Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


У Жени на могилё стоитъ огромный двухметровый крестъ, горитъ лампада. Крестъ поставленъ на добротё людской: люди собрали деньги, поставили этотъ крестъ, лампадку.



Когда ставили крестъ, пр\ёхали священники съ прихожанами, журналисты, писатели, предприниматели. Были вполнё благополучные, не самые бёдные люди. Меня это поразило- что нужно этимъ людямъ, зачёмъ?! Пр\ёхать на могилу къ неизвёстному мальчику, который никого не спасъ, не подбилъ нёсколько танковъ или самолетовъ. Въ томъ пониман\и, къ которому мы привыкли, онъ не былъ герой, онъ просто погибъ. Онъ самъ добровольно выбралъ смерть. И вдругъ эти люди пр\ёхали на могилу, поклонились кресту, и сказали, что это даже не ему нужно, Женё, а именно имъ нужно; что это имёетъ для нихъ глубокое душевное значен\е.

Я просто поражена, какъ так\е люди, съ такой высоты - и вдругъ на могилё моего никому не извёстнаго, тихаго сына. Пр\ёзжаетъ женщина изъ Череповца, въ такую даль она пр\ёхала, чтобы тоже поклониться Женё, хотя у нее самой сынъ тоже погибъ въ Чечнё въ 1995 году. Пр\ёхалъ совершенно незнакомый человёкъ изъ Екатеринбурга, и тоже попросилъ, чтобы я проводила его на могилу къ Женё. На день памяти, 23 мая, было много священниковъ на могилё сына. Я даже не ожидала. Какъ-то къ Женё пр\ёхалъ поклониться ветеранъ Великой Отечественной войны. Онъ снялъ съ себя фронтовую награду - медаль " За отвагу" и положилъ на могильный камень...

Вотъ это все перевернуло все мое сознан\е въ жизни. Отъ этого просто совсемъ другое состоян\е. И думаешь: " Господи, почему я думала, что въ м\рё вообще уже нётъ нормальныхъ людей! " Они есть, вотъ они - рядомъ. Они, чуж\е, незнакомые, я даже не знаю, какъ ихъ зовутъ, и они меня не знаютъ, но почему-то они откликнулись. Они, бросивъ всё дёла, ёдутъ на могилу, а ведь у каждаго изъ нихъ семья, свои как\е-то проблемы. Вотъ они оцёнили его подвигъ по-другому, не просто отдавъ какую-то железку, а душой возприняли. И это просто поражаетъ.

Отъ редакц\и: Тёло Евген\я было привезено матерью на Родину 20 ноября 1996 года, въ день памяти мучениковъ Мелитинскихъ. Они были воинами-христ\анами Римской арм\и, и за отказъ отречься отъ Христа имъ отсёкли головы. Одинъ изъ этихъ тридцати трехъ воиновъ носилъ имя Евген\й.

Лётомъ 1999 года при налетё на росс\йскую погранзаставу былъ убитъ родной братъ хойхороева, уб\йцы Евген\я. Онъ былъ убитъ на томъ самомъ мёстё, гдё прежде были захвачены Евген\й и трое другихъ солдатъ.

А въ началё осени пришло извёст\е о смерти самого хойхороева. Онъ былъ убитъ вмёстё со своими головорёзами-тёлохранителями въ Грозномъ, во внутричеченской бандитской " разборкё".

Бесёда корреспондента рад\останц\и " Радонежъ" Тамары Москвичевой
со священникомъ Владимиромъ Переслегинымъ, настоятелемъ храма Спаса Нерукотворнаго села Прохорово Московской области


ОНЪ ВЫБИРАЕТЪ КРЕСТЪ

о.Владимиръ: О мученическомъ подвигё 19-лётнего воина-пограничника Евген\я Род\онова изъ Подмосковья уже сообщалъ журналъ " Русск\й домъ" (№ 1, 1999 г.) и мног\е православные откликнулись на это изключительной важности сообщен\е. Были на его могилё, встретились съ его матерью.

Напомнимъ факты. Въ ночь съ 13 на 14 февраля 1996 года тогда еще 18-лётн\й рядовой Евген\й Род\оновъ вмёстё съ тремя своими однополчанами, такими же необстрелянными ребятами, несъ караульную службу на незащищенномъ открытомъ посту на чечено-ингушской границё. Ихъ подраздёлен\е было переброшено сюда изъ Калининградской области всего за мёсяцъ до того. Примёнять оруж\е первыми было запрещено приказомъ, стрелять на поражен\е - только послё предупредительнаго выстрела вверхъ. Все это въ услов\яхъ чеченскаго безпредёла.

Ребята были взяты бандитами, проёзжавшими на санитаркё, вооруженными до зубовъ чеченцами. Боевики проёхали безпрепятственно еще три нашихъ блокпоста. Начался трехмёсячный плёнъ, въ течен\е которого имъ предлагали принять магометанскую вёру. На Евген\и, единственномъ изъ всёхъ, былъ натёльный крестъ, съ которымъ онъ не разставался никогда. Это вызывало особую ярость, отъ него требовали снять крестъ, то есть сознательно отречься отъ Христа. За окончательный и безповоротный отказъ снять съ себя крестъ онъ былъ подвергнутъ мучительной казни. 23 мая 1996 года, въ самый день своего рожден\я, въ день православнаго праздника Вознесен\я Господня, Евген\й былъ обезглавленъ.

Независимой группой чеченскихъ журналистовъ былъ снятъ фильмъ о войнё. Въ этомъ фильмё изпользованы съемки казни нашихъ плённыхъ боевиками. Снимали сами чеченцы. Частично эти кадры были показаны въ " Русскомъ домё", но не всё. На этихъ сатанинскихъ кадрахъ видно, какъ разстреливаютъ двухъ связанныхъ ребятъ, а потомъ у третьего заживо пилой отпиливаютъ голову. Скорёе всего, такой казни подвергся Евген\й. Вмёстё съ нимъ за отказъ принять магометанство были замучены еще трое: воины Игорь, Андрей и Александръ. Евген\й, за отказъ снять крестильный крестикъ, принялъ особую муку.

Двё недёли въ майскую жару тёла ихъ оставались непогребенными. Потомъ мать Евген\я, пройдя всё круги ада, заплативъ огромные деньги чеченскимъ полевымъ командирамъ, нашла могилу, и 23 октября 1996 года тёла всёхъ четверыхъ были эксгумированы. Голову Евген\я за особую плату вернули матери 6 ноября, на праздникъ иконы Бож\ей Матери " Всёхъ скорбящихъ Радость".

Надо сказать, что вёра Евген\я была сознательной. Передъ арм\ей онъ по собственной иниц\ативё, по свидётельству матери, исповёдовался и причастился. Будучи подросткомъ, имёл благоговён\е къ Церкви. Любилъ посёщать храмъ, всегда самъ приносилъ въ домъ крещенскую воду. Не будучи до конца воцерковленнымъ, сдёлалъ свой выборъ - смерть за Христа, проявивъ тёмъ самымъ глубокую личную вёру въ Воскресшего изъ мертвыхъ. Да и какъ иначе юный человёкъ, которому предложена жизнь или смерть, можетъ выбрать смерть, и притомъ мученическую, мучительную и безвёстную - ведь боевики спец\ально говорили, что они числятся въ дезертирахъ, что отъ нихъ всё отреклись, и никто ихъ не найдетъ. Онъ выбралъ крестъ и смерть. И только заключенная въ крестё побёда надъ смертью могла подвигнуть на это. Ангелъ-хранитель, приставленный въ крещен\и къ Евген\ю укрёпилъ его.

Т.М.: Отецъ Владимиръ, на какомъ основан\и мы можемъ говорить о мученичествё въ данномъ случаё, не дожидаясь самого момента канонизац\и?

о.Владимиръ: Три мёсяца пытокъ, побоевъ, издевательствъ, а впереди мучительная казнь за отказъ переступить черезъ себя, стать предателемъ, прислужникомъ враговъ - отказъ снять крестъ въ этихъ услов\яхъ не можетъ быть изтолкованъ только какъ проявлен\е просто несгибаемости воли, вёрности отвлеченнымъ принципамъ.

Евген\й выбираетъ крестъ. Онъ выбираетъ крестъ какъ с`мволъ вёрности. Господь открылъ ему силу, заключенную въ этомъ знакё, силу Пасхи, силу побёды надъ адомъ и д\аволомъ. Онъ причащался, онъ исповёдовался передъ крестомъ и Е`ангел\емъ. И Богъ открываетъ тому, кто такъ, цёною жизни и смерти, держится за Его святыню, крестъ, силу, сокрытую въ немъ, силу любви Христовой къ роду человёческому. По свидётельству уб\йцы Евген\я, полевого командира чеченца хойхороева (продавшего матери Евген\я тёло мученика), онъ самъ сдёлалъ свой выборъ, у него было время подумать. Крестикъ Евген\я былъ найденъ въ могилё на его обезглавленномъ тёлё.

Страдан\я и смерть за Христа Евген\я Род\онова и пострадавшихъ съ нимъ поразительно напоминаютъ страдан\я новомучениковъ, особенно - греческихъ и балканскихъ, пострадавшихъ отъ магометанъ и огнепоклонниковъ. Такъ, мы можемъ вспомнить I оанна Новаго изъ Янины, I оанна Кулика изъ Эпира, пострадавшихъ въ XVI вёкё, великомученика I оанна Новаго Сочавскаго, который отказался похулить вёру во Христа и послё страшныхъ мукъ былъ обезглавленъ, и тысячи греческихъ, сербскихъ и другихъ балканскихъ страдальцевъ за вёру, которыхъ убивали только за то, что они исповёдовали себя христ\анами. Ихъ тоже принуждали смёнить вёру, ихъ тоже убивали за одно имя " христ\анинъ" или " православный". Имъ тоже, какъ и Евген\ю, послё пытокъ отрубали голову.

Само назван\е " новомученики" пришло къ намъ отъ этихъ страдальцевъ XVI, XVII, XVIII, XIX вёковъ и XX вёка. Так\е страдальцы немедленно причисляются Церковью къ лику святыхъ мучениковъ. Отъ нихъ не требуется благочестивой жизни до страдан\й. Страдан\е за Христа, за имя Христово, вмёняется имъ въ праведность, такъ какъ они умерли со Христомъ и царствуютъ съ Нимъ. Достаточно вспомнить послёдняго изъ сорока мучениковъ Севаст\йскихъ, ничего не знавшего о Христё, но принятаго вмёстё съ остальными мучениками за рёшимость умерёть вмёстё съ ними.

Значен\е этого подвига и молитвеннаго почитан\я, которое уже открывается въ нашемъ народё, невозможно переоцёнить. Мученики были и будутъ главной любовью Церкви, Ея славой и торжествомъ. По отношен\ю къ нашей молодежи въ прославлен\и мученика воина Евген\я видится особая милость Бож\я къ нашему времени. Ведь большинство новомучениковъ XX вёка умирало за дёло Христово, за заповёдь, за вёрность Его служен\ю - напримёръ, священнослужители, которые отказывались сложить съ себя санъ, или Царь, который не отрекся отъ своего царскаго служен\я и былъ за это разстрелянъ.

Богоборцы не рёшались въ большинствё случаевъ требовать отъ священнослужителей отречен\я отъ Христа. Достаточно было не пойти на компромиссъ съ совёстью, и это возпринималось нашимъ воцерковленнымъ народомъ какъ вёрность Христу. А теперь, когда народъ разцерковленъ, мног\е этого не понимаютъ. Поэтому камни воп\ютъ. Мальчикъ, который только началъ ходить въ церковь, становится учителемъ благочест\я для очень многихъ теряющихъ мужество, теряющихъ подлинное христ\анское благородство, измалодушествовавшихся православныхъ людей.

Видя крайнюю степень окаменёния и безчувств\я большинства нашего народа, Господь, несомненно, даетъ людямъ прикоснуться къ мученичеству за имя Его, какъ это было у древнихъ мучениковъ. Это самое откровенное знамен\е, разсчитанное на ничего не знающихъ или все забывшихъ людей. То есть страдан\е - подвигъ не за заповёдь, не за вёрность порученному тебё служен\ю, а за имя Христово, чего почти не было въ XX столёт\и.

Мы, по милости Бож\ей, узнали объ одномъ такомъ подвигё, причемъ тоже чудеснымъ стечен\емъ обстоятельствъ - черезъ крестъ (могила мученика воина Евген\я находится рядомъ съ церковью въ сёлё Курилово, и Церковь узнала о немъ, когда на этомъ храмё ставили крестъ).

А такихъ подвиговъ, я увёренъ, было много. Троихъ нашихъ ребятъ чеченцы распяли на телеграфныхъ столбахъ передъ Пасхой 1996 года. Объ этомъ сообщали газеты. Другое дёло, что эти факты не получили адекватнаго возпр\ят\я прежде всего среди народа Бож\я, въ Церкви. Но сейчасъ, когда Господь такъ поворачиваетъ истор\ю, мы понимаемъ, что, возможно, придется кровь свою проливать за Православ\е. И эти факты получаютъ особое звучан\е и особое осмыслен\е въ Церкви.

Мы прежде всего поражаемся этой вёрности. Мальчикъ, которого нельзя купить, потому что на немъ крестъ. Онъ дёйствительно тезоименитъ этому кресту, онъ дёйствительно христ\анинъ. Так\е факты составляютъ жизнь Церкви. Если мы на нихъ откликнемся, то есть надежда, что предательство, охватившее насъ - безразлич\е, матер\ализмъ, потребительское отношен\е къ жизни - исчезнетъ.

Мнё запомнились слова одной вёрующей женщины, когда она узнала о мученическомъ подвигё воина Евген\я. Она сказала, что это событ\е красноречивёе всёхъ другихъ фактовъ говоритъ о томъ, что не все потеряно въ Росс\и, есть надежда. Всё десять лётъ, такъ называемой, перестройки, " реформъ", разтлён\я, уничтожен\я всего святаго въ Росс\и не достигли своей цёли. Потому, что этотъ мальчикъ проявилъ такую стойкость передъ этими силами ада, что на немъ это зло затупилось и оборвалось, и Христосъ побёдилъ.

Это мы должны крёпко осознать, это должно стать примёромъ, нравственнымъ духовнымъ образцомъ для нашей молодежи. Человёкъ, которого не прельстить, не запугать и не купить. Человёкъ, для которого весь м\ръ не стоитъ этого с`мвола страдан\я Христова и вёрности Господу за него пострадавшихъ. Если у насъ будетъ такая молодежь, если Росс\я обратится лицомъ къ Небу по молитвамъ такихъ мучениковъ какъ Евген\й, то Росс\ю не побёдить. Росс\я стряхнетъ съ себя узы предательства, матер\ализма, сластолюб\я, которыми сейчасъ она опутана и не видитъ, откуда сейчасъ идетъ бёда. Этотъ мученикъ сейчасъ молится на небё за насъ, чтобы мы проснулись.

Т.М.: Отецъ Владимиръ, Вамъ довелось встречаться съ Любов\ю Васил\евной. Какой она человёкъ?

о.Владимиръ: Самое главное впечатлен\е, что она человёкъ очень цёльный, и второе впечатлен\е - что она человёкъ не сломленный. Третье очень сильное впечатлен\е, что она человёкъ не такой, какъ сейчасъ большинство людей. Ей доводилось слышать въ свой адресъ упреки. Зачёмъ она трет\й годъ оплакиваетъ своего сына? Почему она не возвращается на круги своя, на круги этой жизни? Не говоритъ о недоплатё, о низкой зарплатё, о томъ, как\е страшные цёны сейчасъ въ магазинахъ? Почему она не принимаетъ меркантилизмъ и эту суету? Что она, святая? Что она, сумасшедшая? Что, она не такая какъ всё?! То есть въ глазахъ м\ра она выглядитъ сейчасъ какъ юродивая - именно по причинё своей правильной оцёнки произходящего, по причинё своего здравомысл\я.

Ей это здравомысл\е не измёнило хотя она, конечно, изпытала страшные, нечеловёческ\е изпытан\я, прошла въ Чечнё всё круги ада. Десять мёсяцевъ она тамъ побыла, разыскивая своего сына, когда онъ былъ еще живымъ, и нашла его мертвымъ. Она вывезла оттуда тёла всёхъ, кто былъ разстрелянъ вмёстё съ ея сыномъ. Для этого она заложила свою квартиру, заплатила доллары этимъ бандитамъ. Она видёла всё пружины этой войны, встречалась со всёми, кто стоялъ у ключевыхъ точекъ.

Глубокаго уважен\я достойно то, что Любовь Васил\евна сказала, что ей не нужно никакихъ компенсац\й, никакихъ выплатъ - она ничего не приметъ отъ тёхъ, кто повязанъ кровью невинныхъ жертвъ, кровью ея сына, кто развязалъ эту войну. Для нее нравственный критер\й остался главнымъ въ этой страшной ситуац\и. Я увёренъ, что мног\е люди будутъ къ ней тянуться, получать отъ нее духовную помощь и поддержку. Въ заключен\е еще разъ подчеркну, что прос\ялъ подвигъ мученика Евген\я въ дни всеобщего духовнаго опустошен\я, предательства и цинизма. Помолимся святому мученику воину Евген\ю о дётяхъ, о будущемъ Росс\и, о святой нашей матери-Церкви и о себё самихъ, чтобы не предать намъ въ нашъ часъ Господа, какъ Евген\й не предалъ Его въ свой.

Прото\ерей Александръ Шаргуновъ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь