Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 4. Выявление природы комического в эстрадном номере



В этом необычном взгляде есть несколько постоянных фак­торов: вы всегда замечаете в происходящем какое-либо несоответ­ствие, во-вторых, вы что-то воспринимаете преувеличенно (слов­но сквозь увеличительное стекло), в третьих, — здесь всегда при­сутствует какое-то намеренное искажение действительности.

На этом, кстати, основан знаменитый аттракцион «комната смеха», или «комната кривых зеркал». Предмет изображения (вы сами) вроде бы остается похожим, но, оттого что в зеркальном отражении что-то преувеличивается или преуменьшается, что-то искажается, что-то смещает те или иные части, — возникает смех.

Если режиссер эстрадного номера не может быть таким зер­калом, которое искажает, смещает, преувеличивает, преуменьша­ет, — ему на эстраде делать нечего.

Комическая метафора в номере

Чаще всего артист заставляет публику смеяться, когда по­казывает несоответствие желаемого и действительного, когда на­меренно путает явление, причину и следствие. Именно здесь воз­никают специфические приемы эксцентрики, буффонады, гро­теска, пародии. Именно все эти приемы позволяют артисту и режиссеру «говорить» в номере языком метафор.

«Метафора» — дословно в переводе с греческого означает «перенесение». Человек как бы смотрит на окружающий мир через себя и очеловечивает его, наделяя новыми, непривычны­ми, неожиданными свойствами.

В эстрадном номере в качестве метафоры часто используется пе­ ренесение свойств одного предмета или явления на другой. Но осу­ ществляется это не механически. Такое перенесение обязательно Делается на основании какого- то общего для обоих предметов ( яв­ лений) признака.

Такое, неожиданно найденное режиссером сходство позво­ляет использовать предметы, с которыми работает артист, не по назначению.

Например, однажды известный советский клоун К. Мусин, вый­дя на манеж, обнаружил, что он забыл пистолет, необходимый ему по ходу репризы. И он схватил первое, что попалось под руку, — плот­ницкий угольник (измерительный плотницкий инструмент из двух

79


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера

Там, где развлечение, — всегда радость. Там, где радость, — всегда смех.

Поэтому, когда мы говорим, что эстраде присуща празднич­ность, то должны и продолжить — развлекательность, чувство ра­дости и удовлетворения, смех.

Это связано еще и с тем, что эстрада — искусство очень де­мократичное, народное. А как справедливо заметил Г. Козинцев:

«Народная мудрость никогда не выражалась в искусстве благочес­ тивыми проповедями, чинными поучениями. Она всегда возника­ ла в шутке»1.

Именно поэтому эстрадное искусство в очень большой мере — это искусство смешного.

Конечно, бывают эстрадные номера и патетического, и фи­лософского, и патриотического содержания, но даже эти темы в эстрадном номере чаще всего (бывают и исключения) решаются через нахождение в номере природы юмора, природы смешного. «Смех, — писал Р. Юренев, — может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снис­ходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, ос­корбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричин­ный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущен­ный. Можно еще и увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, жи­вотный. Может быть даже унылый смех! »2

Режиссер эстрады должен уметь заставить зрителя смеять­ся. И это не ограничивает, не суживает рамки режиссерского творчества. Думается, в этом смысле искусство эстрады предъяв­ляет более жесткие требования к режиссеру номера. Вообще, ре­жиссеры, которые умеют ставить комедии, «делать смешно», очень ценятся.

Комическое возникает в результате специфического осмысления действительности.

Клоун — это не приделанный нос, нелепый костюм, ужим­ки, ненатуральный грим и т. п., клоун — это прежде всего необыч­ный и неординарный, необыденный взгляд на мир.

78


Глава 4. Выявление природы комического в эстрадном номере

Однако гротеск не всегда и не обязательно смешон. Он ко­мичен тогда, когда заслоняет духовное начало и обнажает недо­статки. Но он делается страшен, когда это духовное начало в человеке уничтожается. Поэтому так могут ужасать комические изображения сумасшедших. Есть живописное полотно (предпо­лагаемый автор Шевченко), где изображена кадриль в сумасшед­шем доме. Картина выразительна, полна смешных деталей, но в целом производит страшное впечатление.

Вообще, так называемый «юмор сумасшедшего дома» на эс­траде существует, потому что формально в нем присутствует при­знак нарушения логики поступков. Однако к такому «юмору» надо относиться с большой осторожностью, ибо при внешних признаках смешного он может вызывать отталкивающие чувства. Режиссеру лучше этих тем избегать, так как в русской менталь-ности основное чувство, которое проявляется к убогому, — не насмешка, а сострадание. Пожалуй, есть только один способ, когда возможно использование такого юмора, — это когда дра­матургия номера строится таким образом, что ненормален не только больной, но и сам врач. Очень деликатно в этом смысле решена, например, такого рода миниатюра «У невропатолога» в исполнении В. Винокура. Здесь однозначно читается не зубо­скальство над немощным, а веселое притворство двух артистов, которые откровенно играют тупоголовых.

Прием преувеличения, намеренного несоответствия отдель­ных частей нередко используется в пародии. Пародист часто вы­деляет какой-то штрих в поведении пародируемого: характерный узнаваемый жест, походку, голосовую интонацию, деталь костю­ма или прически, присущие только ему обороты речи и т. д. Этот выделенный характерный штрих преувеличивается и автомати­чески вступает в несоответствие с другими деталями поведения, костюма, грима — всего комплекса выразительных средств.

При этом надо помнить: осмеяние в пародии может вызвать неуважительное отношение к пародисту, если он просто пере­дразнивает, копирует манеру. И наоборот, когда в пародии про­является уважение к объекту пародии, — смех сразу же возвы­шает смеющегося над осмеиваемым...

«При добром смехе маленькие недостатки тех, кого мы любим, только оттеняют положительные и привлекательные стороны их. Если эти недостатки есть, мы их охотно прощаем. При злом смехе

81


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера

планок, скрепленных под углом 90 градусов; по форме может напо­минать пистолет) — и сыграл антре с ним, вместо натурального пис­толета. Успех был такой, что клоун закрепил этот прием, и во всех последующих выступлениям в этой репризе выходил с угольником.

В чем здесь секрет смешного? В том, что возникло явное не-соответствие между видом предмета и способом его применения.

Если же мы обратимся к жанру музыкальной эксцентрики, то увидим, что здесь прием использования предметов не по на-значению используется очень часто. Музыкальные эксцентрики играют на пиле, на бокалах, наполненных водой, на дровах и т.п.  то есть — используют бытовые предметы в качестве музы-кальных инструментов.

Буффонада

Буффонада основывается не на приеме перемещения свойств, а на

приеме преувеличения.

Вот пример: артист сидит на стуле и играет на гармошке. Зву­чит очень веселая, удалая музыка, а артист все время плачет и рыдает. Но, когда он, закончив играть и плакать, встает со стула для поклона, оказывается, что на сиденье лежала огромная и ост­рая канцелярская кнопка, естественно, острием вверх.

Использование этой огромных размеров канцелярской кноп­ки является буффонным преувеличением.

На приеме преувеличения строится и карикатура. «Искус-ство  карикатуриста в том и состоит, чтобы схватить эту, порой неуловимую особенность, и сделать ее видимой для всех увели­чением ее размеров»3.

Для эстрады аналогия с карикатурой важна, так как и там, и там берется какая-то одна частность, одна деталь, которая пре-увеличивается и тем самым обращает на себя особое внимание.

Гротеск

Крайнюю, высшую степень преувеличения представляет собой гро-теск. В гротеске преувеличение достигает таких размеров, что пол-ностью выходит за рамки реальности.

80


Глава 4. Выявление природы комического в эстрадном номере

шим трудом возвращается на улицу и входит в дом через дверь. В спектакле клоун-мим театра «Лицедеи» «Доктор Пирогофф» главный герой (Л. Лейкин) постоянно записывал в маленькую книжечку свои впечатления, описывал события и поступки дру­гих персонажей: явная бесцельность этой «работы» стала выра­жением алогичного поведения персонажа.

Выбор неподходящего средства для достижения цели. Тот
же Чаплин в «Бродяге» поливает деревья из детской леечки, а в
«Лавке ростовщика» вскрывает будильник, как консервную банку.
Борис Вяткин выходил на арену со своей маленькой собачкой
Манюней, ведя ее на коротком и толстом корабельном канате, что
сразу вызывало радостный смех у зрителей. Толстый канат — со­
вершенно непригодное средство для вождения маленькой собач­
ки. Контраст средства и цели вызывает смех.

Усложнение явно простой задачи. Клоун, вместо того, что­
бы пододвинуть стул к роялю, с большим трудом пододвигает ро­
яль к стулу (Грок).

Неловкость, беспомощность или отсутствие элементарных
способностей, необходимых для выполнения действия.
В фильме
«Граф» герой Чарли Чаплина^ придя в гости, набрасывается на
огромный кусок арбуза без вилки и ножа. Через некоторое вре­
мя есть арбуз становится неудобно, потому что лицо все глубже
уходит в мякоть, а острые концы корки лезут в уши. Тогда он об­
вязывает голову салфеткой, словно у него болят уши, вместо того,
чтобы разрезать кусок на части. Л. Лейкин в клоунаде «Пили­
те! » очень неумело пытался что-нибудь распилить пилой-ножов­
кой, практически на этом приеме строился номер; а за счет от­
сутствия элементарных способностей сделать то, чего хотел кло­
ун, возникал комический эффект.

Недоразумение. Создание серии недоразумений — один из
приемов режиссера в постановке комического номера. Недора­
зумения могут возникать, оттого что кто-то ослышался, огово­
рился, был не в курсе событий или мотивов поведения; кто-то
сознательно был введен в заблуждение, кто-то слишком высоко­
го мнения о себе, кто-то принимал на свой счет лесть и компли­
менты, предназначенные для другого и т. д. и т. п. Все эти коми­
ческие недоразумения возникают по двум причинам: либо как
результат неожиданного стечения обстоятельств, либо как итог
отступления от традиционных представлений. В обоих случаях

83


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера

недостатки, иногда даже мнимые, преувеличиваются, раздувают­ ся и тем дают пищу злым, недобрым чувствам и недоброжелатель­ству. Такой смех не вызывает сочувствия»4.

В связи с тем, что очень часто персонаж как бы окарикату­ривается, в буффонаде большое значение приобретают внешние средства выразительности: неоправданно большой нос или уши, огромный парик, длиннющие (на ходулях) ноги и т. д. Вместе с тем, в использовании приемов буффонады артиста всегда под­стерегает опасность кривляния, наигрыша. Вообще грань между буффонностью и наигрышем очень тонка. Спасение здесь толь­ко в одном: буффонная внешность должна отвечать внутренне­му содержанию, должна быть оправдана. По сути, режиссер дол­жен найти логическое обоснование тех или иных алогичных по­ступков или ситуаций.

Пусть не покажется парадоксальным, но лучшая буффона­да всегда подсказана жизнью. И автор, и режиссер, заметив ка­кое-то жизненное явление, в своем произведении выражают соб­ственный взгляд на него, но основа-то — жизненная! Очень точ­но по этому поводу заметил Михаил Жванецкий: «Я не пишу юмор — я пишу жизнь»5.

Подмена логики алогизмом

Еще одним инструментом смешного является сопоставление логи­ ки и алогизма. В жизни алогизм, наверное, самый встречающийся вид комизма.

Неумение (или нежелание) связывать следствия и причины очень распространено. И наблюдательность режиссера здесь главный инструмент работы над комическим номером. Уметь за­метить алогизм, быть настроенным на его поиск — вот одно из важнейших профессиональных качеств режиссера эстрады.

Нарушение логики чаще всего проявляется в следующем (по классификации польского эстетика Б. Дземидока6):

Исполнение работы, явно бесцельной или ненужной. Пья­ный герой Чарли Чаплина в фильме «Час до полуночи» не в со­стоянии найти ключ от дверей. Тогда он с большим трудом вле­зает в окно. Затем, обнаружив ключ у себя в кармане, он с не мень-

82


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера

это — отклонение от нормы, алогизм. На приеме недоразумения построена, например, миниатюра М. Жванецкого «А вас? » («До­цент тупой»),

Ошибка в умозаключениях и неверные ассоциации. Приме­
ром могут служить рассуждения судьи и почтмейстера из «Ре­
визора», которые пытаются объяснить факт приезда чиновника
из Петербурга подготовкой войны с Турцией. На этом приеме по­
строен знаменитый монолог М. Жванецкого «В Греческом зале».

Логическая неразбериха и хаотичность высказываний. Это
отсутствие логической.связи между предложениями и частями
предложений, неожиданные вйтавки и повторы темы, страннос­
ти в конструкции фразы, неверное употребление слов. Пример —
миниатюра М. Жванецкого «Собрание на ликеро-водочном за­
воде».

 

Абсурдистский диалог. Он характеризуется отсутствием
связи между репликами собеседников. В качестве примера мож­
но привести рассказ А. Чехова «Злоумышленник», где две раз­
личные «логики» представляют крестьянин Денис Григорьев и
следователь. Более «эстрадный» пример — миниатюра М. Жва­
нецкого «Дурочка».

Нелепые, на первый взгляд, высказывания. Сюда, во-пер­
вых, относятся многие категории анекдотов. Из таких нелепос­
тей возникает парадокс, — то есть мысль, на первый взгляд, аб­
сурдная, но, как потом выясняется, в известной мере справедли­
вая. По этому принципу строятся многие эстрадные репризы.
Дамби из «Веера леди Уиндермайер» говорит: «В нашей жизни
возможны только две трагедии. Одна — это когда не получаешь
то, что хочешь, другая — когда получаешь. Вторая хуже, это по­
истине трагедия! ».

Реалистичность и фантасмагория

Нужно обратить внимание еще на один прием достижения смехового эффекта. Вернее, это даже больше, чем прием. Это ско­рее метод, так как он по силе своей гораздо масштабнее.

Речь идет о том, что реалистическая подробность и точность деталей, их натурализм противопоставляются полной нелепос­ти предлагаемых обстоятельств и происходящих событий.

84


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь