Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перечень теоретических вопросов к квалификационному экзамену по ПМ 02



Перечень теоретических вопросов к квалификационному экзамену по ПМ 02

ПО РАЗДЕЛУ 1«ЗВУКОРЕЖИССУРА»

МДК.02.01 «ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

ПМ 02 ТЕХНИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

55.02.01 ТЕАТРАЛЬНАЯ И АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА по виду:

«Техника и технологии аудиовизуальных программ»

Часов – теория

Часа - практика

Раздел 1

Раздел 2

MIDI (DIN) (5ти штырьковый)

Наименее профессиональный разъем. В нем могут возникать электрические помехи между входами и выходами поскольку те располагаются на одном носитель. Применяются в основном в любительской аппаратуре.

RCA (тюльпан)

Эти разъемы широко используются в полупрофессиональном и профессиональном оборудовании. Они имеют только один контакт по поводу типа тюльпан – тюльпан, RCA – RCA. из одного места в другое пройдет только один сигнал, если записываем стереозвук, то нам понадобится два провода по одному для каждого сигнала.

Название RCA произошло от названия Radio Corporation of America, предложившей этот тип разъёма в начале 1940-х годов.

Большим недостатком таких соединителей является то, что при подключении сначала соединяется контактная пара сигнала (с напряжением), а лишь затем контакты корпусов. Это может вызвать повреждения приборов в момент соединения при наличии разности потенциалов между корпусами

TRS (Джек)

Разъем стандартного Джека (6,2мм (4х дюймовый) он имеет сигнальный провод присоединенные к наконечнику контактного стержня и экран заземления присоединенные к корпусу.

Обычно имеет три контакта (TRS, стерео), но есть вариант с двумя (TS, моно), четырьмя (TRRS)

TRS имеет три контакта, это может быть использовано при записи стерео звука: пара сигнальных проводов и общее заземление;  или при присоединении с симметричными проводами. Не используются в полупрофессиональном оборудовании, но часто используются в любительском оборудование штекеры типа mini jack 3,5 мм.

1 — земля, 2 — сигнал правого канала (для стерео), 3 — сигнал (для моно) или сигнал левого канала (для стерео), 4 — изоляция.

В профессиональной звукотехнике часто используется балансное подключение (balanced), тогда назначение контактов другое: 1 — земля Sleeve (GND), 2 — отрицательный («холодный») сигнал Ring (синий), 3 — положительный («горячий») сигнал Tip (красный).

Speakon — тип кабельных разъёмов, разработанных Neutrik и используемых преимущественно в профессиональных аудиосистемах для подключения акустических систем к усилителям мощности.

Соединительные акустические кабели, как правило, комплектуются с обеих сторон разъёмами Speakon типа «папа». На усилителях и акустических системах установлены разъёмы типа «мама». Кроме того, существуют соединители двух кабелей, выполненные в виде двух разъёмов типа «мама» в небольшой пластиковой трубке. На акустических системах часто устанавливают два разъёма типа «мама» — основной и вторичный, который предназначается для подключения дополнительных акустических систем или сабвуферов к тому же каналу. Разъёмы Speakon рассчитаны на большие значения токов (до 40А) [1], в них предусмотрена защита от прикосновения человека к токоведущим частям, что актуально для мощных усилителей.

XLR

Раздел 3

Цифровой звук

 

Тема 3.1 Звуковые карты. Интегрированные. Внутренние. Внешние. ЦАП-АЦП.

 

Звуковые карты предназначены для работы со звуком. Бывают: интегрированный, внутренние и внешние.

Интегрированный предназначены лишь для звукового сопровождения различных событий операционной системы.

Внутренние звуковые карты делятся на бытовые и профессиональные.

Бытовые выполняют те же ограниченные функции, что и интегрированные. А профессиональные уже рассчитаны на серьезную работу с аудиоматериалом.

Эти карты могут отличаться:

- Наличием конвертора ЦАП и АЦП высокого класса А

- Возможностью работы и высоким битретом

- Поддержкой протокола ASIO

- Хорошими показателями соотношений сигнал/шум.

Внешние звуковые карты бывают полупрофессиональными и профессиональными. Они удобнее всего для применения в студиях звукозаписи, так как являются прежде всего многоканальными HDD рекордерами (позволяют преобразовывать многоканальный аудио сигнал в объемное звучание при наличии соответствующей акустики), оцифровщиками аналогового аудиосигналаи наоборот. Так же звуковые карты различаются количеством каналов.

Конверторы ЦАП и АЦП.

Конверторы обеспечивают преобразование входящего звукового сигнала из аналогового в состояние цифрового. И наоборот: из цифрового его представления в исходящий электрический сигнал, далее с помощью усилителей и динамиков в звуковую волну, собстенно слышимый нами звук.

Конверторы высокого класса(А) позволяют преобразовать входящий аналоговый сигнал в цифровой с наименьшими потерями- погрешностями в подробности его представления.

 

 

Тема 3.2 Цифровой звук. Процесс оцифровки.  Частота дискретизации. Процесс дискретизации. Квантование.

 

Цифровой звук, это - способ представления электрического сигнала посредством дискретных численных значений его амплитуды. Допустим, мы имеем аналоговую звуковую дорожку хорошего качества и хотим ввести ее в компьютер, т. е. оцифровать, и желательно без потери качества. Как этого добиться и как происходит оцифровка?

 

Звуковая волна – это некая сложная функция, зависимость амплитуды звуковой волны от времени. Казалось бы, что раз это функция, то можно записать ее в компьютер «как есть», то есть описать математический вид функции и сохранить в памяти компьютера. Однако практически это невозможно, поскольку звуковые колебания нельзя представить аналитической формулой (как y=x2, например). Остается один путь – описать функцию путем хранения ее дискретных значений в определенных точках. Иными словами, в каждой точке времени можно измерить значение амплитуды сигнала и записать в виде чисел. Однако и в этом методе есть свои недостатки, так как значения амплитуды сигнала мы не можем записывать с бесконечной точностью, и вынуждены их округлять. Говоря иначе, мы будем приближать эту функцию по двум координатным осям – амплитудной и временной (приближать в точках – значит, говоря простым языком, брать значения функции в точках и записывать их с конечной точностью). Таким образом, оцифровка сигнала включает в себя два процесса - процесс дискретизации (осуществление выборки) и процесс квантования. Процесс дискретизации - это процесс получения значений величин преобразуемого сигнала в определенные промежутки времени (рис. 2). Сэмплрейт - это частота дискритизации (частота сэмплирования) – частота взятия отсчетов непрерывного во времени сигнала при его дискритиации .

Рис. 2

Квантование - процесс замены реальных значений сигнала приближенными с определенной точностью (рис. 3). Битрейт (bitrate) – уровень квантования, объем информации в единицу времени.

Таким образом, оцифровка – это фиксация амплитуды сигнала через определенные промежутки времени и регистрация полученных значений амплитуды в виде округленных цифровых значений (так как значения амплитуды являются величиной непрерывной, нет возможности конечным числом записать точное значение амплитуды сигнала, именно поэтому прибегают к округлению). Записанные значения амплитуды сигнала называются отсчетами. Очевидно, что чем чаще мы будем делать замеры амплитуды (чем выше частота дискретизации) и чем меньше мы будем округлять полученные значения (чем больше уровней квантования), тем более точное представление сигнала в цифровой форме мы получим. Оцифрованный сигнал в виде набора последовательных значений амплитуды можно сохранить.

Теперь о практических проблемах. Во-первых, надо иметь в виду, что память компьютера не бесконечна, так что каждый раз при оцифровке необходимо находить какой-то компромисс между качеством (напрямую зависящим от использованных при оцифровке параметров) и занимаемым оцифрованным сигналом объемом.

Во-вторых, согласно теореме Котельникова частота дискретизации устанавливает верхнюю границу частот оцифрованного сигнала, а именно, максимальная частота спектральных составляющих равна половине частоты дискретизации сигнала. Попросту говоря, чтобы получить полную информацию о звуке в частотной полосе до 22050 Гц, необходима дискретизация с частотой не менее 44.1 КГц.

 

 

Тема 3.3 Проблемы цифрового звука. Хранение оцифрованного сигнала. Расчет формата WAV

 

Существуют и другие проблемы и нюансы, связанные с оцифровкой звука. Не сильно углубляясь в подробности отметим, что в «цифровом звуке» из-за дискретности информации об амплитуде оригинального сигнала появляются различные шумы и искажения (под фразой «в цифровом звуке есть такие-то частоты и шумы» подразумевается, что когда этот звук будет преобразован обратно из цифрового вида в аналоговый, то в его звучании будут присутствовать упомянутые частоты и шумы). Так, например, джиттер (jitter) – шум, появляющийся в результате того, что осуществление выборки сигнала при дискретизации происходит не через абсолютно равные промежутки времени, а с какими-то отклонениями. То есть, если, скажем, дискретизация проводится с частотой 44.1 КГц, то отсчеты берутся не точно каждые 1/44100 секунды, а то немного раньше, то немного позднее.

А так как входной сигнал постоянно меняется, то такая ошибка приводит к «захвату» не совсем верного уровня сигнала. В результате во время проигрывания оцифрованного сигнала может ощущаться некоторое дрожание и искажения. Появление джиттера является результатом не абсолютной стабильности аналогово-цифровых преобразователей. Для борьбы с этим явлением применяют высокостабильные тактовые генераторы. Еще одной неприятностью является шум дробления. Как мы говорили, при квантовании амплитуды сигнала происходит ее округление до ближайшего уровня. Такая погрешность вызывает ощущение «грязного» звучания.

Оцифрованный сигнал в виде набора последовательных значений амплитуды можно сохранить. Он хранится на жестком диске или в памяти компьютера в определенном формате. Это - PCM (Pulse Code Modulation) или WAV (Windows PCM/ADPCM) формат.

WAV формат - формат записи (стерео или моно) звука без сжатия. Так всего одна минута стерео записи звука сделанная с CD-качеством (частота дискретизации 44,1 КГц) содержит 60 с х 44 100Гц х 2 канала = 5 292 000 отсчетов. На каждый отсчет может приходиться 8 или 16 бит. Таким образом, в варианте 8 бит на отсчет, одна минута звука займет в памяти 42 336 000 бит = 5 292 000 байт. Около 5 Мб. Вот так.

Во время работы, вас будет интересовать прежде всего, именно WAV формат, WAV файлы. А отличаются они между собой, кроме длинны - времени звучания, еще и объемом, т. е. количеством данных. Чем выше битность (битрэйт) WAV файла и его частота дискретизации (сэмплрэйт) тем он подробнее. Чем WAV файл подробнее, тем больше он “весит”, тем значительнее его объем в байтах, тем больше места он занимает на жестком диске. Но его высокое качество оправдывает все эти условные моменты.

 

 

Тема 3.4 Аудиоредакторы. Функции и типы аудиоредакторов. VST, VSTi – технологии. Плагины.

 

Аудиоредакторы используются для записи музыкальных композиций, подготовки фонограмм для радио, теле и интернет-вещания, озвучивания фильмов и компьютерных игр, реставрации старых фонограмм (предварительно оцифрованных), акустического анализа речи. Аудиоредакторы профессионально используются звукорежиссёрами.

 

Функции аудиоредакторов могут отличаться в зависимости от их предназначения. Самые простые из них, зачастую свободно распространяемые, имеют ограниченные возможности по редактированию звука и минимальное количество поддерживаемых аудиоформатов. Профессиональные пакеты могут включать многодорожечную запись, поддержку профессиональных звуковых плат, синхронизацию с видео, расширенный набор кодеков, огромное количество эффектов как внутренних, так и подключаемых — плагинов.

Типы:

- Редакторы цифрового звука

- Программы для написания музыки

- Программы-анализаторы аудио

- Программы для реставрации аудио

- Программы для копирования и сжатия цифрового звука с компакт дисков

- Программы конвертирования 

 

Раздел 4

 Концертная звукорежиссура

Тема 4.1 Комплект аппаратуры для концертной работы. Принцип организации звуковых потоков. Микрофоны. Вокальные процессоры.

 

Принцип организации звуковых потоков на современном концерте таков: сначала все, что на сцене поется и играется, следует в пульт звукорежиссера, где звуки микшируются и обрабатываются. Причем к звукорежиссеру сигнал попадает не обязательно с помощью проводов — есть радиомикрофоны и аналогичные устройства для инструментов, состоящие из передатчика и приемника.

Под управлением звукорежиссера, собственно, и возникает та самая звуковая картина, которую должен слышать зритель. Из пульта звуковой сигнал идет по двум направлениям: в порталы и в мониторы. Порталы — огромные сооружения по обеим сторонам сцены, вещающие на зрительный зал. Функционально они всегда состоят из трех блоков. В кроссовере сигнал разделяется по частотам, в усилителях (отдельных для высоких, средних и низких частот) усиливается и в акустических системах преобразуется в звук. Конструктивно усилители часто объединяются с АС в один блок. Даже мощные порталы музыканты не услышат (а отраженный звук из зала их только запутает).

Поэтому по переднему краю сцены расположены мониторы — небольшие колонки, обращенные в сторону музыкантов. Благодаря им артисты на сцене слышат то, что сами играют и поют. … Иногда функцию мониторов выполняют одеваемые музыкантами миниатюрные наушники. Нередко музыканты просят звукорежиссера добавить голос или гитару. Это неимеет отношения к звуку, который слышат зрители.

Микрофоны

На сцене множество микрофонов, которые имеют свойство «фанить». Для того, чтобы микрофон не заводился, был изобретен подавитель обратной связи – прибор, понижающий уровень определенной звуковой частоты, на которой микрофон светит.

В настоящее время сценические микрофоны менее склонны к самовозбуждению. Они узконаправленные и сигнал из мониторов не улавливают.

 

Кроме того, микрофон нужен и для гитар — причем не только акустических, но и электрических… Как раз многие акустические гитары на рок-концертах звучат без микрофонов, во всяком случае, внешних. В них стоит один или несколько пьезодатчиков, реагирующих на колебания корпуса (корпус резонирует, усиливая звук струн), а иногда и встроенный микрофон. Сигналы со всех этих источников смешиваются — и на выходе получается правдоподобный звук «акустики». Так же поступают с виолончелью и другими неэлектрическими инструментами.

 

А вот для электрогитары микрофон нужен обязательно. Если просто пустить сигнал с гитары или бас-гитары «в линию» (в пульт звукорежиссера), то звук выйдет некрасивым, «плоским». Гитаристы и басисты играют через комбик (комбо-усилитель), в котором есть динамик и простейшая обработка звука. Кроме того, у гитариста есть аналоговые эффекты-педали или цифровой гитарный процессор, искажающие звук гитары так, как это нужно для того или иного музыкального стиля. Уже с комбика сигнал снимается микрофоном и в таком виде идет на звукорежиссерский пульт. Комбик не нужен вокалистам и клавишникам

 

Вокальный процессор – прибор, в котором звук голоса оцифровывается, обрабатывается и преобразовывается обратно в аналоговую форму. Наиболее важные из них — лимитер/компрессор, шумоподавитель/гейт, деэссер и линия задержки. Заметим, что эти приборы могут существовать и в виде отдельных устройств, причем аналоговых. С процессором работать удобнее, поскольку он содержит множество пресетных (предварительных) установок, которые заведомо хорошо звучат — остается лишь выбрать пресет и произвести точную подстройку под конкретный голос.

Лимитер ограничивает амплитуду звукового сигнала для того, чтобы не возникало искажений — то есть динамики от громкого голоса не должны хрипеть. Помогает ему в работе компрессор, устройство, «сжимающее» динамический диапазон в приемлемые для данного комплекта аппаратуры рамки (грубо говоря, громкие звуки компрессор делает тише, а тихие — громче). Смысл действия шумоподавителя ясен из его названия, а гейт помогает ему в работе, определяя, надо ли сейчас «давить» шум или нет. Избавляться от шума (который генерирует любое электрическое устройство) важнее всего в паузах, ведь по уровню он в любом случае намного ниже полезного сигнала. Деэссер — находка для вокалистов, у которых слишком акцентированы шипящие и свистящие звуки.

 

 

Тема 4.2 Системы звукоусиления и «живой» звук. Введение. Субъективность. 5 аспектов искусства микширования.

 

Введение

Теоретически звукоусиливающие системы не представляют собой ничего сложного - ведь необходимо всего лишь увеличить громкость для того, чтобы большое количество людей могло слышать, что происходит. От традиционных систем озвучивания публичных мероприятий, возмож- но, большего и не требуется. . Качество звука здесь не стоит на первом плане, единственное, что нужно - отчетливое воспроизведение речи. Он должен иметь качество, сопоставимое со студийным, чтобы донести до слушателей творческие идеи и настроение музыкан- тов. Ошибка может свести на нет все усилия исполнителей.

 

Субъективность Основная проблема состоит в том, что каждый слышит звук по-свое- му. Поскольку у всех свои представления о звуке, нельзя дать точное оп- ределение идеального микса. Но идя от обратного, можно сказать, какими качествами отличается плохой: • искажения или шум, неотчетливое воспроизведение ключевых моментов; • "размытость", не позволяющая слышать ведущие инструменты; • несоответствие настроению произведения ("выпирающий" аккомпанемент в балладе, слабые барабаны в танцевальной композиции).

Самым лучшим будет микс, способный передать идею и настроение, которые заложил музыкант или исполнитель.

искусство микширования имеет пять аспектов: планирование, контроль, баланс, выразительность и обработка. 1. Планирование - коммутация и оптимальная расстановка аппаратуры. 2. Контроль - уверенность в отсутствии самовозбуждения, шумов и искажений, а также в том, что сценические мониторы и порталы обеспечивают достаточный уровень громкости. 3. Баланс - создание обшей целостной звуковой картины. 4. Выразительность - передача исполнительских эмоций. 5. Обработка - придание звуку необходимой окраски.

Для того, чтобы в полной мере овладеть искусством обработки, необходимо время, большой опыт и качественная аппаратура. Выразительное микширование каждой веши - основной элемент в творчестве.

Планирование Мало кто любит планирование, большинство же людей и вовсе неор ганизованы по своей природе. Однако в концертной обстановке, рабо- тая с приборами, находящимися под высоким напряжением, это, пожалуй, единственный способ избежать неприятностей в критической или даже штатной ситуациях. Не имея схемы прокладки кабелей и приблизительных шаблонов установки эквалайзеров и эффектов, вы многим рискуете, особенно при работе в экстремальных условиях. элемент творчества.

Если спланировать консоль слева направо так, как расположены музыканты на сцене, то будет гораздо проще понять, на каком канале находится тот или иной источник звука. Имеет смысл так же группировать вместе однотипные источники звука. Вполне логично разместить ударные в одном месте, а не разбрасывать их хаотично по всем 24 каналам, хотя многие операторы применяют подобные запутанные установки.

 

 

Тема 4.3 Системы звукоусиления в деталях. Тракт звукоусиления. (Цепочка звукоусиления, нарисовать схему) Определение и назначение каждого элемента системы:

- Микрофон. Распределительные коробки (Di-boxes)

- Мультикоры

- Главная консоль (front of house - FOH)

- Мониторный микшер. Приборы эффектов и обработки. Эквалайзеры.

- Усилители. Кроссоверы.

- Громкоговорители. Мониторные колонки.

 

Тема 4.4 Частотная характеристика и звуковая окраска микрофона. Четыре критерия по которым выбирают микрофон. Рекомендации по выбору микрофона Примеры микрофонов по таблице.

 

Раздел 5

Стереосистемы

Типа «искусственная голова»

Два ненаправленных микрофона размещаются на твердой сфере диаметром 20 см, моделирующей акустическое поле вокруг человеческой головы. Диафрагмы микрофонов совмещены с поверхностью сферы. Геометрические размеры, используемые в этой технике, моделируют базовые пропорции человеческой головы, т.е. междуушное время задержки. Пример такой микрофонной системы показан на рис.13. Однако следует иметь в виду, что при записи источников с широким углом охвата боковые источники будут записываться слишком подчеркнуто для ближайшего микрофона и слишком слабо для дальнего, поэтому предпочтительнее использовать сферу для расположения источников с углом охвата 900 или меньше.

 

Тема 5.4 Цифровые микрофоны. Стандарт передачи сигнала AES 42-2001. Пример NEUMANN SOLUTION-D. 3 компонента системы.

 

Раздел 6

Энхансер (Enhancer)

Это - один из самых первых психоакустических процессоров. Его родоначальник - нам, к сожалению, неизвестен. Выпускался (и выпускается поныне) он весьма многими фирмами, поэтому привести здесь их полный список - попросту нереально. В нашей стране этот класс устройств, видимо, наиболее давно стал известен по аппаратуре фирмы Alesis. Он позволяет в ряде случаев сделать звучание несколько более четким и “конкретным”, звонким. Особенно хорош энхансер для обработки отдельных звуков, преимущественно с резкими атаками (ударные, “железо”, и т.д.).

Однако - до сих пор многие весьма смутно представляют себе его работу. Между тем, ничего сложного и таинственного в нем нет. По сути - это гейт (или экспандер - как вам больше нравится) - но работающий только в высокочастотной области спектра звуковых сигналов. Обобщенная структурная схема большей части энхансеров приведена на рис.1.

Рис.1.

1 - фильтр высоких частот (ФВЧ);

2 - управляющий элемент (VCA);

3 - сумматор;

4 - блок управления.

Входной сигнал энхансера поступает на фильтр (1), выделяющий из всего звукового спектра только его высокочастотные составляющие. Затем этот отфильтрованный сигнал поступает на элемент (2), осуществляющий управление его амплитудой, после чего в сумматоре (3) добавляется (подмешивается) к исходному сигналу.

Управляющее напряжение для VCA вырабатывается блоком управления (4) на основе анализа ВЧ-составляющих входного сигнала.

Различные модели энхансеров отличаются между собой главным образом характеристиками фильтров ФВЧ, и алгоритмом работы и управления. (Следует однако заметить, что, несмотря на возможные различия, все - без исключения! - энхансеры работают только “в плюс”, т.е. могут только увеличивать долю ВЧ-составляющих в суммарном выходном сигнале.)

Отличия в алгоритмах работы энхансеров разных фирм и моделей заключаются, в основном, в том, как именно блок управления реагирует на входной сигнал. Некоторые модели реагируют просто по принципу “есть ВЧ - нет ВЧ”, т.е. если на входе есть ВЧ-составляющие, то их уровень энхансером дополнительно еще увеличивается, если же их нет - то энхансер не оказывает никакого воздействия на входной сигнал.

В более сложных моделях - блок управления реагирует не на саму величину ВЧ-составляющих входного сигнала, а только на ее увеличение. При этом в момент резкого нарастания ВЧ-составляющих на входе энхансера (и только в этот момент!) - их уровень на выходе на короткое время также увеличивается.

Это позволяет сделать работу энхансера менее заметной на слух, и более “живой” - ведь при этом обостряются, становятся более четкими только моменты атаки ударных инструментов, а на общий сигнал его работа практически оказывает очень мало влияния. Благодаря этому лучше прорабатываются мелкие детали звуковой картины, звучание становится более акцентированным, проработанным.

 

Тема 6.2 Психоакустические приборы обработки звуковых сигналов. Введение.

Эксайтер. Блок-схема

 

Раздел 7

Запись речи.

В процессе речи голос человека меняет свою высоту, он может звучать громче и тише, кроме того, голос каждого человека отличается особым, присущим только ему качеством — тембром.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок. Частотный диапазон мужского голоса располагается в пределах большой и малой октав (85—200 Гц), а женского — в малой и первой октавах (160—340 Гц).

Художественная речь по частотному диапазону значительно шире, чем бытовая, ,ее диапазон в некоторых случаях доходит до двух октав (соответственно 85—340 и 160—550 Гц). Однако, чтобы передать характерные особенности тембра, необходимо записывать и воспроизводить частотный диапазон значительно шире — в пределах 80—8000 Гц. При таком частотном диапазоне «сохраняются хорошая разборчивость и естественность звучания голоса. Диапазон изменения громкости речи при художественном чтении составляет 40—50 дБ. Динамический диапазон речи диктора значительно уже (15—20 дБ).

Разборчивость, внятность речи зависит не только от технических условий записи, но и от дикции исполнителя. Речь становится невнятной, если исполнитель не обладает хорошей дикцией. Перед микрофоном исполнитель не должен форсировать голос без особой необходимости.

Громкость речи должна зависеть от того эффекта, который желательно получить по смыслу записи. Во всех случаях рекомендуется избегать чрезмерного снижения громкости, так как при этом изменяется тембр голоса и при воспроизведении он будет казаться неестественно низким и тяжелым. Кроме того, при малой громкости в фонограмме могут прослушиваться посторонние шумы. Поэтому во время записи для получения нужных нюансов следует рекомендовать исполнителю пользоваться главным образом оттенками голоса, а не изменением его громкости. Существует несколько общих правил размещения исполнителя перед микрофоном, которыми можно воспользоваться, с учетом, разумеется, конкретных задач и условий записи. При записи одного исполнителя обычно используют микрофон с односторонней направленностью. Такой микрофон размещают на расстоянии 50— 70 см от исполнителя. В зависимости от положения исполнителя микрофон устанавливают на столе или на высокой стойке, так чтобы он был на уровне лица исполнителя.

При более близком размещении исполнителя у микрофона (крупный и очень крупный план), как уже указывалось, выявляются малейшие оттенки голоса, подчеркиваются все нюансы и дефекты речи, начинают прослушиваться шум дыхания и шипение глухих согласных. К тому же микрофон, имеющий характеристику направленности в виде «восьмерки», при близком размещении у исполнителя сильно подчеркивает низкие частоты, в результате чего искажается тембр голоса и запись приобретает «бубнящий» оттенок. Поэтому микрофон этого типа рекомендуется размещать не ближе чем на 80—100 см от исполнителя. Указанные дефекты можно сделать менее заметными, если исполнитель слегка повернет голову в сторону от оси максимальной чувствительности микрофона, однако при этом может измениться и звуковой план. Если необходимо получить эффект разговора шепотом, то в этом случае при записи звук получается не совсем естественным, а шипящие звуки оказываются особо подчеркнутыми. При записи шепота исполнитель должен располагаться на расстоянии 10—15 см от микрофона, а сам микрофон должен быть повернут к лицу исполнителя так, чтобы поток воздуха от дыхания, не попадал непосредственно на диафрагму.

Обычным дефектом при записи речи является резкое подчеркивание свистящих и шипящих согласных — с, х, т, ц, щ и др. Для устранения этого дефекта следует поворачивать микрофон по отношению к исполнителю под разными углами до тех пор, пока эта особенность речи не перестанет быть достаточно заметной. Возможно, что придется просить исполнителя говорить более мягко и плавно.

Если голос при записи получается приглушенным и недостаточно чистым, То можно попробовать установить микрофон непосредственно перед выступающим или использовать частотную коррекцию «заваливая» низкие и «подымая» высокие частоты. Однако следует отметить, что для передачи натурального тембра (особенно мужского голоса) требуется передать все низкие частоты, а это нередко ведет к снижению четкости речи. В этом случае с помощью частотной коррекции необходимо найти компромисс между получением хорошей разборчивости и сохранением тембра. Для записи диалога наиболее удобен микрофон с характеристикой направленности в виде «восьмерки». Исполнители располагаются по обе стороны: от микрофона по оси его максимальной чувствительности, причем относительное расстояние каждого говорящего от микрофона должно быть обратно пропорционально силе его голоса.

При записи диалога односторонне направленным микрофоном исполнителей следует разместить напротив друг друга в зоне угла, перекрываемого диаграммой направленности. Если голоса исполнителей сильно различаются по громкости, то микрофон следует развернуть так, чтобы исполнитель, имеющий более сильный голос, оказался на периферии угла охвата диаграммой направленности. При этом следует учесть, что если помещение Обладает сравнительно большой реверберацией, то такое размещение может привести к разноплановости в звучании голосов. В этом случае следует попробовать поместить говорящих лицом к лицу достаточно близко от микрофона.

Чтобы быстро и четко провести запись и облегчить исполнителю работу над текстом, последний, даже если он состоит из нескольких фраз, рекомендуется напечатать на листе. Печатать текст нужно с абзацами, заключая в каждый из них законченную мысль. Желательно, чтобы фразы выли возможно короткими и простыми по конструкции. После репетиционной работы исполнителя у микрофона, при которой звукорежиссер устанавливает соответствующий уровень записи и частотную коррекцию, начинают запись первого варианта. Во время записи звукорежиссер отмечает в тексте все замеченные дефекты (интонационные или дикционные недостатки, наличие искажений, шумов и случайных помех).

Следует порекомендовать исполнителю в случае оговорки не терять самообладания и не прекращать запись. Лучше сделать паузу в 2—3 с и произнести все предыдущее предложение сначала. Впоследствии предложение, содержащее ошибку, легко вырезать, благодаря наличию паузы, следующей за оговоркой. Попытка заменить только одно неправильно произнесенное слово не всегда удается из-за того, что зачастую бывает трудно найти границу между этим словом и последним слогом предыдущего слова (особенно прималых скоростях записи). Кроме того, звучание отдельно повторенного слова южет не совпадать со звучанием предыдущих слов, в результате чего место монтажа будет заметно на слух. Нецелесообразно в случае оговорки перематывать ленту назад и начинать запись точно с «искаженного» места. Помимо того, что такая точность трудно достижима, неизбежно еще появление щелчка в записи. Если текст читается, то нужно следить, чтобы бумаги не заслоляли микрофон от диктора и не прослушивалось шуршание. Сделанную запись прослушивают совместно с исполнителем и при необходимости записывают второй и, если нужно, третий вариант. Отдельные, трудно исполняемые фразы, имеющие художественную значимость, записывают отдельно.

Чтобы обеспечить в пределах записываемой части текста нужный интонационный строй речи и тем самым скрыть, что запись произведена по частям, используют следующий прием. Запись начинают вести не с начала нужной фразы, а за две-три фразы до нее и заканчивают запись на одну-две фразы позже. Затем необходимую часть текста вырезают и монтируют в отобранный вариант взамен неудачной. Манера поведения исполнителя у микрофона также отражается на записи. Например, нельзя правдиво выразить в словах и интонациях торжественное и праздничное настроение, заключенное в тексте, если читать его, облокотясь на стол, расслабив мышцы и подперев голову руками. У микрофона исполнитель должен держаться свободно, но быть внутренне собранным и сосредоточенным.

Нередко возникает необходимость записать выступления ораторов на различных собраниях, митингах, конференциях, торжественных и юбилейных собираниях, вечерах. Для этого на трибуне устанавливают односторонне направленный микрофон (желательно с большим перепадом чувствительности между «фронтом» и «тылом») так, чтобы максимально уменьшить влияние шума зала. При ответственных выступлениях необходимо устанавливать на трибуне несколько микрофонов. Общий сигнал с выхода микшерского пульта подается на рекордер. Это позволит даже при значительных перемещениях выступающего относительно центра трибуны записать речь достаточно четко, а при неисправности одного из микрофонов можно будет продолжать запись с остальных.

 

 

Тема 7.2 Техника записи рояля. Описать зоны направленности звучания рояля. Особенности записи ярких, танцевальных произведений и лирических.

 

Запись музыкальных инструментов

Приступая к записи музыки, необходимо знать индивидуальные особенности звучания отдельных музыкальных инструментов, а также специфику их применения в разных музыкальных ансамблях и оркестрах.

Рояль – струнный ударный инструмент. Важнейшей акустической его частью является резонансная дека, установленная под струнами и рамой.

Для рояля можно наметить несколько характерных зон направленности (рис. 20.5). Участок перед стороной АВ представляет собой зону звуков пониженной интенсивности, однако однородную. Зона В (наиболее короткие струны) характеризуется преобладанием высоких частот.

Криволинейный участок CD с большим разнообразием тембров является рабочей зоной, причем зона D характеризуется преобладанием низких частот. Теневая зона DA отличается очень слабой и неравномерной звуковой отдачей.

При записи микрофон, как правило, устанавливают в рабочей зоне. Выбор местоположения микрофона в этой зоне позволяет уравновесить интенсивность звучания музыкального произведения, исполняемого левой и правой руками. Неудачное размещение микрофона может привести к тому, что при прослушивании записанной фонограммы будет казаться, будто звучат два рояля, а не один. Это создает впечатление ложной звуковой перспективы.

 

Техника записи рояля оказывается различной в зависимости от характера записываемого произведения. Так, например, яркие, бравурные пьесы требуют более удаленного размещения микрофона, чем лирические. В первом случае можно получить широкую, мощную запись, во втором же – мягкое и нежное звучание, сохраняющее при этом достаточную определенность. Обычно микрофон устанавливают на расстоянии 1,5-5 м от инструмента на высоте 1,5 м от пола, направив его непосредственно на струны (рис. 20.6).При выборе угла наклона микрофона к инструменту следует помнить, что при полностью поднятой крышке рояля может наблюдаться явление интерференции между прямым звуком и звуком, отраженным крышкой.

 

При записи баяна, чтобы сохранить естественное равновесие басовых и высоких звуков, микрофон лучше располагать со стороны правой руки исполнителя. Однако, если установить его слишком близко, в записи могут прослушиваться щелчки клапанов.

 

 

Тема 7.3 Техника записи вокалистов под аккомпанемент рояля и под фонограмму. Критерии, по которым характеризуется певческий голос.

 

Запись вокалистов

Существует несколько критериев, по которым можно охарактеризовать певческий голос. Важнейшие особенности певческого голоса – это его высота, тембр, сила, полетность. Кроме того, как и в художественной речи, большое значение имеет дикция певца.

Голоса всех хороших певцов отличаются исключительным своеобразием тембра. Здесь можно отметить общую закономерность: у них всех сильно выражены высокие обертоны с частотами 2500-3000 Гц. Если тракт звукозаписи не сохранит эти частоты, то голос певца в записи изменит тембр, потеряет блеск; если же в тракте эти частоты резко выражены, то голос получится неестественно высоким, резким.

Существенными отличиями пения от обычной разговорной речи являются его значительно большие мощность и громкость. Следует напомнить, что громкость пения зависит от выбора помещения для записи. Если запись ведется в специально предназначенном для этого помещении (студии звукозаписи), то певцу кажется, что его голос почему-то звучит слабо и тихо. При этом он будет стараться достичь привычной громкости голоса и форсировать звук. Микрофоны очень чувствительны к этому и подчеркивают неестественность пения.

В любительской практике часто встречается случай записи пения под аккомпанемент отдельного музыкального инструмента. Рассмотрим его на примере записи пения под аккомпанемент рояля (пианино) (рис. 20.7). Прежде чем заняться выбором звуковых планов для певца и рояля, необходимо обеспечить акустику помещения, в котором происходит запись, соответствующую характеру музыкального произведения. Если записывается лирическая или жанровая песня, то помещение должно быть несколько заглушено (можно разместить ковры вокруг музыкального инструмента и исполнителя). При записи же классических произведений и бравурных мелодий акустическая обстановка должна быть «воздушной».

 

При размещении микрофона относительно инструмента и вокалиста следует помнить, что от соотношения выбранных расстояний зависит динамическое равновесие между источниками звука. В общем случае расстояние между микрофоном и роялем, соответствующее нормальному звуковому уровню, должно быть не менее 2 м, а певец, обладающий сильным голосом, должен находиться на расстоянии 1-1,5 м от микрофона. При исполнении лирических песен певец располагается на расстоянии 50-60 см. Певец с тихим голосом или певец-любитель может размещаться на расстоянии 15-20 см от микрофона. Чтобы сохранить достаточные ясность и отчетливость исполнения вокалиста, крышку рояля нужно закрыть.

При записи симфонического оркестра односторонне направленным микрофоном нужно, чтобы последний располагался согласно рис. 20.8 и своей диаграммой направленности охватывал весь оркестр. Лучше всего разместить микрофон в 5-6 м от первого ряда исполнителей на высоте 1,8-2 м от пола.

 

Ударные

 

В любительской практике часто приходится записывать эстрадные ансамбли. Рекомендуемое размещение эстрадного ансамбля и солиста для записи одним микрофоном показано на рис. 20.9. При этом микрофон находится на высоте 1,6-2 м от пола на расстоянии 0,6-1 м от певца и 4-5 м от оркестра.

Запись под фонограмму

Метод записи под фонограмму (метод наложения) нашел широкое применение при записи вокалистов и музыкальных ансамблей. Рассмотрим этот метод на примере записи вокалиста под фонограмму музыкального сопровождения.

Певец-любитель, не обладающий необходимыми музыкально-вокальными данными и опытом работы с музыкальным ансамблем, с трудом подстраивается под звучание музыкальных инструментов, и в результате качество записи редко бывает удовлетворительным. Для метода наложения сначала записывают обычным порядком оркестр, а затем подают запись на головные телефоны певцу. Одновременно сигнал подается на микшерный пульт. Певец, прослушивая фонограмму и точно следуя ритму и темпу аккомпанемента, исполняет произведение. Сигнал с микрофона исполнителя также поступает на микшерный пульт. Оба сигнала корректируются по уровню и частотной характеристике, смешиваются и записываются на втором магнитофоне.

Метод наложения позволяет проводить многократные репетиции, воспроизводя для исполнителя фонограмму записи оркестра и добиваясь при этом наиболее выразительного исполнения певцом музыкального произведения.

Вокал

Человеческий голос - один из самых трудных для записи источников звука. Во-первых, он обладает острой направленностью. Во-вторых, при чтении текста звук человеческого голоса представляет собой импульсный сигнал, который ярко проявляет недостатки акустики помещения. В третьих, ни один из источников звука не обладает таким разнообразием. Взрывные согласные ("б", "п") сочетаются с распевными гласными, а плохослышные "импульсные" согласные "к", "т", "п" сочетаются с свистящими и шипящими "с"," ш", "щ".

Получается, что человеческий голос объединяет звуки, к которым звукорежиссер не может подойти с одной меркой. Вот мы и слышим часто записи, где полетные, хорошо реверберированные гласные сочетаются с близкими шипящими, а буква "с", посланная на плохой цифровой ревербератор, выглядит совершенно инородным, неестественно долгим звуком. Добавим к этому довольно большое количество шумов, особенно, если поставить микрофон слишком близко – это вдохи, различного рода чмоканья, высокочастотная сипотца.

У обычного (не "поставленного") человеческого голоса спектр не превышает 2…3 кГц. Работа по постановке голоса во многом направлена на расширение частотного спектра, и оперный голос достигает 5….7 кГц. Существует две певческих форманты: низкая 300…500 Гц, и высокая 2…3 кГц, которая придает голосу звонкость и выделяет его из целого оркестра. Характерной особенностью человеческого голоса является плохо выраженный основной тон, а вторая гармоника звучит в несколько раз громче. Очень многое в звучании певческого голоса зависит от школы его постановки. Хорошо поставленный голос имеет довольно равномерную громкость во всех регистрах. Но среди певцов часто распространен прием исполнения, который на музыкантском жаргоне иногда называется "пускать пузыри", когда удобные, резонирующие, эффектные ноты поются децибел на десять громче других. В таких случаях спастись от перегрузок можно только с помощью компрессора.

Нельзя ставить микрофон слишком близко, так как в этом случае тембр голоса, рассчитанного на большой зал, получится резким и жестким из-за большого количества высоких частот, присутствующих в звуке. Для яркого оперного голоса оптимальное расстояние до микрофона может достигать трех метров. Но вокалистам присуще стремление подойти к микрофону как можно ближе. Есть два способа "зафиксировать" местоположение певца: можно поставить перед ним пюпитр, а можно установить дополнительный микрофон, в который он будет петь. (Подключать к пульту его не надо...)

При записи концертов, в которых применяется звукоусиление, очень удобно установить микрофон записи на том же "журавле", что и микрофон усиления, но на 30…40 см ближе к вертикальной стойке. Для этого надо иметь специальное крепление, иногда называемое "паразит". Но такую установку должен осуществлять квалифицированный инженер, чтобы не возникли проблемы с "разными землями". При записи дикторского текста звукорежиссеры по традиции обычно стремятся к полному исключению акустики комнаты: дикторский текст всегда звучит сухо, отчетливо, и не ассоциируется с реальным помещением. И наоборот, при записи художественного чтения или театральных постановок ярко начинает проявляться эффект присутствия на спектакле, когда голос актера обогащается акустикой зала и воссоздается театральный интерьер. Для получения близкого плана расстояние до микрофона у диктора гораздо меньше, чем у певца. Из-за острой направленности голоса сразу становится слышным изменение плана звучания, даже если диктор немного отвернулся от микрофона - скажем, начал читать следующую страницу.

Человеческий голос при записи пения очень хорошо отзывается на реверберацию. При медленном темпе пения она может быть очень длинной, надо только обеспечить задержку в 30…50 мс, чтобы не пострадала дикция. А вот частотную коррекцию надо вводить очень деликатно. Широко применяются параметрические эквалайзеры на частотах, совпадающими с формантами голоса. Хорошо известный "фильтр присутствия" (presence), собственно, и был разработан, чтобы высветлить зону 2…3 кГц.

 

 

Раздел 8

Перечень теоретических вопросов к квалификационному экзамену по ПМ 02


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.126 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь