Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Евфросин Синозерский



День памяти: 20 Марта / 2 Апреля

Преподобный Евфросин Синозерский, в миру Ефрем, родился в Карелии близ Ладожского озера. В юные годы

Евфросин Синеезерский

он жил при Валаамском монастыре, затем переселился в Новгород Великий (возможно, связано это было с тем, что в 1578 году обитель была захвачена и разграблена шведами). Прожив там длительное время, святой ушел в одну из Новгородских областей - в Бежецкую пятину. Он стал причетником[162] в селе Долосском в 20 верстах (21, 33562 км.) от города Устюжны Железопольской. Пострижение преподобный принял в Успенском Тихвинском монастыре[163]. Тяготясь многолюдством обители, Евфросин испросил благословение настоятеля на отшельническую жизнь и поселился в лесу у Гвозденского ручья, в трех км от р. Чагодощи. Впоследствии это место получило название Старая пустынь или Пустынька.  Поставив крест и выкопав пещеру, преподобный прожил здесь два года, питаясь только дикими растениями. Нечаянно его нашли окрестные жители, которые стали приходить к преподобному за наставлениями, а некоторые оставались при нем жить. Потому преподобный был вынужден основать обитель неподалеку от Старой пустыни – на берегу Синичьего озера. Согласно грамоте царя Михаила Феодоровича Синозерской пустыни от 22 февраля (7 марта) 1636 года, дошедшей в списке XIX века, Евфросин создал новую пустынь вместе с прп. Гурием Шалочским в 7100 (1592) году: " Поселилися в ту пустыню у Синичья озера, на нашей порожней земле, на диком лесу, на речке на Чагодоще пустынники старцы Гурей да Ефросин от манастыря, и от церкве, и от людей во все стороны далеко". Согласно Житию, Евфросин переселился в новую пустынь в 7108 (1599/1600) году. Эту дату следует признать ошибочной, потому что она противоречит другим источникам и внутренней хронологии Жития.

" В третие лето по пришествии" прп. Евфросина в новой пустыни была поставлена деревянная Благовещенская церковь, которую освятил " священноинок Гурий, игумен Шалоцкого монастыря[164]". Согласно грамоте Михаила Феодоровича 1636 года, Благовещенский храм был построен " по благословению... святейшаго Иева патриарха... освящен тот храм во 103-м [1595] году". В Житии сообщается, что после построения церкви до 7113 (1604/05) году прошла " десятерица лет со единем", что подтверждает информацию грамоты о возведении храма в 7103 году.

Из смирения св. Евфросин не принимал священный сан, оставаясь простым монахом. Синозерская пустынь при

нем не имела земельных владений или других источников дохода.

В 1612 году, когда польские отряды грабили Россию, в его пустыни спасалось от разбоя множество людей. Однажды преподобный Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать. Многие не поверили ему. " Почему же ты не уходишь от этого святого места? " - спрашивали они. Старец отвечал: " Я пришел сюда умереть ради Христа". Кто послушался святого и ушел из обители, спаслись, а те, кто остались, все погибли жестокой смертью. Среди насельников обители был и инок Иона. Устрашенный прозрением преподобного Евфросина, он хотел бежать вместе с прочими. Но преподобный Евфросин удержал его, воспламенив в иноке ревность к дому Божию и готовность пребывать в обители до смерти. " Брат Иона, - говорил преподобный, - зачем допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда-то и нужно показать мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело - мирские люди: они не связаны словом, и им нужно беречь себя для детей".

После этого святой облекся в схиму и всю ночь провел в молитве. На следующий день, 20 марта / 2 апреля, на обитель напали поляки. Преподобный в схимническом одеянии вышел из келлии и стал у водруженного им креста. Враги бросились к нему: " Старец, отдай нам имение монастыря". " Все имение этого монастыря и мое - в церкви Пречистой Богородицы", - ответил преподобный, разумея то некрадомое богатство, которое для верующих сокрыто в Боге. Не понявшие его захватчики бросились к храму, а один из них вынул меч и ударил преподобного Евфросина в шею. Шея была перерублена до половины, и святой старец пал на землю мертвым. Когда поляки, озлобленные тем, что ничего не нашли в церкви, вернулись, убийца преподобного, не довольствуясь тем, что святой был уже бездыханен, пробил ему голову боевым топором. Погиб и инок Иона. Вместе с преподобным в обители остался также один благочестивый крестьянин, Иоанн Сума. Когда ворвались враги, он находился в келлии преподобного. Несмотря на тяжелые раны, полученные от иноземных захватчиков, Иоанн остался жив. По уходе поляков он пришел в себя и рассказал вернувшемуся сыну о том, что произошло. От них и узнали окрестные жители о разгроме обители и страдальческой кончине преподобного Евфросина. Тело преподобного было с честью погребено 28 марта / 10 апреля. В тот же день погребли инока Иону и всех, кто погиб от меча. Спустя 34 года по кончине святого в его обители был возведен строителем Моисеем новый храм во Имя Пресвятой Троицы и колокольня с переходами. По благословению митрополита Новгородского Макария 25 марта / 7 апреля 1655 года[165] мощи преподобного Евфросина Синозерского были обретены нетленными и перенесены строителем Ионой под колокольню. К середине XVII века были составлены два тропаря и кондак прп. Евфросину, помещенные в конце Жития святого, в тропаре отмечается нетленность мощей преподобномученика. Имя преподобного встречается в рукописных святцах, внесено в «Описание о российских святых», Евфросин Синозерский назван " начальником обители святаго апостола Иоанна Богослова" (церковь во имя ап. Иоанна Богослова была возведена в пустыни в 1682 году).

В 1799 году над местом погребения прп. Евфросина была устроена новая рака с клеймами, на которых изображалось убиение святого. Через отверстие в надгробии можно было видеть гроб святого, вместо крышки засыпанный песком, который считался чудодейственным (отверстие было заколочено по распоряжению свящ. Г. Яковцевского ок. 1900). В 1913 году, после канонизации прп. Евфросина, для мощей святого была устроена новая бронзовая рака, стоявшая в часовне под колокольней.

Богослужение в Троицко-Благовещенской церкви совершалось до 1933 года. В том же году, после закрытия храма, рака с мощами прп. Евфросина поступила в Устюженский краеведческий музей. В 1936 году мощи были вскрыты, некоторое время выставлялись в антирелигиозной экспозиции музея, затем хранились в фондах, в 1954 году рака 1913 года была сдана в металлолом. 14 июня 1991 года мощи прп. Евфросина были переданы Русской Церкви, ныне почивают в приделе во имя сщмч. Антипы в Казанской церкви Устюжны в раке 1799 года.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь