Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Публицистика периода Английской буржуазной революции (1640-1660 гг.). Д.Милтон и его «Ареопагитика» как манифест в защиту свободы слова.



Английская революция оказалась периодом долгим, затяжным, кровопролитным. Она пережила несколько этапов: конституционный 1641-1642, первую гражданскую войну 1642-1646, борьбу за углубление демократического содержания революции 1646-1649, индепендентскую Республику 1649-1660. Великая английская революция оказала огромное воздействие на развитие журналистики. Кроме того, не будет преувеличением сказать, что именно в этот период впервые была продемонстрирована тесная связь мощного социального движения с потребностями, целями и задачами журналистики. В годы английской революции формируется и получает конкретно-историческое наполнение лозунг свободы печати во всей его внутренней противоречивости и внешней притягательности.В годы революции отчетливо проявилось стремление противоборствующих идейно-политических сил использовать слово, текст для достижения своих целей, одновременно заставив замолчать своих реальных и потенциальных противников и оппонентов.Казалось, что с началом революции молодая английская журналистика может вздохнуть свободно: в 1641 г. была упразднена Звездная палата. Но в том же году были запрещены публикации о деятельности палаты общин. В 1643 г. парламент ввел предварительную цензуру, а в 1647 г. он снова обратился к ее подтверждению. В 1649 г. принимается Акт о неразрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и о лучшем упорядочении книгопечатания.События, развернувшиеся в связи с деятельностью прессы, нашли своеобразное интеллектуальное отражение. В годы революции в Англии начинают закладываться основы либертаристской теории печати, которая впоследствии получит широкое распространение на Западе и о которой и сегодня продолжают спорить отечественные и зарубежные ученые. Становление либертаристской концепции прессы во многом связано с именем Джона Мильтона 1608-1674. он пишет ряд памфлетов, направленных против феодальной церкви: О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей 1641, О епископстве прелатствующем 1641, Смысл церковного устройства 1642 и др. Идея свободы красной нитью пронизывает публицистические произведения Мильтона. Он выступал в поддержку свободы мысли, свободы совести, равенства людей перед законом. Республиканскими настроениями были проникнуты антироялистские памфлеты, в частности Иконоборец по мнению исследователей, самое совершенное по стилю прозаическое произведение Мильтона. В 1655 г. Мильтон пишет книгу В защиту себя, где отстаивает не только свое честное имя, но и свои общественные идеалы. После реставрации в 1660 г. палата общин выносит решение сжечь книги Иконоборец и Защита английского народа, что и будет сделано. Автору угрожает смертная казнь. Требование свободы печати, характерное для многих буржуазных революций, было выдвинуто и обосновано Мильтоном в Ареопагитике Речи о свободе печати парламенту Англии. Памфлет был написан в 1644 г. — через год после введения предварительной цензуры, но его замысел возник в конце 30-х годов XVII в., незадолго до начала революции в Англии.Жанр, избранный Мильтоном, свидетельствует о преемственности устного и письменного речевого воздействия, о преемственности риторики и публицистики: английский автор следует традиции блестящего греческого оратора Исократа, являвшегося политическим оппонентом Демосфена. В Ареопагитике Мильтон выступает против предварительной цензуры, сдерживающей развитие мысли, нарушающей духовно-интеллектуальную преемственность поколений, поражающей бессмертие раньше жизни.

Памфлеты Дж.Лильберна и Дж.Уинстенли.(на всякий случай)

Памфлет- разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя.Лильберн был Идеологом этого движения партии, которая предприняла ряд мер законы о печати, направленных в первую очередь против демократического движения левеллеров.. Он развил теорию свободы печати, выдвинутую Мильтоном. Лильберн ставил требование свободы печати в один ряд с требованием уничтожения других монополий. Во-первых, монополии на торговлю и производство, во-вторых, монополии на произнесение проповедей, в-третьих, монополии печати. Как только Лильберну стало ясно, что индепенденты, захватившие власть в парламенте, не выполняют обещаний, данных народу, а используют власть только в интересах своего класса, что на смену диктатуре пресвитериан пришла диктатура индепендентов, он выступил с новым требованием Новые цепи Англии устроения свободной жизни. Лильберн требовал от индепендентов осуществления этого принципа на деле. Лильберн предусматривал и ограничения в области свободы печати, требуя запрещения произведений, оправдывающих тиранию. Хотя предварительная цензура не была отменена, Ареопагитика получила европейский резонанс и сохранила значение в последующие столетия. Переводы Ареопагитики стали появляться в разных странах Европы в предреволюционные эпохи. Джерард Уинстенли опровергал правомочность не только власти монарха, но и власти лордов и землевладельцев, что сближало его с Руссо. Он требовал не только политического равенства, но и экономического. Его взгляды на собственность можно квалифицировать как утопический коммунизм. Причину всех бедствий он видел в частной собственности, называя её беспокойным дьяволом. При выборе средств Уинстенли проявлял непоследовательность, надеясь на поддержку Кромвеля, которому и посвятил свой главный памфлет — Закон свободы. В дальнейшем, идеи Уинстенли развил в период Великой французской революции Г.Бабёф. Уинстенли был социалистом-утопистом, идеологом диггеров — самого левого движения, выражавшего интересы городской и деревенской бедноты. В своей публицистике Уинстенли приближался к идеалам и идеям нового общества, в котором все равны. В то же время представления Уинстенли об этом обществе облечены в религиозные формы. В своих памфлетах Знамя, поднятое истинными левеллерами, Декларация бедного угнетенного люда Англии и других Уинстенли активно использовал ветхозаветные и новозаветные образы. Памфлетная публицистика Лильберна и Уинстенли. Они являлись противниками монархии и сторонниками парламента а источником власти считали народ, то есть требовали политического и экономическ ого равенства. 1641 — первый закон о контроле печати, в 1643 — новое ограничение свободы печати, в 1647 — третий запрет, 1649 — ужесточение прежних запретов. Мильтон и Лильберн выдвигают требования о свободе печати.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь