Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


VI . Анализ стихотворения Н. Рубцова «Вечерний звон» в сопоставлении с одноименной картиной И. Левитана



Образы России, природы, символы веры звучат в унисон в стихотворении «Левитан» (по мотивам картины Левитана «Вечерний звон». Это единство подчеркивается аллитерациями и ассонансами:

 

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, —

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси...

 

Только предполагая неотвратимый жизненный итог, чувствуя скоротечность времени, человек стремится запечатлеть движения своей души, оставить память о себе, выразить любовь и благодарность за го, что был на земле. Читая стихи Рубцова, удивляешься вместе с ним каждой травинке, каждому живому существу и в то же время вместе с ним думаешь о вечном.

 

Критика о Рубцове

В. Гусев: «Рубцов, вслед за Есениным, идет от ощущения, что в мире господствует гармония, которую следует проявить... Она прежде всего — в природе, согласно с природой, а не вопреки природе — вот незаявленный, но незыблемый девиз Есенина и Рубцова. Она во всем, что связано с природой: в деревне и в ее ценностях, в цельном чувстве, в мелодическом и напевно-ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии» (Гусев В. И. Неочевидное: Есенин и советская поэзия. М., 1986).

В. Бараков: «Особое внимание поэтов «почвенного» направления, «властителем дум» которого был и остается Н. Рубцов, к народным истокам, к фольклору и мифу определено не только социальными и биографическими причинами, но и развитием самой художественной литературы как искусства слова. «Почвенная» поэзия и «деревенская» проза — это различные стороны одного явления: драматического возвращения к классическим традициям, поиска духовной основы»

(В. Н. Бараков. Чувство земли. Москва, Вологда, 1997).

В. Белков: «Парадокс состоит в том, что, чем талантливей человек, тем грозней его слова, тем неизбежней слова его становятся плотью событий» (Белков В. С. Жизнь Рубцова. Вологда, 1993).

 

V . Задания

1. Прокомментируйте высказывания критиков о творчестве Н. Рубцова.

2. Приведите примеры элегических мотивов в поэзии Рубцова (стихотворения «В минуты музыки печальной», «Звезда полей», «Березы», «Тихая моя родина», «Букет». Отметим музыкальность лирики (возможно прослушивание песен на стихи Рубцова — в записи или в исполнении учеников).

3. Рубцов как-то сказал о себе: «Я чуток как поэт, бессилен как философ». Есть ли в лирике Рубцова философичность?

 

Домашнее задание

Прочитать пьесу Вампилова «Старший сын». Подумать об определении жанра пьесы, попробовать разобраться в системе характеров.

 

Урок 56 (117). Драматургия А. Вампилова.

Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын»

Цели урока: показать значение драматургии Вампилова для русской литературы; разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын».

Оборудование урока: портрет А. Вампилова; художественный фильм «Старший сын» (возможен частичный просмотр).

Методические приемы: лекция; просмотр эпизодов фильма и анализ этих эпизодов; аналитическая беседа.

 

Ход урока

I . Слово учителя

Александр Вампилов (1937—1972) — драматург, сыгравший значительную роль в современном театре. Он трагически погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издав лишь небольшой сборник рассказов. Значимость явления Вампилова подчеркивал В. Распутин, друживший с ним со студенческих времен: «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов... — кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература...». Пьесы целого театрального поколения, следовавшего за Вампиловым (Л. Петрушевская, В. Славкин, В. Арро, А. Галин)‚ получили в критике название «поствампиловской драматургии».

Истоки творчества Вампилова, прежде всего, в его родном старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области, в доме его родителей-учителей (отца арестовали по ложному обвинению и расстреляли в 1938 году). Литературные источники его творчества — в драматургии 60-х (пьесы Розова, Арбузова, Володина). Роль молодого героя, расстающегося с романтическими иллюзиями, переосмысляется драматургом: свое поколение он представляет цинично обманутым, «потерянным». Драматическое действие у Вампилова нацелено на главный вопрос его творчества — вопрос о свободе. Мы остановимся на одной из произведений Вампилова — пьесе «Старший сын».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь