Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


М.Одерков и А. Брехов с участниками конкурса-фестиваля «Гит Art », Орск, 2018 г.



       В XXI в. в гитарной жизни региона появились новые имена, например, дуэт «Чёрная бабочка» из Новотроицка (Кайрат Тургимбаев – Андрей Коваленко). Многие музыканты повысили свой уровень, получили музыкальное образование. (А.М. Смагин к диплому Космической академии, полученному в Красноярске в 1985 г., добавит в наступающем 2018 диплом Исполнительского отделения ОКИ). Наряду с гитаристами в ДШИ и ДМШ преподают игру на гитаре преподаватели других инструментов, но у них неплохие результаты, ученики хорошо показывают себя на конкурсах (результативные педагоги — Нефёдова Л.В, Чернова О.Б, Варламова О.В., Петренко Е.В и другие); сами преподаватели получают второе образование – именно по гитаре, например, Светлана Смирнова из п. Новоорск обучается в ОКИ, класс М. Одеркова; Лаура Мкртчан к своему образованию по классу аккордеона добавила диплом Оки по классу гитары, педагог А. Вольшонок.

       Безусловное достижение – проведение раз в два года фестиваля-конкурса «Виват, гитара!» на базе ДШИ № 4. Конкурс имеет статус областного. К сожалению, в связи с «оптимизацией» бюджета конкурс в 2018 году потерял самостоятельный статус и войдёт как часть в конкурс исполнителей на народных инструментах имени Е. Куревлёва. Это в сфере конкурсов является потерей завоёванных гитарой позиций. Однако сфера охвата участников конкурса расширилась, статус у него определён как международный.

       Не все специалисты, получившие гитарное образование, работают в сфере образования, в силу ряда причин, и это довольно грустно. Но жизнь продолжается, растёт смена, молодые музыканты так же, несмотря на трудности, стремятся к звёздам, как их предшественники, энтузиасты XX и начала XXI века.

 

Заключение

       Искусство игры на гитаре Восточного Оренбуржья имеет серьёзные корни. Живое дерево гитарного искусства, со всей своей тысячелетней историей, служит ему опорой и вдохновением. И конечно же, музыкальная жизнь данного региона, в своих разнообразных проявлениях, официальная – в рамках учебных заведений, на концертных площадках, и неформальная – клубы, кружки – также явилась почвой, питательной средой, без которой ростку было бы не пробиться, не вырасти.

       К моменту появления и сплочения энтузиастов гитарного искусства на востоке Оренбуржья гитара из салонов пробилась на лучшие концертные площадки мира, в руках прекрасных исполнителей завоевала огромное количество поклонников, обогатилась прекрасным репертуаром.

       В нашей стране она также прошла непростой путь, но вышла победительницей из всех перипетий и сражений. Беззаветно любящие свой инструмент музыканты добились того, что 6-струнная гитара звучит – в ансамблях, оркестрах, преподаётся, уровень владения этим инструментом повышается, гитарное звучание облагораживается. Велика заслуга в этом П. С. Агафошина, А. И. Иванова-Крамского и его дочери и других бесчисленных энтузиастов, порой бескорыстно пропагандирующих этот инструмент, создающих прекрасные, удобные переложения для него (как орский музыкант В. Мельник).

       Гитара завоёвывает сердца слушателей, вербует преданных поклонников – исполнителей, преподавателей, передающих эстафету дальше.

Регион не изолирован, существует живое общение, взаимообмен с соседними регионами, особенно плодотворно сотрудничество с Уральской гитарной школой и Московской – это участие в конкурсах, учёба в музыкальных учебных заведениях.

       Однако в культурной жизни нашей страны и региона не всё движется поступательно, путём прогресса. Есть и негативные явления.

       Что касается истории гитарного исполнительства в Восточном Оренбуржье, мы рассмотрели период примерно в 30 лет.

       1980-е: собрался первый кружок энтузиастов. Создан клуб. Проходят концерты, приезжают замечательные гитаристы из других городов, после концертов общение продолжается в камерной обстановке, завязываются дружеские контакты на много лет.

       В 90-е годы материальные трудности не привели к остановке музыкальной и гитарной, в частности, жизни региона; такие энтузиасты, как Смагин, Брехов, Коннов добиваются того, что исполнительство остаётся на достаточно высоком уровне.

       В XXI веке гитара – один их самых популярных инструментов. С 2010 г. раз в два года проходит фестиваль «Виват, гитара!», получивший статус Областного, появляются новые имена.

       Однако некоторые исполнители, преподаватели сменили вид деятельности. В ДШИ приток учащихся традиционно силён, а вот в Колледж искусств значительно снизился. Ярким событием стало появление на поле музыкальной педагогики, в штате ОКИ, Михаила Одеркова, практически гитариста с мировым именем. Посмотрим, в дальнейшем всплеск ждёт гитарную жизнь или некоторая стагнация, вызванная немузыкальными причинами.

       Хотелось бы сказать слова благодарности тем, кто способствовал написанию этой работы: Т.В. Новосёловой, которая, в рамках изучения предмета «История исполнительства» в ОГИИ им. Л. И М. Ростроповичей «озадачила» нас, студентов, творческим заданием – исследовать историю своего инструмента в своём регионе: А.Л. Иванову, предоставившему фотоматериалы, газетные статьи по теме, многое рассказавшему о нашем предмете; тем, кто с энтузиазмом воспринял идею исследования, «подбрасывал» устный, письменный, фото- материал или просто говорил автору тёплые слова о нужности, своевременности исследования: А. Назарову, А. Смагину, А. Брехову, В. М. Полежаевой, Т.Г. Кисловой, Е.В. Кузнецовой, М. Одеркову, И. Берникову, В. Мельнику, Е,Б. Якуниной и другим; А. Веденёву, оказавшему техническую помощь при наборе и редактировании текста; преподавателям ЧГАКИ ( г. Челябинск), сказавшим о нужности публикации работы, особенно – И.И, Шедрину, научному руководителю во время защиты исследования в качестве Выпускной квалификационной работы.

 

Список использованной литературы

1. Брехов А. М. Враги печали. Школа игры на гитаре. – Мульта,2017 – 21 с.

2. Витиевский В. Н. Иван Иванович Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г.: историческая монография . – 1897 – Т. 1–2.

3. Иванов А. Л. Первый шаг к зрителю // «Орский рабочий», 7.02.1988

4. Иванов А. Л. Такие встречи обогащают (интервью с Владимиром Терво) // «Орский рабочий»,20.02.1988

5. Иванов А. Л. Кудесники гитары (С. Орехов, А. Перфильев в Орске). // «Орский рабочий»,25.04.1987

6. Иванов А. Л. Гитара собирает поклонников// «Орский рабочий» – 1988 г.

7. Иванов А. Л. Гитара и Москва Миши Одеркова //«Металлург», г. Новотроицк, 25.10.1995

8. Имханицкий М. И. Формирование русского гитарного исполнительства //Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. – М., 2008 – с. 97–124

9. Хавторин Б. П. Эволюция музыкальной культуры Оренбуржья: истоки, процессы интеграции, феномен развития// Вестник ОГУ № 6 / Июнь 2006. –Том 1. – с. 187–197

10. Хавторин Б. П. Музыкальная культура Оренбуржья. История и современность. – М., 2006 – 307 с.

11. Черкас Т. Г. Орск: от крепости до города: монография. – Орск. – Изд-во ОГТИ,2010 – 263 с.

12. Ширинский Н. Гитарист Сергей Орехов // Московский журнал, 01.04.2004

13. Ширялина А. В. Сага о великом гитаристе(о Сергее Орехове). –М.: Кириллица, 2003 – 85 с.

 

 

Электронные источники:

14. Новотроицк //https://ru.wikipedia.org/wiki//Новотроицк.

15. Обсуждение: Орск //https://ru.wikipedia.org/wiki/

16. Иванов-Крамской А. М. // https://ru.wikipedia.org/wiki

17. Население Оренбургской области //http://orenobl.ru/people.php.

18. Ольшанский А. М. //Иллюстрированный биографический словарь.http://www.abcguitar.narod.ru/pages/olshanski.htm"guitar.narod.ru/pages/olshanski.htm

19.Орехов С. Д. //https://ru.wikipedia.org/wiki

20. Полторак Е. О «Синей птице»,статья // https://hron.ru/news/read/

21. Портал администрации г. Медногорска // http://mo-mednogorsk.orb.ru/about/administration/

22. Портал администрации г. Орска // www.orsk-adm.ru

23.Портал правительства Оренбургской области // http://www.orenburg-gov.ru/Info/

24. Скончался Юрий Панов. Трагическое совпадение дат // http://orsk.ru/news/63204

25.Терво В. В. История гитары в лицах // http://www.lute.ru/guitar/tervo.htm

26.Устинов В. // Иллюстрированный биографический словарь www.abc-guitar.narod.ru/pages/ustinov.htm

27. Шнайдер Д. Гитара 20 века: второй золотой век//

http://guitar.ru/articles/instruments/instruments_454.htm



Приложения.

№1. Устав клуба.

 

№2.Статья в газете «Орский рабочий» о концерте С. Орехова и А. Перфильева.1987 г.


№3. Переложения В.В. Мельника.




Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь