Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КУЛЬТУРА, ПЕДАГОГИКА И ЧЕЛОВЕК



Предлагая свою концепцию роста культуры в любом профессиональном деле, Юрий Наумов говорит о культуре деловедения педагога. Автор убеждён: в педагогической работе ничего не должно идти само собой.

Каждый учебный предмет имеет свою базу. Сам предмет тоже учит, а не только стоящий за ним человек. Но предметом, как инструментом или законом, надо владеть. Именно ответственность создаёт условия профессионального роста, который и гарантирует обобщение опыта на данном поприще, то есть обеспечивает развитие культуры.

 

Каждый человек в своих трудах специальных, профессиональных или бытовых добивается успехов или просто данные труды помогают ему жить, удерживать семью, строить свою базу. У одних это на один день, другие запасают на год, а третьи живут перспективой. Каждый человек, если он строит будущее, создаёт условия, которые ему помогают. Он опирается на опыт своих родителей, окружающих людей. Например, одни строят абы как, у них нет времени осваивать строительные специальности, но делать надо, от этого никуда не деться. Мастер делает по современным лекалам и применяет всё мастерство других, использует в работе инструменты, а не только глаз, и дело у него идёт не само собой, лишь бы сляпать. Вот тот, кто стремится всё делать хорошо, кто стремится использовать культуру мастерства, тот оставляет себя в деле. Он не только себя кормит, себе строит, но и оставляет себя потомкам и окружению. Одни и при жизни забыты в окружении, других ценят, знают, их опытом дорожат везде. Дома, среди близких, среди коллег, в районе, в области и даже в столице. Если бы всех ценили на разных уровнях, то мы могли бы говорить о культуре земледелия, строительства, промышленности, но дело в том, что люди часто не осваивают не только новинки, но и старое, поэтому с ними считаются за другие доблести, за другие достижения. Работая текущим образом, когда всё как бы само собой, мы обесцениваем то, что достигнуто нашими предками; при таком подходе к делу говорить об открытии нового, о совершенствовании не приходится. Опыт не итожится. Всё забыто, пропито, изжито. И начинается деградация. Падение в пропасть вместо роста. Всего два пути – вперёд и назад. Но есть ещё и застой, когда всё на одном месте, всё по-старому, не ниже того уровня, который уже приобретён. Уровень не падает, но и роста не видно. Это как в семье, где идёт расторжение брака незаметное, потому что интересы мужа и жены разошлись либо они не заметили их друг в друге.

Вот общая концепция роста культуры в любом профессиональном деле.

А теперь поговорим не о культуре поведения, а о культуре деловедения педагога.

Прежде всего стоит сказать, что в педагогической работе ничего не должно идти само собой. Профессиональная основа труда учителя, преподавателя – это классическое знание в совокупности с новыми открытиями, это такие способы и методы подачи учебного материала, чтобы отдача обернулась связью. Учить! но всегда встаёт вопрос: чему? Каждый предмет имеет свою базу. И сам предмет учит, а не только тот человек, который стоит за ним. Но предметом, как инструментом или законом, надобно владеть. Владеть не просто культурой речи, например, а владеть родной речью во всём объёме. Можно убого или лощёно воспринимать речь, но от того не станет меньше застоя. Почему иных людей приглашают выступать, им многое поручают, дают возможность выразить себя, к их мнению прислушиваются, почему их опыт становится научной и практической базой? Такие люди живут в таких же условиях, как и остальные, а иногда и в худших, порой ограниченно пользуются цивилизованными средствами, а результат работы имеют отменный. Другие либо не используют опыт, накопленный в их профессиональной сфере, либо этот опыт находится вне зоны их ответственности. Но именно ответственность и создаёт условия роста профессионального, который и гарантирует культуру обобщения на данном поприще: книги авторские с осмыслением прошлого, опыта, практики. Ценность и школьного учителя и преподавателя колледжа, а особенно вуза – в умении видеть жизнь и влиять на неё средствами своей профессии, своего предмета, средствами педагогических, психологических и вообще научных открытий. Любой опыт любого знания воплощается в результатах учеников, в изготовлении изделий, в полученных учащимися и студентами знаниях, в их интересах, возможностях. Если нет продолжения, связи прошлого с настоящим, то нет к будущему тропинки, а значит, говорить об опыте и вкладе в культуру невозможно. Любая стерильная, выхолощенная система удерживания всего в поведенческих рамках сломается под тяжестью безделья, когда интерес сводится к нулю, а опустошение достигает уровня разложения. Мы часто видим деловых, но апатичных работников – грамотных, но деградировавших. Почему? Вроде бы, и база есть, даны знания и умения, есть опыт, но стержня не утвердили – раскачалось сооружение при лёгком соприкосновении с движением общественного воздуха, и тогда падает строение. Педагог тот, кто утверждает личностный стержень своих воспитанников, укрепляет его возможности и маневренность, чтобы человек находил себя везде и даже в предприимчивости. Это особое знание оборота. Оно связано с любым знанием.

Какое же место занимает педагогическая культура в жизни того, кому мы передаём опыт знаний и методы решений того или иного вопроса? Общая характеристика известна. Не каждый предмет, как литература, история, философия, психология, формирует мировоззрение – деятельное, а не иждивенческое мировоззрение. Оценку можно купить за отцовские и материнские деньги, а судьбу построить на воровстве чужого. Такое воспитание семьи приводит к опустошению, когда интерес к жизни и утверждение себя в ней трудом теряет своё назначение. Ответственность, понимание своего назначения, обогащение знанием, нахождение таких принципов, которые бы вели человека к его идеалам, – вот что важно. А идеалы формируют и шлифуют, их находят. Иногда идеалы рушат, чтобы выбить крепёжные болты из свай. Но тогда дело заканчивается трагически не для одного воспитуемого, но и для целого общества. Связь между человеком и обществом прямая. Вот почему первые социальные удары получают часто педагоги. Где во главе общества стоит педагогическая мысль, где воспитанию, а не распущенности отводят первостепенную роль – там рост, а не распад. Там само общество крепит себя и совершенствует, человек там чувствует себя уверенно, надёжно.

Культуры относительной, как педагогики относительной, нет. Нет относительного закона. Там, где всё конкретно и обусловлено знанием и пониманием, там человек неуязвим и не повержен жесточайшим насилием окружающего мира.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕСТВА,

ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Если устройство общественных отношений не действует во благо человека, то культуре приходится тяжело. Ведь за государство культура не сможет определять внутренние ценности людей и их убеждения. Особенно это важно понимать в переломные эпохи. Уход от духовных ценностей, которые открывают глаза на содержание жизни, на её полноту, сворачивает диалектическую спираль развития вниз.

Образование не останавливается на обучении только первейшим элементам жизни – оно даёт инструменты для работы на благо усвоения ценностей мастерового, научного, художественного дел, которые вводят людей во взаимные отношения свойствами знаний.

1

 

Если общество не болеет слабоумием, то оно взаимосвязано со всеми сферами деятельности человека. Отношения эти, конечно, оформлены законодательно, по Конституции. Но законы – одно, а жизнь часто диктует другое, и люди живут вразброд. Каждый сам по себе, если нет духовной связи, если теряются или забываются исторические основы.

Культура – собрание ценностей, которые достигнуты человечеством; часто культурой называют только художественные ценности народа. Если культура не тянет, не везёт такие достоинства, то люди теряют интерес к истинному искусству, думая, что песенки низкопробные могут заменить всё. Какая ещё может быть связь между обществом и культурой, как не взаимное утверждение наших отношений с родителями, бабушками и дедушками, с предками! Но это по семейному фону. А есть ещё небесный, высший фон – устройство общественных отношений. Если этот гигант неповоротлив и надуман, не действует во благо человека, то культуре приходится тяжело. Ведь за государство культура не сможет определять внутренние ценности людей и их убеждения. Особенно это важно понимать в переломные эпохи, когда утрачиваются или меняются психологические и нравственные требования, когда человека ломают извне и уже те же сказки несут иной смысл, когда они не наполняют, а разоряют то, что нужно обществу и государству вместе с ним. Тогда наступает опустошительная безответственность и вседозволенность, пропадает интерес к восстановлению баланса в человеке – баланса взаимных связей и отношений, на котором человек держится в жизни. Подкашивание основы содержания жизни во имя нового восприятия мира отражает иной духовный запрос. И люди текут по ручьям. Так рассохшаяся лодка общественных связей наполняется водой, а река с ручейками начинает высыхать. Духовная жизнь интересов сводится к выживанию. На одном биологическом инстинкте человек не может бесконечно кататься. Нация будет вымирать. Диалектическая спираль развития не тянется вверх, она постепенно сворачивается вниз, потому как меньше находим, а больше уходим от духовных ценностей, которые открывают глаза на содержание жизни, на её полноту, и тогда не взаимность обусловливает необходимое богатство создаваемого человечеством, а деградация определяет обнищание души. Взаимопонимание – оно держится на общих ценностях культурного наследия. Если люди теряют связь с опытом, мастерством, то у них начинает развиваться страсть к дикообразию, у них отсутствует гармония в самом общем её понимании. Гармония природы тоже чахнет, и начинает закрепляться низменное в человеческих возможностях. Взаимопроникновение и связь расторгаются, как неугодные договоры, составленные в интересах одной стороны.

 

2

 

Суммарное образовательное влияние на общественные отношения может быть велико тогда, когда знание проникает в души людей, когда базовые классические ценности, в том числе художественные, подчинены одной гармоничной цели, когда воспитание не подменяется назиданием, а философское осмысление – идеологическим внедрением. Тогда образование охватывает все стороны духовного развития и вырывает человека из плена его первобытных представлений. Культура имеет вековые традиции, и связь её со знанием естественна и необходима. Хотя образование обладает исключительными возможностями учить первейшим элементам жизни (как родители учат ребёнка говорить, так школа учит сначала читать и писать), оно всё же не останавливается только на этом и даёт инструменты для работы на благо усвоения ценностей мастерового, научного, художественного дел человека, которые вводят людей во взаимные отношения свойствами знаний. Это не значит, что сам человек, даже ребёнок, являет собой только потребителя и собирателя знаний. Он перерабатывает достигнутое цивилизацией и творит новое. Тот, кто отстаёт, тот и выбывает из боя взаимных достижений.



Ой год

ЛЮБОВЬ К РЕБЁНКУ

БУДИТ В НЁМ ТАЛАНТ,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь