Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рабы - Лаоконские Илоты — домашние рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопонесской Войны также и неполное гражданство)



- Мессенские Илоты — постоянно восстававший объект криптий

Заключение

В результате написания данной контрольной работы можно подвести следующие итоги:

1) Древняя Спарта - образец аристократического военно-лагерного государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов;

В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII -VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание.

4) В VI в. до .н.э. сложился, т.н. "ликургов строй" (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь

Афины в архаический и классический период: общественный строй и культура.

Период VIII–VI вв. до н.э. – время грандиозных перемен в древнегреческом мире. Причиной их стал кризис, затронувший многие населенные греками регионы, который был вызван коллизией между постоянно растущим населением и сокращением продовольственных ресурсов в результате постепенного истощения почв. Ситуацию обостряла сложившаяся система социально-экономических отношений: обычай равного разделения наследуемой земли между сыновьями в условиях господства частного аристократического землевладения способствовал расширению земельного рынка. Демографический взрыв приводил к дроблению наделов на мелкие участки, которые уже не могли прокормить их владельцев, и они были вынуждены закладывать или продавать их своим богатым сородичам или соседям.

Греческое общество попыталось найти адекватный ответ на брошенный ему вызов. Существовало два пути решения проблемы – внутренний и внешний. Первый заключался в более эффективном использовании имеющихся пахотных земель и их увеличении за счет расчистки лесистых территорий, что потребовало новых, более совершенных орудий труда. В VIII–VI вв. до н.э. значительно увеличилось количество железных орудий, расширился их ассортимент и улучшилось их качество. Железный топор облегчил борьбу с деревьями и кустарником, а железные лемех, кирка, мотыга и серп позволили повысить урожайность.

Второй способ решения проблемы – внешняя экспансия, которая могла быть насильственной или мирной. Насильственная экспансия – захват новых земель вне пределов государства (внутригреческие войны, выведение колоний) – была по своей природе достаточно консервативным явлением: на занятых территориях греки стремились возродить древний общинный уклад.

В VIII–VI вв. до н.э. ряд государств (Спарта, Аргос) пытался силой отнять земли у своих соседей (Мессенские войны и др.). Однако относительное равенство военного и человеческого потенциала многих протополисов часто превращало такую агрессию в бесконечную череду войн, максимально истощавших силы сторон и не приносивших победы ни одной из них.

Более перспективным оказалось основание колоний в далеких заморских землях (Великая греческая колонизация). Выведение колонии начиналось с записи всех желающих и назначения руководителя (ойкиста). В состав колонистов могли входить не только жители города (метрополии), организующего экспедицию, но и обитатели соседних областей. В VIII в. до н.э. участие в колонизационной экспедиции принимало, как правило, не более нескольких сот человек. По прибытии ойкист выбирал точное место будущего поселения, намечал его план (расположение храма, главной площади (агоры), гавани, жилых кварталов, стен), совершал необходимые обряды перед началом строительства, делил между колонистами землю и организовывал систему управления. Основанная колония (апойкия) считалась независимым полисом, сохраняя, однако, тесные связи с метрополией (общие культы, торговые отношения, военная поддержка). Наиболее активно колонизационную деятельность осуществляли Халкида Эвбейская, Мегары, Коринф, Фокея и, особенно, Милет, основавший около девяноста поселений.

Успешной колонизационной деятельности способствовал прогресс в кораблестроении. На основе достижений финикийских судостроителей были созданы два новых типа корабля – пентеконтера и триера. Военная пентеконтера представляла собой судно с пятидесятью гребцами, с палубой и помещением для воинов и с медным тараном впереди; торговая пентеконтера отличалась высокими и округлыми носом и кормой, а также обширным трюмом. Более поздняя триера являлась быстроходным военным кораблем с экипажем в двести гребцов; первые триеры были построены в Коринфе на рубеже VIII–VII вв. до н.э.

Греческая колонизация шла в трех направлениях: западном, северо-восточном и юго-восточном. Самым популярным было западное направление (Сицилия, Южная Италия, иллирийское побережье, Южная Галлия, Иберия); ведущую роль здесь играли ионийцы и дорийцы. Первой западной колонией стал город Кумы, основанный халкидянами в середине VIII в. до н.э. в Кампании (Южная Италия). Наиболее интенсивно осваивались Сицилия (Сиракузы, Гела, Акрагант, Занкла) и Южная Италия, получившая из-за большого числа греческих поселений название «Великая Греция» (Регий, Тарент, Сибарис, Кротон, Посидония, Неаполь). Крупнейшей западной колонией вне Великой Греции являлась Массалия (совр. Марсель), выведенная ок. 600 до н.э. фокейцами недалеко от устья Родана (совр. Роны), которая вскоре превратилась в центр греческой торговли в Западном Средиземноморье.

На северо-восточном направлении (Фракия, Мраморное море, Черное море) безусловное лидерство принадлежало ионийцам. Первыми колониями в этом районе были основанные в 756 до н.э. милетянами Кизик на южном побережье Мраморного моря и Синопа в Южном Причерноморье. Помимо них крупнейшими греческими поселениями стали Потидея и Олинф на п-ове Халкидика, Абдеры во Фракии, Сест и Абидос на Геллеспонте, Византий и Халкедон на Босфоре, Гераклея, Трапезунд, Истрия, Одесс, Ольвия, Херсонес (совр. Севастополь), Пантикапей (совр. Керчь) и Феодосия в Причерноморье.

Юго-восточная волна колонизационного движения осваивала южное побережье Малой Азии, Кипр, Египет и Ливию. Во главе его стояли дорийцы и ионийцы. Сложность проникновения в эти районы заключалась в том, что они, как правило, находились под контролем могущественных восточных монархий (Ассирии, Египта, Вавилонии, Лидии); кроме того, греки столкнулись с сильной конкуренцией финикийцев (особенно на Кипре), также проводивших широкую колонизационную экспансию. Поэтому апойкиям не всегда удавалось стать независимыми центрами, и общее их число было сравнительно невелико. Относительно благоприятные условия существовали только на ливийском побережье, где дорийцы вывели группу процветающих поселений (Пентаполис, или Пятиградье) во главе с Киреной. Из других греческих колоний юго-востока выделялся Навкратис, основанный милетянами в середине VII в. до н.э. в дельте Нила.

Несмотря на первоначально земледельческую направленность Великой колонизации, многие поселения постепенно превратились в крупные ремесленные центры, ведущие интенсивный обмен с местным населением, а также в центры посреднической торговли. Тем самым они оказали влияние на экономику самой Греции, стимулировав развитие в ней товарного производства.

До этого времени греческая цивилизация представляла собой замкнутую самовоспроизводящуюся систему, которая функционировала на этнически ограниченной территории, имеющей ограниченные ресурсы. Однако колонии, созданные с целью сохранения ее замкнутости, напротив, дали ей возможность открыться остальному миру. Она вышла за пределы населенных греками территорий и вовлекла в свою орбиту многие чужие страны и племена, получив доступ к их материальным и культурным богатствам. Греческая система метрополии-колонии стала, вслед за финикийской, структурой, объединяющей многообразный средиземноморский ареал.

В итоге в Греции восторжествовал второй тип внешней экспансии – мирный (торговый). Новая ситуация позволила ряду полисов (Афины, Эгина) отказаться от преимущественной ориентации на выращивание зерновых в пользу экспортных сельскохозяйственных культур (винограда, оливок), возделыванию которых особо благоприятствуют почвы и климат большей части Греции, и ремесленных изделий (прежде всего гончарных и кузнечных), конкурентоспособность которых обеспечивалась давними традициями мастерства и наличием высококачественного сырья. Ремесло отделяется от земеледелия; ремесленный труд специализируется. Центр экономической жизни перемещается из деревни в город, интересы которого направлены не вглубь материка, а на море; новые города теперь основываются на побережье рядом с удобными бухтами, а старые (Афины, Коринф) устанавливают тесные связи с близлежащими портами.

Социально-политическая структура. Архаическая эпоха ознаменовалась двумя ведущими тенденциями – стремлением в объединению и, с другой стороны, трансформацией аристократического строя. Первая тенденция наиболее полно выразилась в синойкизме («совместном поселении»), объединении нескольких ранее независимых общин путем переселения их жителей в уже существующий или новооснованный укрепленный центр (Фивы, Афины, Сиракузы). Кроме того, возникают религиозные (вокруг святилищ; например, храма Аполлона в Дельфах и храма Деметры в Ателе) и политические союзы, объединяющие группы государств определенной области (Беотийский и Фессалийский союзы), целого региона (Пелопоннесский союз, Панионийский союз) или даже различных регионов греческого мира (священная Дельфийская амфиктиония).

Эволюция аристократического строя прошла два этапа. На первом (VIII – первая половина VII в. до н.э.) экономическое и политическое могущество аристократии в целом усиливается. В социально-экономической сфере она успешно разрушает общинные традиции, в первую очередь в сфере землепользования. Это позволяет ей в условиях обеднения основной части рядовых общинников сконцентрировать в своих руках значительные земельные богатства; многие крестьяне попадают в долговую кабалу. В политической сфере, наоборот, аристократия стремится использовать прежние общинные институты коллективной власти, в первую очередь совет старейшин, чтобы снизить значение институтов индивидуальной власти (прежде всего царской). К началу VII в. до н.э. монархический строй фактически прекращает свое существование в Аттике, Беотии, государствах северо-восточного Пелопоннеса, многих городах Малой Азии. В большинстве случаев это изменение обходится без насилия: при царе создается коллективный орган (эфорат, коллегия эфетов), к которому переходят его основные функции, за исключением, как правило, жреческих; его должность превращается в выборную, т.е. оказывается достоянием всей аристократической элиты. Нередко высшим органом исполнительной власти становится коллегия из магистратов, избираемых на определенный срок (обычно на год) и обязанных отчитаться перед аристократическим советом по истечении срока своих полномочий. В этой системе народное собрание, сохраняясь как институт, играет чрезвычайно малую роль.

Однако чрезмерное возвышение аристократии таило в себе неизбежное ее ослабление. Разрушая или выхолащивая общинные традиции, она тем самым подрывала основу своей власти: сохранение общины гарантировало традиционный статус ее членов, в том числе авторитет аристократии и тех политических институтов, в которых ей принадлежала руководящая роль. Выталкивая обедневших крестьян за рамки общины и отнимая у них землю – основу их традиционного статуса, знать уже не могла рассчитывать на их лояльность к существующему порядку. С другой стороны, к середине VII в. до н.э. аристократия утратила свои лидирующие позиции в военной сфере – то, что прежде определяло ее общественную значимость. Широкое распространение железного оружия и доспехов и их относительная дешевизна по сравнению с бронзовыми меняет социальный состав тяжеловооруженной пехоты (гоплитов), рекрутирующейся ныне из средних слоев города и деревни. Роль гоплитов в сражении резко возрастает в связи с распространением нового типа боевого строя – фаланги: тяжеловооруженные воины строились в несколько рядов в вытянутый прямоугольник и с выставленными вперед копьями двигались на врага. Значение аристократической конницы и колесниц в бою падает; битва из серии поединков превращается в столкновение двух гоплитских армий. Главным защитником государства становится не знать, а средние слои.

Распад традиционных структур лишает единства и саму аристократию. Если прежде соперничество ее членов сглаживалось клановой и родовой солидарностью, то теперь торжествует индивидуалистический принцип. Они стремятся уже не столько к признанию в своем сословии и к славе среди сограждан, сколько к личной власти и богатству. Представители знатных семей нередко порывают со своим окружением, или покидая родной полис (в качестве ойкистов или предводителей наемных отрядов) или вступая в конфликт со своим классом (как участники антиправиательственных выступлений или даже как тираны).

Кризис аристократического строя становится очевидным во второй половине VII в. до н.э. В то же время возрастает роль городского демоса (городских землевладельцев, торговцев, ремесленников, строительных рабочих, матросов, грузчиков) сначала в экономической, а затем и в социально-политической жизни. Вместе с сельским демосом, теряющим землю и средства к существованию, городской демос, не имеющий доступа к управлению, образует большинство, враждебное существующему порядку. Утрата широкой социальной поддержки приводит к падению аристократических режимов во многих греческих государствах. Отстранение прежней элиты от власти осуществляется как мирным (запись законов, эсимнетия), так и насильственным путем (тирания).

Первым шагом на пути ограничения всевластия элиты и превращения хаотического аристократического общества в упорядоченное гражданское явилась запись законов. Знать уже давно монополизировала привилегию толковать нормы обычного права; отсутствие фиксированного законодательства обеспечивало ее господство и облегчало произвол по отношению к непривилегированным. В первой половине VII в. до н.э. такая запись была произведена в Коринфе и Фивах номофетами («законодателями») Фидоном и Филолаем, а в 621 до н.э. в Афинах архонтом Драконтом. Кодификация законов в ряде греческих государств осуществлялась эсимнетами («устроителями») – посредниками, избранными общиной для форсированного упорядочения гражданских дел (Питтак в Митилене на Лесбосе, Солон в Афинах, Харонд в Катане, Залевк в Локрах Эпизефийских), которые не только записывали существующие правовые нормы, но и «улучшали» (реформировали) их. Особое внимание уделялось регулированию судопроизводства, охране собственности и заботе о нравственности. Поскольку привилегии родовой аристократии не фиксировались законодательством, они тем самым оказывались вне правового поля (в том числе обычай кровной мести, важнейший элемент образа жизни знатного человека); это открыло путь к изменению признака принадлежности к социальной элите – принцип рождения постепенно вытесняется имущественным принципом (тимократия): аристократ, утративший свое состояние, терял и свои привилегии. Некоторые «устроители» даже разделили всех граждан по имущественному цензу, сделав его критерием их политической правоспособности.

В ряде случаев эсимнеты пытались законодательно восстановить прежний «справедливый» социально-экономический порядок, когда земля находилась в собственности общины и была равно разделена между ее членами. С этой целью Солон в 594 до н.э. в Афинах провел сисахфию («стряхивание бремени»), упразднив долги и долговое рабство и вернув прежним хозяевам заложенные земли. Тем самым был поставлен предел росту крупных поместий, экономического фундамента господства аристократии.

В VII–VI вв. до н.э. основной формой насильственного уничтожения аристократического режима была тирания, которая, в отличие от тирании IV в. до н.э., называется старшей. Тирания – это правление человека, силой захватившего власть и осуществлявшего ее вне законных политических институтов. Старшие тираны обычно не занимали никаких постов; они сохраняли традиционные органы управления государством, но лишали их какого-либо политического значения. Тирания была достаточно распространенным явлением архаического греческого мира, однако она в неодинаковой степени затронула основные его регионы. Большинство тиранических режимов возникло в наиболее экономически развитых государствах, где росло влияние городского демоса, прежде всего в районе Истма, в Ионии и на островах: тирания Кипселидов в Коринфе (657–584), Орфагоридов в Сикионе (655–555), Писистратидов в Афинах (560–510 с перерывами), Феагена в Мегарах (вторая половина VII в. до н.э.), Перилла в Аргосе (VI в. до н.э.), Прокла в Эпидавре (вторая половина VII в. до н.э.), Фрасибула в Милете (конец VII в. до н.э.), Мирсила в Митилене (рубеж VII–VI вв. до н.э.) и Поликрата на Самосе (538–522). Из периферийных греческих областей тирания более всего распространилась в Сицилии; наиболее известно правление Фалариса в Акраганте ((570–554) и Пантареидов в Геле (505–491). В то же время отсталые области Балканской Греции (Аркадия, Элида, Ахайя, Фокида, Локрида, Этолия, Акарнания, Фессалия) практически не знали такой политической формы.

Обычно тиранами становились выходцы из аристократического слоя (Кипсел, Писистрат, Фрасибул). Нередко перед переворотом они занимали высокие гражданские и особенно военные должности (полемарха, стратега), которые позволяли им снискать авторитет у гоплитов – основной военной силы в государстве. При захвате власти тираны опирались на неаристократические слои, особенно средних и мелких земледельцев; в ряде случаев – на неполноправные и беднейшие группы населения (Писистрат, Перилл). Успешный переворот сопровождался истреблением или изгнанием правящей аристократии (иногда царя), конфискацией ее собственности, которая раздавалась сторонникам тиранов.

Тираны часто окружали себя телохранителями и опирались на наемников. Важнейшие посты занимали их родственники и приверженцы. Внутренняя политика старших тиранов носила явно антиаристократический характер: они нередко терроризировали и уничтожали родовую знать, облагали высокими налогами крупных землевладельцев, вводили запрет на излишнюю роскошь. Тираны пытались навязать обществу принудительное политическое равенство, подавив самую активную его часть – знать. С другой стороны, они оказывали поддержку остальным слоям населения: расширяли состав гражданского корпуса, предоставляли зерновые ссуды крестьянам, покровительствовали торговцам и ремесленникам. Стремясь избавиться от нежелательных элементов и решить земельный вопрос, тираны порой поощряли колонизацию. Однако, создавая благоприятные условия для экономической деятельности городского и сельского демоса, они пытались отстранить его от политической жизни и лишить его какого-либо военного значения (разоружение гоплитов, запрет собираться на рыночных площадях, ограничение посещений крестьянами города). Усиление фискального гнета и отсутствие каких-либо гарантий прав граждан в конечном итоге оттолкнули от тиранов широкие группы населения, в первую очередь городской средний слой. Сужение социальной базы тиранических режимов стало причиной их повсеместного исчезновения к концу VI в. до н.э., прежде всего в Балканской Греции; они сохранились только в Малой Азии (при поддержке персов) и на Сицилии. Тирания сыграла важную историческую роль, ибо содействовала крушению аристократии и подготовила утверждение гражданской общины: она способствовала политическому нивелированию общества и в то же время дала ему возможность осознать опасность крайнего индивидуализма, олицетворяемого тиранами.

К концу VI в. до н.э. в подавляющем большинстве греческих государств установился республиканский строй, при котором политический суверенитет принадлежал «народу» – совокупности полноправных граждан: мужчин, коренных жителей данной местности, владевших наследственными земельными участками (при верховной собственности на землю всей общины). Гражданин имел право участвовать в народном собрании (экклесии), служить в армии, избирать и быть избранным на государственные должности. Народное собрание формировало Совет (буле) – высший орган управления и избирало на определенный срок магистратов, которые по истечении полномочий отчитывались перед ним; постоянного чиновничества практически не было. В зависимости от состава гражданского корпуса различалось две формы республиканского строя – олигархия и демократия. Если при демократии все члены общины пользовались равными политическими правами, то при олигархии степень обладания ими определялась имущественным цензом: лица с небольшим доходом или выводились за рамки гражданского коллектива и не допускались к воинской службе, или переводились в категорию «пассивных» граждан, лишенных доступа к государственному управлению. Крупнейшей демократией в Греции к началу V в. до н.э. были Афины; олигархиями – Коринф и Фивы. Особый полуолигархический-полудемократический вариант республиканского устройства представляла Спарта, где принадлежность к гражданству определялась не принципом оседлости, а историческими условиями дорийского завоевания: только часть местного населения (потомки одного из дорийских племен) входила в гражданскую общину (общину «равных») с демократическим типом управления, которая, однако, по отношению к остальным группам местного населения – периэкам (потомкам других дорийских племен) и илотам (покоренным ахейцам) – выступала как олигархия.

Итогом социально-политического развития архаического периода стало рождение классического полиса – небольшого города-государства: несколько селений вокруг одного городского центра общей площадью в среднем 100–200 кв и с населением в 5–10 тыс. чел. (из них граждан 1–2 тыс.). Город являлся местом общественно значимых событий – религиозных обрядов и празднеств, народных собраний, театральных представлений, спортивных состязаний. Средоточием полисной жизни были центральная городская площадь (агора) и храмы. Духовную основу полиса составляло особое полисное мировоззрение (идеал общественно активного свободного гражданина, патриота и защитника отечества; подчинение личных интересов общественным). Небольшие рамки города-государства позволяли греку ощущать свою тесную связь с ним и свою ответственность за него (прямая демократия).

Культура. Архаическая эпоха стала важной вехой в развитии древнегреческой культуры. На рубеже IX–VIII вв. до н.э. возродилась письменность (забытая в гомеровский период). По преданию, Кадм, сын финикийского царя Агенора, приплыл на о. Фера и научил местных греков финикийскому способу письма; на его основе те создали свой алфавит (ахейский), позже включив в него и символы для обозначения гласных звуков. С островов Эгейского моря он проникает в Аттику, затем распространяется на Пелопоннесе, в Фессалии, Беотии и Фокиде; возникают разные его варианты, которые составляют две основные группы – западногреческую (беотийский, лаконский, аркадский) и восточногреческую (староаттический, милетский, коринфский). Самым совершенным был милетский алфавит, постепенно ставший общегреческим. В VIII в. до н.э. греки писали, как и финикийцы, справа налево; в VII в. до н.э. они перешли на бустрофедон (как пашут поле на быках – чередование строк справа налево и слева направо); в VI в. до н.э. греки начинают наносить буквы слева направо. Законы и памятные надписи вырезались на деревянных досках, каменных, мраморных и бронзовых плитах; все остальные тексты писались на коже, древесном лыке, холсте, глиняных черепках и деревянных вощеных табличках, позже на папирусе (из волокнистой сердцевины камыша), доставляемом из Египта. Знаки прочерчивали грифелем или рисовали камышевыми кисточками, обмакиваемыми в чернила из сажи с добавлением клея или из отвара корней марены.

Распространение письменности дало толчок развитию древнегреческой литературы. В VIII в. до н.э. были записаны гомеровские поэмы, прежде распевавшиеся аэдами. В конце VIII в. до н.э. Гесиод создал два новых вида эпической поэзии – дидактическую (Труды и дни) и генеалогическую (Теогония). С середины VII в. до н.э. ведущим жанром стала лирика, родоначальником которой был Архилох Паросский; ее расцвет связан с именами Алкея, Сапфо, Тиртея, Стесихора, Анакреонта, Симонида Кеосского и др. К архаическому периоду относится и рождение драмы; возникшая в Пелопоннесе, она расцветает во второй половине VI в. до н.э. в Афинах (трагедии Феспида и Фриниха); оформляется древнегреческий театр. Появляются прозаические жанры: историописание (логографы Гекатей Милетский и др.), философская проза (Фалес, Анаксимандр, Гераклит), басня (Эзоп).

Бурно развивается градостроительство (каменные здания, планировка городского комплекса, водопровод). Возрождается монументальная архитектура (прежде всего возведение храмов); внедряется новый способ строительства с помощью огромных каменных блоков, промежутки между которыми заполняются мелкими камнями и щебнем. Изобретается ордерная система сочетания несущих (колонна с базой и капителью) и несомых (архитрав, фриз и карниз) частей зданий и их художественного оформления (скульптура, живопись). Первым ордером был дорийский (начало VII в. до н.э.), вторым – эолийский (середина VII в. до н.э.), третьим – ионийский (середина VI в. до н.э.). Во второй половине VII в. до н.э. сложился тип ордерного храма – периптер: прямоугольное здание, со всех сторон окруженное одним рядом колонн, внутри которого за стенами находилось святилище (храм Аполлона Термиоса в Термоне, храм Геры в Олимпии и др.). Дорийским периптерам были свойственны простота и строгая соразмерность; мощные и приземистые колонны опирались непосредственно на стереобат, каменное основание храма (храм Аполлона в Коринфе, храм Деметры в Посейдонии). Для ионийского стиля был характерен периптер с двойной наружной колоннадой (диптер), отличающийся величиной и великолепием (храм Геры на Самосе, храм Артемиды в Эфесе).

Архаическая эра знаменуется появлением пластического искусства. Скульптура ориентируется на идеал юного, прекрасного и мужественного героя, олицетворяющего добродетели гражданина полиса – воина и атлета; господствует обобщенный (без учета индивидуальных черт) образ обожествленного человека (или очеловеченного бога). Усовершенствуется искусство изображения обнаженного мужского тела (дорийская традиция) и передачи его пропорций (от «куросов» (юношей) Паломеда конца VII в. до н.э. до Пирейского куроса 520-х до н.э.). Женская фигура обычно драпируется в богато украшенную одежду (ионийская традиция). Интенсивно развиваются (особенно в VI в. до н.э.) храмовая скульптура и рельеф, становящиеся обязательными элементами внешнего и внутреннего декора; рельефы, как правило, воспроизводят групповые сцены на мифологические сюжеты. К концу VI в. до н.э. возрастает умение передавать взаимоотношения между персонажей и свободно размещать фигуры в пространстве.

В живописи (вазописи) на рубеже IX–VIII вв. до н.э. отмирает искусство знака, геометрического символа; на смену ему приходят понятные и наглядные очеловеченные мифологические образы. Геометрический стиль живописи, господствовавший в гомеровскую эпоху, в VII в. до н.э. уступает место ориентализирующему стилю, в котором, при обилии фантастических животных и растительных орнаментов, доминируют изображения живых существ, прежде всего богов греческой мифологии. К середине VI в. до н.э. распространяется вазопись «чернофигурного стиля» (черным лаком по красноватой глине), где ковровый орнамент полностью вытеснен живым изображением и где искусно передается движение (мастер Эксекий). Отношение к росписи как магическому средству одушевления сосуда уходит в прошлое; изображение, в отличие от орнамента, обретает собственный смысл, не связанный с функцией вазы. Около 530 до н.э. утверждается «краснофигурный стиль» (фигуры, сохраняющие первоначальный красноватый цвет глины, на чернолаковом фоне), позволивший искуснее передавать объемность и подвижность человеческого тела и глубину пространства.

Важным показателем прогресса греческой культуры стало рождение философии как науки. В конце VII в. до н.э. в Ионии (Милет) возникла натурфилософская школа; ее представители считали весь мир единым материальным целым, а его неизменной первоосновой – одушевленную материальную субстанцию: Фалес – воду, Анаксимандр – апейрон («беспредельное»), Анаксимен – воздух. В отличие от натурфилософов, Гераклит Эфесский в конце VI в. до н.э. выдвинул идею изменчивой сущности бытия (вечный круговорот элементов в природе): причиной движения всех вещей он объявил единство и борьбу противоположностей, положив тем самым начало диалектической философии. В Южной Италии Пифагор Самосский (ок. 540–500 до н.э.) создал пифагорейскую школу, видевшую в числах и числовых отношениях основу всего сущего; ему приписывают представление о бессмертии души и посмертных ее миграциях. Ксенофан Колофонский (ок. 565 – после 480 до н.э.), критик традиционной религии, разработал пантеистическое учение о тождестве бога и вселенной; бог – вечный дух, пропитывающий мир и управляющий им силой своего разума. Его идеи повлияли на возникновение школы элеатов, считавших бытие единым и неизменным, а множественность и подвижность вещей иллюзией; основатель – Парменид Элейский (ок. 540 – после 480 до н.э.).

Афины в древности. В процессе исторического развития сложилось единое население, - получившее название от главного города Аттики - Афин афиняне Греческая традиция приписывает объединение Аттики афинскому басилею Тесею, который по преданию объединил вокруг Афин двенадцать прежде обособленных общин. Хотя на самом деле процесс синойкизма растянулся на очень длительный период и полностью закончился, видимо, лишь к VII в. до н.э. Объединение Аттики способствует быстрейшему росту производительных сил, отделению ремесла от земледелия, сосредоточению ремесла в городах, развитию торговли. Торгово-денежные отношения все больше разлагают древней родовой строй, развивают рабовладельческие отношения, родового деления общества уже становится недостаточно. Появилось новое деление, которое было основано на профессиональном начале. Это деление предание тоже приписывает Тесею, который разделил всех афинян на мелких и средних землевладельцев, ремесленников и евпатридов. Вне этих группировок стояли свободные, но неполноправные люди - метеки. Вне гражданской общины стояли рабы.

Политическое устройство Афин в начале архаического периода. Опираясь на работы Фукидида можно сказать, что в Афинах долго сохранялась власть басилеев. Но в течение VIII в. до н.э. по мере развития хозяйства и частной собственности евпатриды начали постепенно ограничивать права басилеев. Они стали выбирать из своей среды архонтов (старейшин), к которым и перешли военные и судебные полномочия басилея, а у него остались лишь жреческие Таким образом, в начале архаического периода система управления Афинами состояла из коллегии 9 архонтов - должностных лиц, избираемых ежегодно из среды евпатридов, возглавляемых архонтом-эпонимом. После перевыборов бывшие архонты пожизненно входили в состав ареопага, который решал все основные вопросы в Афинах. Изредка по самым важным вопросам собирали народное собрание.

Социально-экономическое развитие древних Афин. В VIII - начале VII вв. до н.э. в Афинах идет разложение родового строя, бурный рост самого города, эволючия экономики и социальных отношений. Начало резко ухудшаться положения крестьян на фоне развития ремесла и торговли. Активными участниками ускорения этого процесса были евпатриды, которые стремясь к обогащению, активно участвовали в колонизации, внешней торговле и других занятиях, дающих быструю прибыль. Очень быстро в оборот торговли попадают самые обычные товары, в том числе и сельскохозяйственные продукты. Это ведет к росту объема товарного производства и изменения его характера. Товарность хозяйства ведет к социальному расслоению. Начинается активный процесс увеличения задолженности крестьян Появляются пелаты и шестидольники, попавшие в зависимость от аристократии и выплачивающие ей часть урожая. Они постепенно превращаются в неоплатных должников - кабальных рабов В среде самой аристократии также не было социального единства, - социальный конфликт усугублялся борьбой за власть. Ко второй половине VII в. до н.э. произошло резкое обострение социально-политической обстановки. Началась социальная борьба. Одним из первых известных эпизодов в этой борьбе явилось выступление во второй половине VII в. до н.э. знатного афинянина Килона.

Оодним симптомом социального кризиса стала первая письменная запись правовых обычаев в 621 г до н.э. По имени архонта - Драконта, которому было поручено написание этих законов, они получили название Законов Драконта. Законы Драконта утверждали частную собственность взамен родовой, назначили смертельную казнь даже за мелкие преступления Важной чертой кровавых законов Драконта была отмена родовой мести в случаях непреднамеренного убийства. Но законы не решали главных проблем и самого острого вопроса - вопроса о задолжности. И в конце - концов началось открытое восстание против евпатриодов.

В то же время Афины стремились овладеть островом Саламином, так как Саламин закрывал выход в открытое море из афинских гаваней. В 594 г до н.э. в качестве архонта возглавил поход против Мегары, для завоевания Саламина, Солон. Поход окончился победой, и Солон сразу сделался популярным человеком в Афинах, именно он должен был снять возникшую напряженность Реформы Солона По происхождению Солон принадлежал к евпатриодам, но он был разорен, занялся торговлей, посетил множество городов. Главная цель Солона была удовлетворение настойчивых требований демоса путем некоторых уступок, которые могла бы поднять благосостояние обороноспособность Афин. Для этого Солоном был проведен ряд реформ, которые явились крупной вехой в истории Греции. Солоном были отменены поземельные долги, отменена долговая кабала, была установлена свобода завещания, проведена цензорная реформа.

Все афинские граждане были разделены на четыре разряда независимо от их происхождения За основу разделения граждан на разряды был принят доход с земли. Была принята единица емкости для зерна - медимн. К первому разряду- относились граждане, имеющие сельскохозяйственный доход не менее 500 медимнов. Ко второму - 300 медимнов, к третьему - 200, и к четвертому - менее 200 медимнов. После проведения такого мероприятия Солона политические права граждан стали зависеть от размера частной собственности, а не от происхождения Реформы Солона затронули и политическое устройство Афин. Был создан новый орган - «совет четырехсот», в который избиралось по 100 человек от каждой родовой филы.

Учреждение в Афинах нового судебного органа присяжных - гилиэи, так же связано с именем Солона. По мнению Аристотеля, гелиэи - были одной из самых демократических реформ Солона, потому что в нем участвовали даже феты. Тирания Писистрата. Реформы Солона оформили государственный строй Афин, как рабовладельческого полиса - города - государства, выдвинули новый принцип имущественного ценза. Однако, реформы Солона, не довели начатое дело до конца Поэтому вскоре после реформы социально - политическая борьба в Афинах вспыхнула с новой силой. Население Аттики разделилось на несколько групп, имевших свои политические требования. В 560 г. до н.э. в Афинах произошел переворот. Захватил власть в Афинах - Писистрат. При Писистрате экономическое развитие Афин привело к росту демократических элементов. Усиливается государственная централизация, Афины начинают вести широкую внешнюю политику. Главное свое внимание Писистрат направил на усиление экономической мощи Афин. Афины стали крупным внутренним рынком Предоставление долгосрочного кредита нуждающимся крестьянам из государственных средств было самой серьезной мерой Писистрата, которая несколько облегчила положение мелких землевладельцев, но прирезков к своим землям они так и не получили. Идея государственной централизации служила и религиозная политика Писистрата. При нем получили признание панафинейские игры и всенародные празднества дионисии Из олимпийских божеств особым вниманием и почетом пользовалась Афина, символом объединенного Афинского государства Аристотель изображает Писистрата, как популярного политика, который умел действовать одновременно в интересах всех социальных групп и избегавшего крутых мер.

После смерти Писистрата, в Афинах к власти пришли его сыновья. В Афинах усилилось движение против тирании. Во главе движения против Писистратидов стал род Алкмеонидов. Алкмеониду Клисфену удалось освободить Афины и сломить сопротивление родовой аристократии.

Реформы Клисфена. Клисфен заменил четыре родовых филы на десять новых территориальных фил. Аттика, была разбита на три территориальных округа. Первый - это город Афины с пригородами, второй - центральная внутренняя полоса, третий - береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти разных частей - триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, составили одну новую филу. Целью реформы - скорей всего было смещение населения, разъединение родов и ослабление силы эвпатриодов.

По конституции Клисфена права граждан определялись принадлежностью к тому или иному делу, а не роду. Внесение в гражданские списки новых элементов, увеличило число афинских граждан и укрепило демократию Государственный строй стал гораздо более демократичным, чем солоновский. Был создан новый совет - совет пятисот, выбираемых по пятьдесят человек на каждую филу. Внутри же филы все зависело от дема. И поэтому основной ячейкой оставалась мелкая единица - дем. Клисфену удалось создать коллегию, состоящую из десяти стратегов - предводителей афинского ополчения, которые сменяли поочередно друг друга по посту главнокомандования. Клисфен установил «суд черепков» - остракизм. Законодательство Клисфена явилось заключительным этапом реформ, начатых Солоном. Греки считали Клисфена родоначальником греческой демократии. Столетний период острой борьбы между родовой аристократии и демосом, завершили реформы Клисфена.

Пелопоннесская война.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь