Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Газета храма вмч Димитрия Солунского г. Тольятти Самарской епархии, выпуск 1(17) январь 2019 года



ДЛЯ  ДУШИ



Газета храма вмч Димитрия Солунского г. Тольятти Самарской епархии, выпуск 1(17) январь 2019 года

Наш адрес: Майский проезд 1 «Дом ветеранов»

ЧИТАЙТЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:

1) 7 января - Рождество Христово.

2) Молитвы за трапезой.

3) 19 января - Крещение Господне. Сила Крещенской воды.

4) Родителям на заметку. Притчи.

5) Подведём итоги за год. Паломничество.

6) Литературная страничка детям и многое другое.

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ ВАС, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Рождество Христово: даты, история, традиции

9 января – Рождество Христово. История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество – один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события – Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют “Зимней Пасхой”, Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота – Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость “ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель”. Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее “Слава в вышних Богу! ”. Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего – любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни – Христа. Пришли поклониться Спасителю мира и волхвы.

Они принесли Богомладенцу свои дары (золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну (пряное благовоние) – им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть.


 

ВСЕМ СПАСЕНИЯ ДУШИ, ДУХОВНОГО СВЕТА, ЗДРАВИЯ И ЛЮБВИ БОЖЬЕЙ!

 


МОЛИВОСЛОВИЯ

ЗА ТРАПЕЗОЙ.

Наш Церковный Устав знает только две трапезы — обед и ужин.

Трапеза с чаем и все другие, излишние против Устава, являются как бы некоторым беззаконием, следствием наших немощей. Поэтому Оптинские старцы советовали такие трапезы предварять молением о прощении грехов наших, об исцелении немощей наших, а заканчивать обычною заключительной песнею Богородице: “Достойно есть”, в надежде на то, что и Богоматерь присоединит к нашим молитвам Свое дерзновенное ходатайство о прощении наших грехов, об уврачевании наших немощей.

Верующие люди как всякое вообще дело, так, в частности, принятие пищи, хотя бы и не предусмотренное Уставом, всегда предваряют и завершают молитвой. В монастырях пред трапезой и после нее совершаются общие гласные молитвы, сопровождаемые в соответствующие моменты пением. В Древней Руси в мирских домах в этих случаях возносилась общая гласная молитва для всех участников трапезы. К сожалению, со времен петровского обмирщения Святой Руси почти совсем забыт этот добрый обычай старины. Теперь чаще всего каждый из присутствующих при трапезе, читает про себя, какую кто знает молитву. Лишь в немногих семьях, берегущих старозаветные обычаи, да при праздничных и поминальных трапезах, возглавляемых священнослужителями, читается или поется общая молитва. Но и в этих случаях, даже в присутствии архиерея, при всяком принятии пищи, будь то завтрак, обед, ужин или только чаепитие, по большей части, читается одно и то же: пред трапезой “Отче наш...”, после нее — “Благодарим Тя, Христе Боже наш... ”.

МОЛИТВОСЛОВИЯ

ПЕРЕД ЗАВТРАКОМ

Как пред началом всякого молитвословия, прежде всего полагаются три поклона с покаянными молитвами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Посем молитва перед трапезой

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

И мы: Аминь.

МОЛИТВОСЛОВИЯ

ПОСЛЕ ЗАВТРАКА

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Мы: Аминь.

(В отсутствие иерея: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас»).

И три заключительных поклона с молитвами:

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго. (Поклон.)

 

Согласно заповеди апостола: «аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите», Православная Церковь и на принятие пищи смотрит как на богослужение, по существу не различающееся от других церковных служб. Поэтому в ряду последних, она имеет особенный «чин», или церковную службу трапезы, потому и трапезы в монастырях предлагаются в храме (особом — трапезном).

Монастырская же трапеза - это продолжение Литургии и не относится к услугам по организации питания. Во время еды все внимание отдано чтецу-монаху, который читает Священное Писание.

 

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ ИЛИ ДЕНЬ

ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО.

Январь месяц очень насыщенный большими праздниками.

Как поётся в одной народной песне «тай прыйдуть  до тебе тры праздныкы разом…».

Какие же это три праздника? Первый – это Рождество Христово, второй – святого Василия или Обрезание Господне, третий – Крещение Господне.

14 января – Обрезание Господне. Церковный праздник совпадает с так называемым Старым Новым годом, но Церковь новый год в этот день не отмечает (церковное новолетие приходится на 14 сентября).

Дата Обрезания Господня привязана к дате Рождества и неизменна. В этот праздник Церковь вспоминает, как Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Богомладенца для исполнения обряда обрезания, обязательного по ветхозаветному закону для всех новорожденных мальчиков на восьмой день жизни. Это символизировало связь с Господом и очищение от первородного греха. Христос был чист от любого греха, но принял обрезание как самый обычный младенец, и в этом еще раз подчеркивается, насколько Бог приблизился к человеку.

В этот же день Младенец, по слову архангела Гавриила, сообщившего Марии о грядущем рождении Сына, был назван именем Иисус, то есть Спаситель.

Также 14 января Церковь вспоминает святителя Василия Великого. В этот день Литургия служится по особому чину, который составил этот архиепископ и богослов IV века.

Родиной Василия Великого – одного из отцов христианской церкви, святителя, Вселенского учителя, архиепископа, знаменитого богослова, была Кесария Каппадокийская, поэтому его еще называют Василием Кесарийским. Появился на свет приблизительно в 330 г.

Образование Василий получил превосходное: сначала на родине, потом 18-летним юношей он приехал в Константинополь, где изучал различные науки: физику, астрономию, медицину, философию, риторику, математику. Известно, что он был слушателем лекций известного софиста Ливания. Его познания в философии и других областях значительно углубились после пребывания в течение нескольких лет в Афинах.

Деятельностью на поприще служения богу он снискал себе всеобщее уважение и славу (в том числе иудеев и язычников), авторитет его был поистине велик. Он строго следил за тем, чтобы каноны не нарушались, чтобы в церквях царила дисциплина. Им были основаны не только два монастыря, но и гостиница, странноприимный дом, богадельня; все живущие в нужде, гонимые, угнетенные всегда могли рассчитывать на его поддержку - активная благотворительная деятельность Василия Кесарийского была неотъемлемой чертой его служения богу и людям. Образ жизни его был очень строгим, аскетичным, а сила молитвы - великой. Обладая сверхъестественной прозорливостью, Василий Великий мог отмаливать даже самые тяжелые грехи и давать надежду отчаявшимся грешникам; стяжал он и дар сотворения чудес.

Сложно переоценить его вклад в создание духовной, богословской литературы. Его богатое наследие включает в себя книги в защиту православной веры (например, критика арианского учения «Против Евномия»), толкования, аскетические трактаты, проповеди, правила, письма. Написанные им «Девять бесед на шестоднев» о принципах христианской космогонии пользовались у современных ему богословов и философов большой популярностью. Внесенная им лепта в святоотеческую литературу не потеряла актуальности до сих пор. И по сей день в церквях служится т.н. Литургия Василия Великого, создание которой (равно как и изобретение иконостаса) приписывается именно этому знаменитому богослову. Жизнь одного из отцов церкви было яркой, насыщенной, но недолгой. Будучи сорокалетним мужчиной, в письмах он говорил о себе как о старике. Суровый аскетический образ жизни нанес его здоровью серьезный ущерб, и сердце знаменитого богослова остановилось 1 января 378 г., а вскоре его имя пополнило сонм православных святых.

 

Января - КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения (читай дальше). Крещение Господне — двунадесятый праздник.

События Крещения Господня.

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3: 21-22).

Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их, напоследок взалкал (Лк. 4: 2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

 

Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Ирина Борзенко

 

РАЗНОЕ.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ.

Древние христиане с самого юного возраста приучали детей к молитве и чтению Священного Писания. А теперь говорят: " Разве это детское дело? Это дело монахов и стариков, а детям нужны веселье и радость".

Забываете вы то, о чем писал Тихон Задонский: " Малое деревцо, куда наклонить его, туда и расти будет; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него смрадную жидкость, или ароматную и чистую".

Вот если в душу малого ребенка вы будете вливать всякий смрад, она станет смрадной. Если будете вливать аромат Христова благоухания, то будут ваши дети благоухать перед людьми, будут радостью и утехой для вас. Примером вашим воспитывайте детей.

Свт. Лука Крымский

(Войно-Ясенецкий)

 

***

Темы для  сочиненій въ дореволюціонной Россіи.

Въ императорской Россіи къ вопросамъ воспитанія  подрастающаго поколѣ нія относились со всей серьезностью. Посмотрите какіе темы для написанія сочиненій предлагались гимназистамъ прошлаго и позапрошлаго столѣ тій!

Дѣ ти самыхъ младшихъ классовъ писали сочиненія на слѣ дующія темы:

— Замираніе нашего сада осенью.

— Рѣ ка въ лунную ночь.

— Встрѣ ча войска, возвратившегося изъ похода.

— Лѣ съ въ лучшую свою пору.

— Дѣ душкинъ садикъ.

Болѣ е взрослыя дѣ ти писали:

— О томъ, что видѣ ла птичка въ дальнихъ земляхъ.

— Исторія постройки дома и разведенія при немъ сада...

— Великаны и пигмеи лѣ сного царства.

Для старшихъ гимназистовъ предлагались болѣ е серьезныя темы:

 

— Слово какъ источникъ счастья.

— Почему жизнь сравниваютъ съ путешествіемъ?

— Родина и чужая сторона.

— О скоротечности жизни.

— Какіе предметы составляютъ богатство Россіи и почему?

— О высокомъ достоинствѣ человѣ ческаго слова и письма.

— О непрочности счастья, основаннаго исключительно на матеріальномъ богатствѣ.

— О проявленіи нравственнаго начала въ исторіи.

— На чемъ основывается духовная связь между предками и потомствомъ?

***

Заповедь любить друг друга потому трудна, что требовать любви надо от себя, а не от другого. Другому оставляется свобода выбора: отвечать на любовь или нет. Значит, с другого мы не имеем права спрашивать, почему он не любит в ответ. Это его право. Мы должны по примеру Господа оставить человеку свободу.

  Монахиня Варвара

РОДИТЕЛИ, ЗАДУМАЙТЕСЬ!!!

Неустойчив, хрупок мир в семье сквернослова. Брань возбуждает и раздражает человека.

Но самое большое несчастье в такой семье — это судьбы детей. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие таких детей заторможено. Чем раньше внимание ребенка обратится к половой сфере, тем более в таком низменном и примитивном отображении, тем медленнее будет идти его духовное и умственное развитие. Есть наблюдение, что у таких детей замедляется и рост, и в итоге они не «дотягивают» до заложенного в них природой.Те родители, которые не стесняются в выражениях, должны помнить, что сквернословие, уничтожая в ребенке чувство стыда, является мостиком к последующим преступлениям. Ведь изгоняя из дома стыд, эти родители изгоняют и лучшего воспитателя. «Ибо стыд часто больше страха обучал избегать дел несообразных» (святитель Григорий Нисский).

Пусть они не ищут потом виновных, в случае несчастья с сыном или дочерью, — они сами запланировали его.

Протоиерей Сергий Николаев.

***

" Молитесь за детей своих и, чем можете, помогите. Они ещё не научились жить и не знают истинных ценностей жизни, а потому и советы ваши им сейчас ничем не помогут, а вот молитва, творимая втайне от них, и ожесточенное сердце умягчит".

ПРИТЧА

Жил в Петербурге один добрый и благочестивый вельможа. Имел он дом, множество друзей, К сожалению, он имел несчастье подвергнуться немилости государя; на него возвели какую-то клевету, отдали под суд, и дело грозило тюрьмой. Несчастный вельможа заболел и слег от горя в постель. Все прежние друзья от него отвернулись. В это время приехал в Петербург строгий подвижник Валаамского монастыря отец Назарий. Он был знаком с несчастным вельможей и зашел утешить его в скорби. Несчастная супруга хозяина бросилась в ноги отцу Назарию и взмолилась: «Помолись, отец, чтобы дело моего мужа получило добрый исход». «Хорошо, — ответил старец, — конечно надо молиться Господу; но необходимо попросить ходатайства и приближенных государя. Дайте мне немного денег, я сам попрошу их за вас». Старцу подали золота, «Нет, — сказал он, — это мне не годится. Нет ли медных или мелкого серебра? » Подали тех и других. Отец Назарий взял деньги и ушел. Поздно вечером он опять пришел к вельможе и спокойно сказал: «Все царские приближенные обещали похлопотать за вас; успокойтесь и ждите радостных вестей». И действительно — старец еще сидел у постели больного, как последний получил известие о благополучном окончании его дела. Радостная весть благотворно подействовала на больного. Вельможа начал благодарить старца и просил его сказать, кто из приближенных государя принял наибольшее участие в его беде, за кого ему надлежало молиться и кого благодарить. Только тут открылось, что отец Назарий ни у кого из ближних к государю людей не был. Вместо этого он целый день ходил по улицам города и раздавал бедным деньги, взятые им у вельможи. «Итак, благодарите Господа, — сказал в заключение старец. — Он, Милосердный, внял молитвам убогих и положил на сердце доброму государю еще раз пересмотреть ваше дело. Да не забывайте и вельмож Господа — ваших благодетелей, нищих и убогих. Их молитва многое может пред Престолом Божиим! »

ДЕТЯМ.

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Автор: М. Лисянский

***

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

 «Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

***

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

 

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:

Священник храма вмч Димитрия Солунского:

ИЕРЕЙ МАКСИМ БЫЗОВ

Редактор

ИРИНА БОРЗЕНКО;

Корреспондент

КСЕНИЯ КОСОВА

Тел.89297115705

 

 

 Уважаемые читатели! В газете размещены изображения икон и православной символики. Просим вас не использовать её для хозяйственных нужд.

Отдайте газету другим людям.

ДЛЯ  ДУШИ



Газета храма вмч Димитрия Солунского г. Тольятти Самарской епархии, выпуск 1(17) январь 2019 года


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь