Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коррекционно-развивающее значение фольклора в свете новых



       психолого-педагогических технологий

 Использование фольклорных игр в работе с детьми позволяет нам решать такие коррекционно-развивающие задачи, как:

· установление эмоционального контакта с ребенком,

· развитие речи и коммуникативных навыков,

· развитие тактильных ощущений, телесной и пространственной ориентации,

· развитие внимания, памяти,

· развитие мелкой и общей моторики,

· развитие навыков регуляции и контроля поведения,

· создание ситуации телесно-двигательного и эмоционального комфорта, профилактика стрессов.

Коррекционно-развивающая роль фольклора, представляющего собой опыт сотен поколений наших предков, находит научное обоснование в свете новых психолого-педагогических технологий – комплексной методики психомоторной коррекции, активно применяемой в практике коррекционной работы специалистами нашего детского сада.

Согласно этой методике, воздействие на сенсо-моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, поэтому на начальных этапах коррекционной работы предпочтение отдается двигательным методам, активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление телесных навыков создает базовую предпосылку для таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д.

Основополагающей проблемой коррекции уровня I – уровня ощущений и управления собственным телом - является обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого для протекания всех психических процессов – повышения энергетического потенциала, - чему способствуют «телесно-ориентированные» и «пальчиковые» фольклорные игры, а также игры, связанные с релаксацией и «оживлением», тренировкой различных мышц, фольклорное пение, как тренировка дыхания.

Коррекция уровня II – уровня владения телом и ориентации в пространстве - включает развитие чувства ритма, сенсомоторного взаимодействия, пространственной ориентации, чему способствуют просто и четко ритмически организованные хороводы и этнические танцы, повышение зрительной, слуховой и тактильной чувствительности – фольклорные игры, предполагающие преимущественное использование одного из анализаторов, развитие ловкости, внимания – подвижные народные игры.

Коррекции уровня III – уровня произвольной регуляции психомоторных процессов - способствуют фольклорные игры с правилами и игры, предполагающие принятие ребенком определенной роли, игры на развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания и памяти.

Таким образом, с точки зрения методики психомоторной коррекции, фольклорные произведения могут воздействовать на все иерархические уровни психической деятельности человека и их роль в коррекционной работе можно считать научно обоснованной.

 

 

      Использование фольклора в работе интегративного детского сада

Фольклорные произведения – просты и лаконичны, доступны и в то же время интересны детям разного возраста, как детям с особенностями развития, так и детям, развивающимся без выраженных особенностей. Они дают возможность всем принять участие в общем действии, почувствовать себя частицей целого и получить огромный положительный эмоциональный заряд. Видимо поэтому, уже освоив значительно более сложные игры и действия, дети подготовительной группы, а также школьники и даже взрослые, если им удается раскрепоститься и забыть на время, что они уже солидные дяди и тети, с удовольствием играют в народные игры, в том числе и в те, в которые играли малышами.

Фольклорные игры, обладая мощным коррекционно – развивающим потенциалом, сами по себе создают среду для интеграции, поэтому нашли широкое применение в нашем интегративном детском саду. Они используются и на многих индивидуальных занятиях и общих занятиях интегративных групп, групп кратковременного пребывания, детско-родительских консультативных групп и лекотеки, а также во время режимных моментов, прогулок, праздников, а больше всего – на музыкальных занятиях и специальных комплексных занятиях, построенных преимущественно на фольклорных играх, - занятиях «Круг».

Фольклор, помогающий матери установить эмоциональный контакт с малышом, способствует и установлению контакта с аутичным ребенком, который по своему эмоциональному возрасту часто оказывается близким к младенцу. Разминка на основе фольклорных игр и упражнений является обязательной первой частью индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна или ранним детским аутизмом, помогает поднять эмоциональный тонус ребенка, повысить энергетический потенциал, активизировать межполушарные взаимодействия и фоновые составляющие для реализации учебных задач. Фольклор раннего детства помогает педагогу на индивидуальных занятиях развивать мелкую и общую моторику и координацию движений ребенка, пространственную и телесную ориентацию, сенсомоторную координацию, способствует развитию речи.

Многие дети легко успокаиваются и быстро засыпают в тихий час под фольклорные колыбельные песни, а пестушки и потешки привлекают интерес маленького ребенка к умыванию, одеванию, приему пищи, делают режимные моменты приятными для ребенка, дают положительный эмоциональный заряд.

Фольклорные игры помогают детям почувствовать себя сильными, ловкими, меткими, и в тоже время позволяют каждому ребенку действовать в рамках своих возможностей, поэтому активно используются нами на физкультурных занятиях, во время прогулок и праздников. Потешки делают эмоционально окрашенными, интересными и понятными для детей обычные общеразвивающие упражнения, а, играя в народные подвижные игры, дети упражняются в различных движениях, например, в игре «Медведь и пчелы» - в лазании, «Охотники и зайцы» - в метании мяча и ловкости, «Лягушки и цапли» - в прыжках.

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений также используются потешки, скороговорки, считалки и загадки.

         Фольклор на музыкальных занятиях

На музыкальных занятиях ведущим видом деятельности выступает пение, как наиболее доступный и адекватный вид деятельности для решения задачи обогащения эмоциональной сферы ребенка и развития его психических функций. Пение воздействует и на психофизиологические процессы: дыхание, газообмен, сердечную деятельность,

кровообращение, работу эндокринной системы и т.д. 

Известно, что у человека, который слушает звучание поющего хора, голосовые связки начинают непроизвольно колебаться, слушатель как бы «подпевает» хору, его организм сам настраивается на пение. Подобным образом народные игры с пением стимулируют появление речи у неговорящих детей. Мы видим, как неговорящий или малоговорящий ребенок, будучи вовлечен в общую фольклорную игру с пением, вдруг начинает подпевать, причем подпевать не только песни, которые мы поем давно, но и песню, с которой он встретился впервые.      

Во время народных игр под пение дети с легкостью вовлекаются в игровой процесс, никого не приходится уговаривать. Игра действенней любых наказаний и

угроз, а музыка усиливает эффект, так как она может непосредственно воздействовать на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание песни, пестушки, заклички или хоровода.

На музыкальных занятиях важным элементом является инсценировка песен с помощью пальчикового театра, кукол би-ба-бо, театра мягкой, деревянной, пластмассовой игрушки. Часто параллельно мы даем детям различные логоритмические упражнения, где слово сопровождается выразительным движением. Одна из любимых песен наших детей – всем известная народная песня «Веселые гуси».Мы раздаем каждому ребенку пару носков, один из них серый, другой – белый. Носки надеваются на руки, одна рука – серый гусь, другая – белый. Выбирается по желанию бабуся, которая надевает платок или шляпу. Иллюстрируем песню: вытягиваем шею, моем лапки. Руки прячутся за спину – бабуся их ищет. Гуси  нашлись – счастливая бабуся гладит гусей, радуется им. Дети любят инсценировать такие народные песни, как «Тень-тень», «Купим мы, бабушка» и другие.

Другим составным элементом музыкального фольклора является движение под музыку:

музыкально–ритмические игры, подвижные игры под музыку, хороводы и этнические танцы.

Музыкально–ритмическая деятельность укрепляет и совершенствует мышечный аппарат ребенка, формирует точность, ритмичность движений, способствует совершенствованию пространственных представлений. Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, организует моторику, создает бодрое настроение, воспитывает активное внимание. Дети любят такие музыкально – ритмические игры, как «Солнышко, дождик», «Перекатывание мяча», «Вышли мышки», игры с лентами на музыку русской народной песни «Посеяли девки лен» и другие.

Мы играм часто в такие народные музыкальные игры, как: «Барашеньки», «Ниточка – иголочка», «Мостик», «Пугало», «Птички и ворона» и другие. Особое значение для детей имеют хороводные игры. Движение по кругу, взявшись за руки, - самое простое и доступное всем детям, даже детям с полевым поведением. В кругу все видят друг друга. Круг действует магически, объединяя всех.

На занятиях мы используем также народные танцы. Такие танцы дают положительный эмоциональный заряд, никого не оставляют равнодушным, вовлекая всех в единое захватывающее действие. Простота, мелодичность, фиксированный ритм, яркий рисунок, а главное, жизненная энергия, которую несет этнический танец, делает его уникальным для наших детей. Для группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», в которой занимаются дети с ранним детским аутизмом, этнические танцы, учитывая их важное коррекционно-развивающее значение, даже выделены в отдельное занятие. Считается, что аутичный ребенок не может интегрировать информацию, поступающую по сенсорным каналам различной модальности, в единое целое. Используя, например, слуховое внимание, он игнорирует зрительные и тактильные ощущения, оказываясь не в состоянии соединить всю информацию в единое целое. Фольклорные же музыка и танцы, «нагружая» ребенка движением, восприятием музыки и положительными эмоциями, позволяют включать и развивать зрительный, слуховой и тактильный каналы, выстраивая их для адекватной связи с окружающим миром. Обладая ярким рисунком, простым, четким и однообразным ритмом, то есть четкой пространственной и временной организацией, фольклорная музыка и танцы притягивают аутичного ребенка, заражают своей жизнеутверждающей силой и свободой движений, дают возможность почувствовать себя частицей единой стройной системы и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд. Для аутичных детей, внутренний контроль у которых развит очень слабо, четко выстроенный ритм и пространство фольклорного танца создает внешнюю опору, концентрирует внимание, способствует обретению спокойствия и уверенности. На занятиях мы используем этнические танцы из репертуара Центра Лечебной Педагогики и подобранные нашим музыкальным руководителем, такие как «Танец с хлопками» (Швеция), «Семь фигур», «Вальс друзей», « Праведник цветет, как пальма» (Израиль), «Дрикюс – муженек» (Нидерланды). Фольклорные танцы – это коллективное действие, в котором участвуют и дети, и педагоги. Во время танца ребенок учится взаимодействовать с партнером, ощущать его поддержку или, наоборот, помогать ему. В этот момент включаются и начинают гармонично взаимодействовать все психические сферы, участвующие в организации поведения человека (воля, эмоции, интеллект). Это способствует разрешению многих проблем – как двигательных, так и эмоциональных, познавательных, социальных.

Еще одной важной составляющей музыкального занятия является игра детей на музыкальных инструментах: ложках, маракасах, тон-блоках, треугольниках, тарелках, колокольчиках, трещетках, металлофонах, барабане и других, в том числе самодельных музыкальных инструментах, изготовленных из бросового материала (например, из коробочек из-под йогурта). Игра на музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, но и развивает слух, память, произвольное внимание, координацию движения рук, пальцев, способствует формированию таких важных качеств, как самостоятельность, инициативность, открывает возможность для самовыражения даже для неговорящего ребенка. Аутичного ребенка часто зачаровывают звуки отдельных музыкальных инструментов, иногда с помощью музыкального диалога удается установить с ним эмоциональный контакт. Для самостоятельного музицирования используются, как правило, народные мелодии с простым ритмическим рисунком, такие как, например, «Во поле береза стояла», «Тень-тень», «А я по лугу», «Во кузнице», «Скок, скок», «Петушок» и другие.

Практика нашей работы показала, что, чем раньше народные игры с пением и движением используются в коррекционной работе с детьми с особенностями развития, тем выше результаты в развитии у ребенка речи, моторики, произвольной деятельности, пластичности, выразительности движений, вербальной и невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь