Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виртолюция человека в филогенезе



Мы предполагаем, что средства вируталистики позволяют по-новому анализировать филогенез с точки зрения возникновения полиреальности человека. Н.А. Носов подчеркивает, что девиртуализация отдельной соби заключается в том, что до возникновения феномена удвоения соби, то есть девиртуализации, человек овладевает этой собь как новой для себя, а после ее девиртуализации лишь расширяет сферу владения этой реальностью (Н.А. Носов, 2000). Логично предположить, что в филогенезе человечество также открывало для себя новые реальности как виртуальные, затем возникал феномен удвоения виртуальной реальности, ее девиртуализация, а затем эта реальность осваивалась людьми, как уже привычная. Иными словами, развитие человека в филогенезе подчиняется открытому Н.А. Носовым принципу виртолюции.

Гипотеза этого этапа исследования была сформулирована следующим образом: в психике современного человека содержится некий пласт, который является наследием более ранних этапов развития человечества. В обычных условиях жизни человека этот пласт психики, обычно, себя не проявляет.

Для того чтобы его актуализировать, необходимы определенные условия, которые хорошо известны всем психотерапевтам. В различных направлениях психотерапии разработаны средства его актуализации. Этот пласт психики определяется термином «бессознательное» с достаточно размытым, неоднозначным содержанием. Опыт целенаправленного воздействия на психику человека в процессе психотерапии, анализ теории и практики различных школ и направлений психотерапии выявляет один феномен, не получивший пока в науке достаточного освещения. «Психотерапия начинается там, где начинается бессознательное» (Соколов Д., 1998), так можно было бы выразить общее для большинства психотерапевтов убеждение. Но почему? Почему наиболее удачна именно та работа психотерапевта, когда он работает, добравшись до уровня бессознательного? Возникает такое предположение, что есть некий пласт в глубинах психики, который есть первооснова всех изменений.

На наш взгляд, источник этот – бесконечно виртуализированный, похоже, навсегда виртуализированный пласт психики, унаследованный нами еще от первобытности. В работе В.А. Шкуратова этот пласт психики получил название «мифомагический» (В.А. Шкуратов, 1999). Мы предполагаем, что источником появления новых реальностей, которые всегда появляются сначала как виртуальные реальности, является мифомагический пласт психики, который сформировался в эпоху первобытности.

Рис.2. Филогенез как уподобление человечества

полионтичному миру

Для проверки нашей гипотезы мы провели исследование, применив виртуальный подход к характеристике мифомагического пласта психики, возникшего в эпоху первобытности. В качестве орудия анализа мы взяли характеристики виртуальной реальности, данной Н.А. Носовым, таких, как порожденность, автономность, интерактивность, актуальность.

Наиболее полное исследование характеристик психического склада человека в филогенезе представлено в работе Шкуратова В.А. «Историческая психология» (Шкуратов В.А., 1999). Опираясь на его основные положения, мы исследовали изменение психического склада человека в филогенезе в свете виртуального подхода, с позиций полионтичности, предложенного Н.А. Носовым.

Мы полагаем, что виртуальный подход, предложенный Н.А. Носовым, позволяет вскрыть сам механизм появления новых реальностей, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Каждая новая реальность появляется как виртуальная, позже она девиртуализируется и осваивается, переходя в разряд консуетальных. Так возникает полиреальность человека.

Наиболее ярко представить процесс появления новой виртуальной реальности позволяет анализ первобытности», …первобытность – первооснова исторического процесса, и она присутствует в ментальности всех последующих эпох вплоть до современной…» (419, с. 178). В.А. Шкуратов характеризует первобытную цивилизацию как охотничью. «Это охотничья цивилизация… и в смысле мироотношения, психического склада, эстетических традиций… Порождение охотничьего отношения к миру можно назвать магию – самую первую знаково- культурную систему организации психики.

…Охотничья магия репетирует появление добычи и овладение ею… Магический образ создает вторую реальность, которая воспринимается как подлинная, первая реальность. События инсценируются, но представляются не как инсценировка, но как подлинные события… «(419, с. 190). Иными словами, в охотничьей магии возникает первая виртуальная реальность со всеми ее характеристиками: порожденностью (виртуальная реальность порождается активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней), актуальностью (виртуальная реальность существует актуально, только «здесь» и «теперь», пока активна порождающая реальность), автономностью (в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя «природа»), и интерактивностью (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них). Следовательно, все возникающие реальности одинаково реальны, и порождающая, и порожденная.

В.А. Шкуратов отмечает, что сам процесс магического действия, …модель телесного действия, порождающего из себя образы и знаки, очерчивает ядро древнейшего психокультурного комплекса, который до сих пор дает основу для массы практик и верований. В их основе – убеждение – способности с помощью всевозможных манипуляций воздействовать на людей и природу (419, с. 190).

«…Магия, по-видимому, единственная психокультурная система, основанная на высвобождение телесной спонтанности из-под контроля социальной нормы и сознания. Магические заклинания повелительны и непонятны, они вводят участников, в том числе и самого заклинателя в транс. Звуки как бы сами произносятся гортанью, движения как бы сами производятся телом…» (419, с. 194).

Таким образом, в охотничьей магии впервые возникает новая реальность, которая имеет все признаки виртуальной: порожденность, интерактивность, актуальность и автономность. Она является порожденной другой деятельностью. «Охотничья магия репетирует появление добычи и овладение ею. Но сводить действо к тренировке невозможно. Магический образ создает «вторую реальность», которая воспринимается как первая, подлинная реальность. События инсценируются, но представляются не как инсценировка, но как подлинные события. Переосмысляя реальность, это общество начинает компоновать новую реальность, иллюзорную, в виде репродукции того же самого, что оно интерпретирует. Это и есть то, что мы называем образом, и что в мертвом виде становится обычаем, праздником, игрой и т.д.» (419, с. 190) …магия есть создание образа другого мира действием, и не просто действием, а заинтересованным, совместным, инсценированным действием. Ее единица – эпатирующее, смыслонаделяющее действие. Монолог шокового изменения мира в глазах участвующих и есть миг нарождения смысла» (419, с.198).

В.А.Шкуратов описывает создание в охотничьей магии новой реальности. Средства воздействия – коллективные действия, эмоциональная насыщенность, восприятие вновь созданной реальности как подлинной. Все это сильно напоминает психотехники, которые психологи и психотерапевты используют в психотренингах и психотерапии.

Характеристики этого первобытного пласта психики показывают сами условия появления новой виртуальной реальности. «Психологические механизмы первобытной технологии знаний представляют собой состояние полной эмоциональной включенности в события, о которых повествуют, и которые требуется запомнить. «Идентифицироваться с исполнением, как актер идентифицирует себя со своей ролью, – единственный способ добиться того, что нужно» (Хавелок).

«Указанная форма психики исключает высокое развитие индивидуального самосоознания и рефлексии. Четко очерченное «Я», сопротивляющееся резким изменениям, уничтожает основу эмоциональной идентификации, которая очень важна при обучении в дописьменной культуре, выделение рефлексивного «Я» означает конец культуры непосредственного общения» (419, с.214).Сама субстанция культуры, ритма, синтаксиса, сюжета, эпоса предполагает ситуацию, где «Я» не существует, Это обеспечивает технику самоидентификации, магию речи, гипноз длительности «Я» прекращает мою абсорбцию в эпосе, «Я» означает конец эпоса.»

В процессе психотерапии или же психотренингов личностного роста также необходимо актуализировать мифомагический пласт психики современного человека, для того, чтобы временно актуализировать и все свойства психического склада древнего человека: смутность граней между прошлым, настоящим и будущим, различия между общим и единичным. «Аффективный комплекс первобытности загоняется в прошлое, но не исчезает» (419, с. 217). Именно аффективный комплекс первобытности существует как неиссякаемый резерв изменений, источник новых виртуальных реальностей. Психотерапевт-виртуалист, или психотренер-виртуалист актуализирует мифомагический пласт современного человека, создавая вместе с ним новую виртуальную реальность, затем помогает ее девиртуализировать и освоить, перевести в разряд консуеталов, как свою новую собственность.

Рис. 3. Характеристики мифомагического пласта психики

 

Мы предполагаем, что психика современного человека есть результат развития психики в филогенезе, и в психике современного человека есть все пласты психики, характерные для определенных эпох развития человечества. И эти пласты можно актуализировать при определенных условиях.

Филогенез человека и онтогенез в динамике возникновения новых реальностей достаточно сходны. Мы полагаем, что именно в такой же последовательности, как в онтогенезе, описанном в работе Н.А. Носова «Виртуальный человек» возникают реальности телесности, сознания, личности, воли, внутреннего человека в филогенезе. Логично предположить, что развитие человека в филогенезе и в онтогенезе в виртуальном подходе есть появление новых реальностей. Механизм появления новых реальностей подробно анализирован в работах Н.А. Носова. Каждая новая реальность и в филогенезе появляется как виртуальная, затем удваивается, осваивается и становится консуетальной.

Рис. 4. Характеристики реальности телесности

Реконструкция психического склада от первобытности до новейшего времени является по сути дела реконструкцией формирования процесса возникновения и развития полиреальности природы самого человека.

Мы предполагаем, что полиреальность является одной из конституирующих характеристик человека, а факт появления полиреальности в филогенезе – критерием появления самого человека.

Последовательное применение принципа полреальности к целенаправленному воздействию на человека в целях его воспитания, обучения, оказания психологической помощи предполагает, что эффективность их зависит от того, соответствуют ли эти воздействия полиреальной природе человека или же нет. Многие психотехники, разработанные в различных направлениях психотерапии, действительно могут быть использованы для создания и свертки виртуальных реальностей.

Анализ динамики психического склада людей в филогенезе позволяет сформулировать некоторые положения относительно формирования новых реальностей в этом процессе.

Полиреальность человека есть его конституирующий признак. Монореальны только животные. Полиреальность не является врожденной и в настоящее время. Она формируется снова у каждого ребенка в онтогенезе.

Полиреальным становится человек только в определенных условиях – в процессе общения, усвоения общественно-исторического опыта, так определил условия нормального развития еще Л.С. Выготский. Именно процесс общения и есть процесс порождения новых реальностей. Возможно, именно общение необходимо для появления новых реальностей. Условием или механизмом является общение – ответ на этот вопрос требует дальнейших исследований.

Виртуальный подход, предложенный Н.А. Носовым, позволяет вскрыть сам механизм появления новых реальностей, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Каждая новая реальность появляется как виртуальная, позже она девиртуализируется и осваивается, переходя в разряд консуетальных.

Рис.5. Условия возникновения реальности сознания

Вероятно, анализ каждого этапа развития человечества позволил бы выделить именно ту основную реальность, которую человечество переживало как виртуальную. Позже, пройдя этап удвоения и освоения, она становилась константной. Мы полагаем, что такой новой виртуальной реальностью была реальность сознания, возникшая в городах-полисах Древней Греции, реальность личности – в средневековье, хотя бы и как корпоративная, реальность воли – у людей в Новом времени.

Рис.6. Характеристики реальности личности

Рис.7. Характеристики реальности воли

Н.А. Носов считает, что генератором виртуальных реальностей является самообраз. Мы считаем, что это положение справедливо и для появления виртуальных реальностей в филогенезе. Виртуальный самообраз есть средство создания новой виртуальной реальности. В первобытной ментальности индивидуального самообраза просто нет, но новая виртуальная реальность есть, она создается коллективным творчеством. «Первобытные мифы быстро поднимаются на горячей опаре первобытных эмоций. И это для мифомагического сознания не побочно, это его суть… Мифология – мировоззрение общества непосредственного общения. Там, где опыт ограничен личными контактами, а цель – выживание родственного коллектива, все одушевлено, и наделяется человеческими стремлениями. Различие между природным и социальным воспринимается слабо, и весь мир – большая община родичей и соседей». Магическое действие – это подпорченное реальное действие, потерявшее целесообразность, но получившее взаимен смысл, ради коллективной организации цели пришлось пожертвовать самой целью. Выстроенное как предугадывание будущего, действие оказалось иным миром. Связь между этим и другим миром – коллективное воображение» (мышление для этого не годится, оно разрабатывает рецепты правильного исполнения процедур внутри миров, принимая их как данность) (В.А. Шкуратов, 1997).

Уже в Древней Греции, но только в условиях города-полиса появляется осознанием своей гражданственности, а вместе с ней – и самообраза. Виртуальный самообраз средневекового человека пока корпоративен, и только в новом времени возникает достаточно стабильное индивидуальное «Я», индивидуальный самообраз. Филогенез человека и онтогенез в динамике возникновения новых реальностей достаточно сходны. Мы полагаем, что именно в такой же последовательности, как в онтогенезе, описанном в работе Н.А. Носова «Виртуальный человек» возникают реальности телесности, сознания, личности, воли, внутреннего человека в филогенезе.

Анализ опыта работы с клиентами в психотренингах и сеансах психотерапии показывает наличие в современном человеке всех пластов психики, выработанных человечеством как результат филогенеза. Именно поэтому человек современности полиреален, сложен настолько, что сам не справляется со своей природой. Он нуждается в профессиональной помощи психолога, психотерапевта, которые вооружены средствами психологического воздействия, но и их может быть недостаточно, если не учитывается полиреальная природа человека.

Основой психологического воздействия является общение. Именно в процессе общения появляются новые реальности и в филогенезе, и в онтогенезе. Общение есть условие полиреальности самого человека. В общении современных полиреальных людей происходит взаимодействие их собей, и в основном каждый человек стремится выстроить в соби другого человека свою собственную реальность. Психотерапия на сегодня имеет достаточно эффективные средства психологического воздействия. Они эффективны в той мере, насколько удается изменить реальности.

Центральным средством создания новых реальностей является виртуальный самообраз. Это ключевой момент психологического воздействия на человека, и результаты такого общения не всегда позитивны. Один человек может комплексовать другого человека, выстраивая заниженный самообраз в соби другого человека, механизм веры заставит принять этот самообраз, который станет основой появления впоследствии множества ингратуальных реальностей. Воздействие одного человека произвело изменения на уровне виртуальной реальности личности. Вполне возможно, что это воздействие приведет к появлению казуса на уровне реальности личности, а проявится он, например, на уровне реальности телесности – в виде гипертонии, аллергии и т.д. Психотерапевт и педагог-гуманист производят обратное по смыслу и цели действие – создают виртуальный самообраз лучше и достойнее, и если ему удастся включить механизмы веры, он станет основой порождения новых гратуальных реальностей. Это тоже воздействие на виртуальную реальность личности, но позитивное по своим результатам.

Рис.8. Реальность внутреннего человека

Однако для целенаправленного воздействия на человека необходимо актуализировать мифомагический пласт психики человек, получить доступ к его бессознательному. Именно на достижение этой цели направлены такие средства психотерапии, как эриксоновский гипноз, метафоры, все техники нейро-лингвистического программирования. Кстати, техники НЛП уже имеют средства прямого воздействия на виртуальный самообраз в визуальных картинках, кинестетических ощущениях и аудиальных образах, и через них  в эмоциональных изменениях в отношениях к миру и к себе. Техники телесно-ориентированной терапии направлены на возвращение спонтанности ограниченному в своих зажимах телу также, как и танцетерапия. Психодрама во многом напоминает магическое коллективное действо, в который эмоционально включены и участники, и зрители, впрочем, тоже могущие стать участниками. Можно взять любое направление психотерапии и обнаружить ту же аппеляцию к мифомагическому в психике современного человека, как будто только таким образом можно обойти стабильность «Я», которое мешает изменениям. Этот уровень в психике человека является основой полиреальности. Именно на ее основе выстроились новые реальности в филогенезе, на ее основе заново выстраивается в онтогенезе вся сложность психики каждого современного человека, его полиреальность.

Виртуальный подход к анализу развития полиреальности человека в филогенезе показывает, что драма исторического развития во многом обусловлена развитием новых виртуальных реальностей. Они возникают сначала как принадлежащие группе в целом, медленно и болезненно идет процесс развития индивидуальной соби каждого человека. Род, племя, социум в целом вовсе не заинтересованы в развитии индивидуальной соби, скорее, они препятствуют этому процессу. Люди, опередившие свое время в этом процессе нередко имеют драматичную или трагическую судьбу. Мы можем наблюдать этот процесс возникновения индивидуальной соби и разнообразные препятствия этому процессу и сейчас, в ХХI веке. Все институты социализации человека препятствуют формированию полноценной соби – и семья, и школа, и вуз. И каждый человек заново проходит весь процесс обретения новых реальностей, которые до него выстроило человечество до того уровня, который он застал своим рождением.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь