Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАБОТА С ГОЛОСОМ И РЕЧЬЮ В ТЕАТР-ШКОЛЕ «ОБРАЗ»



 

ЗНАЧЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОГО ГОЛОСА И ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

 

«Заговори, чтобы я тебя увидел».

Сократ

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению «жаргона и просторечия» является сегодня очень актуальной. Поэтому формирование и повышение культуры правильной русской речи приобретает особо важное значение.

 

«Невозможно слишком много размышлять о речи. Она, как ничто другое, доказала, что в жизни человека является могучей силой».

Дессуар Макс

(немецкий философ и психолог)

Полагают, что и великие революции, и многие религиозные движения начинались с речей. В государствах с парламентской и демократической формой правления речи и дискуссии имеют особенно большое значение. Парламентское государственное правление представляет тот вид правления, при котором речь является двигателем и важнейшей формой управляющей деятельности. «Парламентское правление есть управление с помощью обсуждения», – так кратко выразил это английский политик Йозеф Редлих.

Но воздействие речи важно не только в высоких политических сферах, но и в жизни каждого человека. Кто может говорить предметно, энергично и убедительно, у того ключ к плодотворному человеческому общению, а также и к профессиональному успеху. Красивый голос, внятная дикция характеризуют каждого из нас ничуть не меньше, чем одежда или причёска. У человека речь – это могучее средство моделирования реальности. Речь – это главный инструмент совместной жизни и главный инструмент влияния на людей.

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

 

Так как у нас театральная школа, то мы говорим о важности грамотной речи прежде всего для актёра. Сценическая речь – важнейшее средство театрального воплощения драматургического произведения. Сценическая речь даёт возможность актёру донести до зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в тексте.

Владея мастерством сценической речи, актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Техника сценической речи – существенный элемент актёрского мастерства; она связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Характер и стиль сценической речи менялись и развивались на протяжении всей истории театра. Особенности построения античной драмы, архитектура грандиозных театральных сооружений сформировали законы эллинской классической декламации. Нормативная эстетика классицистского театра XVII–XVIII вв. требовала от исполнителя соблюдения правил мерной, чёткой декламации, подчинённой ударениям стихотворной трагедии. У актёров романтического театра партитура сценической речи определялась чередующимися нарастаниями и спадами чувств, отличалась ускорениями и замедлениями, переходами голоса от piano к forte, неожиданными интонациями.

Расцвет реалистического искусства связан главным образом с русским театром, с деятельностью Малого театра. Поворот к реализму, совершённый М.С. Щепкиным, коснулся и сценической речи. Щепкин призывал к естественности, простоте, приближению её к разговорной. Огромное значение работе актёра над словом придавал А.Н. Островский, считавший, что нужно не только смотреть, но и слушать пьесы.

На рубеже XIX–XX вв. новую эру в истории развития сценической речи открыл К.С. Станиславский. В разработанной им системе работы актёра над ролью он искал приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием». Станиславский разработал очень специфическую актёрскую технику словесного воздействия. Она опирается на создание образных представлений, которые, материализуя мысль актёра, отражаются в его речи, делая её действенной и заразительной.

«Говорить – значит действовать, – утверждал Станиславский. – Я хочу особенно обратить внимание на занятия дикцией, голосом, ритмом, движением, пластикой». О необходимости образной речи также говорил и М. Чехов.

Комплекс обучения сценической речи в нашей Театр-Школе предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству людей, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса, и т.д.

Чтобы действовать словом на сцене, надо обладать звучным, хорошо поставленным голосом. Актёр должен уметь пользоваться своим голосом и быть мастером во владении звуком, т.к. голос является главным выразителем его чувств. Люди часто путают голос и речь. Преподаватели риторики старой школы, объясняя своим ученикам, как правильно говорить, уделяли при этом мало внимания владению голосовым аппаратом.

Речь формируется из звуков, производимых голосовым аппаратом. Многие проблемы речи исчезают, когда улучшается голос. В нашей Театр-Школе «Образ» при тренировке голоса и речи значительно больше внимания уделяется использованию полученного от природы потенциала и его развитию.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь