Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ЖЕСТЫ



Чтобы понять всю силу рабочего жеста, давайте начнем с про­стого расширения и сжатия — крайне важных упражнений для подготовки тела к сцене. Я в своей работе называю рас­ширение открытым жестом, а сжатие — закрытым. Для сжатия представьте, что вы идете по улице и неожиданно натыкаетесь на человека, которому уже несколько месяцев должны деньги. Инстинктивное стремление закрыться и будет сжатием. И наоборот, если вы представите, что встретили старого друга, с которым не виделись долгие годы, то раскроетесь навстречу ему, став даже несколько уязвимым. Это расширение.

 

ХАРД ХЭТФИЛД О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЖЕСТЕ

 

Хард Хэтфилд (1917-1998), знаменитый ученик Михаила Чехо­ва, демонстрировал психологический жест на Чеховской кон­ференции в Риге в 1996 г. Побуждая своих студентов задей­ствовать все окружающее пространство, он говорил: «Делайте широкие, экспрессивные, простые движения. Пусть они будут четкими и не вызывают напряжения мышц».

Демонстрируя возможности жеста, Хэтфилд моментально превратился из старика в энергичного, боевого юношу. Его глаза горели молодым задором и страстью. Затем он рас­сказал о том, как создается жест, который он тоже называл «открытым»: «Распахнитесь до предела, широко расставьте ноги, распахните руки, представьте, что вы раздуваетесь все сильнее и сильнее, а ваше сознание тоже расширяется, растет». После этого он попросил студентов принять какую-нибудь нейтральную позу. «Проделайте это пару раз, можно больше, пока не почувствуете отдачу. С каждым разом нужно вкла­дываться в открытый жест чуточку сильнее, чтобы понять и почувствовать расширение тела». Он вдохновлял студен­тов личным примером, выполняя упражнение вместе с ними, продемонстрировав всем нам на этом занятии, что возраст — это лишь видимость. Физическое тело может нести печать прожитых лет, но глубоко внутри него бурлит молодая жизнь.

Затем Хэтфилд закрылся, скрестив руки на груди, опустив­шись на колени и низко склонив голову. Он попросил сту­дентов представить, как они уменьшаются, словно спираль, стягивающаяся внутрь себя и сходящая на нет, и что про­странство вокруг них сжимается тоже. Предлагалось исполь­зовать образы, прямо противоположные тем, что применя­лись для расширения. Потом Хэтфилд медленно раскрылся, поднимаясь и постепенно снова распахиваясь до предела. Студентам он посоветовал пройти весь процесс еще раз. Вот он, самый простой и наглядный путь к пониманию рабочего жеста. Актерам следует почаще выполнять это упражнение, чтобы в полной мере использовать его возможности на сцене.

Когда я обучаю студентов рабочему жесту, я прошу их сна­чала поработать с жестом, а потом добавить текст. Затем я прошу актеров прочувствовать жест, но в нейтральной позе, представляя свое тело в десять раз сильнее, чем оно было во время исполнения жеста. Затем они снова добавляют текст. И наконец я прошу сымпровизировать простую конфликт­ную ситуацию либо просто исполнить жесты расширения и сжатия, чтобы они сами диктовали действия и конфликт.

 

ЗАГЛАВНЫЙ ЖЕСТ

 

Заглавный жест — тот, который вы создаете в соответствии с задачей персонажа в спектакле. У каждого персонажа есть задача. Если он ее не выполняет, это трагический персонаж, если он добивается своего, то у пьесы будет счастливый конец. Для Норы из ибсеновского «Кукольного дома» заглавным жестом может быть разрывание упаковки, прозрачной пленки, в которой ее, как куклу, держит муж на протяжении всего бра­ка. Заглавные жесты превращают представления о персонаже в непосредственные физические ощущения, которые воплоща­ются в действиях. Представьте, что вам нужно срочно убегать с работы, но начальник требует немедленно что-то сделать. Начальник не должен видеть вашего раздражения, однако необходимость срочно бежать никуда не исчезает. Заглавный ваш жест в данном случае — стремление к выходу. Начальник выступает препятствием, и ваши действия по преодолению препятствия подчинены главному стремлению.

Простые жесты занимают тело, а не разум. Применяя их на репетиции, актер развивает силу и восприимчивость. Сначала прорабатывайте эти архетипические жесты в физи­ческих движениях, затем включите оба жеста в работу над ролью.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь