ведомственных или целевых программ на региональном и муниципальном уровнях. В целом развитию туризма в России, в том числе этноэкологического, препятствуют следующие факторы: ограниченность информационных ресурсов об объектах этнотуризма; слабосформированный спрос напродукты этнотуризма вследствие недостаточной информированности населения; недостаточно развитая туристская инфраструктура и сервис; низкие объемы инвестирования строительства и содержания гостиниц; недостаточная реклама и продвижение региональных этнокультурных брендов; невысокая платежеспособность населения.

Вместе с тем развитие этноэкологического туризма будет способствовать удовлетворению этнокультурных, социально-психологических и в целом познавательных потребностей россиян; содействовать их более тесному этническому знакомству и межкультурному взаимодействию; может выступать эффективным средством воздействия на российскую экономику, развивая ее на первоначальном этапе в региональных и местных масштабах и, далее, в масштабах страны. Для развития этноэкологического туризма в перспективных регионах необходимо провести оценку: этнокультурного потенциала территории, отношения этноса к развитию туристской деятельности; экономических и социальных предпосылок развития туризма в регионе, отношения властных структур к туризму как отрасли экономики; уровня развития туристской инфраструктуры в регионе; наличия профессионально подготовленных туристских кадров и т. д.

Древнейшая история региона уникальна и самобытна. Многие историки и археологи называют регион «колыбелью цивилизации». В течение тысячелетий здесь сталкивались культуры древнетюркских, угро-финских, иранских и древнекитайских народов. Обретают новую жизнь национальные праздники, традиционные ремесла и уникальное музыкальное искусство горлового пения. Культура коренных народово сновывается на традициях скотоводческих племен, ведущих кочевой образ жизни. Часть населения по-прежнему живет в чумах, юртах и других традиционных постройках. Многие национальности до сих пор сохранили традиционный уклад жизни и природопользования [14, с.87].

Регионы с многонациональным этническим составом используют методику включения этнокультурного компонента в рекреационные туры, путём организации экскурсий в этнографические деревни, посвящённые определённому этносу. Экскурсии в такие деревни проходят в формате «1 день» и не подразумевают ночёвку. В Темрюкском районе на Таманском полуострове по инициативе губернатора Краснодарского края А.Н.Ткачёва организована этнодеревня, посвящённая истории казачества, а также традициям и быту казаков «Атамань».

Деревня состоит из часовни, майдана – главной площади, станичной школы, трактира, мельницы, дома священника, рюмочной, хат атамана, кузнеца, пасечника, цирюльника, оружейника, кузнеца, пекаря, шорника, писаря, что демонстрирует жизнь в казачьей станице, максимально приближённую к реальности.

Для туристов проводятся экскурсии по музею, которые завершаются одним из эффектных проявлений казачьей культура – джигитовкой на лошадях. Казачью кухню можно попробовать в одном из стилизованных под хату кафе. Кроме того, для туристов построен базар в духе казачьего, где продаются сувениры, сладости, популярные некогда у казаков, а также керамическая посуда, которая всегда была основой традиционной южнорусской кухни.

Для туристов проводятся следующие экскурсии: прогулочно-познавательная – рассказывает о жизни в деревне, отношениями между её жителями, их привычках, нравах и развлечениях, историко-этнографическая экскурсия делает упор на исторические факты и на то, как они влияли на жизнь казачества, этнографическая обобщает две предыдущие экскурсии.

Таким образом, в России туры этноориентированного направления наиболее востребованы в следующих формах и способах предоставления туристских услуг:

Во-первых, это - этнографические туры, которые занимают незначительное время, они кратковременны и осуществляются в форме экскурсий в определенных этнокультурных средах.

Во-вторых, данные туры предполагают знакомство с иной культурой в рамках посещения этнографических музеев (выставок), территорий компактного проживания этносов и нахождения объектов этнокультурного значения.

В-третьих, формами предоставления услуг этнического туризма выступают - фольклорные фестивали, ярмарки, этнорелигиозные и другие праздники.

Общая закономерность отечественного опыта организации туров этнокультурной направленности заключается в предоставлении комбинированных туров. Туристские продукты «чисто» этнического направления крайне редкое явление. Чаще всего туроператоры прибегают к комбинации этнографического и экологического туризма.

Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов [31].

Наиболее часто этноэкологический туризм встречается в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Применительно к этим народам он выступает важным средством развития традиционной экономики [36, с.5].

Туристско-рекреационный потенциал этнического туризма в России раскрыт не полностью. В многоплановом процессе вовлечения ресурсов имеются значительные пробелы. Это подтверждается и тем фактом, что доля туризма в ВВП страны составляет лишь 3%, для примера в странах с развитой туристской индустрией средний процент варьируется в пределах от 10-15%.  Проблема также заключается в том, что все туристские предложения однотипные, мало отличающиеся от конкурентов. Для того, чтобы быть успешными на туристском рынке, компаниям необходимо прибегать к формированию новых инновационных туристских продуктов и делать это быстрее, чем конкуренты [25].

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь