Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пресса и Дело Дрейфуса. Роль публицистики Эмиля Золя в деле Дрейфуса.



В то же время, несмотря на очевидный взлет журналистики, на «зо& лотой век» приходился и ряд кризисов печати. Самый крупный из них был связан с так называемым делом Дрейфуса, которое длилось в общей сложности с 1894 по 1906 год. Капитан французского генерального штаба еврей по национально& сти Альфред Дрейфус (1859–1935) под надуманными предлогами в ок& тябре 1894 года был обвинен в шпионаже в пользу Германии и аресто& ван. В декабре того же года над ним состоялся суд. Он проходил при закрытых дверях, носил явно тенденциозный характер и имел ярко вы& раженную антисемитскую окраску. Дрейфуса признали виновным в из& мене Франции, разжаловали и приговорили к пожизненной каторге на колониальном острове Дьявола в Атлантическом океане, недалеко от северного побережья Южной Америки. Показательно, что подавляющее большинство парижских газет доб& ровольно встало на сторону обвинения — несмотря на существование про& грессивного Закона о свободе печати 1881 года, который позволял журна& листам проводить собственные расследования. Особенно преуспели в трав& ле Дрейфуса газеты L’Echo de Paris, L’E´ clair («Эклер» — «Молния»), Le Petit Journal. Впрочем, некоторые периодические издания, например Le Matin, все же осмеливались робко высказываться о том, что вина Дрейфуса не доказана с полной убедительностью и он стал жертвой судебной ошибки. Спустя некоторое время, в 1896 году, полковник французского ген& штаба Жорж Пикар, вступивший в должность начальника разведки, нашел документы, из которых следовало, что Дрейфус осужден невин& но, а настоящий шпион майор Ф. Эстерхази остался на своем посту. Но военные и гражданские власти не захотели признать свою вину и пере& смотреть дело Дрейфуса. Более того, Пикар был выслан из Парижа — продолжать военную службу в колониальном Тунисе. Публицистика Эмиля Золя в деле Дрейфуса После неудачных попыток оправдать Дрейфуса Пикар обратился за помощью к известному писателю и борцу за права человека Эмилю Золя 58 (1840–1902). Золя написал страстное письмо в защиту Дрейфуса «Я об виняю. Письмо президенту Французской республики Феликсу Фору», ко& торое — несмотря на законодательно подтвержденную свободу печати и всемирную славу Золя — не решилось опубликовать ни одно париж& ское периодическое издание. Только небольшая и малоизвестная газета L’Aurore («Орор» — «Заря»)1 , которую редактировал будущий премьер& министр Франции Жорж Клемансо (1841–1929), 13 января 1898 года поместила на своих страницах «Я обвиняю». В этом письме Золя с полной решимостью утверждал, что обвине& ния против Дрейфуса сфабрикованы, а французский генштаб сознатель& но свалил вину в шпионаже на Дрейфуса, чтобы тем самым выгородить по&настоящему виновного Эстерхази. «Я вновь повторяю то, во что верую пламенно: истина шествует и ни& какие препоны не в силах остановить ее, — писал Золя, обращаясь к пре& зиденту. — Когда правду хоронят во мраке подземелья, она набирает там такую неодолимую силу, что в один прекрасный день происходит взрыв, разрушающий все и вся». Письмо Золя произвело неизгладимое впечатление на читателей — как во Франции, так и за ее пределами. С этого момента дело Дрейфуса привлекло внимание всего мира. Вся Франция поделилась на сторон& ников и противников Дрейфуса — дрейфусаров и антидрейфусаров. Сразу же после публикации «Я обвиняю» тираж L’Aurore резко увели& чился, и она превратилась в одну из популярнейших столичных газет. Золя посвятил делу Дрейфуса еще тринадцать статей. Так, в статье «Письмо Франции» писатель обрушился, в частности, с гневной кри& тикой на периодические издания, шельмовавшие Дрейфуса и тем са& мым дезориентировавшие французское общество. «Общественное мнение в значительной мере основывается на лож& ных сведениях, на невероятных и глупейших выдумках, каждое утро рас& пространяемых газетами, — писал Золя. — Нет ничего удивительного в том, что блудливые газетенки, выходящие в количестве нескольких тысяч эк& земпляров, вопят и лгут для того, чтобы взвинтить свой тираж, — да и вре& да от них особого нет. Но когда Le Petit Journal, чей тираж превышает мил& лион экземпляров, который обращается к бедному люду и проникает всюду и везде, способствует распространению ошибки и сбивает с толку обще& ственное мнение, это чревато крайне опасными последствиями». За свою деятельность Золя был приговорен к тюремному заключе& нию сроком на один год и штрафу в размере три тысячи франков. Но, предупрежденный об аресте, он уехал в Англию, где продолжал борьбу за освобождение своего подопечного. Эта борьба привела к политиче& скому кризису во Франции. 1 Газета L’Aurore была основана в 1897 году и выходила до начала Первой мировой войны (1914 г.). Под давлением общественного мнения президент Франции Эмиль Лубе (1838 — 1929) в 1899 году помиловал Дрейфуса. Но Золя не прекра& тил борьбу: он настаивал на полной реабилитации Дрейфуса. В 1902 году писатель неожиданно умер при загадочных обстоятельствах. Многие были уверены, что эта смерть подстроена противниками Дрейфуса. В 1906 году (уже после смерти Золя) Дрейфуса полностью реабили& тировали, восстановили на службе и наградили орденом Почетного ле& гиона — высшей наградой Франции. Дело Дрейфуса со всей наглядностью показало, какой силой обла& дает пресса, как она может взбудоражить всю страну и добиться прав& ды, несмотря ни на какие препятствия. И в то же время стало ясно, как еще слабы и непрочны демократические традиции прессы Франции — родины прав человека.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь