Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мезенцефально-диенцефальная дизартрия.



Очаг поражения мозга. Поражения структур лимбико-ретикулярной системы, в первую очередь мезэнцефально-диенцефальных.

Патогенез. Нарушения неспецифической активности корково-подкорковых структур, обеспечивающих двигательную реализацию высказывания..

Синдромы просодических и фонетических расстройств. Снижение речевой активности имеет 5 условно выделяемых степеней, наиболее тяжелая из них –акинетический мутизм с полной анартрией. По мере развития акинетического мутизма речь становится все более лаконичной и все менее эмоционально выразительной, внятной и членораздельной.

Принципиальная направленность логопедической коррекции, ее виды и отдельные приемы. Так как прямых двигательных расстройств у больных нет, а просодическая и фонетическая невнятность речи обуславливается неспецифическими нарушениями речевой активности, то логопедическая коррекция, по сути дела, вообще, не требуется. Проблема сводится к усилению или нормализации речевой мотивации больных. Если больному нужно, он может ответить на вопрос, вступить в диалог и даже спонтанно обратиться с вопросом. Эмоциональная стимуляция всегда нормализует речевые возможности больного, однако, нужно ли усиливать речевую мотивацию больного зависит от его клинического диагноз, - речевая нагрузка не должна быть бесцельной.

Выводы

I. Общей основой приобретенной коммуникативной способности ребенка являются эмоциональные состояния универсальной зонной структуры и выражающих их врожденных «голосовых» реакций: младенческих криков, гуления и лепета. Эти реакции – то внутреннее, которое в адаптивной деятельности ребенка преобразуется под воздействием внешнего - знаковых систем общества в человеческую видово специфическую способность речевой коммуникации. Регламентирование и нормирование физических звуков врожденных голосовых реакций по регистру, тембру, звучности, ритму, мелодике, громкости и длительности – это первый, осуществляемый на протяжении преддошкольного возраста шаг, в процессе преобразования биологических универсальных эмоционально выразительных звуков в систему иных, нежели языковая, система эмоционально выразительных знаков - просодем. Недостаточное развитие или патологическое состояние системы просодем обнаруживается, с одной стороны, расстройствами эмоционально выразительного, а с другой стороны, содержательного плана коммуникативной способности ребенка, т.е. иначе говоря, и просодическими, и фонетическими проявлениями. Всегда отмечаемые в картине дизартрии наряду с фонетическими и просодические нарушения свидетельствуют о необходимости двойственной направленности при этом расстройстве логопедической коррекционной работы не только на содержательную, но и на эмоционально выразительную сторону речи. Логопедическая коррекция невнятной произносительной стороны речи («как будто бы каша во рту») направлена, в первую очередь, на обеспечение ребенку возможности речевого выражения его эмоционального состояния и его эмоционального отношения к окружающему, а постановка звуков при дизартрии – это знаковая регламентация и культурное нормирование в свете закономерностей русской фонетики, зонных эмоционально выразительных просодических особенностей звучащей речи. Логопед восполняет то, что нормативно развивающийся ребенок осваивает в процессе подражательного лепета в конце 1-го и на 2-ом году жизни в деятельности эмоционального общения с матерью.

II. Патогенетическая дифференциальная диагностика дизартрий обращает внимание логопеда на конкретные причины имеющейся у больного просодической недостаточности: 1/ вялый паралич с мышечной гипотрофией, гипотонией и гипорефлексией в тех или иных мышечных группах (бульбарная дизартрия); 2/ спастический паралич с отсутствием атрофических явлений, мышечной гипертонией и гиперрефлексией во всех мышцах речевого аппарата, но преимущественно на той или иной половине тела (псевдобульбарная дизартрия); 3/дистонию и различные гиперкинезы в речевых мышцах (подкорковая дизартрия); 4/дискоординацию мышечных работ целостного речевого аппарата (мозжечковая дизартрия). В соответствии с конкретным патогенезом просодических расстройств меняются и приемы логопедической коррекции и в частности постановки звуков речи. При бульбарной дизартрии логопед будет заботиться об улучшении трофики парализованных мышц и повышении их возбудимости, стимулировать силу и объем нужных движений, тогда как при псевдобульбарной дизартрии логопед будет стараться уменьшить возбудимость мышц, снять или уменьшить их напряженность и лишь затем привлекать внимание ребенка к тренировке нужных движений. Совсем другой комплекс приемов требуется для коррекции мозжечковой диспросодии с характерной для нее дискоординацией мышечных работ, необходимых, например, для издавания глухих или звонких звуков, разнообразных речевых шумов и тем более для произнесения целостных ритмических структур слов или коммуникативных типов синтагм. Конечно, для использования таких патогенетически дифференцированных приемов логопедической коррекции и постановки конкретных звуков речи (смычных и щелевых, глухих и звонких, твердых и мягких) логопед должен хорошо знать системные физиологические компоненты речевого акта и нормативную фонетику.

III. Логопед, работающий с детьми-дизартриками преддошкольного возраста должен понимать, что коррекция произносительной стороны речи есть, иначе говоря, формирование у детей нормативной системы эмоционально выразительных просодем и, следовательно, воспитание у них характерных для русской культуры чувств и волеизъявлений. Можно сказать и обратное: воспитание у детей-дизартриков чувств и волеизъявлений означает формирование у них русской системы просодем, основанной на нормативном использовании просодических средств речи и расстроенной в силу наличия у ребенка двигательных нарушений Осознание этой двойственности имеет очень большое значение для методики логопедической коррекционной работы. Ребенок преддошкольного возраста еще вряд ли может быть учеником, сидящим за столом логопеда и произвольно выполняющим его инструкции. Он может и хочет играть, радуясь, огорчаясь и досадуя в связи с перипетиями игры. Такая смена мотивации поведения ребенка не имеет значения в учебном отношении, - важно, что ребенок тренирует и развивает свои чувства и волеизъявления, средствами выражения которых являются те же просодемы, что и средства нормативно правильной, «внятной», эмоционально выразительной речи. Чем старше становится ребенок, тем приемы логопедической коррекции дизартрии могут приобретать все более привычные неигровые формы. Наличие дизартрии в детском возрасте означает задержку эмоционально-волевого развития ребенка и обязательно требует работы по воспитанию у него чувств и волеизъявлений, а также и средств их речевого выражения.

IV. П атогенетические представления о речевых расстройствах изменяются и совершенствуются по мере исторически происходящего развития научных знаний. Так происходит на наших глазах и с представлениями о патогенезе дизартрий. Невнятная произносительная сторона речи, патогенез которой не связан с двигательно обусловленными просодическими расстройствами, не является с патогенетической точки зрения дизартрией. Невнятная произносительная сторона речи свойственна не только дизартрии, но и дислалии, тогда как патогенез этих речевых расстройств принципиально различен. Включение в число дизартрий корковых - кинестетическую и кинетическую - артикуляторных апраксий на том основании, что речь таких больных невнятна, патогенетически не оправдано, просодические расстройства при кинестетической артикуляторной апраксии вторичны, а при кинетической артикуляторной апраксии – не связаны с диспросодией. Корковая дизартрия на сегодняшнем уровне знаний – это частный случай псевдобульбарной дизартрии, когда двустороннее поражение центральных двигательных пирамидных путей касается их начальных кортикальных участков. (О патогенезе артикуляторных апраксий смотри в следующей главе).

По тем же соображениям не следует включать в число дизартрий и мезенцефально-диенцефальные расстройства произносительной стороны речи. При неспецифических нарушениях активности ребенка страдают, по-видимому, не приобретенные знаковые просодемы, а исходные врожденные эмоционально выразительные реакции - младенческие крики, гуление и лепет или непосредственно порождающие их эмциональные состояния. Возникающие у взрослых вследствие мезенцефально-диэнцефальных очговых поражений мозга клинические картины акинетического мутизма носят наименование у детей раннего возраста детского аутизма, который, действительно, не так уж редок у современных детей с речевыми расстройствами. Иной патогенез – иные способы компенсации и логопедической коррекции. В частности, в случае детского аутизма бессмысленно заниматься постановкой звуков, - это проблема недостаточной мотивации речи.

     У детей и взрослых с ДЦП в большинстве случаев имеется дизартрия. С патогенетической точки зрения дизартрия в составе ДЦП обычно имеет разные компоненты двигательной недостаточности (спастические и вялые параличи, подкорковые дистонии и гиперкинезы, мозжечковую атаксию и дискоординацию движений), а потому и сложные диспросодические расстройства, препятствующие развитию как эмоционально-волевой сферы детей и взрослых пациентов, так и фонетически нормативной произносительной стороны их речи. Для устранения дизартрии необходим вдумчивый патогенетический анализ и не менее вдумчивая патогенетически обусловленная логопедическая коррекция, включающая в себя работу по воспитанию у ребенка чувств и волеизъявлений.

 

Основные направления работы и методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей и взрослых в процессе коррекционно-педагогического воздействия

Характеристика и анализ методик работы над интонацией. Оценка конкретных средств, приемов, упражнений по формированию дыхательной и голосообразующей функций; по развитию восприятия и воспроизведения интонационных структур у детей с речевой патологией.

Моделирование и использование конкретных образцов коррекционно-педагогического воздействия, деятельность по анализу и самоанализу результатов разработки и проведения занятий, направленных на развитие интонационной сферы у детей с нарушениями речи.

 

 

 

Логопедическая коррекция нарушений просодической стороны

речи. Практические упражнения и задания

1. Логопедический массаж

Расслабление мышц артикуляционного аппарата начинается с так называемого «общего мышечного расслабления», а именно с расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, плечевого пояса. Затем осуществляется расслабляющий массаж мышц лица. Движения рук должны быть легкими, нежными, скользящими, успокаивающими, совпадающими с музыкальным сопровождением.

                      Приемы массажа

Поверхностное поглаживание — мягкий, «щадящий» прием. Ладони специалиста должны быть максимально расслаблены. Этот прием применяется для снижения тонуса артикуляционной мускулатуры.

Глубокое поглаживание — более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко «заложенных» мышц и сосудов.

Растирание — выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус.

Прерывистая вибрация или поколачивание — оказывает различное действие. Слабое поколачивание повышает тонус мышц, а сильное или «стакатто» снижает повышенный тонус мышц и возбудимость нервов.

Плотное нажатие — улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, усиливает моторные рефлексы, значительно повышает тонус мышц.

Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.

—————

 

Упражнения 1, 2. ОБЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ — ПОГЛАЖИВАНИЕ ЛИЦА И ШЕИ. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производится поглаживание по массажным линиям. Заканчивается поглаживание фиксацией мочек ушных раковин.

Упражнение 3. ПОГЛАЖИВАНИЕ ЛИЦА. Третьи и четвертые пальцы располагаются на середине подбородка, вторые — над верхней губой. Производится поглаживание по массажным линиям к козелкам ушной раковины.

 

Упражнение 4. ПЕРЕХОДНОЕ. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами поглаживать из-под подбородка по носогубной складке, боковым поверхностям носа и через переносицу переходить к поглаживанию по массажной линии от середины лба к височным впадинам. Пальцами слегка прижимать кожу.

Упражнение 5. ВОЛНООБРАЗНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ. От внутренних углов глаз пальцами легко скользить к бровям и, захватив их вторыми и третьими пальцами, производить волнообразное поглаживание по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках.

Упражнение 6. ПОГЛАЖИВАНИЕ КРУГОВЫХ МЫШЦ ГЛАЗ. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.

Упражнение 7. ПОГЛАЖИВАНИЕ ЛОБНОЙ И ВИСОЧНОЙ ВПАДИНЫ. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами обеих рук, согнутыми по форме лба, попеременно производить поглаживание снизу вверх, плавно передвигая пальцы к вискам. Дополнительно поглаживать подушечками пальцев виски.

Упражнение 8. ПЕРЕХОДНОЕ. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производить поглаживание по массажным линиям.

Упражнение 9. ПОКОЛАЧИВАНИЕ. Подчелюстную область массировать похлопыванием тыльной стороны пальцев, затем подушечками четырех пальцев обеих рук одновременно производить поколачивание по массажным линиям.

Упражнение 10. «СТАКАТТО». Резкие, отрывистые, поочередные удары подушечками пальцев. Движение производить непрерывно, обеими руками, одновременно по массажным линиям, заканчивать фиксацией у мочек ушных раковин.

Упражнение 11. ПЛОТНОЕ ПРИЖИМАНИЕ. Движения выполняются двумя руками одновременно, начиная снизу, постепенно поднимаясь вверх. После каждого нажима следует немного приподнимать руки и вновь нажимать на массируемый участок. Последнее движение совершается от середины лба к височной впадине.

Упражнение 12. ПОГЛАЖИВАНИЕ ПО МАССАЖНЫМ ЛИНИЯМ.

Упражнение 13. Специальное упражнение, рекомендуемое для расслабления круговой мышцы губ, с которой связана, пожалуй, самая распространенная при заикании, смыкательная губная судорога. Указательные и третьи пальцы логопед располагает около углов рта, губы растягиваются, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие, плавные, скользящие.

Аналогичные движения проводятся поочередно с верхней и нижней губой.

—————

 

В отдельную группу должны быть выделены расслабляющие упражнения для языка, которые помогают на некоторое время справиться с напряжением мышц мягкого неба, кончика, корня, спинки языка, а также изгоняющей судорогой языка, судорогой нижней челюсти и т.д.

До начала массажа логопед просит выполнить упражнение, известное под названием «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК».

Ребенок выкладывает широкий, «ленивый», вялый язык на нижнюю губу, а затем, слегка «пошлепывая» его верхней губой, тихо произносит «пя-пя-пя...». Возникшее ощущение вялости и расслабленности стараемся сохранить до конца лечебного сеанса. Это упражнение направлено на нормализацию тонуса мышц языка.

Упражнения для расслабления мышц языка:

— вибрация в течение 15 сек. указательными пальцами обеих рук нижней челюсти;

— похлопывание, поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем в течение 15 сек. Шпатель накладывается на кончик языка.

Перед началом артикуляционного массажа логопед тихим и ласковым голосом дает следующие установки: «Глаза закрыты... как перед засыпанием... Губы едва соприкасаются... Зубы разомкнуты... Лицо спокойно и неподвижно... На лице -— маска покоя...»

Расслабление мышц шеи и затылочных мышц способствует рефлекторному расслаблению мышц языка.

Активный массаж языка проводится только в том случае, если имеется частичный парез мышц языка или нарушена реципрокная (симметричная) иннервация.

Дыхательная гимнастика

(автоматизация навыков нижнереберного дыхания)

 

Дыхание – главная функция человеческого организма, основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объем воздуха, который, проходя постепенно, струей через связки, как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным. О типах дыхания – см. главу 2.3 «Понятие об интонации в психофизиологии».

Дыхание, голосообразование и артикуляция – взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводят одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы. Контролировать правильное речевое дыхание можно с помощью ладони, если положить ее на область диафрагмы.

Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, согласование процессов дыхания и голосоведения.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

Рекомендации при выполнении упражнений:

 

• Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

• Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий, дыхание не форсировать.

• «Добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;

• Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;

• Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;

• Выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

В дыхательной гимнастике используются упражнения:

1. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха

 

Данные упражнения выполняют первоначально лежа, затем сидя и стоя. Упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Упражнение 1. Руки положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «шшш...» или «ффф...»

Упражнение 2. На область диафрагмы положить книгу или журнал. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая книгу. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается – книга опускается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...»

Упражнение 3.Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед. С поочередным подтягиванием колен к животу, осуществляется выдох. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...»

Упражнение 4. Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед.С одновременным подтягиванием колен к животу, осуществляется выдох. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...»

Упражнение 5. Руки положить ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали ребра.

Упражнение 6. Сидя на полу: руки раззвести в стороны и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи. Наклонить туловище три раза спокойно и плавно вперед - выдыхать в три «рывка», на выдохе произносить «ш-ш-ш». 

Если наступила усталость, то упражнения на дыхание можно чередовать с упражнением «Тряпичная кукла»: все тело максимально расслаблены, руки «болтаются», как у Пьеро. На выдохе участники группы «выстанывают» гласные звуки: « Аааа...», «Оооо...», « Уууу...»,

тем самым вырабатывается навык «мягкого» голосоведения, что необходимо для преодорления смыкательного гортанного спазма.  

 

2. Упражнения для воспитания навыков правильного полного выдоха

Упражнение 1. Очень глубоко и резко взять дыхание через нос (в нижние ребра). Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей.

Упражнение 2. «Задуть воображаемую свечу». Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из легких выходит плавно и постепенно, ребра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.

Упражнение 3. «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя интенсивность выдоха). Следить за правильной осанкой и за расслабленностью мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Упражнение 4. Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить выдох на 10–12–15 и более секунд.

3. Упражнение для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом

 

Данная группа упражнений базируется на упражнениях для воспитания правильного выдоха в сочетании с включением голоса, начиная с произнесения отдельных звуков до произнесения цепочек слогов. Примеры упражнений:

Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звуков с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф, м, н, л и т.д. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обращается на плавность выдоха.

Упражнение 2. На выдохе протяжно произносятся слоговые цепочки: сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов на выдохе,

а) полунапевно произносить на выдохе:

м м а м м о м м у м м э м м и м м ы

н н а н н о н н у н н э н н и н н у н н а

б) произносить на выдохе:

м м у! м м о! м м а!

ммэ! мми! м м о!

в) протяжно произносить на выдохе:

м а а н а а в а а з а а

Упражнение 3. Активно взять дыхание, а на выдохе произносить слог «да-да-да». Говорить, ощущая корни передних зубов, щелочку между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка воздуха». Язык дробно ударяет по твердому небу около верхних резцов. Нижняя челюсть свободна, но не падает. Следить, чтобы дыхание было плавным, без толчков.

Упражнение 4. Произнести два слога, на втором сделать ударение, гласный второго слога потянуть, послушать: « ма - ма ». Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следить, чтобы смена слога, смена гласного не меняла окраски звука, его силы и объема.

ма-ма на-на ва-ва за-за

ма-мо на-но ва-во за-зо

ма-му на-ну ва-ву за-зу

ма-ми на-ни ва-ви за-зи

ма-мэ на-нэ ва-вэ за-зэ

4. Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями

 

Примеры упражнений:

Упражнение 1. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом порционно. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.

Упражнение 2. «Лесорубы». Сделать вдох, выдох делать с наклоном, выдыхая порционно в три раза и произносить ах-ух-ох, имитируя удар топора.

Упражнение 3. «Спустить мяч». Сделать вдох. Руки на уровне груди. Сжимаем воображаемый мяч, произнося звук с-с-с.

Упражнение 4. «Раздвинем стены». Делается аналогично упражнению «спустить мяч», только используются разные звуки: вперед – звук ж, назад – з, в стороны – ш, вверх – с.

5. Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога – «встречное дирижирование»)

Рекомендации при выполнении упражнений:

 

• Обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания.

• Придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме.

• При чтении стихотворений, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмерять расход воздуха с величиной текста.

Упражнение 1. Использование люфт-паузы (воздух добирается после каждой строчки).

 

Пример: С радости-веселья /

               Хмелем кудри вьются, /

               С горести-печали /

               Русые секутся. //

 

В дальнейшем произносится возрастающее количество слов на одном выдохе.

Упражнение 2. «Трубач». Сделать вдох. К губам прижать воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе.

Пример:

      Солнечный круг,

      Небо вокруг

      Это рисунок мальчишки.

      Нарисовал он на листке

      И подписал в уголке:

      «Пусть всегда будет солнце,

      Пусть всегда будет небо,

      Пусть всегда будет мама,

      Пусть всегда буду я! »

Упражнение 3. Сделать вдох. На выдохе посчитать. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев. Следить за проговариванием, равномерностью и длительностью выдоха.

Упражнение 4. Распределение речевого дыхания: чтение стихотворения «Дом, который построил Джек».

 

   Артикуляционно-мимическая гимнастика

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.

Рекомендации при выполнении упражнений

• выполнять упражнения только перед зеркалом;

• избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);

• выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.

Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики

Упражнения для мышц лба:

– нахмурить брови, с угрозой произнести «А-а! »;

– удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением

«А-а! »

Упражнения для мышц глаз:

– зажмуриться – «распахнуть» глаза;

– поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;

– озорно, со значением подмигивать;

– спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;

Упражнения для щёк:

надувать щёки;

– втягивать щёки;

– перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);

– «полоскать рот» воображаемой водой.

Упражнения для губ:

– улыбнуться («и-и-и»);

– сложить губы в трубочку («у-у-у»);

– двигать губами от правой щеки к левой;

– двигать губами по кругу;

– «развесить губы»;

Упражнения для языка:

– расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами

 («пя-пя-пя»);

– пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;

– вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);

– облизывать губы.

Изобразить:

– грозного владыку;

– лазутчика;

– кокетливую барышню;

– деревенского дурачка.

 

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                            ( тексты стихов Е.С. Анищенковой)

Ах, какое наслажденье

Есть вишневое варенье!

 

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 

             ** *

 

Вот грибок на тонкой ножке -

Ты клади его в лукошко!

 

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет

напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная

связка – ножку гриба.

 

 

            ***

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

 

 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы., совершать движения языком сначала из

стороны в сторону, потом снизу вверх. ( Только верхние зубы). 

 

 

       

            ***

У щенка – малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

 

Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние

верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать,

надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении

губы на счет от 1до 5.

 

    ***

 

Язычок наш молодец

Достает он леденец!

 

 

1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.

2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и

кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются

неподвижными.

 

 

    ***

 

 

Широко разинув рот

Зевает толстый бегемот.

 

А веселая мартышка

Губы сжав,

Читает книжку.

 

Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты.

Затем плотно сжать губы.

Чередовать упражнения.

 

   ***

 

Смастерим мы дудочку,

Дудочку – погудочку.

 

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком

положении под счет от 5 до 7.

 

 

    ***

Собираем мы без спешки,

Словно белочка – орешки.

 

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя

выдавливание шариков.

      ***

 

 

Наливаем воду в бочку –

Надуваем сильно щечки

 

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.

 

     ***

 

Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки.

 

Губы сжаты, щеки втянуты.

 

      ***

 

Мы печем, печем блиночки

И для сына, и для дочки.

     

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание: “пя-пя-пя”.

 

      ***

 

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

 

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук; “ д-д-д-д…” - сначала

медленно, затем темп увеличить.

 

      ***

 

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Сережка.

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.( Как лошадка цокает копытами).

 

      ***

 Тик-так, тик- так –

 Ходят часики -

             Вот так!

 

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать

из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.

Поочередно менять положение языка 4-6 раз. 

 

 

   ***

 

      На качелях мы качались

      И друг другу улыбались!

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком

положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык

за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.

Поочередно менять положение языка 4-6 раз. 

 

 

              ***

      Мы с моей подружкой Светкой  

      Жуем мятные конфетки.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами.

Кончик языка широкий.

 

 

               ***

 

       Ходят по двору подружки -

       Две болтливые индюшки.

 

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала

производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить

голос, пока не послышиться “бл-бл-бл…”.

 

 

                       ***

 

       Обезьянка, бегемотик –

       Все водой полощут ротик.

 

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.

 

             *** 

 

         И –У, И- У, И- У

         Взяли в садик мы дуду.

 

 Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед

(“трубочка”). Чередовать движения 6-7 раз.

 

 

               ***

 

         На нижней губке язычек

            Расстелим, как половичек.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет

от 5 до 10.

 

               ***

 

         Эй, дружок, Антошка!

         Сыграй нам на гармошке!

       

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При

повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и

все дольше удерживать язык в верхнем положении. 

 

        

              ***

          Как волшебник наш Николка –

          Лопатку превратил в иголку.

 

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

 

         

            Лида, Оля и Наташка

            Пили молоко из чашки.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.

 

                              ***

 

             Поиграть тебе охота?

             Загоняем мяч в ворота.

 

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.

 

                              ***

 

             По утрам мы чистим зубки,

             Любим песенки и шутки.

 

Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.

Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.

       

                            ***

 

             Потолок покрасил гномик,

             Приглашает нас в свой домик.

 

Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад. 

                              

                             ***

 

              Быстро по реке плывет

              И гудит наш пароход - “ыыыы”!     

 

 

Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы”

- имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что

широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.

 

                               ***

               Шарик лопнул у Танюшки –

               Плачет, бедная девчушка.

 

Предложить ребенку длительно произнести звук “ш”. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

 

       

                               ***

                   Заводи мотор, пилот!

                Пусть взлетает самолет:

                Дррррррррр …………

 

Предложить ребенку длительно произнести сочетание “дрррр…..”. Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит.

 

                               ***

 

                 Стучат колеса: т-т-т-т

                 В вагоне едем я и ты.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить “ттттттт…”.

 

              

                                ***

                  Чистить зубки тщательно

                  Всем деткам обязательно. 

                   

Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.

 

                                ***

 

                 Язычок играет в прятки –

                 Поиграйте с ним, ребятки!

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.

    

                        

                                   ***

 

                  С братом мы возьмем насос-

                  Будет праздник для колес:

                  Подкачаем шины

                  Папиной машины 

 

Преложить ребенку длительно произнести звук “сссс…”. Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

 

                                  ***

                 Лопаткой ямку я копаю,

                 Цветы иголкой вышиваю.

 

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

 

                                 ***

                  Кормит ласточка птенцов –

                  Голосистых молодцов.

 

Опускать и поднимать нижнюю челюсть.

 

                                 ***

 

                    Ветер дул на одуванчик –

                    Разлетелся сарафанчик.

 

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

 

                                ***

 

                    Юля бублик быстро съела,

                    Земляничку захотела.

 

Округлить губы как при произнесении звука “о”.

Затем имитировать захват губами ягоды земляники.

 

                                

 

                                    ***

 

                    Мурка спинку выгибает,

                    Глазки щурит и зевает.  

 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

 

 

                                     ***

 

                     Киска сердится на Машу:

                     Хочет рыбку, а не кашу.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.

 

    

                                       ***

                                                          

             Кашку манную мы ели

             И добавки захотели.

             Хобот вытянул слоненок,

             Плачет великан – ребенок

                 

Растянуть губы в улыбке. Поизносить: “ням-ням-ням….”

Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести “ууууууу…”.

                               

                                       ***

 

            Сосет апельсиновый сок

            Из трубочки мамин сынок.

 

Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку.

 

 

                                      *** 

             Тарелку вылизал щеночек,

             Колбаски просит он кусочек.

 

Вылизывать широким языком блюдце, намазанное выреньем.

 

                                         

 

                                     ***

 

              Бобик с мясом съел картошку,

              Вылизал большую плошку.

 

Имитировать вылизывание плошки языком.

 

                                                           

       Голосовая и интонационная гимнастика

Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.

Рекомендации при выполнении упражнений:

• работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом);

• не следует допускать горлового и других призвуков;

• при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение выдоха.

 Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса

 

Упражнение 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания.

Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.

а   а   а                 у  у  у

а    а                          у  у 

«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.

Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».

Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой голосоподачи и включение грудного регистра).

Упражнение 5. «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).

Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, повышая/понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница.

       Интонационные упражнения

 

Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием:

• Восторженно

• Спокойно и блаженно

• Категорически

• Вопросительно

• Задумчиво

• Скорбно

• Дерзко

• С сожалением

По аналогии в этом упражнении можно использовать фразу.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.471 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь