Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Каково положение выхода женщины в путь без махрама?



 

Передаётся от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время своей проповеди сказал: „ Пусть женщина путешествует только в сопровождении махрама. И пусть не входит к ней мужчина, если при ней нет махрама“. Тогда поднялся один мужчина и сказал: „Я хочу направиться вместе с таким-то войском (на сражение), а моя жена желает совершить паломничество“. Пророк, мир ему и благословение, сказал: „Выезжай вместе с ней“» (хадис приводится у аль-Бухари под № 1729 и Муслима под № 2391).

 

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, разъясняя, что под путешествием в этом хадисе не подразумевается определённое расстояние, сказал: «Итак, женщине запрещается выходить в путь без махрама во все поездки, что называются путешествием. Будь-то путешествие продолжительностью в три, в два дня, в день или в полдня или др. Так как передаётся от Ибн ‘Аббаса в „Сахихе Муслима“, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Пусть женщина путешествует только в сопровождении махрама“, что включает в себя любое путешествие. А Аллах знает лучше» (Шарх сахих Муслим с сокр.).

 

Постоянный комитет по фетвам постановил: «Женщине запрещается выходить в путь без махрама как на большое расстояние, так и на короткое» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. – Т. 17. – С. 339).

Женщина не имеет права выходить в путь без махрама, и некоторые имамы говорили, что в этом вопросе есть единогласное мнение (аль-иджма’). Къады ‘Ийяд сказал: “Ученые сошлись на том, что женщина не должна выходить в путь, не считая Хаджа и ‘Умры, а также слабости в стране неверных. Ученые сошлись на том, что женщина может делать хиджру в исламскую страну даже если с ней не будет махрама! ” См. “аль-Фатх ар-раббани” 170.

Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам аль-Багъауи сказал: “Нет разногласий в том, что женщина не должна выходить в путь, который не является обязательным кроме как с мужем или махрамами. Исключением является неверная, которая приняла Ислам в стране неверных или пленница, которая освободилась”. После его слов Ибн Хаджар сказал: “Другие добавляли к этому: «Или женщина, которая отбилась от спутников, которую нашел достойный мужчина. Дозволено ему сопроводить ее пока она не догонит спутников»”. См. “Фатхуль-Бари” 4/76.

Однако на самом деле в этом вопросе есть небольшие разногласия.

Например, большинство ученых, среди которых Абу Ханифа, Ахмад, аш-Шафи’и, считали, что женщине запрещено выходить в любой путь без махрама, даже если это дозволенный путь, как добровольный Хадж и т.п. См. «аль-Маджму’» 8/341, “Фатхуль-Бари” 4/75, “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/465.

В качестве довода они опирались на множество хадисов, в которых запрещается выходить женщине в путь без махрама, часть которых приводилась выше.

Шейх Бакр Абу Зайд говорил: “Запрещено женщине отправляться в путь без махрама, и хадисы относительно этого передаются множеством путей (мутауатир)”. См. “аль-Харраса” 85.

 

_________________________________

В хадж без махрама.

 

Что же касается совершения обязательного Хаджа без махрама, то ученые разошлись в этом вопросе. Группа ученых считала, что женщина может, (а некоторые даже сказали, что обязана) совершать Хадж, даже если с ней не будет махрама. И среди дозволявших это, были и сторонники первого мнения. Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Передается от ‘Ата, Са’ид ибн Джубайра, Ибн Сирина, аль-Ауза’и, Малика и аш-Шафи’и, что махрам не является условием для совершения Хаджа женщиной, и подобное передают от ‘Аиши”. См. “аль-Муфхим” 3/449.

Имам Ибн Батталь говорил: “Имам Малик, аль-Ауза’и и аш-Шафи’и говорили, что женщина совершает обязательный Хадж с группой надежных женщин, даже если с ней нет махрама! И это дозволяли большинство ученых. И сообщается, что с Ибн ‘Умаром совершали Хадж женщины его соседки”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 4/532.

Ан-Науауи говорил: “Женщина может поехать в (обязательный) Хадж без махрама, если не опасается за себя, и это наш (шафиитский) мазхаб! ” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/98.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Те ученые, которые не делали махрама условием (для Хаджа) говорили: «Условием является безопасность для женщины и находится в группе надежных мужчин или женщин! »” См. “аль-И’лям” 6/82.

Однако другие ученые считали, что женщины могут совершить и добровольный Хадж без махрама, если они в группе надежных мужчин и женщин, и в качестве довода они опирались на следующие сообщения:

От ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа сообщается, что «‘Умар ибн аль-Хаттаб разрешил женам пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершить Хадж, послав с ними ‘Усмана ибн ‘Аффана и ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа». аль-Бухари 1860.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “И в этом довод на дозволенность путешествия женщины с достойными доверия женщинами, если путь безопасный. И на это указывает согласие ‘Умара, ‘Усмана, ‘Абдур-Рахмана и жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никто из сахабов это не порицал! ” См. “Фатхуль-Бари” 4/91.

Также подобное было не один раз, поскольку имам Ибн Са’д приводил с достоверным иснадом, что «Абу Исхакъ ас-Саби’и рассказывал, что видел, как жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершали Хадж и во времена аль-Мугъиры ибн Шу’бы». См. “Фатхуль-Бари” 4/87.

Эти сообщения указывают на то, что нет запрета для женщины, совершить добровольный Хадж без махрама, как это говорил имам аль-Байхакъи.

Спросили Шейха аль-Ислама, Ибн Теймийю, да смилуется над ним Аллах: «Можно ли женщине, отправиться в Хадж без «махрама»?

Шейх ответил: «Если она, будет из тех женщин, у которых уже прекратились менструальные выделения (из-за климакса*) и она не нуждается в брачных отношениях, и у нее нет «махрама», то по одному из мнений Ученых, ей можно отправиться в Хадж с теми, кому она доверяет. Это является одним из мнений Имама Ахмада, а так же мнением Имамов Малика и аш-Шафии». См. «Маджмуат аль-Фатава» 26\13.

* Это, возрастная перестройка в организме женщины, период угасания половых функций. Чаще всего это наступает, в среднем, в 50 – летнем возрасте. Объективно это проявляется снижением уровня эстрогенов в сыворотке крови и прекращением месячных.

 

Однако все же правильным мнением является то, что женщине не следует совершать ни обязательный, ни добровольный Хадж без махрама, поскольку махрам является условием для выполнения Хаджа женщиной. И это мнение основано на хадисе, который передается от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершает женщина Хадж, кроме как с махрамом! » аль-Баззар 2/187, ад-Даракъутни 2/222, ат-Табарани 11638. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Аууана, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 4/88, “ад-Дирая” 2/14, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3065.

О тех, кто выдвигал различные условия для Хаджа женщины помимо наличия махрама, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Они оставили мнение, основанное на внешнем смысле хадиса, и каждый из них выдвинул условие, на которое у них нет довода! ” См. “аль-Мугъни” 5/31.

Но если женщина все же совершила Хадж без махрама, то по мнению большинства ученых, несмотря на ее грех, ее Хадж действительный! И это же мнение выбрал шейх Ибн ‘Усаймин, несмотря на то, что женщина совершила ослушание. См. “Фатауа аль-харам аль-макки” 3/49.

Шейх Альбани (рахимаху-Ллах) также сказал: " И то мнение, о дозволенности путешествия женщины без махрама с группой других женщин, невозможно быть спокойным относительно этого даже со стороны действительности. В книге " Турукъ аль-хамама" Ибн Хазма рассказывалось, что как-то группа женщин со стран запада отправилась в Хадж. Когда они возвращались на корабле с Хаджа, каждая из них совершила прелюбодеяние с одним из работников корабля! ". Сл. " Фатауа аль-Имарат", №58.

 

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Это действие – совершение паломничества без сопровождения махрама – запрещено. На это указывает хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время своей проповеди сказал: „Пусть женщина путешествует только в сопровождении махрама“. Тогда поднялся один мужчина и сказал: „Моя жена выехала для совершения паломничества, а я записался на участие в таком-то сражении“. Пророк, мир ему и благословение, сказал: „Езжай и соверши паломничество со своей женой“» (хадис приводится у аль-Бухари под № 3006 и Муслима под № 1341).

Поэтому, женщине запрещено выходить в путь без сопровождения махрама. Махрамом является мужчина, за которого всегда, а не временно, запрещено выходить замуж. Это может быть родственник или близкий человек по другим, прописанным Шариатом, связям (к примеру, по причине женитьбы или кормления молоком). Махрамом может быть только половозрелый и разумный человек. Человек, не достигший половозрелости, и человек, находящийся не в своём уме, не может быть махрамом. Мудрость в присутствии во время путешествия махрама состоит в охранении женщины в пути и её защите. Чтобы люди, которые не боятся Всевышнего Аллаха и не проявляют милости к Его рабам, не навредили ей.

 

Нет разницы: сопровождают её женщины или нет, находится она в безопасности или нет, даже если она выезжает с женщинами из своей семьи, находясь при этом в совершенной безопасности, ей запрещено выходить в путь без махрама. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мужчине ехать и совершить паломничество со своей женой. Он не спросил его о том, уехала ли она в сопровождении женщин или нет, в безопасности она или нет. Если он, мир ему и благословение, не расспросил об этом, то значит, это не имеет значения. Это и является верным мнением.

В наше время некоторые люди допустили послабления и позволили женщине путешествовать на самолёте без махрама. Это, несомненно, противоречит ясным словам доказательств. Путешествие на самолёте не отличается от другого, во время него также могут возникнуть опасность.

Когда махрам провожает женщину во время путешествия на самолёте до аэропорта, он покидает её уже после того, как она входит в зал ожидания. Она остаётся одна, а самолёт может вылететь по расписанию, а может и опоздать. А возможно самолёт вылетит в определённое время, но вынужден будет вернуться или приземлиться в другом аэропорту, не в том, куда он направляется. Или возможно самолёт приземлится в аэропорту направления, но по каким-либо причинам позже ожидаемого прибытия. Если же самолёт прибудет точно по времени, то ведь и встречающий её махрам может опоздать: проспать, застрять в пробке, у него может сломаться машина или он может опоздать по каким-либо другим причинам. И даже если махрам не опоздает, в самом самолёте её соседом по креслу может оказаться мужчина, который обманет её, который привяжется к ней, а она — к нему.

В заключении, женщина должна бояться Аллаха и не выходить в путь без махрама ни для совершения паломничества, ни ради других целей. Махрамом должен быть половозрелый и разумный мужчина.И Аллаха мы просим о помощи».

Из книги «Далиль аль-ахтаъ аль-ляти йака‘у фиха аль-хаадж уа-ль-му‘тамир».

 

 

_________________________________

16   Считается ли женщина махрамом для другой женщины, которая не приходится ей родственницей, во время поездки, а так же в других случаях или нет?

Ответ шейха Ибн База:

Вся хвала Аллаху, Женщина не может быть махрамом.

Махрам - это мужчина, которому запрещено вступать в брак с женщиной по причине кровного родства, например, если он приходится ей отцом или братом; в случае женитьбы махрамом для женщины являются муж, отец мужа или сын мужа; а так же махрамом для женщины являются молочные родственники, например, отец или сын той женщины, которая ее вскормила, и так далее.

Мужчине не разрешено оставаться наедине с не махрам женщиной или отправляться в поездку вместе с ней, так как Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: " Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом" аль-Бухари 1862, Муслим 1341.

Так же он (мир ему и благословения Аллаха) сказал: " Не остается мужчина наедине с (немахрам) женщиной, что бы шайтан не был третьим" (передали имам Ахмад и другие от хадиса Умара (да будет доволен им Аллах) с достоверной цепочкой). И Аллах источник сил. Источник: Маджму Фатава ва Магалат Мутанавиа ли Самахат аль-Шейх АбдульАзиз ибн Абдуллах ибн Бааз, том 8, стр. 336

 

_________________________________


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь