Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Памфлетная публицистика Английской революции. Джон Мильтон — публицист и памфлетист. «Ареопагитика» Д. Мильтона.



Зачатки памфлета как публицистического жанра можно видеть в творчестве древнегреческих ораторов, прежде всего Исократа, Демос' фена. Уже тогда в их обличительных речах заметно выделялись такие присущие памфлету черты, как злободневность, тенденциозность, по' лемическая направленность. Само слово памфлет (англ. pamphlet) по' явилось в XIV веке. Памфлетом называлась в то время непереплетенная брошюра без обложки. Как жанр публицистики памфлет сложился спу' стя два столетия, в эпоху Реформации. Памфлеты были направлены как против политического строя в целом или его отдельных сторон, так и против противостоящих автору партий, союзов, правительства. Часто памфлетист, высмеивая того или иного политического деятеля, ставил, 91 таким образом, перед собой цель развенчать партию или правительство, которое представлял герой памфлета. Памфлетная публицистика во все времена считалась высшей сту' пенью журналистского, публицистического мастерства, и далеко не каж' дый журналист умел писать памфлеты. Расцвет памфлетной публицистики в Европе обычно приходился на годы революций, войн, политических нестроений — когда не только воз' растал интерес населения к информации, но и усиливались попытки ос' мыслить происходящие события. Памфлеты публиковались как отдель' ными брошюрами, выходившими непериодично, как реакция на те или иные политические события, так и авторскими статьями в газетах и жур' налах, издававшихся регулярно. Впоследствии, уже к началу XIX века, памфлет как самостоятельное издание перестал быть основным видом публицистики, навсегда уступив это место политической газете. Роль памфлетной публицистики резко возросла уже в первые меся' цы Английской революции. За два революционных десятилетия в Англии было создано более трех тысяч памфлетов. Они представляли собой, как правило, отдельные брошюры. Памфлеты писали как мо' нархисты, так и сторонники парламента. Но самые выдающиеся пам' флетисты были противниками короля. Среди них — Джон Мильтон, Джон Лильберн и Джерард Уинстенли. Джон Мильтон. Поэт, писатель и публицист Джон Мильтон (1608–1674 гг.) родился в Лондоне в семье нотариуса. Окончив извест' ную в столице религиозную школу святого Павла, он в 1625 году посту' пил учиться в Кембриджский университет, где в 1632 году получил сте' пень магистра искусств. Но и после этого Мильтон еще несколько лет занимался самообразованием. Свои первые памфлеты Мильтон опубликовал в 1641–1642 годах. Это были длинные антиклерикальные трактаты (самый большой из них занимал около трехсот страниц). В 1642 году Мильтон женился, но че' рез месяц жена от него сбежала. Уязвленный неудачей в семейной жиз' ни, он в 1643 году написал и издал памфлет о разводе, который произ' вел на чопорных англичан ошеломляющее впечатление и сразу принес автору широкую и скандальную известность. Пятисотстраничная бро' шюра моментально разошлась по Англии небывалым доселе тиражом в 1200 экземпляров. Ее успех был таков, что спустя год Мильтон подгото' вил второе, дополненное издание, после чего его вызвали в парламент' скую Палату лордов для объяснений. Вскоре жена Мильтона вернулась к нему и впоследствии родила троих детей. С развитием революционных событий и гражданской войны публи' цистика Мильтона становилась все более идеологизированной. Во всех своих памфлетах, до самой смерти, он выступал как убежденный антимо' 92 нархист и республиканец. Во время революции он поддерживал индепен дентов — радикально настроенных крупных промышленников и дворян. В ноябре 1644 года Мильтон опубликовал без разрешения цензуры памфлет «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопаги5 тика)». Непосредственным поводом к написанию этой фиктивной речи послужил изданный летом 1643 года ордонанс о регулировании книго' печатания. За основу памфлета Мильтон взял форму античной речи и подражал, прежде всего, Исократу. В первой, смысловой части «Ареопагитики» Мильтон дал широкий исторический обзор стеснений печати начиная с эпохи Древних Афин и подвел читателей к выводу, что все эти стеснения порождены инкви' зицией. Далее Мильтон остановился на современной ему эпохе. Он рас' смотрел качества, необходимые цензору, и создал абстрактный и недо' стижимый, по его мнению, образ идеального цензора — всесторонне образованного, трудолюбивого и творческого человека. Но ни один про' фессионал такого уровня, считал Мильтон, никогда не захочет зани' маться грязной, рутинной и монотонной работой цензора. И эту долж' ность займут люди корыстные, невежественные и малообразованные. Именно в их руках будет судьба книг. Предварительная цензура, считал Мильтон, — недоверие к народу и бесчестие для английского общества. По его мнению, всякое произведе' ние печати должно появляться на свет так же свободно и беспрепятствен' но, как появляется на свет новорожденный ребенок. «...Кто уничтожает хорошую книгу, — писал Мильтон, — убивает самый разум, образ Бога, как если бы Он был перед глазами». Именно поэтому высокопоставлен' ные чиновники, которые стремятся наложить на печать оковы, выступа' ют, по мнению Мильтона, против дыхания разума и бессмертия. Далее Мильтон пришел к умозаключению о бессилии цензуры поме' шать распространению правды: цензура бесполезна, вредна и унижает человеческое достоинство. Именно поэтому он решительно предлагает парламенту отменить принятый ордонанс о регулировании книгопеча' тания как ошибочный: «...как хорошие, так и дурные правители одина' ково могут ошибаться; ибо какая власть не может быть ложно осведомле' на, в особенности если свобода печати предоставлена немногим?». В марте 1649 года, вскоре после казни короля и установления рес' публики, Мильтон был назначен секретарем по иностранным языкам Государственного совета. Он участвовал в переговорах с иностранными делегациями, вел обширную официальную международную переписку, перевел на латинский язык Декларацию об установлении республики и разослал ее во все страны Европы (в том числе и в Россию, где она про' извела взрыв негодования у царя Алексея Михайловича). Главная обязанность Мильтона как государственного служащего зак' лючалась в составлении памфлетов на злобу дня. Так, например, в двух 93 памфлетах «Защита английского народа» (1650, 1654 гг.), написанных по приказу республиканской власти, он страстно полемизировал с мо' нархистами, выступил как активный поборник суверенитета английской республики и последовательный противник реакции и монархии. В круг должностных полномочий Мильтона входили, помимо про' чего, и обязанности цензора печати. И Мильтон, ярый и последователь' ный противник цензуры, вынужден был отныне просматривать перед выходом в свет материалы официального еженедельника Mercurius Politicus и других произведений печати. Он, по'видимому, считал, что за неимением идеального цензора лучше заниматься экспертизой книг и газет ему, нежели полуграмотному, невежественному и косному челове' ку, какими были тогда большинство цензоров. Впрочем, идеи Мильтона, высказанные в «Ареопагитике», все же принесли свои плоды. 20 сентября 1649 года парламент утвердил Акт о печати, который, на первый взгляд, требовал строгого контроля над прессой. Но вместе с тем, как писал Мильтон одному из единомышлен' ников, «цензоры согласно этому акту не назначаются, так что каждый может публиковать свою книгу без разрешения цензуры, при условии, что имя печатника или автора будет указано, если это понадобится». Напряженная самоотверженная работа подорвала здоровье Миль' тона. В 1652 году он окончательно потерял зрение, но, будучи совер' шенно слепым, тем не менее, продолжал работать секретарем по инос' транным языкам, а также исполнять обязанности цензора. Мильтону выделили помощника, владевшего иностранными языками, который читал ему официальные письма и записывал ответы на них. Слепой Мильтон продолжал сочинять новые памфлеты и трактаты. В 1660 году в Англии была восстановлена монархия. Сын казненно' го Карла I король Карл II начал репрессии против республиканцев. Мильтона как одного из активнейших деятелей революции, ярого за' щитника цареубийства, ждала смертная казнь. В июне 1660 года палата общин постановила публично сжечь памфлеты Мильтона «Иконобо' рец» и «Защита английского народа». Но друзья Мильтона убедили новую власть, что слепота — доста' точное наказание для гонимого публициста. С тех пор и до конца жиз' ни он занимался литературным трудом, на который прежде у него не оставалось времени. Ему помогали друзья и его третья жена (первые две умерли от родов). Мильтон выпустил такие прославившие его на века книги, как эпос «Потерянный рай», поэму «Возвращенный рай», траге' дию «Самсон'борец», «Историю Британии». В то же время Мильтон продолжал внимательно следить за полити' ческой жизнью Англии. В 1673 году он опубликовал свой последний памфлет. Идеи Мильтона легли в основу английской концепции свободы пе' чати, разработанной в Билле о правах в 1689 году. Эта концепция так' 94 же называется мильтоновской, или либертарианской (от слова liberty — свобода).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь