Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Акафист преподобному Варлааму Керетскому чудотворцу



АКАФИСТ

Кондак 1

Избранный Богом угодник Христов Варлааме, / яко зерцало пресветлое, отче блаженне, явился, / Свет Божества несозданный в себе отражая. / Святче Христов, Варлааме, благий раб Господень, / столп бо явися и правило светло монахам, / ангелом равно стяжав житие перед Богом. / Север российский слезами молитвы омывший, / всем мореходам путь благопоспешен соделав. / По преставленьи множайше повсюду являясь, / от потопленья спасаешь, цели́ ши от тяжких недугов, / и ограждаешь от козней и злобы бесовской / всех почитающих память твою, и поющих тебе: Аллилуия.

Икос 1

Ангелы зряще с небес на твой подвиг трехлетний, / равным им в крепости веры пред Богом тебя прославляют. / Душу твою, что от века провидел Создатель, / чудным вместилищем Духа Святаго соделал. / В храме, на море, в вертепах, в пустыни Лопарской / тщался стяжать благодать и исполниться даров бесценных. / Чудотворений обильных сподобился, отче премудрый / Ныне достиг вожделенного Царства Христова / И предстоя у престола Великого Господа Славы / Нас не забудь, тебе песни сии приносящих:

Радуйся, от юности Христа возлюбивый,

Радуйся, страх Божий в сердце своем насадивый.

Радуйся, пред Богом тя чтущих ходатаю скорый,

Радуйся, скорбным покров и целителю хворых.

Радуйся, скорби душевной искусный целителю,

Радуйся, воли Господней верный служителю.

Радуйся, сердце горе́ навсегда устремивый,

Радуйся, в вечный удел Небеса получивый.

Радуйся, Варлааме, путь покаянный молитвы слезами омывший и образ греха искупления нам даровавший.

 

Кондак 2

Смотрит Господь в твое сердце и предъизбирает / быть тебе пастырем Божьего малого стада / Ты же, неленностно, тщался сподобиться сей благодати великой, / с Феодоритом-пустынником путь свой духовный сверяя, / к мудрости книжной и делу молитвы ревнуя. / Рукоположен в пресвитеры волости Колы / мудрым Макарием, Новаго Града Владыкой, / в церковь Никольскую и Благовещенья Девы Пречистой, / где вознесешь ты с лопарскою верною паствой / жертву хваления, Богу поя: Аллилуия.

Икос 2

Плоть раздробляешь Предвечного Божьего Слова, / Жертвенный Агнец тобой в алтаре закалаем. / Тайна сия страхом Божьим тебя истязает, / ревность по Бозе горит в твоем искреннем сердце. / Как укрепить в вере юную паству Христову, / как защитить эти всходы от плевел нечистых. / Мы же, хваля твою мудрость «в явлении духа и силы», / вновь воспеваем ти, радуясь сердцем пред Богом:

Радуйся, Слова Христова внимающий мудрости.

Радуйся, Духом призва́ нный, работати Господеви.

Радуйся, к роду Ааронову Богом причисленный.

Радуйся, Божий служитель горящий и искренний.

Радуйся, ангелом ра́ вно с супругой своею поживший.

Радуйся, плоть свою духу суровым постом подчинивший.

Радуйся, стадо Христово пасущий неленностно.

Радуйся, веры Христовой ревнитель предерзостный

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 3

Вышняго Сила служенье твое осеняет / плачет душа о погибельной власти бесовской, / что похищает во ад неокрепшие души. / Демона древнего ты вызываешь на битву, / на Абрам-мысе, на капище идолов мерзких. / Именем славным Христа попран демон великий, / путь без препятствий отныне открыт мореходам. / Злобою дышит, грозит тебе враг человеков / и, уходя, обещает вернуться. / Мы же, с тобою дивясь на явление силы Христовой, / Богу возносим хвалы и поем: Аллилуия.

Икос 3

Велия радость твоя, Варлааме, о чадах духовных, / что возрастают на северной ниве Христовой. / Феодорита рукою те брошены зерна / в некогда дикую землю Лапландии древней. / Ныне трудами его совершается славное дело, / берег залива украсит обитель святая. / Старцу и авве внимаешь с сыновней любовью / Божью премудрость, предвечный дар Духа Святого, / с благословением к новому месту служенья. / Мы ж воспеваем духовный твой путь, стихословя:

Радуйся, злых суемудрий искоренителю.

Радуйся, веры Христовой верный ревнителю.

Радуйся, с демоном древним в крепкую битву вступивый

Радуйся, силой Христовой блужение душ запретивый.

Радуйся, Кольским святым соработниче ревностный.

Радуйся, лопский народ от врага защищающий дерзостно.

Радуйся, нива Христова обильно тобой удобряется.

Радуйся, имя Христово в Лопарской земле прославляется

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 4

В Керетской веси отныне тебе предстоять у престола / в церкви святого Георгия, славного воина Христова, / что копием прободал ненавистного змия, / дабы спасти от погибели душу невинной. / Свято служение в скинии души Варлаама, / ибо на камене веры воздвигнул он малую Церковь. / Верна жена иереева, брачное ложе не скверно, / в мире союз, друг ко другу любовь некрадома. / Людям пример благочестного брака являя, / Богу возносят хвалы и внимают с небес: Аллилуия.

 

Икос 4

Ревность о Господе пастыря сердце снедает, / юности цвет он мертвит воздержаньем поста и молитвой. / Светлая скромность жену иерея венчает, / и непорочность союза народ изумляет. / Духам нечистым и людям строптивым досада - / «неукоризненны, чистые Божии чада». / Имя Христово всегда на устах Варлаама, / именем этим смиряет он демонов древних. / Злобою дышит извечный противник спасенья. / Мы ж воспеваем молитвы в стихах таковые:

Радуйся, веры Христовой крепкий ревнителю,

Радуйся, Русского Севера теплый предстателю.

Радуйся, скорбей душевных искусный целителю.

Радуйся, Царствия Божия усердный искателю.

Радуйся, смело на дух сего мира восставый

Радуйся, древнего змия тенеты раздравый.

Радуйся, древних отцов подражателю дерзостный,

Радуйся, чистой молитвы стяжателю ревностный.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 5

Жизни твоей позавидовал змий прелукавый, / входит в супругу твою, «вадя на смешение странно», / страшну хулу изрыгая на Церковь и веру Христову. / Ты же молитву о ней непрестанно творишь со слезами пред Богом, / в церкви Святого Георгия матушку ставишь зовя к покаянию, / чин заклинания именем Божьим на беса читаешь, / и Копие со престола берешь и крестом осеняешь, / дабы святыней изгнать страсть лихого недуга. / Господа молишь очистить родную супругу, / дабы вновь вместе Ему воспевать: Аллилуия.

 

Икос 5

Имя Христово для темного демона – пытка, / страшными муками тело невинной терзает, / бе сную тщится из храма Господня исторгнуть. / Епитрахилью святою ей руки тогда Варлаам повязает, / крест знаменуя Святым Копием возле сердца, / и возглашает заклятье на демона именем Божьим. / Смрадом и дымом исходит великая злобная сила, / и предстает в полный рост пред священником в жутком и мерзком обличье. / Крепко стоял Варлаам перед злобою дышащим бесом, / но не сдержал своей страсти - «зашло его солнце во гневе», / грешною яростью он распалился на зверя / и поразил Копием ненавистного древнего змия. / Рев сатанинский потряс стены древнего храма, / и унеслась восвояси нечистая злобная сила. / Кротко на мужа успела страдалица глянуть, / и отлетела душа голубицы невинной. / Мы же, скорбя с Варлаамом безмерно, / радостью скорбь растворяя, возносим стихи таковые:

Радуйся, ревностный пастырь и воин Христов, Варлааме.

Радуйся, щедро исполненный Духа Святого дарами.

Радуйся, все для спасенья супруги своей совершивый.

Радуйся, в скорби своей крепко к Богу воззвавый.

Радуйся, смело в смертельную схватку вступивый.

Радуйся, страшную демона власть копием низложивый.

Радуйся, сердце свое тем нежданным ударом пронзивый.

Радуйся, радость на скорбный удел без вины пременивый.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 6

Видевши люди тобою пронзенное тело супруги, / страстным, жестоким ревнивцем тебя меж собою прозвали, / светлую память усопшей житейской молвой омрачая. / Ты же себя посчитал вместе с ней убиенным, / не расторжимы тела, что пред Богом едиными стали. / В гроб, как к венцу собираешь невесту Христову, / заупокойные службы по ней творя непрестанно, / и погребаешь в земле свою радость и счастье, / Богу в слезах о грехе вопия: Аллилуия.

 

Икос 6

В Колу, в обитель святую стопы Варлаам направляет, / к Феодориту несет грех и горечь утраты, / и, повергаясь к ногам его, «землю в слезах омакая», / просит принять покаянье и дать искупленью свершиться. / Старец со чадом встают на молитву пред Богом, / дабы волением Духа открылся им промысл Божий. / И возвещает Господь о несении легкого ига: / «С гробом супруги ходить по открытому морю, / дондеже тело истлеет и в прах обратится, / ты ж, Варлаам, пребывая в посте и молитве, / рыбу вкушать, можешь только лишь в Пасху Христову». / Мы ж, немощны́ е, приносим стихи таковые:

Радуйся, душу в унынье не давший низвергнути

Радуйся, волю свою без раздумий отвергнувший

Радуйся, Старца принявший не тяжкое иго

Радуйся, мертвого тела познавший вериги

Радуйся, избранный ко испытанию веры

Радуйся, образ страданий познавший безмерный.

Радуйся, с телом супруги истлеет духовная скверна

Радуйся, радость награда Господня для стойких и верных.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 7

К Богу взывая, моля укрепить силу духа / в Кереть пришел Варлаам, и людей изумляя, / гроб из земли достает на церковном погосте. / В ка́ рбас кладет драгоценную, страшную ношу, / и поклонившись на храм, отплывает в открытое море, / воле Господней себя без остатка вверяя. / С гробом, «во гробе втором» одинокий скиталец / Бога молил пощадить, вопия: Аллилуия.

 

Икос 7

Полною чашей Господь отмеряет страданья, / ветер лишь встречный бывает в пути Варлаама. / Морось, туман, мрак морской и небесный, / ярость волны сокрушить его волю стремится, / то в небеса подымая, то в адскую бездну низринув, / ясно являет Господь тайну жизни и смерти, / силу власти греха и спасительный путь покаянья, / силу благословенья и радость молитвы святую:

Радуйся, памяти смертной водой напоенный,

Радуйся, словом Давида, как хлебом насыщенный.

Радуйся, образ принявший убогого, падшего, нищего.

Радуйся, «червь, поношение людей и презренье в народе»,

Радуйся, встречного ветра певец, непогоду всегда приносящий.

Радуйся, взмахами весел безмерность пути измерявший

Радуйся, тайну познавший великую жизни и гроба

Радуйся, с матушкой грех искупавший. Возрадуйтесь оба!

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 8

Взмахи весел в руках Варлаама и денно и нощно / хлеб и отдых ему, - то псалмов покаянное пенье. / Тело мертвое душно смердит, отмеряя часы искупленья. / Путь из Керети в Колу безмерно, мучительно долог, / в год двенадцать путей совершать он отныне обязан, / страшный мыс обогнуть в своей малой и утлой лодьице, / Святоносский предел – тяжкий крест на пути мореходов / каждый раз он прощается с жизнью своею земною / каждый раз возвращается, Богу поя: Аллилуия.

 

Икос 8

Ночь в Похьёле, то мрака кромешного время / кто ж исправит твой путь в ледяном безвременье, / кто разрешит от морозных оков и согреет? / Гибель пустыми глазницами смотрит в лицо Варлааму, / но не оставит Господь верных раб Своих в их упованьях, / чудным видением помощь даруя скитальцу. / Образ любимый являет средь бури и мрака, / верной супруги, что вместе с любимым страдает / и отогреты ладони, и сердце вновь меряет время / долгой дороги туда, где небесная радость и пение:

Радуйся, песням и плачу Давидовым поревновавый,

Радуйся, духом смирения силу для битвы стяжавый.

Радуйся, путь совершивый не праздный из Керети в Колу

Радуйся, сердце вознесший горе, а очи потупивший долу,

Радуйся, мертвое тело всегда пред очами имевший,

Радуйся, крест покаяния с верной супругой понесший,

Радуйся, Господа Славы избранный и верный угодниче.

Радуйся, ангельских ликов земный соработниче.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 9

Ангелы зрят с небесе, прозревая твой труд небывалый / третий уж год истекает в упорной борьбе со стихией, / с властью греха, со всесилием тленья и смерти. / Во прославление дивного Имени Бога / благоухают останки страдалицы верной, / вновь посрамляя начальника всех богоборцев. / Радость предчувствуя, чая конца испытаний / Духа Святого даров Варлаам сподобляется чудно. / Грешник прощенный возводится в лик чудотворца - / радость на небе и песня хвалы: Аллилуия.

 

Икос 9

К Мысу Святому стремишься ты в малой и утлой лодьице / чувствуя силу и слыша язык тварей Божьих: / страшных червей корабельных – морских древоточцев, / тех, что творят зло великое людям на море, / в прах изгрызая остовы судов без пощады. / Встав на молитву, собрав тех червей, запрещаешь / именем Господа злое творить мореходам отныне. / Люди, уведев великое, славное чудо / в радости велией путь свой морской совершают, / славя угодника Божия, песни поют таковые:

Радуйся, к славе избранный, угодник Христов Варлааме.

Радуйся, горькую ношу омывший своими слезами.

Радуйся, помощью дивной от Господа благословленный.

Радуйся, яко помощь от верной супруги явленна.

Радуйся, в скорби людской на помощь не медля спешивый.

Радуйся, радость великую всем морякам подаривый.

Радуйся, страшных червей от Носа Святого отгнавший,

Радуйся, в вечные веки их именем Божьим заклявший.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 10

Ветер попутный отныне ладье Варлаама - / то греха искупленье долгожданную встречу торопит, / Старцу сказать о знамениях ясных прощения, / и приобщиться заветного Дара Христова. / Радость великая Феодориту приспела / в крепких объятьях, в слезах лобызает скитальца морского / и благословляет на постриг любимое, верное чадо, / дабы монахом ему отправляться на Печенгу смело. / Но прежде на остров несет Варлаам свою тяжкую ношу родную, / где обретет она вечный покой, и где он пропоет: Аллилуия.

 

Икос 10.

В Печенгский край, в обитель святую стремится / Духа Святого сосуд и новый пророк покаянья, / теплый предстатель пред Богом и крепкий поборник на бесов. / С Трифоном вместе радея о истинном духе монахов, / видя немощь людскую и сердца лукавого козни, / вновь устремляешься духом, пустынного жительства алчешь. / Вместе с тобою уходит и Печенгский старец, / Богу внимать, погасив ярый пламень желаний, / в море пустынном души очищая наследье. / К Феодориту на встречу несет их лодья Варлаама.

Радуйся, инок и воин Христов, Варлааме.

Радуйся, щедро исполненный Духа Святого дарами.

Радуйся, Феодорита достойное чадо

Радуйся, сущих на море покров и отрада

Радуйся, подвиг трехлетних скитаний пронесший

Радуйся, плод покаянья достойно принесший,

Радуйся, Трифону помощи руку подавший

Радуйся, в скорби его крепко к Богу воззвавший.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 11

Море несет на плечах Варлаама лодью без препятствий. / Землю Полночную, молитва соборная старцев / преображает и гонит лукавые духи, / и берега очищает от власти бесовского князя. / Древним покойникам, что по ночам восставали / и на тонях не давали поморам покоя, / силою Господа нашего повелевают уснути, / и до Христова Суда чаять трубного гласа. / На берегах, на мысах, на погостах отныне / крест Варламов - победу Христа возвестил: Аллилуия.

 

Икос 11

В Чупской пустыни вселяешься, святче предивный. / Стрелы лукавого жалят и пламень желаний напрасных, / струями слез потопляешь нечистые духи. /Яко орел обновившись и яко олень быстротечный / Духа Святого источник в молитве умно й обретаешь, / и очищаешь Адамову кровь и наследье змеиного яда. / Долгих полвека в пещере живешь со зверями, / в малой часовне в Чупе предстоя перед Богом.

Радуйся, берег полночный крестами покрывший,

Радуйся, древнюю нечисть слезами молитв потопивший,

Радуйся, добрый уединенья взыскатель,

Радуйся, мудрый молитвы Христовой ревнитель.

Радуйся, яко свеча светозарная в хладных просторах горящая,

Радуйся, яко видим тебя, пред Владыкою всех предстоящего,

Радуйся, ангел земной, и ликуй человече небесный,

Радуйся, Господа славя псалмов покаянною песней.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 12

Веры светильник горит среди хладной пустыни - / разве возможно укрыться великой святыне Господней. / И притекают потоки людские ко старцу / алчущих правды и жаждущих мудрого слова, / немощных, странных, скорбящих, хромых и убогих. / Всех ободрит Варлаам, и никто не уйдет неутешен. / К вере лоплян он приводит, и иных от «народов Полночных». / Долгий сей путь завершает он старцем столетним, / к Господу с миром отходит, молитву творя: Аллилуия.

 

Икос 12

Но нескончаемо люди идут на могилу святую, / благодарят Варлаама за чудеса и знамения. / Многих, не чаявших уж возвратиться в родную деревню, / верный заступник вернул от черты запредельной. / В бурю укроет, ледового плена избавит, / страшной волне не позволит сгубить мореходов: / «Я - Варлаам, я из Керетской волости родом! / Духом крепитесь, помора Господь не оставит! » / Берег Поморский отныне усеян крестами - / то Варлааму хвалу воздаем и душой и устами:

Радуйся, Духа Святого от века избранный сосуде,

Радуйся, силу Христову являвший в спасительном чуде,

Радуйся, крепкий поборник попавшим в беду мореходам.

Радуйся, Феодорита возлюбленный сыне духовный,

Радуйся, веру Христову в лопарских народах растивший.

Радуйся, всем морякам чистый путь подаривший.

Радуйся, в горнюю радость вменивший земные страданья,

Радуйся, нам немощным показавший Фавор покаянья.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 13

О чудотворче, угодник Христов, Варлааме, / с верой припадаем, молим тебя, преблаженне: / благоприятными наши соделай прошенья, / будь нам ходатай пред страшным Престолом Господним, / там, где ты в Горних Обителях славишь Спасителя мира. / Благословимся и мы, немощны́ я, с твоим покаяньем воскликнуть: / «Господи, дай нам покаяться прежде, конца нашей жизни»! / Крепостью Духа Святаго с тобой укрепимся на брани, / с мироправителем злобным, и на духов его поднебесных, / чтобы «в день злый по молитвам твоим устоять нам», / мирной кончиной наследуя Царство Христово, / где в светлом сонме угодников Божьих от века, / вместе с тобой воспевать Ему песнь: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангелы, зряще с небес на твой подвиг трехлетний...», и 1-й кондак: «Избранный Богом угодник Христов Варлааме...»

 

Акафист преподобному Варлааму Керетскому чудотворцу

 

Автором акафиста, игуменом Митрофаном (Баданиным), предложено небольшое вступительное слово.

В 2007 году были завершены исторические исследования, посвященные Житию удивительного подвижника XVI века преподобного Варлаама Керетского. Результатом этого труда стало полное переосмысление жизненного пути этого святого и сути совершенного им небывалого подвига, что завершилось изданием книги: Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития. Мурманск – СПб., 2007. 296 с.: ил. - (Православные подвижники Кольского Севера: Книга III). Предлагаемый читателям «Акафист преподобному Варлааму Керетскому Чудотворцу» служит целям прославления имени великого подвижника и популяризации вновь открытого его Жития.

По мысли автора, этот Акафист предназначен для келейного использования, что обусловлено нетрадиционным подходом к его написанию. Эта не традиционность выразилась в стремлении достичь в тексте необходимого ритма, гармоничности и, хотя бы, минимальной рифмы для удобства пения этого хвалебного гимна, что, соответственно, привело к невозможности создать текст полностью на церковно-славянском языке.

При этом полезно вспомнить, что первоисточником всех акафистов является византийский «Акафист ко Пресвятой Богородице» (VI – VII вв.), тот, которому в годовом круге богослужений Православной Церкви отведена специальная Суббота Акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста). Этот непревзойденный образец византийской гимнографии имеет удивительно гармоничный ритмический рисунок, блестящее использование принципов ветхозаветной поэтики с тщательной зарифмованностью соответствующих окончаний в строках, не говоря уже о различных примерах игры слов, и иных поэтических изысках.

Все эти достоинства византийского стихосложения нам не доступны, поскольку они неизбежно утратились при дословном переводе на церковно-славянский язык. И в целом, как мы знаем, молитвословия церковно-славянского языка не знают примеров стихотворных рифм, в том виде, каком мы себе представляем современную поэзию. Несмотря на то, что само предназначение акафиста как поэтического произведения состоит в его пении, мы сталкиваемся с достаточно равнодушным отношением отечественных творцов акафистов даже к песенному ритму текста, что подчас вызывает значительные затруднения при его пении.

Например:

«Радуйся, друга Божия преподобного Сергия присный друже;

Радуйся, яко егоже желал еси зде зрети преемником своим, того зриши днесь тамо вкупе с тобою Престолу Божию предстояща» (Акафист иже во святых отцу нашему Алексию, митрополиту Московскому).

Конечно, приведенный выше пример столь неудобных по размеру строк в тексте, все же, скорее исключение. Что же касается допустимости рифмы в акафисте, то необходимо понимать, что любая попытка зарифмовать церковно-славянские тексты, во-первых, идет в разрез с церковной традицией, а во-вторых, не осуществима практически.

Учитывая, что «с точки зрения Устава литургического употребления вновь написанные акафисты не имеют», вполне допустимо написание акафиста на современном русском языке, по примеру известного произведения митрополита Трифона (Туркестанова) «Слава Богу за всё»:

«Кондак 9

Отчего вся природа улыбается во дни праздников? Отчего тогда в сердце разливается дивная легкость, ни с чем земным не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это веяние благодати Твоей, это отблеск Фаворского света; тогда и небо и земля хвалебно поют: Аллилуиа!

Икос 9

Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, то один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный, неуловимый лик.

Слава Тебе, преобразившему нашу жизнь делами добра;

Слава Тебе, запечатлевшему несказанную сладость в каждой заповеди Твоей.

Слава Тебе, явно пребывающему там, где благоухает милосердие;

Слава Тебе, посылающему нам неудачи и скорби, дабы мы были чуткими к страданиям других.

Слава Тебе, положившему великую награду в самоценности добра;

Слава Тебе, приемлющему высокий порыв.

Слава Тебе, возвысившему любовь превыше всего земного и небесного;

Слава Тебе, Боже, во веки».

В тоже время, при всей идеальной возвышенности этих прекрасных слов, душа православного верующего имея в сердце церковно-славянский внутренний молитвенный камертон, неизбежно тяготится молитвой на современном русском языке. Именно поэтому в предлагаемом ниже «Акафисте преподобному Варлааму Керетскому Чудотворцу» автор стремился по возможности оставаться в русле традиционных молитвословий написанных на церковно-славянском языке. В тоже время автор хорошо понимал, что с учетом поставленных выше иных, поэтических задач выполнить это условие в полной мере ему не под силу. Потому он заранее просит прощения у специалистов-филологов и у всех иных ревнителей языковой чистоты, кто посчитает подобный «симбиоз» абсолютно недопустимым.

Предложенный текст не претендует на неприкосновенность, и каждый из почитающих память преподобного Варлаама, кто почувствует в себе талант и предложит более удачные строки и словосочетания, приглашается к сотрудничеству.


 


АКАФИСТ

Кондак 1

Избранный Богом угодник Христов Варлааме, / яко зерцало пресветлое, отче блаженне, явился, / Свет Божества несозданный в себе отражая. / Святче Христов, Варлааме, благий раб Господень, / столп бо явися и правило светло монахам, / ангелом равно стяжав житие перед Богом. / Север российский слезами молитвы омывший, / всем мореходам путь благопоспешен соделав. / По преставленьи множайше повсюду являясь, / от потопленья спасаешь, цели́ ши от тяжких недугов, / и ограждаешь от козней и злобы бесовской / всех почитающих память твою, и поющих тебе: Аллилуия.

Икос 1

Ангелы зряще с небес на твой подвиг трехлетний, / равным им в крепости веры пред Богом тебя прославляют. / Душу твою, что от века провидел Создатель, / чудным вместилищем Духа Святаго соделал. / В храме, на море, в вертепах, в пустыни Лопарской / тщался стяжать благодать и исполниться даров бесценных. / Чудотворений обильных сподобился, отче премудрый / Ныне достиг вожделенного Царства Христова / И предстоя у престола Великого Господа Славы / Нас не забудь, тебе песни сии приносящих:

Радуйся, от юности Христа возлюбивый,

Радуйся, страх Божий в сердце своем насадивый.

Радуйся, пред Богом тя чтущих ходатаю скорый,

Радуйся, скорбным покров и целителю хворых.

Радуйся, скорби душевной искусный целителю,

Радуйся, воли Господней верный служителю.

Радуйся, сердце горе́ навсегда устремивый,

Радуйся, в вечный удел Небеса получивый.

Радуйся, Варлааме, путь покаянный молитвы слезами омывший и образ греха искупления нам даровавший.

 

Кондак 2

Смотрит Господь в твое сердце и предъизбирает / быть тебе пастырем Божьего малого стада / Ты же, неленностно, тщался сподобиться сей благодати великой, / с Феодоритом-пустынником путь свой духовный сверяя, / к мудрости книжной и делу молитвы ревнуя. / Рукоположен в пресвитеры волости Колы / мудрым Макарием, Новаго Града Владыкой, / в церковь Никольскую и Благовещенья Девы Пречистой, / где вознесешь ты с лопарскою верною паствой / жертву хваления, Богу поя: Аллилуия.

Икос 2

Плоть раздробляешь Предвечного Божьего Слова, / Жертвенный Агнец тобой в алтаре закалаем. / Тайна сия страхом Божьим тебя истязает, / ревность по Бозе горит в твоем искреннем сердце. / Как укрепить в вере юную паству Христову, / как защитить эти всходы от плевел нечистых. / Мы же, хваля твою мудрость «в явлении духа и силы», / вновь воспеваем ти, радуясь сердцем пред Богом:

Радуйся, Слова Христова внимающий мудрости.

Радуйся, Духом призва́ нный, работати Господеви.

Радуйся, к роду Ааронову Богом причисленный.

Радуйся, Божий служитель горящий и искренний.

Радуйся, ангелом ра́ вно с супругой своею поживший.

Радуйся, плоть свою духу суровым постом подчинивший.

Радуйся, стадо Христово пасущий неленностно.

Радуйся, веры Христовой ревнитель предерзостный

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 3

Вышняго Сила служенье твое осеняет / плачет душа о погибельной власти бесовской, / что похищает во ад неокрепшие души. / Демона древнего ты вызываешь на битву, / на Абрам-мысе, на капище идолов мерзких. / Именем славным Христа попран демон великий, / путь без препятствий отныне открыт мореходам. / Злобою дышит, грозит тебе враг человеков / и, уходя, обещает вернуться. / Мы же, с тобою дивясь на явление силы Христовой, / Богу возносим хвалы и поем: Аллилуия.

Икос 3

Велия радость твоя, Варлааме, о чадах духовных, / что возрастают на северной ниве Христовой. / Феодорита рукою те брошены зерна / в некогда дикую землю Лапландии древней. / Ныне трудами его совершается славное дело, / берег залива украсит обитель святая. / Старцу и авве внимаешь с сыновней любовью / Божью премудрость, предвечный дар Духа Святого, / с благословением к новому месту служенья. / Мы ж воспеваем духовный твой путь, стихословя:

Радуйся, злых суемудрий искоренителю.

Радуйся, веры Христовой верный ревнителю.

Радуйся, с демоном древним в крепкую битву вступивый

Радуйся, силой Христовой блужение душ запретивый.

Радуйся, Кольским святым соработниче ревностный.

Радуйся, лопский народ от врага защищающий дерзостно.

Радуйся, нива Христова обильно тобой удобряется.

Радуйся, имя Христово в Лопарской земле прославляется

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 4

В Керетской веси отныне тебе предстоять у престола / в церкви святого Георгия, славного воина Христова, / что копием прободал ненавистного змия, / дабы спасти от погибели душу невинной. / Свято служение в скинии души Варлаама, / ибо на камене веры воздвигнул он малую Церковь. / Верна жена иереева, брачное ложе не скверно, / в мире союз, друг ко другу любовь некрадома. / Людям пример благочестного брака являя, / Богу возносят хвалы и внимают с небес: Аллилуия.

 

Икос 4

Ревность о Господе пастыря сердце снедает, / юности цвет он мертвит воздержаньем поста и молитвой. / Светлая скромность жену иерея венчает, / и непорочность союза народ изумляет. / Духам нечистым и людям строптивым досада - / «неукоризненны, чистые Божии чада». / Имя Христово всегда на устах Варлаама, / именем этим смиряет он демонов древних. / Злобою дышит извечный противник спасенья. / Мы ж воспеваем молитвы в стихах таковые:

Радуйся, веры Христовой крепкий ревнителю,

Радуйся, Русского Севера теплый предстателю.

Радуйся, скорбей душевных искусный целителю.

Радуйся, Царствия Божия усердный искателю.

Радуйся, смело на дух сего мира восставый

Радуйся, древнего змия тенеты раздравый.

Радуйся, древних отцов подражателю дерзостный,

Радуйся, чистой молитвы стяжателю ревностный.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 5

Жизни твоей позавидовал змий прелукавый, / входит в супругу твою, «вадя на смешение странно», / страшну хулу изрыгая на Церковь и веру Христову. / Ты же молитву о ней непрестанно творишь со слезами пред Богом, / в церкви Святого Георгия матушку ставишь зовя к покаянию, / чин заклинания именем Божьим на беса читаешь, / и Копие со престола берешь и крестом осеняешь, / дабы святыней изгнать страсть лихого недуга. / Господа молишь очистить родную супругу, / дабы вновь вместе Ему воспевать: Аллилуия.

 

Икос 5

Имя Христово для темного демона – пытка, / страшными муками тело невинной терзает, / бе сную тщится из храма Господня исторгнуть. / Епитрахилью святою ей руки тогда Варлаам повязает, / крест знаменуя Святым Копием возле сердца, / и возглашает заклятье на демона именем Божьим. / Смрадом и дымом исходит великая злобная сила, / и предстает в полный рост пред священником в жутком и мерзком обличье. / Крепко стоял Варлаам перед злобою дышащим бесом, / но не сдержал своей страсти - «зашло его солнце во гневе», / грешною яростью он распалился на зверя / и поразил Копием ненавистного древнего змия. / Рев сатанинский потряс стены древнего храма, / и унеслась восвояси нечистая злобная сила. / Кротко на мужа успела страдалица глянуть, / и отлетела душа голубицы невинной. / Мы же, скорбя с Варлаамом безмерно, / радостью скорбь растворяя, возносим стихи таковые:

Радуйся, ревностный пастырь и воин Христов, Варлааме.

Радуйся, щедро исполненный Духа Святого дарами.

Радуйся, все для спасенья супруги своей совершивый.

Радуйся, в скорби своей крепко к Богу воззвавый.

Радуйся, смело в смертельную схватку вступивый.

Радуйся, страшную демона власть копием низложивый.

Радуйся, сердце свое тем нежданным ударом пронзивый.

Радуйся, радость на скорбный удел без вины пременивый.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 6

Видевши люди тобою пронзенное тело супруги, / страстным, жестоким ревнивцем тебя меж собою прозвали, / светлую память усопшей житейской молвой омрачая. / Ты же себя посчитал вместе с ней убиенным, / не расторжимы тела, что пред Богом едиными стали. / В гроб, как к венцу собираешь невесту Христову, / заупокойные службы по ней творя непрестанно, / и погребаешь в земле свою радость и счастье, / Богу в слезах о грехе вопия: Аллилуия.

 

Икос 6

В Колу, в обитель святую стопы Варлаам направляет, / к Феодориту несет грех и горечь утраты, / и, повергаясь к ногам его, «землю в слезах омакая», / просит принять покаянье и дать искупленью свершиться. / Старец со чадом встают на молитву пред Богом, / дабы волением Духа открылся им промысл Божий. / И возвещает Господь о несении легкого ига: / «С гробом супруги ходить по открытому морю, / дондеже тело истлеет и в прах обратится, / ты ж, Варлаам, пребывая в посте и молитве, / рыбу вкушать, можешь только лишь в Пасху Христову». / Мы ж, немощны́ е, приносим стихи таковые:

Радуйся, душу в унынье не давший низвергнути

Радуйся, волю свою без раздумий отвергнувший

Радуйся, Старца принявший не тяжкое иго

Радуйся, мертвого тела познавший вериги

Радуйся, избранный ко испытанию веры

Радуйся, образ страданий познавший безмерный.

Радуйся, с телом супруги истлеет духовная скверна

Радуйся, радость награда Господня для стойких и верных.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 7

К Богу взывая, моля укрепить силу духа / в Кереть пришел Варлаам, и людей изумляя, / гроб из земли достает на церковном погосте. / В ка́ рбас кладет драгоценную, страшную ношу, / и поклонившись на храм, отплывает в открытое море, / воле Господней себя без остатка вверяя. / С гробом, «во гробе втором» одинокий скиталец / Бога молил пощадить, вопия: Аллилуия.

 

Икос 7

Полною чашей Господь отмеряет страданья, / ветер лишь встречный бывает в пути Варлаама. / Морось, туман, мрак морской и небесный, / ярость волны сокрушить его волю стремится, / то в небеса подымая, то в адскую бездну низринув, / ясно являет Господь тайну жизни и смерти, / силу власти греха и спасительный путь покаянья, / силу благословенья и радость молитвы святую:

Радуйся, памяти смертной водой напоенный,

Радуйся, словом Давида, как хлебом насыщенный.

Радуйся, образ принявший убогого, падшего, нищего.

Радуйся, «червь, поношение людей и презренье в народе»,

Радуйся, встречного ветра певец, непогоду всегда приносящий.

Радуйся, взмахами весел безмерность пути измерявший

Радуйся, тайну познавший великую жизни и гроба

Радуйся, с матушкой грех искупавший. Возрадуйтесь оба!

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 8

Взмахи весел в руках Варлаама и денно и нощно / хлеб и отдых ему, - то псалмов покаянное пенье. / Тело мертвое душно смердит, отмеряя часы искупленья. / Путь из Керети в Колу безмерно, мучительно долог, / в год двенадцать путей совершать он отныне обязан, / страшный мыс обогнуть в своей малой и утлой лодьице, / Святоносский предел – тяжкий крест на пути мореходов / каждый раз он прощается с жизнью своею земною / каждый раз возвращается, Богу поя: Аллилуия.

 

Икос 8

Ночь в Похьёле, то мрака кромешного время / кто ж исправит твой путь в ледяном безвременье, / кто разрешит от морозных оков и согреет? / Гибель пустыми глазницами смотрит в лицо Варлааму, / но не оставит Господь верных раб Своих в их упованьях, / чудным видением помощь даруя скитальцу. / Образ любимый являет средь бури и мрака, / верной супруги, что вместе с любимым страдает / и отогреты ладони, и сердце вновь меряет время / долгой дороги туда, где небесная радость и пение:

Радуйся, песням и плачу Давидовым поревновавый,

Радуйся, духом смирения силу для битвы стяжавый.

Радуйся, путь совершивый не праздный из Керети в Колу

Радуйся, сердце вознесший горе, а очи потупивший долу,

Радуйся, мертвое тело всегда пред очами имевший,

Радуйся, крест покаяния с верной супругой понесший,

Радуйся, Господа Славы избранный и верный угодниче.

Радуйся, ангельских ликов земный соработниче.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 9

Ангелы зрят с небесе, прозревая твой труд небывалый / третий уж год истекает в упорной борьбе со стихией, / с властью греха, со всесилием тленья и смерти. / Во прославление дивного Имени Бога / благоухают останки страдалицы верной, / вновь посрамляя начальника всех богоборцев. / Радость предчувствуя, чая конца испытаний / Духа Святого даров Варлаам сподобляется чудно. / Грешник прощенный возводится в лик чудотворца - / радость на небе и песня хвалы: Аллилуия.

 

Икос 9

К Мысу Святому стремишься ты в малой и утлой лодьице / чувствуя силу и слыша язык тварей Божьих: / страшных червей корабельных – морских древоточцев, / тех, что творят зло великое людям на море, / в прах изгрызая остовы судов без пощады. / Встав на молитву, собрав тех червей, запрещаешь / именем Господа злое творить мореходам отныне. / Люди, уведев великое, славное чудо / в радости велией путь свой морской совершают, / славя угодника Божия, песни поют таковые:

Радуйся, к славе избранный, угодник Христов Варлааме.

Радуйся, горькую ношу омывший своими слезами.

Радуйся, помощью дивной от Господа благословленный.

Радуйся, яко помощь от верной супруги явленна.

Радуйся, в скорби людской на помощь не медля спешивый.

Радуйся, радость великую всем морякам подаривый.

Радуйся, страшных червей от Носа Святого отгнавший,

Радуйся, в вечные веки их именем Божьим заклявший.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 10

Ветер попутный отныне ладье Варлаама - / то греха искупленье долгожданную встречу торопит, / Старцу сказать о знамениях ясных прощения, / и приобщиться заветного Дара Христова. / Радость великая Феодориту приспела / в крепких объятьях, в слезах лобызает скитальца морского / и благословляет на постриг любимое, верное чадо, / дабы монахом ему отправляться на Печенгу смело. / Но прежде на остров несет Варлаам свою тяжкую ношу родную, / где обретет она вечный покой, и где он пропоет: Аллилуия.

 

Икос 10.

В Печенгский край, в обитель святую стремится / Духа Святого сосуд и новый пророк покаянья, / теплый предстатель пред Богом и крепкий поборник на бесов. / С Трифоном вместе радея о истинном духе монахов, / видя немощь людскую и сердца лукавого козни, / вновь устремляешься духом, пустынного жительства алчешь. / Вместе с тобою уходит и Печенгский старец, / Богу внимать, погасив ярый пламень желаний, / в море пустынном души очищая наследье. / К Феодориту на встречу несет их лодья Варлаама.

Радуйся, инок и воин Христов, Варлааме.

Радуйся, щедро исполненный Духа Святого дарами.

Радуйся, Феодорита достойное чадо

Радуйся, сущих на море покров и отрада

Радуйся, подвиг трехлетних скитаний пронесший

Радуйся, плод покаянья достойно принесший,

Радуйся, Трифону помощи руку подавший

Радуйся, в скорби его крепко к Богу воззвавший.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 11

Море несет на плечах Варлаама лодью без препятствий. / Землю Полночную, молитва соборная старцев / преображает и гонит лукавые духи, / и берега очищает от власти бесовского князя. / Древним покойникам, что по ночам восставали / и на тонях не давали поморам покоя, / силою Господа нашего повелевают уснути, / и до Христова Суда чаять трубного гласа. / На берегах, на мысах, на погостах отныне / крест Варламов - победу Христа возвестил: Аллилуия.

 

Икос 11

В Чупской пустыни вселяешься, святче предивный. / Стрелы лукавого жалят и пламень желаний напрасных, / струями слез потопляешь нечистые духи. /Яко орел обновившись и яко олень быстротечный / Духа Святого источник в молитве умно й обретаешь, / и очищаешь Адамову кровь и наследье змеиного яда. / Долгих полвека в пещере живешь со зверями, / в малой часовне в Чупе предстоя перед Богом.

Радуйся, берег полночный крестами покрывший,

Радуйся, древнюю нечисть слезами молитв потопивший,

Радуйся, добрый уединенья взыскатель,

Радуйся, мудрый молитвы Христовой ревнитель.

Радуйся, яко свеча светозарная в хладных просторах горящая,

Радуйся, яко видим тебя, пред Владыкою всех предстоящего,

Радуйся, ангел земной, и ликуй человече небесный,

Радуйся, Господа славя псалмов покаянною песней.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 12

Веры светильник горит среди хладной пустыни - / разве возможно укрыться великой святыне Господней. / И притекают потоки людские ко старцу / алчущих правды и жаждущих мудрого слова, / немощных, странных, скорбящих, хромых и убогих. / Всех ободрит Варлаам, и никто не уйдет неутешен. / К вере лоплян он приводит, и иных от «народов Полночных». / Долгий сей путь завершает он старцем столетним, / к Господу с миром отходит, молитву творя: Аллилуия.

 

Икос 12

Но нескончаемо люди идут на могилу святую, / благодарят Варлаама за чудеса и знамения. / Многих, не чаявших уж возвратиться в родную деревню, / верный заступник вернул от черты запредельной. / В бурю укроет, ледового плена избавит, / страшной волне не позволит сгубить мореходов: / «Я - Варлаам, я из Керетской волости родом! / Духом крепитесь, помора Господь не оставит! » / Берег Поморский отныне усеян крестами - / то Варлааму хвалу воздаем и душой и устами:

Радуйся, Духа Святого от века избранный сосуде,

Радуйся, силу Христову являвший в спасительном чуде,

Радуйся, крепкий поборник попавшим в беду мореходам.

Радуйся, Феодорита возлюбленный сыне духовный,

Радуйся, веру Христову в лопарских народах растивший.

Радуйся, всем морякам чистый путь подаривший.

Радуйся, в горнюю радость вменивший земные страданья,

Радуйся, нам немощным показавший Фавор покаянья.

Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший.

 

Кондак 13

О чудотворче, угодник Христов, Варлааме, / с верой припадаем, молим тебя, преблаженне: / благоприятными наши соделай прошенья, / будь нам ходатай пред страшным Престолом Господним, / там, где ты в Горних Обителях славишь Спасителя мира. / Благословимся и мы, немощны́ я, с твоим покаяньем воскликнуть: / «Господи, дай нам покаяться прежде, конца нашей жизни»! / Крепостью Духа Святаго с тобой укрепимся на брани, / с мироправителем злобным, и на духов его поднебесных, / чтобы «в день злый по молитвам твоим устоять нам», / мирной кончиной наследуя Царство Христово, / где в светлом сонме угодников Божьих от века, / вместе с тобой воспевать Ему песнь: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангелы, зряще с небес на твой подвиг трехлетний...», и 1-й кондак: «Избранный Богом угодник Христов Варлааме...»

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.245 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь