Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политическая деятельность



Друиды оказывали огромное влияние и на институт ко­ролевской власти у кельтов. Цезарь признавался, что наделил властью Конвиктолитава после того, как, согласно обычаю города, имя того рекомендовал для назначения по­средник от галльских жрецов.

Часто друиды не только ритуально санкционировали вы­бор и коронацию нового короля, но и сами рекомендовали и выдвигали подходящих кандидатов на вакантную королев­скую должность.

При ирландском королевском дворе друидов окружали величайшим почетом. Старинный ирландский гейс (др.-ирл. geas — «табу») воспрещал уладам19 говорить прежде коро­ля, а королю — прежде друидов.

На торжественных пирах друид сидел по правую руку от короля, и король, который нередко был обязан ему своей короной, воздавал ученому мужу всяческие почести. В слу­чае пьяной ссоры или свалки на королевском пиру друиду достаточно было встать и простереть руку в знак умиротво­рения, чтобы все безропотно подчинились и замолкли.

Дион Хрисостом20 сообщал, что друиды, опытные в ис­кусстве прорицания и всякой другой мудрости, руководили всей внутриполитической жизнью Галлии. Без их «совета» цари не осмеливались ни предпринять что-либо, ни принять сколько-нибудь важное решение. Поэтому истинными пра­вителями этих стран были именно друиды, а цари, восседав­шие на золотых тронах и устраивавшие в своих дворцах рос­кошные пиры, — лишь помощниками и исполнителями их воли.

По выражению Цезаря, царская власть у кельтов была непрочной и временной должностью (лат. regia potestas).

Однажды к Цезарю явились послами князья эдуев с просьбой помочь их общине в это особенно трудное и опасное для нее время. Дело в том, что эдуи издавна избирали одного высшего сановника, и наделяли его царской властью только сроком на год. Однако на тот момент у них оказалось два таких сановника, каждый из которых утверждал, что именно он был избран законным путем.

Такая ситуация могла сложиться только в том случае, ес­ли должность этого «верховного эдуя» сводилась исключи­тельно к исполнительским функциям и сам он был не более чем марионеткой в руках влиятельных кланов, беззастенчи­во «проталкивавших» своего кандидата.

В другом месте «Записок о Галльской войне» читаем:

«Тогда Цезарь собрал эдуйских князей, которых было мно­го в его лагере. В их числе были, между прочим, Дивитиак и Лиск. Последний был в то время верховным правителем, который называется у эдуев вергобретом, избирается на год и имеет над своими согражданами право жизни и смерти».

В некоторых кельтских общинах компетенция верховно­го правителя была максимально сокращена, в других статус царя вообще упразднили и заменили одним или двумя вы­борными чиновниками: их назначали ежегодно, как римских консулов.

Вергобрет (vergobretus — лат. «судья»), или ворти-герн, как иногда называли этого чиновника высшего разря­да, не должен был покидать пределов территории племени или страны. Кстати, этот ритуальный запрет ни в коем слу­чае не распространялся на друидов.

Вмешательство друидов во внутриполитическую жизнь общины часто было направлено против стремления знатных воинов к усилению их роли в управлении страной или племе­нем. Это происходило чаще всего в наиболее затруднитель­ных ситуациях, когда необходимо было соблюсти оказавши­еся под угрозой интересы государства или свои собственные.

Друид нередко стоял во главе заговора с целью сверже­ния неугодного короля или претендента на королевскую должность. Известно, что отец Верцингеторига21 по имени Кельтилл был убит, поскольку добивался царской власти.

Кельтского короля избирали равные ему представители воинского сословия. Непосредственно друиды короля не выбирали, но они имели возможность повлиять на этот выбор и, кроме того, на них было возложено проведение ре­лигиозной церемонии, в ходе которой и осуществлялось из­брание. А друиды прежде всего заботились о том, чтобы выбор производился по правилам и был удачен.

Религиозная церемония выбора верховного короля Ир­ландии называлась Пир Быка и происходила так. Вначале забивали белого жертвенного быка. Человеку, облеченному особенным доверием со стороны общественности, полага­лось наесться мяса убитого животного и напиться мясного отвара, а затем заснуть.

Четверо друидов торжественно пели над ним «Слово Истины». Плотно поевшее доверенное лицо должно было увидеть сон, а во сне — человека, которого надлежало воз­вести в короли. Ритуальный сон обычно был очень подробным: видны были внешность будущего короля, его характер, манеры и дела, которыми он в тот момент занимался. Когда сновидец пробуждался, он оповещал королей и друидов о содержании сновидения, подробно описывая облик, одеж­ду, оружие и местонахождение будущего короля.

Если прерогативой друида было давать королю советы, то велету — прорицателю, судье и врачевателю — вменялось в обязанности, главным образом, заботиться о здоровье короля, его душевном равновесии, а также исто­рических и научных познаниях монарха.

Верховный велет ирландского короля, к примеру, должен был с первого дня ноября по первый день мая каждый вечер рассказывать королю какую-нибудь историю.

Когда-то ирландские верховные филиды пользовались правом заговорить прежде короля со всяким, кто пожелал подойти к последнему.

Друид, замышлявший убить папского легата патриция Палладия (Св. Патрика22), пришел к нему вместе с девятью магами, одетыми в белые одежды (лат. cum nouem magis indutis vestibus albis).

Ирландские филиды нередко были послами, избранными уладами для того, чтобы вести переговоры о мире с верхов­ным королем Ирландии.

Друид Мог Руйт однажды выступил в такой роли, когда от имени своей страны обратился за помощью к жителям ко­ролевства Мунстер и принес перечень того, чем придется заплатить за эту услугу: пятьдесят мягких белых хитонов от­личной выделки.

Филида высшего разряда — оллама уладов Ферхертне Мак Коирпре — описывали следующим образом: это блис­тательный муж в белом, перед которым отступают озера и реки, когда он уязвляет их, насмехаясь над ними, и взду­вают свои воды, когда Ферхертне их хвалит.

Фертхертне играл на пирах уладов; сей поэт был настоя­щим королем среди всех выдающихся поэтов уладов. Фер­хертне охранял арьергард короля Конхобара23, когда тот шел на земли своих врагов.

Желающему поговорить с королем, дозволялось это лишь в том случае, если он вначале обратится к Фертхертне.

Войско уладов иногда возглавлял друид Сенха Великий, сын Айлиля, которого восхваляли, как самого красноречиво­го человека на земле. Это был спокойный мужчина уже по­чтенного возраста, седой, облаченный, поверх прекрасного белого хитона, в ослепительно белые одежды с каймой из чистого серебра. Под его плащом виднелась серебряная рукоять меча. На плече Сенха носил бронзовый жезл.

Ему была дана редкостная способность утишать тремя добрыми словами гнев всех мужей на свете, от восхода и до заката. Он умел также усмирять пыл войска уладов. Со­временники утверждали, что его голос был нежен, как музы­ка, а речь отличалась силой и ясностью.

Друиды нередко принимали на себя роль послов и вели внешнеполитические дела своих племен и общин.

Эдуйский друид Дивитиак явился просить помощи у римского сената в войне против секванов, союзников гер­манцев.

Британский друид Мерлин24 нередко выполнял посоль­ские функции и вел сложные переговоры с послами других королей при дворе короля Артура в V веке.

Обычно друиды не принимали участия в войне и не пла­тили податей наравне с другими. Они вообще были осво­бождены от всех служб и повинностей перед королем и об­щиной.

Этот социальный статус не мешал друидам участвовать в военных кампаниях и сражаться вместе со своей общиной.

Основные функции друидов на войне сводились к гада­нию об исходе сражений, применению так называемой бое­вой магии: охранительной — для своего племени и вредо­носной — для противников.

Случалось, что друиды непосредственно перед битвой становились между войсками, которые, выстроившись в бо­евом порядке, грозили друг другу мечами и копьями, и ус­миряли их, словно разбушевавшихся диких зверей.

Несмотря на целый ряд приведенных ранее описаний благообразной внешности друидов, было бы ошибкой пред­ставлять их исключительно как немощных белобородых ста­рцев, не державших в руках ничего тяжелее ритуального жезла. Многие друиды, попавшие в анналы истории, носи­ли мечи и другие доспехи, славились как сильные единобор­цы, возглавляли отряды и целые дружины из вооруженных друидов или обычных воинов.

Например, известно, что современник Цезаря, друид Дивитиак командовал корпусом кавалерии и руководил во­енными операциями.

Поэзия друидов

Среди друидов встречались ученые поэты в отличие от бардов, не имевших друидического образования.

Кельтская богиня Бригитта, дочь бога Дагды25, согласно преданию, была сама величайшей поэтессой и выдающейся представительницей сословия друидов.

Галльская надпись из Оксей свидетельствует, что Иккав, сын Оппианиона, создал канталон для Бригиндоны (галльск. Iccavos Oppianionos ienru Brigindonae cantalon). Канталон пред­ставлял собой заклинание в виде поэтического произведения.

Со временем в некоторых областях кельтского мира по­эты-провидцы полностью обособились от отшельников-дру­идов и превратились в самостоятельное сословие, имевшее немалый общественный вес.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь