Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Законы детской игры и законы сцены различны.



       Способность детей увлеченно играть между собой и их красочная фантазия, проявляющаяся во время такой игры, могут легко обмануть педагога, полагающего, что этого достаточно для создания интересной театральной работы. Дело в том, что законы детской игры и законы сцены различны. Играть для себя, “за закрытой дверью” и играть публично - совсем не одно и то же. Игра “для себя” психологически естественна, игра “на публику” противоречит природе. Об этом не мало думал и писал К. С. Станиславский.

Законы детской игры подвижны и переменчивы (мы договорились играть так, а потом на ходу передоговорились и стали играть по-другому). А закон, по которому строится художественный образ, задается художником для каждого конкретного произведения единожды. В детской игре много условности, понятной только играющим, в ней возможны любые пропуски фрагментов действия, утрированное обозначение каких-то явлений. В театре все это возможно далеко не всегда. Но при этом будет совершенно не правильным, создавая детский театральный коллектив, игнорировать законы детской игры и учить детей “играть по взрослому”. Это сразу омертвит затею, перекроет возможность творческой самореализации детей.

       Очень важно попытаться сразу осознать, что “театр, где играют дети” - самобытное явление. Не стоит стремиться к тому, чтобы “все было как у взрослых”. Лучше поискать возможности, присущие именно детской природе, такие возможности, которых, кстати говоря, взрослый театр может быть лишен. Как не трудно догадаться, это, прежде всего, искренность и азарт, являющиеся неотъемлемой частью природы здорового ребенка. Дети физически активнее взрослых актеров, они гибче, и телесно, и психологически. Кроме того, они не обременены так сильно житейскими заботами, которые мешают взрослым вполне отдаваться творчеству. Все это серьезные плюсы. Фокус заключается в том, чтобы найти такую форму построения праздника, спектакля, представления, в которой законы детской игры и особенности детской природы стали бы определяющими для создания художественного языка.

       Прежде всего, цели и задачи, которые педагог ставит перед детьми, должны быть реальны и выполнимы. А это значит, что они должны быть максимально конкретны и понятны. “Метод физических действий” К. С. Станиславского здесь неоценим. Если вы скажете маленькой девочке, играющей Золушку, что она должна тревожиться, ожидая появления мачехи, скорее всего, ничего хорошего у “актрисы” не получится. Или она ничего не будет делать, или станет наигрывать и суетиться. Но если Вы скажете ей, что до того, как мачеха появится на сцене (а это произойдет, скажем, на пять счетов), она должна успеть вымести пол и полить цветочки, “актриса” легко справится с вашим заданием.

3 “Как увлечь театром или Правила игры”

       Руководителю детского театрального коллектива не стоит изолироваться от других педагогов: работать в одиночку очень трудно, хорошо бы найти единомышленников среди педагогического состава. Практика показывает, что учителя музыки, ИЗО и труда, если их заразить идеей “театра”, становятся неоценимыми помощниками в решении творческих задач. Нужно только сделать так, чтобы “игра в театр” заинтересовала как “маленьких”, так и “больших” людей. И конечно, главный вопрос - “Как это сделать?”

       Как же собрать детей на первое занятие? Мы предлагаем слово - РЕПЕТИЦИЯ: в этом слове есть тайна. РЕПЕТИЦИЯ - что это? С тайны, с сюрпризности и надо начать. Чтобы никто ни кому не сказал, что происходит на РЕПЕТИЦИИ, - ”могила”! А на репетиции готовится “подарок” школе и родителям, или что-то еще, что можно показать и всех удивить. Чтобы все воскликнули: “Ай да первый, второй или третий А, Б, В!!! Вроде обыкновенные ученики, а тако-о-о-е-е-е придумали!”. Вот она... т а й н а!

       Чтобы устроить первую репетицию, необходимо выбрать день и заранее предупредить ребят, что завтра, те, кто хотят, должны задержаться, так как есть очень важное дело. В назначенный день и час, когда желающие остались, появляется учитель. Важно, чтобы учитель появился как-то необычно, то есть в том, в чем ученики его не привыкли видеть, например, в спортивной форме. Это удивит, а значит, соберет внимание. Воспользовавшись этим, необходимо сразу задать правила игры:

- сделали круг из стульев, только быстро и тихо, - командует учитель;

- теперь сели и послушали: никто в школе не заметил, что мы двигали стулья?

        А в ответ - тишина...

- Кажется все тихо. Я хочу предложить вам сделать подарок школе, хотите?

       А в ответ - тишина.

- Тогда так, Володя, Сережа, Таня - вот ваш текст, Марина, Антон, Андрей - ваш текст. Пять минут, чтобы познакомились с текстом, а потом сумели рассказать, о чем он, не подглядывая. Начали!

       Конечно, картина получилась идиллической, но суть ее в том, что руководитель своим напором, ставя маленькие задачки, не дает ребенку ослабить внимание, тем самым начинает игру, в которую играет сам и втягивает в нее ребенка. Очень полезно понаблюдать, как играют наши дети. Если их заинтересовало предложение учителя, и они чувствуют, что могут фантазировать, то нехватки идей по поводу того, как лучше сделать тот или иной номер не будет. Это возможно, если дети на репетиции почувствуют, что учитель для них - прежде всего сотоварищ в игре.

       “Правила игры” – это те требования, соблюдение которых Вы считаете строго необходимыми. И в то же время, это те “правила”, которые ярко отличают наши, театральные уроки, уроки искусства, от обычных, общеобразовательных.

       Чтобы добиться желанного результата, прежде всего, надо отделить школьные уроки от занятий “театром”. Это не значит, что они непременно должны быть вынесены во вторую половину дня или за пределы школьных стен. Отнюдь нет. Важно создать на этих занятиях принципиально другую, отличную от обычного урока атмосферу. На традиционном уроке учитель и ученик разделены. Один знает, другой - учится. Один ведущий, другой - ведомый. Отсюда и мизансцена урока: учитель и ученики находятся против друг друга. Театральный “урок” - совсем иное дело. Здесь все определяется законами коллективного творчества. Следовательно, – все вместе. Функция пространства – объединить всех участников процесса, вне зависимости от возраста. Сдвинутые или поставленные друг на друга парты в классе - это уже изменение пространства любого кабинета.

Для театральных занятий необходимо свободное пространство, возможность беспрепятственного передвижения, смены мизансцен. Если есть возможность проводить занятия в актовом зале, то это тем более ”необычный” урок.

       На традиционном уроке существуют незыблемые дисциплинарные правила: вести себя тихо, поднятая рука - готовность отвечать, переговариваться нельзя и т. д. На занятиях “театром” эти строгости надо серьезно ослабить. И дело не только в том, что творчество не родится по команде: необходима атмосфера поиска, спора и соревнования, рождающего “творческий шум”. Дело еще и в том, что в школьной дневной сетке, как правило, только здесь и можно пошуметь, немного побаловаться, поспорить, а значит и полноценно пообщаться со взрослым. Тут можно не просто побыть самим собой, тут можно с самим собой познакомиться. Творческие уроки, уроки искусства - это именно та стихия, которая способствует росту личности как таковой, а не только приобретению набора знаний и усвоению норм.

       Необходимо вспомнить, что создание любого, пусть небольшого театрального действия - коллективный труд. Если ребята, независимо от возраста, почувствуют, что сами являются авторами и исполнителями будущего действия, то любой руководитель получит целый кладезь выдумок и фантазий, на которые неистощимы наши дети. Если всю эту энергию аккуратно направить в нужное русло, то вопросов с дисциплиной на таких занятиях будет значительно меньше. Ведь сами участники действия будут стремиться, как можно скорее увидеть результаты своих “придумок” и потом продемонстрировать их зрителю. Создание доброжелательной, доверительной и деловой атмосферы на занятиях “театром” впоследствии даст возможность решать многие творческие задачи.

       Создание творческой атмосферы в группах детей разного возраста, естественно, протекает различно. И задачи при этом решаются тоже не совсем одинаковые, и все-таки родственные. Уроки искусства всегда выполняют компенсаторные функции. Здесь восполняется дефицит движения, общения, личностной реализации.

В начальной школе маленькому человеку особенно трудно после “вольной” домашней жизни сидеть полдня за партой, да еще дома делать уроки. Очень трудно, да и вредно не кричать, не бегать на переменах. А ведь в школе все это четко ограничено правилами поведения. Потому и возникает проблема “неприятия” школы, которая потом, к сожалению, остается до ее окончания. На театральных уроках эту проблему можно в значительной степени решить. “Неуспевающий” на общеобразовательных уроках человек может оказаться незаменимым помощником на театральных занятиях, и это повысит уровень его самооценки, примирит с товарищами и со школой в целом. Это он, “неуспевающий”, быстрее всех готовит кабинет к занятиям. Он уже почти выучил свою роль: в нужное время тихо переставлять стул из одного место в другое. Разве это не достойно похвалы? Это он, “шалун”, раньше всех догадался, как превратить парты со стульями в горы и леса. А если таких успехов на театральных занятиях у него будет все больше и больше, то есть надежда, что в этом человеке “проснется” интерес к другим урокам. Может, проснется не скоро, постепенно и вовсе не ко всем предметам. Но уже ясно, что один урок в школе он точно любит, на уроках “театра” он “успевающий”. Маловато, конечно, но все же что-то.

       В театре дети начинают учиться самодисциплине. Будущий руководитель должен для себя определить свод неких законов, которые, как он полагает, необходимо исполнять всем ребятам. Это те законы, без выполнения которых занятие состояться не может, а так же те, которые обеспечивают “технику безопасности”. Например: приходить на репетиции в рабочей одежде, во время занятий снимать украшения, не опаздывать. Очень важно с первого занятия приучить ребят к мысли, что театр - искусство коллективное. Если ты не пришел на занятие, то в следующий раз всей группе придется “топтаться” на месте, вместо того, чтобы двигать дальше, и объяснять отсутствующему, что было в прошлый раз. Если ты не пришел на спектакль, то ... Но лучше, чтобы такого не происходило. Естественно, все правила прививаются в мягкой и тактичной форме. Ребята сами должны прийти к выработке и принятию этих правил. А для этого можно устроить специальную игру, мозговой штурм, направленный на выработку собственных законов. Диктатурой вряд ли добьешься того, чтобы законы были приняты как свои собственные. А, кроме того, если на занятиях будет интересно, многие дисциплинарные вопросы отпадут сами собой. Но об основных правилах поведения необходимо сказать на самом первом занятии и со временем добиться их выполнения. Если это получиться, если возникнет “костяк” театрального кружка, добровольно подчиняющийся этим правилам, то до окончания школы у Вас будем много концертов, спектаклей и других театральных затей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь