Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стихотворения в прозе» Тургенева. Жанровые и идейные особенности



На протяжении 1877-1882 годов И. С. Тургенев, живя во Франции, будучи тяжело больным, создавал «Стихотворения в прозе». Критик и писатель М. М. Стасюлевич, посетив Тургенева, уговорил его напечатать эти стихотворения.

И. С. Тургенева беспокоило своеобразие своих новых творений как в смысле жанра, так и в отношении идейного содержания. Свои размышления писатель озаглавил «Старческие раздумья». И. С. Тургенев предчувствовал приближающуюся смерть, вспоминал о прошлом, размышлял о настоящем, о том, что он оставляет на земле и что ждет его по ту сторону жизни. Автор размышляет о смысле человеческой жизни и смерти, любви и искусстве, молодости и старости.

Действительно, в жанровом отношении стихотворения в прозе — необычное явление. С лирической поэзией данные произведения сближают глубокий ли­ризм, эмоциональность повествования, краткость формы. Однако авторские переживания в миниатюрах воплощаются в прозаической форме. Мы не ви­дим описательных картин, подробных характеристик персонажей. Жанровой особенностью является отсутствие размера и рифмы.

Стихотворения «Щи» и «Два богача» объединяет общая тема: размышления о русском народе. Чтобы показать духовное величие простых русских людей, автор прибегает к такому изобразительно-выразительному средству как сравнение. Автор сравнивает отношение к смерти ребенка вдовы и барыни; благотворительность Ротшильда и доброту крестьянского семейства, принявшего сироту-племянницу. Душевное и духовное богатство, нравственная красота вос­петы автором.

Мужество и самопожертвование во имя любви пре­возносятся в стихотворении «Воробей»: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Миниатюру «Русский язык» И. С. Тургенев написал не случайно. «К родному языку пристрастил и по­знакомил нас некто Дубенский, ... довольно известный ученый, писавший и напечатавший, между про­чим, замечательное по своему времени исследование о «Полку Игореве». Он приезжал к нам в дом давать мне и брату моему уроки по русскому языку», — вспоминал писатель. С большой любовью относился Тургенев к русскому языку: «Он (русский язык) удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе»; «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот вклад, это достояние, переданное нам на­шими предшественниками, в числе которых блиста­ет... Пушкин!» В последние годы жизни для Тургенева была особенно близкой и волнующей тема Родины и исторической судьбы русского народа. В стихотворении «Русский язык» с необыкновенной силой вырази­лась и его любовь к Родине, к родному языку, и его вера в будущее русского народа. Автор использует та­кой художественный прием, как эпитет. Великий язык — великому народу. Данное стихотворение актуально и сегодня.

Термин «стихотворение в прозе» был введен Ш. Бодлером для обозначения своих лирических миниатюр из цикла «Стихотворение в прозе» («Парижский сплин» 1869 год). Вслед за Бодлером этот жанр разрабатывали символисты, например, А. Рембо («Озарения», «Сквозь ад»). В русской литературе этот жанр развил И.С. Тургенев, его стихотворения в прозе остались классическим образцом жанра, но развития этот жанр не получил, хотя к нему и обращались русские символисты, например, А. Белый.

Тургеневский цикл тесно связан со всем его творчеством. Лирический герой, «путешествуя» по своему жизненному пути, объединяет тургеневские миниатюры в единый цикл. В то же время это -«история души человеческой», построенная как ряд «сцен из жизни» рассказчика. Эти эпизоды отличаются определенной автономностью, даже замкнутостью, сюжетной самостоятельностью, но они одновременно и тесно примыкают друг к другу. Стихотворения в прозе появляются у Тургенева ещё в его ранних произведениях, в виде лирико-философских «вкраплений» в текст, как правило, в описании пейзажей, вызывающих у читателя размышления о бренности человеческого бытия, о смерти, одиночестве, любви, счастье, истине и многом другом. Первая часть цикла начинается со стихотворения в прозе «Деревня» и заканчивается стихотворением в прозе «Русский язык». Она впервые появилась в печати в двенадцатом номере «Вестника Европы» за 1882 год под заглавием « «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева» и с предисловием «От редакции». Миниатюра «Порог» была изъята из журнала по цензурным соображениям. Вторая часть цикла открывается стихотворением в прозе «Встреча (Сон)» и завершается стихотворением в прозе «Мои деревья». В парижском архиве Тургенева сохранилась большая тетрадь, посвященная данному циклу, в которой приводится также перечень стихотворений в прозе под названием «Сюжеты». Среди перечисленных названий известный интерес представляют четырнадцать стихотворений в прозе, рукописи которых не обнаружены. По мнению академика М. П. Алексеева, это, скорее всего, неосуществленные замыслы писателя.

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь