Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 6. Работа режиссера с конферансье. Итак, можно сказать: жестко что-то декларировать с эстрады конферансье не должен. В любой, даже самой незатейливой шутке, проявляется, как минимум
Итак, можно сказать: жестко что-то декларировать с эстрады конферансье не должен. Все дело в форме подачи и в чувстве меры. Ведь любая, казалось бы, незатейливая шутка все равно будет содержать в себе элементы личностной позиции конферансье, отношение к тому или иному случаю, историческому факту, политической ситуации и т. д. В любой, даже самой незатейливой шутке, проявляется, как минимум, уровень вкуса конферансье, даже, если это: «Приходит муж домой...». Поэтому даже проходная реприза обязательно несет в себе элемент воспитания вкуса. Конечно, не всякий концерт происходит в Академии наук или перед научными сотрудниками Пушкинского дома. Ясно, что культурный уровень этого зрителя будет отличаться от рабочей или сельской аудитории. Однако, приспосабливаясь каждый раз к новой аудитории, конферансье не имеет права опускать планку ниже определенного уровня, за которым только одно — пошлость. Приспособляемость к аудитории Теперь — о приспособляемости конферансье к новой аудитории в каждом концерте. В принципе, артист эстрады любого жанра в той или иной мере импровизатор. Даже в самых жестко организованных, с точки зрения техники исполнения, номерах на каждом новом концерте артист вносит более или менее значительные коррективы в свое выступление. Наиболее всего приспособляемость в каждом новом концерте к новой аудитории, пространству зала и сцены, городу и стране, вре мени года и погоде, социальному, возрастному, профессионально му составу публики и т. п. — проявляется в жанре конферанса. Более того, реакция на весь спектр этой динамики — обязанность конферансье. В связи с этим нужно заметить, что предлагаемые обстоятельства в искусстве эстрады порой означают совсем не то, что под этим термином подразумевают в драматическом театре. Огромное значение имеет и реакция зрительного зала, которая мо- 119 Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров жет заставить пойти концерт по не выстроенному заранее руслу, поменять местами номера, изъять какие-то из них, заставить конферансье импровизировать, сократить или удлинить концерт... Конечно, и в драматическом театре зал может быть непредсказуем в своих реакциях, однако непредвиденные реакции не могут внести радикальные изменения в выстроенный спектакль в момент его исполнения. Нужно обратить внимание на двойственную природу предлагае мых обстоятельств в искусстве эстрады вообще, и в конферансе в особенности. Для артиста эстрады, особенно в жанре конферанса, предлагаемы ми обстоятельствами часто становятся реальные обстоятельства концерта. И здесь нет никакого противоречия. Зрительный зал реален, но то, как он поведет себя во время концерта, есть уже обстоятельство, которое для артиста становится предлагаемым. В то же время обратим внимание на другой аспект. Рассмотрим, к. примеру, выступление эстрадного рассказчика, артиста разговорного жанра с монологом или фельетоном, артиста-конферансье, — то есть те жанры, которые более других предполагают прямое общение со зрительным залом и, следовательно, реальность предлагаемых обстоятельств. Ведь речь идет не о бытовом разговоре, а о художественном общении. Даже самая небольшая реприза конферансье, случай, описанный в монологе, короткий анекдот, возникающий импровизационно, не говоря уже об эстрадном рассказе, — все это содержит ситуационные аспекты. По сути, даже самая небольшая реприза, анекдот — это маленький рассказ, где есть действующие лица, характеры, меняющиеся ситуации, завязка, кульминация, развязка. И, — что очень важно, — во всем этом есть свои предлагаемые обстоятельства. И рассказчик, фельетонист, конферансье должен верить в обстоятельства этого рассказа, репризы, анекдота и, таким образом, погружать в эти обстоятельства зрителя. Даже если играется эстрадный скетч (маленькая пьеска) или сюжетный эстрадный номер, где эстрадные предлагаемые обсто- 120 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы