Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дополнительный материал к уроку — практикум



1. Литературовед С. Н. Семанов писал: «“Тихий Дон” начинается и кончается на хуторе Татарском. Первая фраза романа «Мелеховский двор — на самом краю хутора». Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына».

— Чем еще, кроме места действия, близки эти эпизоды романа? В чем созвучны и чем различаются настроения двух фрагментов?

— В чем символический смысл того, что роман Шолохова начинается и заканчивается в одном и том же месте?

 

2. Михаил Шолохов писал: «В оценке поведения Аксиньи может идти речь о протесте не против домостроевских традиций, а о протесте против исторических пережитков в отношении к женщине, против жестокости казачьих нравов».

— Как представлены в романе домостроевские традиции?

— В чем проявляется протест Аксиньи против исторических пережитков в отношении к женщине, против жестокости казачьих нравов?

 

3. Литературовед В. М. Акимов писал: «В ядре шолоховского романа — курень и хутор; волны жизни широко расходятся от него и отовсюду сходятся к нему. Посмотрите, как раскинулись вокруг куреня романа, как емки окружающие его пространства…»

— В чем проявляется то, что ядро «Тихого Дона» — это «курень и хутор»?

— Что представляет из себя «карта романа»? Какие «пространства» в нем выделяются в первую очередь? В чем состоит необычайная емкость этих пространств?

 

4. «Отчетливо бросается в глаза, что в «Тихом Доне» сосуществуют как бы два хронологических отсчета, условно их можно было бы назвать хронологией «внешней» и «внутренней». Первая свойственна событиям, происходящим, как правило, за пределами хутора Татарского, в большом мире, потрясенном войнами и революциями...» «С первых же страниц «Тихого Дона» и до последних в тексте разбросаны хронологические примеры — как прямые, так и косвенные» (С. Н. Семанов).

— Какие события относятся к хронологии «внешней» и какие входят в понятие хронологии «внутренней»?

— Приведите примеры того, как взаимодействуют, соприкасаются события «внешней» и «внутренней» хронологии.

— Какие «хронологические приметы» есть в романе «Тихий Дон»? Какие из них являются наиболее важными в каждой из четырех книг?

— Каким образом «хронологические приметы» характеризуют время, описываемое в «Тихом Доне»?

— Каков характер повествования в романе «Тихий Дон»? Как влияет на него манера М. А. Шолохова выделять «хронологические приметы»?

 

5. Литературовед В. Кирпотин писал в 1941 г., что развитие сюжета «Тихого Дона» обусловлено «последовательностью различных ступеней трудового процесса», что «сюжет первой части «Тихого Дона» построен на чередовании сельскохозяйственных работ, зависящих от чередования времен года», что писатель «уподобляет жизнь казаков жизни органической природы».

— Как представлены в «Тихом Доне» трудовые процессы? Почему чередование трудовых процессов обусловливает логику развития сюжета романа?

—. Как показана Шолоховым «жизнь органической природы»? Какую роль жизни природы в общей повествовательной ткани «Тихого Дона»?

 

6. М. А. Шолохов признавался: «Когда я начал писать «Тихий Дон», то я убедился, что мне при всем желании не удастся достигнуть такой композиционной цельности и соответственности, какой хотелось бы. Приходилось перемежать огромное количество событий, фактов, людей. В силу этого происходил прорыв, когда о человеке я забывал, и он оставался вне сферы моего внимания длительное время».

— Какое впечатление производит «перемежение»? Чему оно служит в романе?

— Приведите примеры моментов, когда писатель забывает о человеке, который длительное время остается вне сферы его внимания? С чем такие моменты связаны?

— Удается ли автору «Тихого Дона» достичь «композиционной цельности в соответственности»?

— Не распадается ли роман на отдельные эпизоды, посвященные жизни хуторян, первой мировой и гражданской войнам и т. п.?

 

7. Критик газеты «Жизнь искусства» И. Оксенов в 1928 г., обвинил Шолохова в «бытовизме», «физиологизме», «эротизме» и писал: «Социальные характеристики героев... местами теряют свою отчетливость — именно под грузом физиологических мотивов».

— Что в характеристиках героев «Тихого Дона» можно считать социальным началом? Есть ли социальное обоснование поведения и поступков героев в романе?

— Какие мотивы поведения героев «Тихого Дона», их образа жизни можно назвать физиологическими? Являются ли эти мотивы преобладающими в характеристиках героев романа?

 

8. Критик газеты «Жизнь искусства» Б. Вальбе в апреле 1929 г., оценивая вышедшую в свет вторую книгу «Тихого Дона», замечал, что в ней Шолохов «пренебрегает своим колоритом», который отличал первые страницы романа, что писатель не «вжился» в сложный комплекс фронтовых событий, что он лишился «привычной творческой базы бытового жанра, распылился среди вороха газетной хроники».

— Сохраняется ли во второй книге «Тихого Дона» шолоховский колорит, присущий первой книге романа?

— В чем проявляется тот факт, что в первой книге «Тихого Дона» была своя «база бытового жанра», а во второй ее уже нет?

— Как показаны во второй книге «Тихого Дона» фронтовые события? Как проявляется тот факт, что писателю не удается показать весь комплекс фронтовых событий?

— Действительно ли описание военных событий во второй книге романа является выдержками из «вороха газетной хроники»?

 

9. Критик журнала «Настоящее» в статье под названием «Почему Шолохов понравился белогвардейцам?» (1929) писал: «Задания какого же класса выполнил, затушевывая классовую борьбу в дореволюционной деревне, пролетарский писатель Шолохов? Ответ на этот вопрос должен быть дан со всей четкостью и определенностью. Имея самые лучшие субъективные намерения, Шолохов объективно выполнил задание кулака... В результате вещь Шолохова стала приемлемой даже для белогвардейцев».

— В чем проявляется симпатия Шолохова к кулакам?

— Почему критик, утверждал, что «Тихий Дон» оказался приемлемым «даже для белогвардейцев»? Как это характеризует позицию автора романа?

— Должно ли художественное произведение обязательно должно выполнять задание какого-то класса?

 

10. Западногерманский критик Г. Шпрейт писал (1960): «Тихий Дон» — это не начало советского искусства, а последний плод старой традиции... Как коммунист, Шолохов говорит о всепобеждающей силе социалистического строя. Но как художник он видит его темные стороны, преломляющиеся в отдельных человеческих судьбах. Отсюда частый у Шолохова трагический колорит».

— Является ли «Тихий Дон» книгой «о всепобеждающей силе социалистического строя»?

— Какие «темные стороны» нового строя видит Шолохов и преломляет их «в отдельных человеческих судьбах»?

— О какой «старой традиции» русской литературы можно говорить в связи с романом «Тихий Дон»?

 

11. М. Сеймур-Смит пишет о Шолохове: «Он описывает мир и события такими, какими их воспринимает. И на практике оказалось, что он лишил гражданскую войну ее ореола, независимого от того, с какой стороны он ее наблюдал; он возвысился до гуманизма, который стал одним из наиболее дефицитных товаров. Он судил о вещах, ставя себя в большей или меньшей мере «над схваткой».

— Приведите примеры того, как в изображении Шолохова гражданская война лишается «ореола, независимо от того, с какой стороны ее наблюдать»?

— Как проявляется позиция автора неизменно находиться «над схваткой»?

— В чем проявляется гуманизм «Тихого Дона»?

 

12. Испанский литературовед Хосе Мария Вальверде считает, что «ключ произведения таится на его последней странице: Григорий оставляет позади себя мир мертвых; чтобы вступить в новый этап своей жизни — и жизни вообще, — неся на руках своего сына как единственное свое достояние».

— Что имел в виду критик, говоря о том, что «Григорий оставляет позади себя мир мертвых»?

— Что говорит о готовности героя «вступить в новый этап жизни»?

 

13. Хосе Мария Вальверде писал о финале «Тихого Дона»: «Ничего более не объясняется, ничего не решается, не связываются нити, чтобы закончить произведение, как это было в эпилоге «Войны и мира»... Итог «Тихого Дона» в том, что с прошлым покончено, как бы начиная с ничего, отец и сын входят в новое время».

— Действительно ли в финале «Тихого Дона» «ничего не объясняется, ничего не решается, не связываются нити»?

— Сделайте сопоставительную характеристику эпилогов «Войны и мира» и «Тихого Дона»

— В чем проявляется тот факт, что надо начинать «с ничего», «отец и сын входят в новое время»?

 

13. Литературовед К. Прийма пишет: «...Пафос высокой трагедийности финала «Тихого Дона» — в смелом и светлом повороте Григория к нам. Дальнейшая судьба его неизвестна, но его разоружение, переход Дона и вступление на наш берег до амнистии строго соответствует правде образа, логике характера Григория и символизирует закономерное снятие противоречий между им самим и действительностью...» «Разговор с Мишаткой символичен и таит в себе луч надежды — подтверждение того, что мартовский, подтаявший на Дону лед выдержал на себе Григория и груз его заблуждений не зря!»

— Есть ли в тексте основания, дающие ученому право называть «поворот» Григория Мелехова «смелым и светлым»?

— В чем заключается «правда образа» и «логика характера» Григория Мелехова? Почему финал романа им соответствует?

— Как снимаются противоречия, отраженные в «Тихом Доне», в финале романа?

— Каким настроением проникнут у Шолохова разговор героя с сыном? В чем его символизм?

— Каково описание природы в финале «Тихого Дона»? Какова роль подтаявшего льда в этом описании?

 

Уроки 25—26 (86—87)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь