Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Восклицательное предложение



Мелодика восклицательных предложений очень разнообразна, потому что она выражает эмоции — гнев, удивление, презрение, восторг, одобрение и т. д.

Восклицательные предложения делятся на две группы:

К первой группе относятся восклицания, которые выражаются каким-либо местоимением («какой», «какая», «такой», «такая»), наречием («как»),междометием («ах»,«ох»,«о»,«аи»...),словами, перешедшими в междометия («батюшки», «господи»): «Как хороши, как свежи были розы!», «Ах, какая прелесть!», «Батюшки, да никак это Петя?!», «Какая несправедливость!». И т. д.

Графически это выглядит так:

Во вторую группу восклицательных предложений входят повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, которые становятся восклицательными. Любое предложение можно сказать (произнести) с восклицанием.

Различие мелодики между повествовательным и восклицатель­ным предложением заключается:

— в более высоком регистре восклицательного предложения,

— в меньшем падении тона на последнем ударном слоге восклицательного предложения,

— в большей интенсивности произнесения восклицательного предложения.

Графически мелодика восклицательного предложения в сравнении с повествовательным выглядит так:

Вводные предложения и слова

Вводные слова и предложения с основным предложением синтаксически не связаны и поэтому имеют свое мелодическое выражение. К ним относятся слова и фразы такого типа: «Разу­меется», «Вероятно», «По правде говоря», «Как уже сказано», «Между прочим» и т. д.

Вводные слова и предложения произносятся на более низком и ровном тоне, чем все предложение, и воспринимаются поэтому как вставки. Такая мелодика имеет место, если вводное слово (предложение) стоит в середине основного предложения.

Графическое изображение вводного слова, стоящего в середи­не предложения, выглядит так:

Обособленные члены предложения

Обособленные члены предложения — это деепричастные обороты, распространенные дополнения и определения, различ­ные обстоятельства места, времени, образа действия, цели, причины и т. д. Они разъясняют, поясняют, уточняют главную мысль.

Мелодика обособленных членов предложения близка к мело­дике вводных слов и предложений — падение тона голоса. Возни­кают паузы перед и после обособленных членов. Темп может быть убыстренным и, наоборот, замедленным.

Однако обособленные члены предложения могут звучать и иначе: с повышением на них тона голоса, особенно в том случае, когда они окрашиваются эмоциональной оценкой — отно­шением.

Графически мелодика обособленных членов предложения (в последнем случае) выглядит так:

Обращение

Обращение может находиться в начале, середине, конце предложения. Мелодика обращения зависит от его местонахож­дения.

Обращение, стоящее в начале вопросительного предложения, произносится с повышением ударного слова, после него возникает пауза.

Обращение, стоящее в начале восклицательного предложения, произносится с понижением ударного слога, если это приказ, повеление.

Обращение, стоящее в конце предложения, входит в один речевой такт (может и не входить) и произносится низким ровным тоном, на котором звучит предшествующий ударный гласный.

Обращение, стоящее в середине предложения, входит в один речевой такт с предложением. Ударный слог несколько пони­жается.

Графически мелодика обращений выглядит так:

Противопоставление

Противопоставление требует яркого, контрастного звучания, при котором резко повышается тон голоса в первой части фразы и понижается во второй.

Графически это выглядит так:

Перечисления

Перечисления играют роль усилителя речи.

Различают ограниченное и неограниченное перечисление.

Ограниченное перечисление имеет восходяще-нисходящую конструкцию фразы, в которой предпоследнее слово перечисления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове тон понижа­ется.

Графически мелодика ограниченного перечисления выглядит так:

 

Неограниченное перечисление имеет восходящую конструкцию фразы, но часто с понижением тона на ударном слоге перечисляе­мых слов. Это понижение очень важно, оно подчеркивает слово, фиксирует на нем внимание и, следовательно, является более выразительной краской, потому что несет в себе эмоциональное отношение говорящего.

Графически мелодика неограниченного перечисления выглядит так:

Таким образом, использование слайдов в обучении мелодике русской речи помогает студентам «увидеть» интонации, возникает «зрительный образ» произносимых фраз, при этом слуховая память человека обогащается зрительной памятью, что очень важно для закрепления знаний, умений и навыков по этому разделу. Усвоив многочисленные конструкции речи, режиссер поможет обогатить интонационную структуру звучащего слова своим исполнителям, что будет способствовать более полному проявлению смысловой и художественной ценности произведения.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Й семестр

 

Октябрь

1. Отобрать тренировочный материал (пословицы, поговорки, афоризмы, стихи-стрелы, специальный материал на «больные звуки».

2. Усваивать упражнения и приемы голосо-речевого тренинга, построенные на принципе опосредованного воздействия на работу голосо-речевого аппарата (приемы «рече-ручного рефлекса», «подлаивания», «имитации» и др.).

3. Формировать навык верного звукопроизводства на мягкой атаке с опорой на диафрагму и верного произнесения гласных и согласных звуков в системе тренинговых упражнений, в потоке звучащего слова.

4. Начать заполнять графы личного «речевого паспорта».

5. Целенаправленно воспринимать произведения искусства, прислушиваясь к речевому звучанию спектаклей на профессио­нальной и самодеятельной сценах, развивая многоплоскостное внимание режиссера.

Но я б р ь.

6. Сделать выписки из первого тома соч. К. С. Станислав­ского о сценической речи (с. 365—371).

7. Усваивать новые требования к звучащей речи, упражнения, тренирующие координационную работу трех систем речеобразующего органа (энергетической, генераторной, резонаторной), используя игровой метод в его разнообразии установок.

8. Работать над исправлением индивидуальных недостатков в звучании речи и голоса.

9. Ответить на вопросы по разделу «Орфоэпия» и подготовить специальные карточки для проведения практического семинара на группе.

Декабрь.

10. Ответить на вопросы по разделам «Мелодика и логика сценической речи» и составить специальные карточки с мелоди­ческими схемами и текстами для проведения практического семинара на группе с целью овладения законами логики речи и развития звуковысотного слуха.

11. Создать не менее пяти упражнений голосо-речевого тренинга и продемонстрировать их на групповых занятиях.

12. Постепенная сдача всех упражнений, пройденных за семестр, с целью показа уровня их освоения.

13. Представить «Антисловарь» (200 слов), «Речевой паспорт».

 

II -й семестр

 

Февраль.

14. Отобрать скороговорки для короткого рассказа и неболь­шой поэтический материал о русском звучащем слове.

15. Работать над овладением элементами словесного действия в отобранных материалах.

16. Усваивать новые упражнения для развития диапазона голоса, темпо-ритма речи и отрабатывать до автоматизма трени­руемый навык.

17. Тренировать навык сценической скороговорки, воспитывать умение переключать дыхание при переходе от медленной к быстрой речи и обратно. Развивать гибкость голоса, его способность при быстром темпе произнесения ярче рисовать мысль, обостряя интонацию.

18. Приступить к отбору материала для создания «Речевого портрета» однокурсника.

Март.

19. В работе над исполнительским материалом овладеть логической перспективой развития мысли-действия речевыми тактами, паузировкой, выделением логических центров фразы, логического ядра мысли.

20. Самостоятельно проводить голосо-речевую разминку со студентами и анализировать выполнение упражнений, пользуясь профессиональной терминологией.

21. Собирать материал «Антисловаря», включая в него нару­шения орфоэпических правил. Дополнять «речевой портрет» сокурсника новыми подмеченными отклонениями от норм зву­чания, фиксировать исправленные недостатки.

22. Законспектировать главы о сценической речи из 3-го тома К. С. Станиславского, разделы: «Голос и речь», с. 60—133,/ «О музыкальности речи», с. 321—324.

Апрель.

23. Подготовить сообщение на семинаре «К. С. Станиславский о сценической речи» с примерами из наблюдаемой практики театров, личного творчества на режиссуре и сценической речи.

24. Работать над сценической скороговоркой, тренируя темпо-ритмический слух, овладевая приемом дирижирования объем­ностью слова.

25. Тренироваться в логическом анализе текстов, в превра­щении «читабельной интонации» в разговорную.

26. Сочинить не менее пяти упражнений голосо-речевого тре­нинга.

27. Пополнять «Антисловарь» антимелодическими примерами из радио и телепостановок, спектаклей и т. д.

Май.

28. Закончить работу над скороговорочным рассказом и коротким поэтическим рассказом о русском звучащем слове.

29. Во всех упражнениях по логике, мелодике, развитию диапазона, темпо-ритма речи, силы голоса добиваться действен­ного начала, умения менять подтексты и глаголы действия.

30. Предъявить «Речевой портрет» однокурсника, «Антисло­варь», созданные упражнения, заполненную «схему оценки выступления».

Методическое указание по созданию «Антисловаря»

Одним из распространенных, сценически неприемлемых свойств повседневного речевого общения является разру­шение и видоизменение звукового состава слова, его структуры. Имеется в виду выпадения звуков, входящих в словесный комплекс. Это явление отмечено в трудах К. С. Ста­ниславского, он же дает ориентиры на обязательное устранение данного явления из сценического слова. Для бытовой речи указанный недостаток характерен. Он объясняется как физиоло­гическими причинами, так и психологическими закономернос­тями. Разрушенное слово опознается нами в быту в связи с избы­точностью информации, которую несут нам знакомые слова, а также по той причине, что слово опознается нами ситуативно, с помощью смыслов, заложенных в соседних словах.

На сцене же смысловая нагрузка, лежащая на слове, резко возрастает, насыщается его эмоциональная наполненность. Слово разрушается пространством, сокращается артикуляторная информация, существенная для бытового общения. В силу сказан­ного на сцене слово должно оставаться таким, «каким создала его природа» (К. С. Станиславский), все составляющие его звуки должны сохраняться.

Для преобразования бытовых навыков в сценические, для предотвращения попадания разрушенного слова на театральные подмостки целесообразно использовать такой эффективный прием воспитания фонематического слуха, как «полевые записи».

В театральную педагогику этот прием вошел под названием «Антисловарь» (термин преподавателя кафедры Б. А. Киреева).

В повседневной речи из слова нередко выпадают в одном случае гласные, в другом — согласные звуки, нередко те и другие одновременно.

В случае выпадения гласных звуков мы имеем дело с ритми­ческим разрушением слова. При выпадении согласных налицо его фонетическое разрушение. При выпадении гласных и со­гласных констатируется ритмико-фонетическое разрушение.

На начальном этапе исследовательской работы рекомендуется вслушиваться в окружающую речь и фиксировать письменно замеченные разрушенные слова. Письменная запись обязательна, так как видоизмененные словесные комплексы памятью не фикси­руются. Запись ведется сразу, на месте рождения «образца», и носит название «полевых заметок».

«Антисловарь» имеет следующую схему:

1-я графа — фиксация искаженного варианта слова. Запись должна соответствовать услышанному варианту. Например, «наено» (наверно), «исут» (институт), «пасарела» (посмотрела).

Для сохранения доминирующей установки — распознавание выпавших звуков — искаженный вариант фиксируется без исполь­зования орфоэпической транскрипции, отражающей реальное нарушение гласных и согласных.

2-я графа — фиксация полноценного варианта слова. Запись его делается в соответствии с грамматическими нормами. В грамматическом варианте подчеркиваются те звуки, которые выпали из словесного комплекса. Можно выпавшие звуки выде­лить цветными карандашами или укрупнением литеры.

3-я графа — диагностика зафиксированного разрушения: ритмическое, фонетическое или ритмико-фонетическое (класси­фикация диагнозов предложена доктором филологических наук Л. В. Бондаренко).

На начальном этапе (в течение первого семетра) анализиру­ется бытовая речь окружающих. Во втором семестре начинается фиксация «Антисловаря», имеющего место в речи самого гово­рящего, т. е. начинается самоизучение, самопознание.

«Антисловарь» интенсифицирует самостоятельную работу, активизирует аналитическое мышление, повышает уровень профессиональной подготовки.

Обязательная литература

Барсегова Н. С. Литературные нормы произношения. — ЛГИК, 1989.

Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. — М , Искусство, 1977. /Запорожец Г. И Логика сценической речи. — М., Просвещение, 1977. ^ Козлянинова И. П. Сценическая речь. — М, Просвещение, 1976. */ Савкова 3 В. Техника звучащего слова КБМЦ, КПР — М , 1988.

Савкова 3. В. Диктор в документальном кино. — ЛГИК, 1989.

Сценическая речь. Методические указания и советы по предметам речевого цикла для слушателей факультета повышения квалификации. — ЛГИК, 1987 Станиславский К С. Собр. соч , т. 3, с. 60—133, 321—343. ^

Дополнительная литература

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М., 1984

Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. — М., ВТО, 1970.

Комякова Г. В. Слово в драматическом спектакле. — М., Искусство, 1974.

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА.

(РИТМИКА, ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ТАНЕЦ, ОСНОВЫ ПАНТОМИМЫ)

 

Л. Л. Корнева, преподаватель

Рабочая программа. Содержание курса.

Учебно-методические материалы и рекомендации.

Список литературы.

 

Для того, чтобы ярче выразить тематическую и идейную сущ­ность представления, используется одно из самых ярких и выра­зительных средств режиссуры — пластика и хореография.

Будущий режиссер обязан знать, как наиболее точно использо­вать пластическую образность в постановке праздника; необходи­мо, чтобы он изучал предмет не отвлеченно от своей профессии. Для этого режиссер должен разбираться в вопросах теории и истории пластики, в актерском и режиссерском мастерства (хотя бы для того, чтобы правильно сформулировать задачу хореографу и постановщику по пластике), сам обладать достаточно професси­ональными навыками движения, пластической культурой, уметь правильно применить их в постановке представления, знать основные принципы методики обучения предмету, так как режиссер массовых представлений является, как правило, педагогом-воспитателем в самодеятельных коллективах.

Программа рассчитана на шесть семестров 1-3-го курсов обуче­ния. На занятиях ставятся задачи развития общей пластической культуры: тренировка тела, музыкально-ритмическое воспитание, освоение практических навыков сценического движения, панто­мима, танец, а также задачи развития образно-пластического мышления, применения пластики как средства режиссуры праздни­ков. Изучение предмета идет параллельно по всем разделам, усложняясь, по мере усвоения навыков.

Основными формами обучения являются практические и лабораторные занятия. На практических занятиях студенты выполняют ряд заданий по одному из разделов программы. После разучивания упражнений им предлагается на основе приобретенных знаний самостоятельно придумать какое-либо упражнение, и затем перевести его в этюд, сюжет которого построен на пластике (лабораторные занятия). При этом, придумывая, студент закрепляет материал, фантазирует, технически усложняет упражнение, тренирует свое пространственное образно-пластичес­кое мышление. Обучение направлено на то, чтобы студент непо­средственно привносил в свою самостоятельную работу по ре­жиссуре все навыки и знания, полученные в процессе изучения предмета, творчески преломляя их в своем сознании.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)

Семестр

Раздел «Основы сценического движения».

Тема 1. Комплекс тренировочных гимнастических упраж­нений на гибкость и подвижность.

Тема 2. Основы музыкально-ритмического воспитания.

Тема 3. Рече-двигательная координация.

Тема 4. Сценические прыжки, падения, переноски.

Раздел «Основы пантомимы».

Тема 5. Аналитический комплекс упражнений пантомимы.

Те м а 6. Действия с воображаемыми предметами.

Тема 7. Пластические аллегории.

Раздел «Танец».

Тема 8. Основные понятия классического танца.

Тема 9. Бальный танец.

II семестр

Раздел «Основы сценического движения».

Тема 10. Развитие выразительно действующих рук.

Тема 11. Основные приемы сценического боя без оружия.

Раздел «Основы пантомимы».

Тема 12. Основные этапы развития пантомимы.

Тема 13. Синтетический комплекс упражнений пантомимы.

Тема 14. Воображаемые препятствия, среда, партнер.

Раздел «Танец».

Тема 15. Современный эстрадный танец.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I семестр

Тема 1. Комплекс тренировочных гимнастических упражне­ний на гибкость и подвижность.

 

Развитие гибкости и подвижности тела, укрепление мышц туловища достигается упражнениями, заимствованными из курса общеразвивающих гимнастических упражнений. Они объединены в два комплекса: один выполняется на полу, второй с примене­нием стула. Упражнения подобраны с целью развития мышц, обеспечивающих хорошую осанку, укрепление и усиление деятель­ности дыхательной мускулатуры. Отсюда в комплексах большое количество упражнений на развитие мускулатуры спины и живота, гибкости и подвижности тела.

Сочетание общеразвивающих упражнений с элементами танца, ходьбой, бегом — это улучшает координацию движений, способ­ствует развитию свободы движений, элегантности, грациозности.

Примеры упражнений:

— Исходное положение (ИП) —стоя, руки за голову, ноги сомкнуты.

Техника исполнения: медленно и плавно наклонить туловище вперед до прямого угла, сохраняя прямую спину и шею в линии спины, локти не опускать, затем выпрямиться. При прямой спине свести лопатки и держать голову вперед вверх.

Музыка — 4/4, плавная.

— ИП — сидя левым боком к спинке стула.

Техника исполнения: медленно отклонить туловище назад вниз, голову опустить, ноги от пола не отрывать. Затем медленно сесть.

Музыка — 4/4, плавная.

Задание для самостоятельной работы: Выполнять различные упражнения комплекса в качестве утренней физзарядки. Помнить о правильном положении тела (осанке), пока это положение не превратится в привычку.

ЛИТЕРАТУРА:

Иванов И. С. 250 гимнастических упражнений (индивидуальная гимнастика актера).— М., 1952

Кох И. Э. Основы сценического движения.— Л., 1970

Лесгафт П. Ф. Основы естественной гимнастики Собр соч., т 4 — М., 1953.

Лисицкая Т. С. Пластика. Ритм,—М., «ФИС», 1987.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь