Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВЕДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ



Методология юриспруденции — это система подходов, методов и принципов научного изучения государственно-правовых явлений. Центральный элемент методологии — метод (от греч. — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методы ТГП условно можно разделить на четыре группы: общие; общенаучные; междисциплинарные; специальные.

Общие методы познания свойственны каждому человеку как разумному существу и используются не только в науке, но и в повседневной жизни: наблюдение; сравнение; счет; обобщение; дескрипция (описание). Общенаучные методы применяются во всех науках. В частности, это методы: диалектики; формальной логики; системного анализа. Диалектический метод в юриспруденции предполагает объективное, всестороннее и конкретное рассмотрение государственно-правовых явлений, выявление присущих им связей, наличие в них противоречий, оценку государственно-правовых явлений с качественной и количественной стороны, выявление зависимости формы явления от его сущности. Диалектика включает такие приемы познания, как анализ и синтез, абстракция и восхождение от абстрактного к конкретному. Логика — это совокупность законов и приемов правильного мышления. Существуют четыре основных закона логики: закон тождества; закон противоречия; закон исключенного третьего; закон достаточного основания. Основные приемы логики: индукция; дедукция; аналогия; гипотеза.

Междисциплинарные методы применяются в нескольких близких по предметам исследования науках: 1) культурологический метод. Такой подход предполагает изучение права как неотъемлемой части социального регулирования вместе с моралью, этикой, религией, а государства — в его взаимодействии с другими социальными институтами, возникшими в ходе развития человеческой цивилизации (гражданское общество, политические партии и т.д.); 2) социологический метод состоит в исследовании права на базе конкретных социальных фактов. Он включает в себя анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, анкетирование и т.п.; 3) статистический метод используется для количественной характеристики предмета исследования, например, данные о количестве правонарушений, об удельном весе экономических преступлений и т.п.; 4) конкретно-исторический метод помогает изучить специфику конкретного государственно-правового явления, проследить динамику его развития, например, особенности социального регулирования в период первобытнообщинного строя, ранней государственности, современного правового государства и др.

Специальные методы теоретико-правовой науки таковы: 1) формально-юридический (догматический) метод предусматривает исследование юридических фактов и юридических текстов, их толкование в логической последовательности с использованием специальных юридических терминов и конструкций. Этот метод предполагает изучение права как такового, в «чистом виде», вне связи с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями. При помощи этого метода формулируются категории и понятия юриспруденции, например: субъект права, норма права, правоотношение, юридическая ответственность, правопорядок и т.д.; 2) сравнительно-правовой метод предусматривает комплексное изучение правовой культуры в сопоставлении опыта различных стран и народов, выяснения традиций и новаций в развитии государственных и правовых институтов.

Методология ТГП не сводится только к системе методов. Она включает также подходы, принципы, ценностные (методологические) ориентиры, с помощью которых обеспечивается постижение государства и права. Научная мысль выработала наиболее общие предпосылки познания — два основных подхода: материалистический и идеалистический. Материалистический подход в юриспруденции исходит из того, что государственно-правовые явления являются производными от экономической или технологической сферы общественной жизни. Идеалистический подход противоположен материалистическому. Он исходит из того, что в основе государственно-правовых явлений лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки людей или неких надприродных сущностей (например, Абсолютный дух у Г.Ф.Гегеля).

В последнее время набирает силу цивилизационный подход, в котором выделяются два направления: теория стадиального развития цивилизации и теория локальных цивилизаций. Для стадиальной теории характерно рассмотрение цивилизации как единого процесса прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Теория локальных цивилизаций исходит из того, что всемирно-исторический процесс есть совокупность исторически сложившихся социальных общностей, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического, правового и культурного развития. Принципы познания — это исходные положения теории метода (методов) познания, которые требуют от познающего субъекта совершения определенных действий. К числу классических методологических принципов относят: 1) принцип рационализма, т.е. признание того, что государственно-правовые явления могут быть познаны при помощи разума; 2) принцип детерминизма, т.е. признание причинной обусловленности государственно-правовых явлений; 3) принцип объективной истины, т.е. признание возможности установить единственную, верифицируемую (поддающуюся проверке) истину; 4) принцип верификации, т.е. проверки, эмпирического подтверждения теоретических положений юриспруденции путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, эксперимента; 5) принцип историзма, который заключается в признании того, что государство и право — исторические феномены, что все государственно-правовые явления существуют во времени, т.е. возникают, изменяются, исчезают.

Современная методология, кроме того, признает возможность иррационализма, принцип дополнительности, принцип плюрализма истины. Иррационализм — это мировоззренческая ориентация, признающая основным видом познания воображение, интуицию, откровение, веру, и ограничивающая или отрицающая возможности разума в процессе познания. Например, многие общие понятия (истина, человек, общество) воспринимаются субъектом познания поначалу интуитивно и лишь в процессе детального изучения формулируются рационалистически. Принцип дополнительности предполагает, что для воспроизведения в знаковой системе целостного явления необходимы взаимоисключающие, дополнительные классы понятий. Например, многие правовые институты традиционных аграрных сообществ (в Африке, Азии) невозможно постигнуть, руководствуясь только теоретическими представлениями, выработанными европейской наукой. С принципом дополнительности тесно связан принцип научного плюрализма, суть которого состоит в признании множественности, неоднозначности истины. Важное место в методологии теории государства и права занимают юридические концепции и парадигмы. Концепция — это научно обоснованное толкование явления. Парадигма — это модель постановки проблемы и ее решения, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Подход к юриспруденции и к любой другой общественной науке определяется положенными в ее основу ценностями. В силу этого задачей и одновременно составной частью методологии теории государства и права является выработка и следование определенным ценностным (методологическим) ориентирам. К ним мы должны отнести ориентацию на общечеловеческие и, как их ядро, — европейские ценности, а именно: права человека, демократию и верховенство права.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь