Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Земледельцы восточных и юго-восточных областей Северной Америки



Индейцы северо-восточного и приозерного районов США

Ирокезы

Большая часть ирокезских и алгонкинских племен заселяла северные лесные области (Новая Англия, район Влеиких озер и Огайо), где теперь расположен самый развитый промышленный район США.

Большая часть ирокезских племен жила вокруг озер Онтарио и Эри в окружении алгонкинских племен. Это так называемые «нейтральные племена», эри, гуроны, к северу от нейтральных жили гуроны, наконец, центральную часть будущего штата Нью-Йорк занимали 5 племен собственно ирокезов: сенека, кайюга, онондага, онейда и могауки.

Основным источником существования ирокезов было примитивное огородничество. Главной культурой был маис, бобы и тыква. С давних времен ирокезы выделывали до 11 разновидностей кукурузы. Земледелия было подсечно-огневым. Кроме расистки земли от леса, вся полевая работа была женским занятием. Каждую весну женщины выбирали из своей среды наиболее опытную распорядительницу для руководства работой на общинных полях. Они совместно обрабатывали один за другим все участки своего рода.

Ирокезы собирали кукурузу в количествах значительно больших, чем могли потребить, и поэтому проблема хранения для них была актуальной, в чем ирокезы достигли большого искусства, выработав приемы, которые используются до сих пор. Наиболее распространенным было хранение в гирляндах, сплетенных из початков. Гирлянды кукурузы вывешивали внутри жилища и снаружи под навесами, такой вид драпировки жилища практикуется в резервациях и в наши дни.

Несмотря на большое значение земледелия, охота имела немаловажное значение для получения мяса и шкур. Охота была занятием мужским, преимущественно в течение осени и первой половины зимы. Женщины всю зиму только и делали, что ходили за мясом оленя или лося. Мясо потреблялось всей общиной. Охотничьи угодья были племенной собственностью.

Ремеслами у ирокезов занимались женщины, они не достигли такого уровня как у других племен Северной Америки, поскольку основная масса женского труда поглощалась земледелием.

Одежда была из замши и кожи. Мужчины носили набедренную повязку, женщины обертывали бедра куском замши. Это была единственная одежда в теплую погоду. На плечи набрасывали замшевый плащ. Зимой носили меховые плащи. Этим же плащом укрывались во время сна. На ногах носили ноговицы и мокасины. Носили также головные повязки с перьями, воткнутыми стоймя вокруг головы. Женщины носили только головную повязку, заплетая волосы в две косы. У мужчин существовал обычай брить голову, оставляя лишь продолговатый гребень торчащих волос, к которому прикреплялся головной убор из оленьего волоса или перьев.

Ирокезы жили в так называемых «длинных домах», где помещалась родовая группа. Длинный дом имел 6-10 метров в ширину и до 8 метров в высоту. Наибольшая длина достигала 90 м, зависела от числа очагов. В доме посередине находились очаги, по обе стороны – отгороженные помещения для отдельных семей. Если появлялась необходимость прибавить к дому еще очаг, то разбирали один из концов и удлиняли здание. Дом из коры мог простоять 10-12 лет. За это же время подбирался весь хворост в окрестных лесах, истощалась почва и назревала необходимость переселения. Переселения происходили каждые 10-15 лет. Селения иногда огораживались высоким частоколом для защиты от соседних племен. Селения состояли из 10-30 домов.

Формой общественного устройства ирокезов был род. Род имел родовое имя, тотемическое, был строго экзогамен. Члены рода участвовали в родовом совете, избирали и смещали старейшину (сахем) и военных вождей и через них имел представительство в племенном совете и союзном. Род был строго матрилинеен.

Экономической единицей была матрилинейная семья – овачира, род распадался на несколько овачир. Первоначально брак не вел к совместному поселению супругов, муж лишь посещал жену, стараясь делать это тайком от всех. После рождения первого ребенка мужу позволялось поселиться в доме жены. Муж и жена сохраняли принадлежность к своим овачирам, дети принадлежали к овачире матери и жили в ее доме.

Вся власть внутри овачиры принадлежала женщинам. Главная исполнительная власть находилась в руках правительницы, которую выбирали замужние женщины на своем совете. Муж не имел права ни на детей ни на имущество. Роды каждого племени группировались в две фратрии. Позднее экзогамия фратрии постепенно исчезла и экзогамным оставался только род.

В начале ХУ11 века ирокезские племена северной группы были объединены в три союза племен Союз гуронов, Союз нейтральных и Союз ирокезов. Еще в ХУ1 веке сложился союз из четырех племен – сенека, кайюга, онондага и онейда, живших на территории будущего штата Нью-Йорк. Позже в союз были приняты могауки, бежавшие от гуронов и алгонкинов. Союз пяти племен управлялся Советом, состоящим из 50 сахемов, выделенных всеми родами. Советы решали проблемы управления и политики, которые значительным образом влияли на ход колонизации Америки. Это собрание старейшин союза неоднократно получало формальные предложения мира и дружбы от Англии и Франции, правительства которых нередко со страхом ожидали решений совета краснокожих.

К началу ХУ111 века после почти столетних непрерывных войн ирокезы частью истребили, частью покорили почти все соседние индейские племена. Начало развиваться рабство. Сначала пленников усыновляли в роде, а потом стали обращать в рабство. Выделяются богатые и бедные домохозяйства, появляются частные участки в лесах вне родовых земель. Выделяется класс родовой аристократии.

Религия. Первое место в пантеоне занимали божества растительного царства, обожествленные силы природы и небесные светила. С тотемами не связывались уже религиозные представления. Каждое селение имело охраняющего его духа, каждый отдельный человек также имел своего духа-хранителя. Культ личных духов-покровителей составлял вообще одну из самых характерных черт религии североамериканских племен.

У ирокезов существовал культ трех основных земледельческих растений – кукурузы, бобов и тыквы, почитавшихся под именем трех сестер, нашей жизни и наших кормилиц. Они представлялись в виде трех прекрасных женщин, каждая – в одежде из листьев соответствующего растения. Наибольшее значение имело поклонение духам природы.

Больших праздников у ирокезов было шесть. Нового года, клена, посева, ягод, зеленого зерна и урожая. Самым торжественным был праздник нового года, середины зимы, зимнего солнцестояния.

Со второй половины ХУ11 века под влиянием проповеди христианских миссионеров у ирокезов начала складываться вера в благодетельного Великого духа, то есть, стало выделяться монотеистическое начало.

Алгонкины

 

Ко времени открытия Америки племена алгонкинов населяли огромное пространство от Атлантического океана на востоке до Скалистых гор на западе. Восточные прибрежные алгонкины стали первыми, на землях которых обосновались ранние колонисты – французы, голландцы, англичане. От алгонкинов переселенцы усвоили культуру кукурузы, научились приготовлять сахар из кленового сока. Целый ряд алгонкинских слов вошел в английский язык, а оттуда перешел во многие языки мира. Это карибу, вигвам, мокасины, тобогган, томагавк, сахем, тотем и другие.

Прибрежные алгонкинские племена давно исчезли с лица земли (могикане), жалкие остатки живут в резервациях, но память о них осталась в ономастике Америки, где многие штаты, реки озера носят алгонкинские названия: Миссисипи, Миссури, Иллинойс, Чикаго, Милуоки, Массачусетс, Коннектикут, Висконсин, Делавэр, Манхэттен и другие. За отдельными народностями и племенами прочно закрепились названия, которые дали ими алгонкины: эскимосы, ирокезы, могауки, сиу, атапаски.

Среди восточных алгонкинских групп выдающуюся роль играли делавары, по материальной культуре близкие к ирокезам, но основные занятия делаваров были охота и рыболовство. Среди алгонкинских племен широко была распространена легенда, что страна делаваров была прародиной алгонкинов, в силу этой легенды признавалось старшинство делаваров, их называли дедами.

К центральноалгонкинской группе относятся племена саук, фокс, кикапу, меномини, иллинойс, оджибве, оттава, потаватоми. В хозяйстве племен, населявших район Великих озер, огромное значение имело собирание дикого риса, в больших количествах росшего в озерах и тихих реках. Ко времени колонизации тут сложился своеобразный тип собирательского хозяйства на его высшем этапе – перехода к земледелию. Хотя рис собирался в дикорастщем виде, но уже практиковались некоторые приемы ухода за этим злаком. Со сбором риса были связаны обряды и праздники. Отмечалось начало сбора риса, до праздника никому не разрешалось им заниматься. По окончании устраивался большой праздник урожая. Индейские названия месяцев также связаны со сбором риса – месяц созревания риса, месяц сушки риса и т.д.

Наряду со сбором риса большое значение в хозяйстве имела охота, рыболовство, добывали сок сахарного клена.

Жилищем служили легкие палатки зимой – крытые корой и циновками куполообразные вигвамы, летом – покрытые берестой конические шалаши.

Одежду изготовляли из замши, орнаментируя ее вышивками из игл дикобраза и шерсти мускусного быка, позже – бисера.

К середине Х1Х века у этих племен уже сложился отцовский род, роды были экзогамны, названия носили тотемный характер. Сам термин тотем вошел в науку из языка оджибве. Изображение тотема считалось священной эмблемой рода. Оджибве, оттава и потаватоми были объединены в союз племен, называвшийся «Советом трех костров».

В основе религии лежали анимистические представления. Все почитаемые ими духи назывались маниту. Солнце и луна, озера и река, леса были добрыми, змеи, драконы, холод и шторм – злыми. Маниту солнца представлялось мужчиной, мужем женщины луны. Духам приносили жертвы перед началом охоты, перед войной или далеким походом. Помимо общих духов и родовых тотемов, индейцы верили в существование личных духов-покровителей.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь