Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Альтернативные технологии
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения ТО какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии. Более адекватным определением этого понятия, видимо, будет следующее: это радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными. Так одной из сущностных характеристик ТО является авторитарность, подчиненное положение ребенка педагогу. Альтернатива этой системе - свободное воспитание - зародилась еще в древности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), прошла сквозь века (В.Ратке, Я.А.Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци) к новым временам (Л.Толстой, М.Монтессори, А.Нейлл, К.Вен-тцель, Я.Корчах, П.Каптерев, П.Блонский). Оно провозглашает в качестве основной идеи воспитания - обеспечить ребенку независимый свободный выбор поступка и деятельности. Еще одной альтернативой авторитарной, командно-административной педагогики выступают гуманистические и демократические технологии, основанные на отношениях уважения, равенства, педагогической любви к детям. Важнейшей стороной традиционной системы образования является классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой организации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации, деятельность разновозрастных групп и взаимодействие старших с младшими в отдельных технологиях, различные формы внеурочной работы. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа. Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение -антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства. Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало. Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы. Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела. Целевые ориентации • Воспитание призвано сформировать целостную личность: • стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация); • открытую для восприятия нового опыта; • способную на осознанный и ответственный выбор в разнообраз ных жизненных ситуациях. • Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН - ЗУН + СДП). • Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ). Концептуальные положения • Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка. • Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного. • Свобода как средство воспитания. • Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним. • Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени. • Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности. • Экология здоровья, культ здоровья. • Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства. • Подражание как средство обучения. • Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального. • Единство развития ума, сердца и руки. • Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов). • Школа для всех. • Единая жизнь педагогов и учеников. Особенности содержания • Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практическитрудового аспектов образования. • Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.). • Межпредметные связи. • Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте). • Большая роль отводится трудовому воспитанию. Особенности методики • Педагогика отношений, а не требований. • Метод погружения, «эпохальная» методика. • Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература). • Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии). • Отсутствие деления на классную и внеклассную работу. • Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей). • Коллективное познавательное творчество на уроке. • Обучение самостоятельности, самоконтролю. • Много игры (учеба должна приносить радость). • Отрицание отметки. Позиция ученика. - Ребенок в центре педагогической системы. - Право выбора всего: от формы урока до его плана. - Право ребенка на ошибки. - Свобода выбора. - Право на свободный творческий поиск. - Отношения ответственной зависимости с коллективом. Позиция учителя. - Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам. - Учитель - старший товарищ. - С детьми к предмету, а не с предметом к детям. - Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя. - Ожидание созревания сил, заложенных природой. - Не говорить ребенку «нет», «нельзя». - Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных). - Не ставить плохих отметок. - Не оставлять на второй год. - Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы). Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках. Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление. Московская свободная вальдорфская школа (научный руководитель А.А.Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей. Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика. Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать. Школа Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л.Н.Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию: • воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, неплодо творно, незаконно, невозможно; • воспитание портит, а не исправляет людей; • чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы. В последний период жизни Л.Н.Толстой перешел к другой крайности - педагогическому морализму с религиозным оттенком. Л.Н.Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы. В настоящее время в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н.Толстого. Школа свободного воспитания З.М.Агишевой (Зоя Михайловна Агишева - учитель начальных классов, г. Йошкар-Ола). Приоритеты — забота о здоровье, свобода выбора для ребенка, проживание вместе с детьми их детства, дети - лучшие учителя. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы